Дело № 2-7/2021
22RS0011-02-2020-000764-83
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 марта 2021 года г. Рубцовск
Рубцовский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Волошенко Т.Л.
при секретаре Палей А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению ФИО1, ФИО2,, ФИО3, ФИО4 к Администрации города Рубцовска Алтайского края об обязании совершить действия, Алтайской краевой общественной организации интересах ФИО1, ФИО2,, ФИО3, ФИО4 к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая кампания «Надежда» о признании действий незаконными, обязании совершить действия, компенсации морального вреда, штрафа, судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Алтайская краевая общественная организация (далее АКОО «) обратилась в суд в интересах ФИО1, ФИО2,, ФИО3, ФИО4 к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая кампания «Надежда» (далее – ООО «УК «Надежда») с настоящим иском. Ранее заявленный материальный истец ФИО5, согласно уточненному иску, поданному до возбуждения производства по делу, была исключена процессуальным истцом.
В обоснование требований указано, что истцы ФИО1, ФИО2,, ФИО3, ФИО4, проживают в доме № *** по улице ... в г. Рубцовске Алтайского края. Ответчик ООО «УК Надежда» является компанией обслуживающей жилой дом в городе Рубцовске, в котором проживают истцы. Кровельное покрытие жилого дома № *** по улице ... в городе Рубцовске Алтайского края имеет многочисленные протечки. На кровле отсутствуют элементы снегозадержания, что может быть причиной травмы или несчастного случая. На чердаке верхняя разводка отопления и трубы отопления изолированы не по всей длине, что поднимает температуру воздуха чердачного помещения в результате чего и образуется конденсат, который способствует образованию наледи и сосулек. Кроме того, фановые трубы управляющей компанией выведены в чердачное помещение, что способствует намоканию деревянных элементов кровли, кроме того происходит намокание и загнивание деревянных элементов крыши намокание утеплительного слоя. В силу требований ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную натравленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность. Согласно п. 4.6.1.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170, организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода, защиту от увлажнения конструкций, от протечек кровли или инженерного оборудования. Ответчик, является лицом, ответственным за содержание, эксплуатацию и ремонт общего имущества вышеуказанного жилого дома, в том числе за ремонт и содержание крыши дома. Кроме материального ущерба, истцам был причинен и моральный вред, выразившийся в нравственных страданиях, а именно, истцы из-за бездействий ответчика по не проведению ремонт, вынуждены проживать в квартире с повышенной влажностью, от чего появились головные боли, нарушение сна. Моральный вред, причиненный истцам бездействием ответчика, они оценивает в 10 000 рублей каждый. С учетом указанного, истцы просили признать незаконным бездействия ООО «УК «Надежда» по не производству ремонта кровли жилого дома № *** по ул. ... в г. Рубцовске Алтайского края; обязать ответчика ООО «УК «Надежда» произвести ремонт кровли жилого дома № *** по ул. ... в г. Рубцовске Алтайского края для устранения нарушений в течении суток; взыскать с ответчика ООО «УК «Надежда» в пользу истцов ФИО1, ФИО2,, ФИО3, ФИО4, в счет компенсации морального вреда сумму в размере 10 000 руб. каждой; наложить на ответчика штраф 50 % которого перевести на счет АКОО , а также взыскать почтовые расходы, понесенные на отправку искового заявления.
По делу по ходатайству стороны истцов в качестве соответчика была привлечена Администрация города Рубцовска Алтайского края.
