Производство № 2-29/2020
УИД 67RS0003-01-2018-002599-06
Решение
Именем Российской Федерации
04 сентября 2020 года
Промышленный районный суд г.Смоленска
В составе:
Председательствующего судьи Селезеневой И.В.,
при секретаре Ушковой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Промышленного района г. Смоленска в интересах неопределенного круга лиц к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях, ООО «Смоленский завод ЖБИ-2» о возложении обязанности заключить договор о правах и обязанностях в отношении объекта гражданской обороны - защитного сооружения - убежища,
установил:
Прокурор обратился в суд с вышеизложенными исковыми требованиями, в обосновании которых пояснил следующее.
Во исполнение указаний прокуратуры области прокуратурой Промышленного района г. Смоленска проведена проверка исполнения требований постановления Правительства РФ N 359 от 23.04.1994 года "Об утверждении положения о порядке использования объектов и имущества ГО приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями", в результате которой установлено, что защитное сооружение, расположенное по адресу г. Смоленск, ул. Индустриальная включено в реестр федеральной собственности. Реестровый номер объекта федеральной собственности П 13670000200.
Защитное сооружение прошло инвентаризацию и состоит на учете в МКУ «Управление по делам ГО и ЧС города Смоленска» с инвентарным номером № 67-у-052. Тип, класс защитного сооружения гражданской обороны ВУ А -III. Вместимость 200 человек. Общая площадь 412 кв.м. Год ввода в эксплуатацию 1990 (Порядковый номер в Журнале № 22).
Защитное сооружение гражданской обороны № 67-у-052 не готово к приему укрываемых. Системы жизнеобеспечения находятся в нерабочем состоянии. Внутренняя отделка отсутствует. Внутренние двери (шлюзы) отсутствуют. Имеется подтопление грунтовыми водами (справка от 14.03.2018 инженера 1 категории отдела по делам ГО и ЧС Администрации Промышленного района города Смоленска). Аналогичные сведения закреплены актом проверки содержания и использования штного сооружения ГО от 30.05.2014.
Убежище расположено в подвале здания АБК-2, кадастровый №, являющегося собственностью ООО «Смоленский завод ЖБИ-2», которое передано ООО «Смоленский завод ЖБИ-2» на основании передаточного акта от 27.07.2004 от ЗАО «Смоленский завод ЖБИ- 2». Последнему оно передано на основании передаточного акта от 22.05.1996 согласно договору купли-продажи имущества государственного предприятия от 14.02.1992 и материалов по выкупу имущества в коллективную собственность завода ЖБИ-2 г. Смоленска.
Согласно данным ГУ МЧС России по Смоленской области в настоящее время вышеуказанное защитное сооружение эксплуатируется при отсутствии договора о правах обязанностях в отношении объекта и имущества гражданской обороны, а также на выпололнение мероприятий гражданской обороны.
Ст. 31 ФЗ от 21.12.2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" в качестве обременения приватизируемого имущества предусмотрена обязанность содержать объекты гражданской обороны, не включенные в состав приватизированного имущественного комплекса предприятия.
До настоящего момента спорный объект с учета защитных сооружений гражданской обороны, не снят. Действующее законодательство не предусматривает возможность отказа правопреемника приватизированного предприятия от заключения договора о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны. В результате действий ответчика дорогостоящее гражданское сооружение не обслуживается, что приводит к снижению его защитных свойств и утрате этого важного объекта, предназначенного для защиты жизни, здоровья и личного имущества граждан в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, их права на использование убежища в соответствии с планами ликвидации чрезвычайных ситуаций.
На основании изложенного, просит суд обязать ООО «Смоленский завод ЖБИ-2» в лице уполномоченного лица, и Межрегиональное территориальное Управление Федерального агентства по управлению Государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях заключить договор о правах и обязанностях в отношении объекта гражданской обороны - защитного сооружения - убежища инвентарный номер № 67-у- 052, общей площадью 412 кв.м., расположенного по адресу: г. Смоленск, ул. Индустриальная в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать ООО «Смоленский завод ЖБИ-2» привести в надлежащее техническое состояние систему вентиляции, водоснабжения, канализации и электрификации данного защитного сооружения – убежища.
