РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 февраля 2015 г. с.Красный Яр
Красноярский районный суд Астраханской области в составе председательствующего судьи Зотовой Н.А., при секретаре Власовой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению администрации муниципального образования «Красноярский район» Астраханской области о признании бездействия администрации муниципального образования «Аксарайский сельсовет» Красноярского района Астраханской области незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Заявитель администрация муниципального образования «Красноярский район» Астраханской области обратилась в суд с заявлением о признании бездействия администрации муниципального образования «Аксарайский сельсовет» Красноярского района Астраханской области незаконным, в обоснование требований указав, что в связи с изменениями в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к полномочиям администрации муниципального образования «Красноярский район» Астраханской области с 01 января 2015 г. перешли организация в границах поселения электро-, тепло-, газо-, и водоснабжение населения, водоотведение, снабжение населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством. Администрацией района принят ряд мер, направленных на организацию передачи муниципального имущества поселений в собственность муниципального района. Администрация муниципального образования «Аксарайский сельсовет» Красноярского района Астраханской области постановлениями №, №№ от ДД.ММ.ГГГГ утвердила перечни имущества, подлежащего передаче администрации района, в числе которого отсутствуют объекты жилищно-коммунального хозяйства, а именно: сети водоснабжения, электроснабжения, газоснабжения и иные объекты, необходимые для обеспечения полномочий муниципального района. Вместе с тем администрация поселения приняла решение о передаче в безвозмездную собственность муниципального района УМП «<>», имеющего задолженность перед кредиторами в размере <> рублей, полагая, что объекты ЖКХ являются неделимым комплексом УМП, в связи с чем подлежат передаче в собственность района совместно с предприятием. Не желая исполнять требования действующего законодательства по передаче в собственность района имущества (объекты ЖКХ), необходимые району для предоставления услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства, администрация муниципального образования «Аксарайский сельсовет» Красноярского района Астраханской области своим бездействием создает препятствия исполнению муниципальным районом своих полномочий по обеспечению населения услугами жилищно-коммунального хозяйства, в связи с чем просят признать бездействие администрации муниципального образования «Аксарайский сельсовет» Красноярского района Астраханской области, выразившееся в отказе по передаче в собственность администрации муниципального образования «Красноярский район» Астраханской области объектов жилищно-коммунального хозяйства, а именно сети водоснабжения, сети электроснабжения, сети теплоснабжения, обязать передать указанные объекты.
Представители заявителя администрации муниципального образования «Красноярский район» Астраханской области ФИО1, ФИО2, действующие на основании доверенностей, в судебном заседании заявленные требования поддержали по обстоятельствам, изложенным в заявлении, дополнительно пояснили, что до 01 января 2015 г. полномочия по организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации являлись вопросами местного значения сельского поселения, для чего в собственности сельского поселения имелось имущество (объекты ЖКХ) и именно сельское поселение обязано было в силу закона решать вопросы местного значения. Создание Унитарного муниципального предприятия с правом хозяйственного ведения на передаваемое имущество не подтверждает переход прав на это имущество, подлежащее регистрации в предусмотренном законом порядке. Согласно сведениям о регистрации имущества, на каком-либо праве за УМП «<>» имущества не значится, в связи с чем утверждение администрации муниципального образования «Аксарайский сельсовет» Красноярского района Астраханской области о невозможности передачи объектов жилищно-коммунального хозяйства, а именно сетей водоснабжения, электроснабжения и теплоснабжения является их бездействием, желанием передать в собственность района предприятие на стадии банкротства, что не возможно в силу закона и препятствием в осуществлении администрацией района переданных полномочий в сфере жилищно-коммунального обеспечения.