Требования стороной истца были уточнены, просили признать незаконным бездействие ООО «УК «Надежда» по непроизводству ремонта кровли дома № *** по улице ... в г. Рубцовске Алтайского края; обязать ответчиков ООО «УК «Надежда», и Администрацию города Рубцовска Алтайского края выполнить работы для устранения недостатков проведенного капитального ремонта и обслуживания дома: -выполнить демонтаж облицовки коньков и наклонных ребер кровли, длиной 1125,0 м. п.; выполнить полную разборку кровельного покрытия, на площади кровли 1197,0 1кв.м.; выполнить разборку основания под кровлю из оцинкованной кровельной стали в местах расположения ендов, длиной ендов 34,0 м.п.; выполнить полную разборку обрешетки из не обрезных досок, на площади кровли 1197,0 м; выполнить устройство сплошной обрешетки из досок сечением 32x150 мм в местах расположения карниза, на площади 115,0 м; выполнить устройство сплошной обрешетки из досок сечением 32х150 мм в местах расположения ендов, на площади 42,0 м; выполнить устройство основания под кровлю в местах расположения ендов из листовой оцинкованной кровельной стали, на площади 42,0 м; выполнить наращивание и восстановление кирпичной кладки четырех вентиляционных шахт с выводом их за пределы кровельного покрытия, объемом кирпичной кладки 5,14 куб.м; выполнить оштукатуривание кирпичной кладки четырех вентиляционных шахт, на площади 32,2 м; выполнить утепление всех вентиляционных шахт в чердачном пространстве минераловатными плитами с последующей облицовкой тонколистовой оцинкованной сталью по каркасу, в объеме 2,63 куб. м; выполнить установку зонтов над выпусками вентиляционных шахт из кирпичной кладки, в количестве 4 шт.; выполнить восстановление горизонтальных участков боровов системы вентиляции, длиной участков 1,5 м; выполнить наращивание выпусков трубопроводов системы канализации (фановых труб) с выводом их за пределы кровельного покрытия, длиной трубопроводов 44,0 м. п.; выполнить восстановление горизонтальных участков боровов системы канализации, длиной участков 1,3 м; выполнить утепление выпусков трубопроводов системы канализации (фановых труб) трубками из вспененного полиэтилена в пределах чердачного помещения, длинной трубопроводов 47,0 м.п.; выполнить устройство разреженной Обрешетки из досок сечением 32x150 мм с шагом 350 мм, на площади кровли 1041,0; выполнить устройство карнизных планок в карнизной части крыши, длиной 159,0 м.п.; выполнить монтаж новых кровельных листов металлочерепичной кровли, на площади 1197,0 кв.м.; выполнить монтаж новых дополнительных элементов металлочерепичной кровли (коньковые планки, угловые элементы, декоративные планки ендов), при установке коньковых планок и декоративных планок ендов использовать фигурные уплотнители, на всей площади кровли; выполнить монтаж элементов снегозадержания на кровле, длиной 154,0 м.п.; ыполнить монтаж элементов защитного ограждения на кровле, длиной 154,0 м. п.; выполнить монтаж ходовых трапов на кровле, длиной 66,0 м. п. (трапы расположить: у слуховых окон, по конькам кровли); выполнить демонтаж заполнения проемов слуховых окон из деревянных глухих створок, в количестве 3 створок; выполнить устройство заполнения проемов слуховых окон жалюзийными
Определением от *** прекращено производство в части требований Алтайской краевой общественной организации интересах ФИО1, ФИО2,, ФИО3, ФИО4 к Администрации города Рубцовска Алтайского края об обязании совершить действия.
Представители АКОО ФИО6 в судебном заседании исковые требования поддержал.
Истцы ФИО2,, ФИО4, П.Н.ВБ. в судебном заседании поддержали исковые требования.
В судебном заседании истец, ФИО3 участия не принимала, извещена надлежаще.
Представитель ответчика ООО «УК «Надежда» ФИО7 в судебном заседании возражала в удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика Администрации города Рубцовска Алтайского края ФИО8 возражала против заявленных требований.
На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом мнения сторон, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, выслушав пояснения участников процесса, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Судом установлено, материалами дела подтверждается, что истцы ФИО1, ФИО3, ФИО4 являются собственниками квартир № *** по ... в г. Рубцовске. ФИО2, была собственником квартиры № *** в доме по ... в г. Рубцовске до ***.
По решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Рубцовск ул. ..., управление многоквартирным домом с *** осуществляло ООО «УК «Надежда» на основании договора управления многоквартирным домом от ***.
*** ответчик направил собственникам помещений жилого дома № *** по ул. ... в г. Рубцовске, в том числе истцам, уведомления о том, что действие договора управления после *** продлеваться не будет.
ООО «УК «Надежда» выдавалась лицензия № *** на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, в том числе, и домом истцов, однако в связи с принятием решения об отказе от продления срока исполнения договора управления указанным домом ответчик направил в Госинспекцию Алтайского края заявление от *** об исключении сведений о многоквартирном доме № *** по ул. ... из списка домов, в отношении которого лицензиат осуществляет деятельность по управлению.