В ходе судебного заседания прокурор заявленные требования поддержала лишь в части возложения на ответчика обязанности по заключению договора о правах и обязанностях в отношении объекта гражданской обороны, дополнительно обратив внимание суда на то, что повторным решением комиссии МЧС России ООО «Смоленский завод ЖБИ-2» отказано в согласовании Акта о снятии со спорного объекта гражданской обороны статуса убежища, что порождает безусловную обязанность ответчиков по заключению истребуемого договора, как минимум до того момента, когда такой статус будет снят или изменен.
Представитель ответчика ООО «Смоленский завод ЖБИ-2» исковые требования не признала по следующим основаниям.
ООО «Смоленский завод ЖБИ-2» является правопреемником АНИ «Стройдеталь», которое было приватизировано на основании закона РФ от 03.07.1991 №1531-1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации». В ходе приватизации 14.02.1992 был заключен договор купли-продажи имущества государственного предприятия, согласно п 1.1 которого АНИ «Стройдеталь» покупает имущество государственного предприятия, состоящее из основных фондов: зданий и сооружений, оборудования и оборотных средств. В соответствии с договором купли- продажи в уставной капитал завода при его приватизации вошел бытовой корпус АБК2 без изъятия каких-либо помещений и без указания обременений. Как видно из договора, а так же передаточных актов от 22.05.96, 27.07.04, ЗС ГО в числе объектов, вошедших в уставной капитал, в качестве отдельного объекта, не упоминается, из чего следует, что корпус АБК2 был приобретен в собственность полностью. Завод в 2010 году зарегистрировал право собственности на бытовой корпус АБК-2 в целом, включая подвальную часть, о чем выдано свидетельство №67-АБ №564799. Государственная гегистрация права собственности на подвальное помещение ничтожной не признавалась.
Исходя из вышеперечисленных обстоятельств ЗС ГО не было выделено и исключено из состава, приватизированного и проданного заводу имущества. Более того, орган, проводивший приватизацию имущества, должен был знать о наличии на территории ЗС ГО. Однако, начиная с 1992 года по настоящее время ни истец, ни иные органы публичной власти в качестве представителей собственника, себя не проявляли, бремени и обязанностей собственника не несли, контроль в отношении ЗС не осуществляли, никаких договоров не заключали. Полагает, что таким образом, с момента приватизации здания АБК2 ( и ЗС), государство полностью лишилось на него права собственности и не осуществляло действий по фактическому владению этим имуществом.
Следовательно, утверждение истца о том, что подвальное помещение здания АБК2, является объектом федеральной собственности, считает необоснованным.
Так же считаем необоснованным ссылку истца на законодательные и иные нормативные акты о закреплении объектов ГО в государственной собственности, изданные после завершения привативагизации завода (14.02.1992): п.1 ст.З ФЗ от 12.02.98 №28-ФЗ "О гражданской обороне", ст. 31 ФЗ от 21.12.01 №178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", п.2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ от 24.12.93 №2284 (о запрете на приватизацию ЗС ГО), п. 2 Положения о порядке использования объектов и имущества ГО, приватизированных предприятиями №359 от 23.04.94.
Вышеупомянутые нормативно-правовые акты не были наделены обратной силой и не распространялись на отношения, связанные с уже приватизированным к моменту их принятия имуществом (1992год).
В исковом заявлении прокурор, ссылаясь на номер в журнале учета защитных сооружений ГО (от 01.02.2018), считает подземный этаж - защитным сооружением ГО и утверждает, что ЗС стоит на учете в МКУ «Управление по делам ГО и ЧС г. Смоленска».
Однако, из положений пункта 1.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее - Правила), утверждённых приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15.12.2002 № 583, следует, что статус ЗС ГО как объекта ГО определяется наличием Паспорта убежища, заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов и экспликаций помещений ЗС ГО, заверенных органами технической инвентаризации. Неотъемлемой частью Паспорта ЗС являются копии поэтажных планов и экспликаций помещений объекта ГО, согласованных и заверенных органами технической инвентаризации, организацией - балансодержателем ЗС ГО и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
В связи с этим, прием ЗС ГО должен был бы осуществляться в соответствии с требованиями СНиП 3.01.09-84 «приемка в эксплуатацию оконченных строительством защитных сооружений и их содержание в мирное время», утвержденных постановлением Государственного комитета СССР по делам строительства от 20.07.1984 № 118.
Согласно п.1.1 СНиП 3.01.09-84 законченные строительством защитные сооружения принимаются в эксплуатацию государственной приемочной комиссией; датой ввода считается дата подписания акта государственной приемочной комиссией; в эксплуатируемом защитном сооружении должен быть паспорт убежища, составляемый по форме обязательного приложения.