Представители администрации муниципального образования «Аксарайский сельсовет» Красноярского района Астраханской области ФИО3, ФИО4, действующие на основании доверенностей, в судебном заседании просили в удовлетворении требований отказать, представили возражения, из которых следует, что во исполнение Закона администрацией сельсовета приняты постановления о передаче имущества в собственность муниципального образования «Красноярский район» Астраханской области, ДД.ММ.ГГГГ в адрес района направлена документация о передаче имущественного комплекса Унитарного муниципального предприятия «<>», однако глава района отказывается от его приема в собственность района, предоставление услуг населению в границах сельского поселения по электро-, водо-, теплоснабжению не организовано. Представитель ФИО3 дополнительно пояснил, что предприятие в целом является недвижимостью и подлежит передаче вместе со всем имуществом (объектами ЖКХ), принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения. Выделение объектов ЖКХ и передача их без предприятия приведет к его банкротству. Более того, указывает, что на балансе администрации муниципального образования «Аксарайский сельсовет» Красноярского района Астраханской области не имеется объектов жилищно-коммунального хозяйства, поскольку все они переданы УМП «<>», учредителем которого является администрация.
Суд, выслушав представителей заявителя и заинтересованного лица, исследовав материалы дела, приходит к выводу о следующем.
В силу статьи 245 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дела, в том числе, по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
При этом, в силу статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В силу пункта 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» по правилам, установленным главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, могут быть оспорены, в том числе, решения, действия (бездействие) органов местного самоуправления: представительного органа муниципального образования, местной администрации и иных органов, предусмотренных уставом муниципального образования и обладающих собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 27 мая 2014 г. № 136-ФЗ) с 01 января 2015 г. вопросы по организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.
Ранее (до 01 января 2015 г.) решением данных вопросов на территории поселения занималась сельская администрация. При этом, для решения вопросов местного значения в силу статьи 50 указанного Закона в собственности муниципальных образований могло находиться, в том числе, имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения.
Вопросы разграничения (перераспределения) муниципального имущества, в том числе в связи с изменением полномочий органов местного самоуправления, регулируются частью 11.1 статьи 154 Федерального закона от 22 июля 2004 г. N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
Об этом указывают и разработанные Министерством Регионального развития Российской Федерации в 2014 г. Методические рекомендации по подготовке нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, направленных на реализацию положений Федерального закона от 27 мая 2014 г. N 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В соответствии с частью 11.1 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ (ред. от 29.12.2014) «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях обеспечения выполнения требований Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» разграничение имущества осуществляется между: муниципальным районом и сельскими поселениями в его составе в случае, в том числе, изменения перечня вопросов местного значения сельского поселения.
При этом, разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями осуществляется в соответствии с установленными статьей 50 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» видами имущества.
Таким образом, требование о необходимости передачи имущества муниципального образования «Аксарайский сельсовет» Красноярского района Астраханской области администрации муниципального образования «Красноярский район» Астраханской области в связи с изменением перечня вопросов местного значения закреплено в вышеуказанных нормах и подлежит исполнению.
В целях обеспечения выполнения требований части 11.1 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» принят Закон Астраханской области от 02 июля 2008 г. № 37/2008-ОЗ «Об отдельных вопросах разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами в Астраханской области», который устанавливает порядок согласования перечня имущества, подлежащего передаче, порядок направления согласованных предложений органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований органам государственной власти Астраханской области, перечень документов, необходимых для принятия правового акта Астраханской области о разграничении имущества, а также момент возникновения права собственности на передаваемое имущество.
В силу части 3 статьи 4 Закона Астраханской области № 37/2008-ОЗ от 02 июля 2008 г. право собственности на имущество, передаваемое в установленном порядке, возникает с момента вступления в силу постановления Правительства Астраханской области о разграничении муниципального имущества.
В судебном заседании установлено, что в июле, повторно в октябре 2014 г. начальник Отдела по земельным отношениям Красноярского района Астраханской области в адрес муниципальных образований сельских поселений района направил письма о необходимости инвентаризации муниципального имущества, подлежащего передаче во исполнение закона. Постановлениями №№№ от ДД.ММ.ГГГГ г. утверждены перечни муниципального имущества муниципального образования «Аксарайский сельсовет», подлежащего безвозмездной передаче в муниципальную собственность муниципального образования «Красноярский район» Астраханской области. В указанном перечне, в том числе, постановлено передать УМП «<>».