По результатам рассмотрения указанного заявления ООО «УК «Надежда», согласно приказу Госинспекции Алтайского края от *** № ***, дом № *** по ул. ... исключен из приказа о предоставлении ответчику лицензии на право управления многоквартирными домами с ***.
*** техническая документация на дом № *** по ул. ... передана ООО «УК «Надежда» в Администрацию города Рубцовска Алтайского края, о чем составлен акт.
*** Госинспекцией Алтайского края в адрес Администрации города Рубцовска направлено письмо об исключении из реестра лицензий Алтайского края дома № *** по ул. ....
*** Рубцовским городским судом Алтайского края рассмотрено дело по иску АКОО в интересах ФИО1, ФИО2,, ФИО3, ФИО4, ФИО9 к ООО «УК «Надежда» о возложении обязанности продолжить управление домом, взыскании компенсации морального вреда. Согласно решению суда в удовлетворении требований отказано. Стороной истцов подана апелляционная жалобы на решение суда от ***. В соответствии с апелляционным определением Алтайского краевого суда от *** решение по делу отменено полностью с вынесением нового решения.
Судом из представленной стороной истцов в дело документации, а также ответов на судебный запрос установлено, что ранее многоквартирный дом по ... в г. Рубцовске находился в управлении ООО «Управдом», деятельность которого прекращена ***. В 2010 году был произведен капитальный ремонт крыши дома по ... в соответствии с краевой адресной программой «Капитальный ремонт многоквартирных домов» в рамках реализации Федерального закона от *** № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в период *** за счет средств Фонда в размере ***%, средств собственников помещений в размере ***% и средств консолидированного бюджета в размере ***%.
Обращаясь с требованиями о признании действий незаконными, обязании произвести действия по ремонту кровли, согласно пояснениям, указанным в иске, а также устным пояснениям, данным в судебных заседаниях, сторона истца обосновывает свои требования тем, что в 2010 году был проведен капитальный ремонт кровли дома истцов, после которого и до настоящего времени имеет место дефекты, а управляющая компания ненадлежащим образом исполняет свои обязанности по содержанию общего имущества многоквартирного дома.
В ходе рассмотрения дела, в связи с необходимостью установления факта того, в каком состоянии на сегодняшний день находится кровля дома по ... в г. Рубцовске, имеет ли дефекты, в результате чего они образовались и что нужно сделать для их устранения суд назначил по делу судебную строительно-техническую экспертизу, проведение которой поручил ООО «Лабораторию ».
Согласно заключению экспертизы ООО «Лабораторию » № *** от ***, и дополнению к заключению от *** установлено, что при выполнении работ по капитальному ремонту кровли не выполнено:
- устройство обрешетки из антисептированных досок с шагом установленным требованиями нормативно-технической документации;
- устройство сплошного настила в местах расположения ендов;
- установка декоративных элементов в местах расположения ендов;
- устройство карнизной планки;
- не выполнено скрепление листов между собой в местах продольных нахлесток;
- крепление кровельных листов к основанию (обрешетке) самонарезающими винтами выполнено в средней части волны листов, на отдельных участках в верхней части волны
- в сопряжении кровельного покрытия и стоек инженерного оборудования не установлена дополнительная гильза с фланцем;
- имеются несоответствия выпусков вентиляционных шахт, выпусков трубопроводов системы канализации (фановых труб) и слуховых окон в чердачном помещении исследуемого жилого дома (отдельные выпуски вентиляционных шахт расположены в чердачном пространстве без выхода за пределы кровли, имеются разрушения кирпичной кладки отдельных вентиляционных шахт и разрушения горизонтальных участков боровов системы вентиляции, отдельные выпуски трубопроводов системы канализации (фановые трубы) расположены в чердачном пространстве без выхода за пределы кровельного покрытия, выпуски трубопроводов системы канализации (фановые трубы) расположенные в чердачном пространстве не утеплены, заполнение части каждого из проемов слуховых окон выполнено глухими створками, в карнизных частях кровли отсутствуют элементы снегозадержания, в карнизных частях кровли отсутствует защитное ограждение).
Все недостатки имеющие место на кровле многоквартирного дома, согласно заключению экспертов, допущены при проведении капитального ремонта кровли. Все виды работ, которые должны быть выполнены для устранения установленных недостатков относятся к капитальному ремонту. Учитывая давность проведения капитальных ремонтных работ, суд приходит к выводу о необходимости проведения фактически нового капитального ремонта кровли дома по ... в г. Рубцовске.
В соответствии с п.п. 1 - 3 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период времени) собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома принимается с учетом предложений управляющей организации о сроке начала капитального ремонта, необходимом объеме работ, стоимости материалов, порядке финансирования ремонта, сроках возмещения расходов и других предложений, связанных с условиями проведения капитального ремонта.
Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома.
Настоящая редакция данной статьи не снимает с собственника помещения в многоквартирном доме обязанности нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Пункт 21 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (в редакции, действовавший на период спорных правоотношений) предусматривал, что капитальный ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для устранения физического износа или разрушения, поддержания и восстановления исправности и эксплуатационных показателей, в случае нарушения (опасности нарушения) установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, а также при необходимости замены соответствующих элементов общего имущества (в том числе ограждающих несущих конструкций многоквартирного дома, лифтов и другого оборудования).
Согласно ст. 15 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», в редакции действовавшей на момент проведения капитального ремонта кровли спорного многоквартирного дома, региональная адресная программа по проведению капитального ремонта многоквартирных домов утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Региональная адресная программа по проведению капитального ремонта многоквартирных домов должна содержать, в частности: перечень многоквартирных домов, которые подлежат капитальному ремонту, которым планируется предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда, средств долевого финансирования бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов на проведение капитального ремонта и которые включены в утвержденные органами местного самоуправления муниципальные адресные программы или утвержденные органами государственной власти субъектов Российской Федерации такие региональные адресные программы;
К видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов в соответствии с настоящим Федеральным законом относятся, также ремонт крыш.
Виды работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, указанные в части 3 настоящей статьи, должны проводиться с соблюдением требований энергетической эффективности, предъявляемых к многоквартирным домам, вводимым в эксплуатацию после проведения капитального ремонта в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, при условии выдачи разрешений на проведение капитального ремонта многоквартирных домов после вступления в силу требований энергетической эффективности.
Орган местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации принимают решение о включении в муниципальную адресную программу или региональную адресную программу многоквартирных домов, при наличии решений общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах об участии в указанной адресной программе.
Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать условия включения многоквартирных домов в региональные адресные программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов исходя из лимита предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда, установленного для субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Направляемые на проведение капитального ремонта многоквартирных домов средства Фонда, средства долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) средств местных бюджетов, средств товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов либо собственников помещений в многоквартирных домах в пределах минимального объема могут использоваться только на проведение работ по капитальному ремонту, а также на разработку проектной документации для капитального ремонта многоквартирных домов, и проведение государственной экспертизы такой документации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Согласно ст. 20 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», в редакции действовавшей на момент проведения капитального ремонта, получателями средств Фонда, направляемых на предоставление финансовой поддержки, являются субъекты Российской Федерации или муниципальные образования. Указанные средства поступают в бюджеты субъектов Российской Федерации или в случае, предусмотренном частью 3 настоящей статьи, в местные бюджеты.
Контроль за использованием средств осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для контроля за использованием межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета.
Средства бюджета субъекта Российской Федерации, полученные за счет средств Фонда и предусмотренные в бюджете субъекта Российской Федерации на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов, распределяются субъектом Российской Федерации между муниципальными образованиями, претендующими в соответствии с заявкой субъекта Российской Федерации на предоставление финансовой поддержки.
Орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня получения средств бюджета субъекта Российской Федерации, полученных за счет средств Фонда и предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов, принимает решение о распределении полученных средств и предусмотренных в местном бюджете средств на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов между многоквартирными домами, которые включены в региональную адресную программу по проведению капитального ремонта многоквартирных домов и управление которыми осуществляется товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными кооперативами или иными специализированными потребительскими кооперативами, управляющими организациями, выбранными собственниками помещений в многоквартирных домах.