В ДД.ММ.ГГГГ г., ДД.ММ.ГГГГ г. главой района направлены письма в адрес главы администрации муниципального образования «Аксарайский сельсовет» Красноярского района Астраханской области и прокурору по надзору за соблюдением законности в ГККК о недопустимости бездействия со стороны сельсовета по передаче объектов жилищно-коммунального хозяйства в связи с перераспределением полномочий по решению вопросов местного значения.
Доводы администрации муниципального образования «Аксарайский сельсовет» Красноярского района Астраханской области сводятся к невозможности передачи объектов жилищно-коммунального хозяйства без унитарного муниципального предприятия «<>», которые представляют собой единый комплекс.
Так, в соответствии со статьей 113 Гражданского кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 2 Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ (в ред. от 04.11.2014) «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию. От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Имущество унитарного предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия.
Унитарное предприятие должно иметь самостоятельный баланс.
В судебном заседании установлено, что Унитарное муниципальное предприятие «<> (УМП «<> является унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения коммерческой организацией, не наделенной правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. Учредителем и собственником имущества УМП «<>» является администрация муниципального образования «Аксарайский сельсовет». Правомочия собственника имущества Предприятия осуществляет администрация муниципального образования «Аксарайский сельсовет» на основании Постановления Главы муниципального образования «Аксарайский сельсовет» № от ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии с Уставом предприятия, утвержденным Постановлением главы муниципального образования «Аксарайский сельсовет» Красноярского района Астраханской области ДД.ММ.ГГГГ г. № предметом деятельности предприятия является техническая эксплуатация систем инженерного обеспечения поселка Аксарайский (теплоснабжение, водоснабжение, водоотведение, очистка сточных вод), техническая эксплуатация жилищного фонда поселка Аксарайский (ремонтно-строительные и иные виды работ), содержание в эксплуатационном состоянии, обеспечение своевременного и качественного ремонта объектов инфраструктуры, сельского населенного пункта (улиц, зеленой зоны и т.д.), оказание разносторонних социально-бытовых услуг населению на хозрасчетной основе, включая ремонт жилья, водопровода, отопления, канализации, электроосвещения.
В силу части 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
В силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации. (Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29 апреля 2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»)
Из представленной справки от ДД.ММ.ГГГГ г. в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о правах УМП «<>» на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества.
Кроме того, в судебном заседании установлено, что определением <> суда Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ г. в отношении Унитарного муниципального предприятия «<>» введена процедура банкротства – наблюдение, в связи с чем, при соблюдении последствий, ограничений и обязанностей должника в ходе наблюдения, предусмотренных статьями 63 и 64 Федерального закона от 26 октября 2002г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» доводы представителей администрации муниципального образования «Аксарайский сельсовет» Красноярского района Астраханской области являются несостоятельными.
Доводы представителей администрации муниципального образования «Аксарайский сельсовет» Красноярского района Астраханской области, изложенные в письменных возражениях и в судебном заседании, основаны на неправильном толковании норм материального права и направлены на иную оценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом.
Пунктом 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» предусмотрено, что исходя из положений статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному акту.
При этом, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод заявителя или препятствие к осуществлению прав и свобод.
На основании изложенного, руководствуюсь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Заявление администрации муниципального образования «Красноярский район» Астраханской области о признании бездействия администрации муниципального образования «Аксарайский сельсовет» Красноярского района Астраханской области незаконным – удовлетворить.
Признать бездействие администрации муниципального образования «Аксарайский сельсовет» Красноярского района Астраханской области по передаче в собственность администрации муниципального образования «Красноярский район» Астраханской области объектов жилищно-коммунального хозяйства, а именно: сети водоснабжения, электроснабжения, теплоснабжения, незаконным.
Обязать администрацию муниципального образования «Аксарайский сельсовет» Красноярского района Астраханской области передать в собственность администрации муниципального образования «Красноярский район» Астраханской области объекты жилищно-коммунального хозяйства, а именно: сети водоснабжения, электроснабжения, теплоснабжения.
Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 06 января 2015 г..
Судья ЗОТОВА Н.А.