В течение семи дней со дня принятия решения о распределении средств, орган местного самоуправления обязан уведомить товарищества собственников жилья, жилищные, жилищно-строительные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, выбранные собственниками помещений в многоквартирных домах управляющие организации, которые осуществляют управление многоквартирными домами, в отношении которых принято такое решение, о принятии такого решения с указанием объема средств, предусмотренных на проведение капитального ремонта конкретного многоквартирного дома.
В течение тридцати дней со дня получения уведомления товарищество собственников жилья, жилищный, жилищно-строительный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, выбранная собственниками помещений в многоквартирном доме управляющая организация, которые осуществляют управление многоквартирным домом, открывают отдельные банковские счета. и направляют в орган местного самоуправления: уведомления об открытии таких счетов с указанием их реквизитов; решение общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо собственников помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организацией, о долевом финансировании капитального ремонта многоквартирного дома за счет средств товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо собственников помещений в многоквартирном доме в размере не менее чем пять процентов общего объема средств, предоставляемых на проведение капитального ремонта многоквартирного дома в соответствии с настоящим Федеральным законом; утвержденную общим собранием членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо собственников помещений в многоквартирном доме смету расходов на капитальный ремонт такого многоквартирного дома.
Орган местного самоуправления в течение пяти рабочих дней со дня поступления вышеуказанных документов перечисляет средства, предусмотренные на проведение капитального ремонта многоквартирного дома в соответствии с настоящим Федеральным законом, на открытые банковские счета, указанные выше.
Порядок привлечения товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом либо выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организацией подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома с использованием средств, предоставляемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, может устанавливаться субъектом Российской Федерации. Порядок выплаты товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом либо собственниками помещений в многоквартирном доме средств на долевое финансирование капитального ремонта многоквартирного дома, в том числе порядок, предусматривающий возможность предоставления рассрочки выплаты таких средств, определяется органом местного самоуправления.
Оплата работ по капитальному ремонту многоквартирного дома за счет размещенных на банковских счетах средств производится с учетом требований, установленных ч. 5 ст. 15 настоящего Федерального закона, на основании актов приемки работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, согласованных с органом местного самоуправления и подписанных лицами, которые уполномочены действовать от имени товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организации, за исключением случая, установленного частью 11 настоящей статьи.
Отказ органа местного самоуправления в согласовании акта приемки работ по капитальному ремонту многоквартирного дома допускается только в случаях нарушения требований, установленных частью 5 статьи 15 настоящего Федерального закона, а также в случае превышения сметы расходов на капитальный ремонт такого многоквартирного дома, утвержденной в соответствии с пунктом 3 части 6 настоящей статьи.
Размещенные на банковских счетах и указанные в части 7 настоящей статьи средства могут использоваться на выплату аванса на проведение работ по капитальному ремонту многоквартирного дома в размере не более тридцати процентов указанных средств с учетом требований, установленных частью 5 статьи 15 настоящего Федерального закона.
Товарищества собственников жилья, жилищные, жилищно-строительные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы либо выбранные собственниками помещений в многоквартирных домах управляющие организации не вправе пользоваться и распоряжаться средствами, перечисленными на банковские счета на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, за исключением случаев, предусмотренных частями 9 и 11 настоящей статьи.
Из вышеназванных норм законодательства, действовавших на момент проведения капитального ремонта кровли дома по ... в г. Рубцовске, следует, что в случае проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов с использованием финансовой поддержки средств Фонда, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов в рамках соответствующей адресной программы он осуществляется на основании решения собственников помещений дома с возложением данной обязанности на организацию, которая управляет домом, путем привлечения ею подрядной организации.
В соответствии с ч. 1 ст. 740 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
Согласно ч. 1 ст. 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ
При отсутствии иных указаний в договоре строительного подряда предполагается, что подрядчик обязан выполнить все работы, указанные в технической документации и в смете.
Согласно ст. 749 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик в целях осуществления контроля и надзора за строительством и принятия от его имени решений во взаимоотношениях с подрядчиком может заключить самостоятельно без согласия подрядчика договор об оказании заказчику услуг такого рода с соответствующим инженером (инженерной организацией). В этом случае в договоре строительного подряда определяются функции такого инженера (инженерной организации), связанные с последствиями его действий для подрядчика.
Подрядчик несет ответственность перед заказчиком за допущенные отступления от требований, предусмотренных в технической документации и в обязательных для сторон строительных нормах и правилах, а также за недостижение указанных в технической документации показателей объекта строительства, в том числе таких, как производственная мощность предприятия. (ч. 1 ст. 754 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с ч. 1 ст. 313 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательства может быть возложено должником на третье лицо, если из закона, иных правовых актов, условий обязательства или его существа не вытекает обязанность должника исполнить обязательство лично. В этом случае кредитор обязан принять исполнение, предложенное за должника третьим лицом.
Поэтому, в силу ст. 403 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой должник отвечает за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства третьими лицами, на которых было возложено исполнение, именно на организации, которая управляет домом, лежит ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства по капитальному ремонту дома.
Согласно ст. 756 Гражданского кодекса Российской Федерации при предъявлении требований, связанных с ненадлежащим качеством результата работ, применяются правила, предусмотренные пунктами 1 - 5 статьи 724 настоящего Кодекса.
При этом предельный срок обнаружения недостатков, в соответствии с пунктами 2 и 4 статьи 724 настоящего Кодекса, составляет пять лет.
При этом установленный Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» порядок приемки работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, определяющий их согласование с органом местного самоуправления сам по себе не является основанием для возложения на Администрацию города Рубцовска Алтайского края обязанности по устранению недостатков проведенного капитального ремонта, который должен выполняться по договору, заключенному управляющей организацией (организацией, которая управляет домом) с подрядной организацией, поскольку в соответствии со ст. 56 ГПК РФ истцами не представлено доказательств того, что действия ответчика носят незаконный характер и в соответствии со ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации находятся в причинной связи с некачественным проведением капитального ремонта.
Статьей 158 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Норма, возлагающая на собственника обязанность по содержанию принадлежащего ему имущества, содержится также в ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 16 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с указанным Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.
Исходя из системного толкования ст. 16 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 N 1541-1 «О приватизации жилого фонда в Российской Федерации», ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации и ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации после исполнения бывшим наймодателем обязательства по капитальному ремонту жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме обязанность по производству последующих капитальных ремонтов лежит на собственниках жилых помещений, в том числе на гражданах, приватизировавших жилые помещения.
При рассмотрении настоящего дела не установлено ввиду не представления стороной истцов доказательств того, что проведение капитального ремонта кровли дома по ... было связано с неисполнением бывшим наймодателем обязательства по капитальному ремонту жилых помещений ст. 16 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 N 1541-1 «О приватизации жилого фонда в Российской Федерации».
Представителем Администрации города Рубцовска Алтайского края представлены копии следующих документов, датированных *** годами: протокола собрания собственников жилья по ..., в соответствии с которым решено провести капитальный ремонт дома и обеспечить долевое финансирование капитального ремонта в размере 5% общего объема средств, необходимых на проведение ремонта, договора от ***, заключенного между ООО «Управдом» и ОАО «-Полиметаллы» на составление проектно-сметной документации по ремонту кровли дома по ..., акта сдачи-приемки проектной документации от ***, письма ООО «Управдом» в адрес Управления Администрации г. Рубцовска по ЖКДХ и благоустройству о предоставлении субсидии в размере *** руб. на проведение ремонта многоквартирного дома по ..., протокола собрания собственников жилья дома по ... от *** об утверждении сметной стоимости работ по ремонту кровли и выборе подрядной организации для проведения капитального ремонта, сметных рассветов, договора от *** на проведение капитального ремонта многоквартирных домов в рамках исполнения ФЗ № 185 от 21.07.2007, заключенного между ООО «Управдом» и ООО «Презент», договора от *** между ООО «Управдом» и Управление капитального строительства администрации города Рубцовска Алтайского края на выполнение строительного контроля за капитальным ремонтом многоквартирного дома по ... в г. Рубцовске.
Данный пакет документов в виде копий не заверен надлежащим образом, а только скреплен печатью Администрацией города Рубцовска Алтайского края. Данный пакет документов представлен лицом, которое не является участником правоотношений, которые отражают данные документы. Оригиналы этих документов суду не представлены. Кроме того, ранее по запросу суда Администрацией города Рубцовска Алтайского края письмом о *** был дан ответ о том, что в соответствии с адресной краевой адресной программой «Капитальный ремонт многоквартирных домов» в рамках реализации Федерального закона от *** № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в период *** годы капитальный ремонт крыши на доме по ... был произведен в *** году, однако, документация по данному ремонту в Администрации города отсутствует, что согласуется с документами, представленными стороной истца. Судом был сделан запрос в ООО «УК «Виктория», на которую ссылалась представитель ответчика при представлении документов, и в МКУ «УКС» ... с целью запроса соответствующих документов. Однако, в данных организациях такие документы отсутствуют. В связи с чем, суд относится критически к представленным представителем Администрации города Рубцовска Алтайского края копиям документов.
Положения Жилищного кодекса Российской Федерации об организации капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома начали действовать только с ***.
Согласно ст. 182 Жилищного кодекса Российской Федерации региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета.
В соответствии со ст. 189 Жилищного кодекса Российской Федерации проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.
Собственники помещений в многоквартирном доме в любое время вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме по предложению лица, осуществляющего управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, регионального оператора либо по собственной инициативе.
Учитывая выводы экспертного заключения о необходимости проведения работ по капитальному ремонту по спорному дому, вышеназванные нормы законодательства, действовавшие на момент проведения капитального ремонта, а именно, что заказчиком работ по проведению капитального ремонта является организация, которая управляет домом посредством привлечения подрядчика на основании собрания собственником помещений дома, а орган местного самоуправления – это орган через который происходит финансирование работ путем предоставления и распределения денежных средств из соответствующих бюджетов в виде финансовой поддержки для проведения капитального ремонта в рамках адресной программы, не являясь заказчиком проведения работ, то в данном случае суд не находит оснований для удовлетворения требований истцов о возложении на Администрацию города Рубцовска Алтайского края обязанности по проведению работ по капитальному ремонту крыши спорного дома.
Согласно ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации о договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Поскольку ООО «УК «Надежда» является управляющей компанией дома по ... в г. Рубцовске с ***, то есть после проведения капитального ремонта. Соответственно, данный ответчик не является управляющей компанией, заключавшей договор подряда на проведение капитальных работ по ремонту кровли спорного дома. Учитывая, что проведение капитального ремонта многоквартирного дома осуществляется в соответствии с решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома принимается с учетом предложений управляющей организации о сроке начала капитального ремонта, необходимом объеме работ, стоимости материалов, порядке финансирования ремонта, сроках возмещения расходов и других предложений, связанных с условиями проведения капитального ремонта, то проведение капитального ремонта в *** являлось обязанностью предыдущей управляющей компании, капитальный ремонт проведен ею, то ответственность за некачественно проведенный ремонт лежит, именно, на ней и соответствующем подрядчике. Сведений о проведении капитального ремонта крыши дома за период управления им ООО «УК «Надежда» суду не представлено.
При проведении экспертного исследования не установлено каких-либо недостатков, явившихся результатом ненадлежащего текущего содержания общего имущества многоквартирного дома, при наличии которых обязанность по их устранению лежала бы на управляющей компании. Кроме того, стороной данного ответчика представлены документы по проведению текущих ремонтов кровли дома истцов, в том числе по обращениям граждан. Соответственно, суд не усматривает оснований для удовлетворения требований о признании незаконными бездействий данного ответчика по не производству ремонта кровли дома и обязании провести работы по устранению недостатков проведенного капитального ремонта.
Согласно ст. 15 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
В силу ч. 6 ст. 13 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Требования о компенсации морального вреда и штрафа являются произвольными от первоначальных требований, поэтому являются также не подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 98 Гражданского кодекса Российской Федерации почтовые расходы не подлежат возмещению стороне истца.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1, ФИО2,, ФИО3, ФИО4 к Администрации города Рубцовска Алтайского края отказать.
В удовлетворении требований Алтайской краевой общественной организации «интересах ФИО1, ФИО2,, ФИО3, ФИО4 к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая кампания «Надежда» о признании действий незаконными, обязании совершить действия, компенсации морального вреда, штрафа, судебных расходов отказать.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение месяца срока со дня составления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Рубцовский городской суд Алтайского края.
Председательствующий Т.Л. Волошенко
Решение в окончательной форме вынесено ***