Согласно п. 2.2 вышеупомянутых правил: «Документальным основанием для ведения учета ЗС ГО является паспорт ЗС ГО, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения.... Паспорт оформляется.. .. после ввода ЗС ГО в эксплуатацию". Паспорт, как основной документ, подтверждающий статус объекта, как защитного сооружения гражданской обороны не предоставлен истцом для рассмотрения, следовательно подвальное помещение здания АКБ-2 не может рассматриваться в качестве ЗС ГО. Данный Паспорт отсутствуети у ООО «Смоленский завод ЖБИ-2», т.к. приватизируемое здание АБК2 (согласно правоустанавливающим документам) не имеет в своем составе ЗС ГО.
Дополнительно обращает внимание суда на то, что подвальное помещение непригодно к использованию в качестве ЗС ГО. Корпусу АБК2 около 30 лет с момента постройки. За все это время подвальное помещение не использовалось никоим образом, поскольку в нем невозможно размещение людей, т.к. подвальное помещение постоянно затапливается грунтовыми водами, о чем свидетельствует регулярно прибывающая в него вода. Так согласно п. 4.21. СП 88.13330.2014 «Защитные сооружения гражданской обороны. Актуализированная редакция СНиП 11-11-77*» - «Уровень пола противорадиационных укрытий должен быть выше наивысшего уровня грунтовых вод не менее чем на 0,2 м. Противорадиационные укрытия допускается размещать в подвальных помещениях ранее возведенных зданий и сооружений, пол которых расположен ниже уровня грунтовых вод, при наличии надежной гидроизоляции."
Отмечает, что возле здания проложены различные коммуникации (в частности городская канализация), и в случае приведения ЗС в пригодность будет необходимо обезопасить его от подтекания грунтовых вод, а это в свою очередь приведет к тому, что нужно будет переносить расположенные со зданием коммуникации.
Кроме того, полагает, что составленным для исключения сооружения из реестра ГУ МЧС по г. Смоленску Техническим заключением об обследование спорного помещения в качестве защитного сооружения гражданской обороны (согласно правил по эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15.12.03 № 583) установлены исчерпывающие данные о техническом состоянии сооружения. Таковые свидетельствуют о грубых несоответствиях объемно-планировочных решений требованиям нормативных документов, а именно, СП 88.13330.2014, а также руководству по проектированию и расчету ЗС ГО, что позволяет усомниться в возможности ввода рассматриваемого сооружения в эксплуатацию в качестве объекта гражданской обороны. Также в упомянутом заключении, кроме установления значительного количества выявленных дефектов и повреждений, сделаны выводы о технической невозможности восстановления строительных конструкций рассматриваемого сооружения. При этом, восстановление систем вентиляции, водоснабжения и канализации не только технически невозможно, но и экономически нецелесообразно.
И, наконец, просит суд учесть, что ООО «Смоленский завод ЖБИ-2» не состоит в перечне организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне и имеет санитарно-защитную зону 300 метров, установленную для предприятий по производству бетона и железобетонных изделий. Вышеупомянутые обстоятельства свидетельствуют об отсутствии необходимости в объекте гражданской обороны на территории предприятия.
Дополнительно пояснила, что в настоящее время Общество обратилось в МЧС России за согласованием Акта о снятии с учета спорного защитного сооружения, в случае отрицательного решения которого, выразила намерение оспорить решение комиссии МЧС России в Арбитражном суде.
На основании вышеизложенного, просит в удовлетворении иска отказать.
Представитель ответчика МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях в судебное заседание явку своего представителя не обеспечило.
В предыдущих судебных заседания и представленных суду письменных возражениях заявленные исковые требования категорически не признает по следующим основаниям.
МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях в своей деятельности руководствуется Положением об управлении, утвержденным Приказом Росимущества от 19.12.2016 №471, административными регламентами, утвержденными Приказами Минэкономразвития РФ, определяющими действия управления при оказании той или иной государственной услуги. В состав государственных услуг входят действия, которые порождают юридически значимые последствия. Заключение договора ответственного хранения относится к такого рода юридически значимым действиям, которые порождают перечисленные в нем последствия. Согласно ст.421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора, понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством.
Согласно Постановления Правительства РФ от 23.04.1994 №359 «Об утверждении Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями» договор ответственного хранения в отношении имущества гражданской обороны заключается с правопреемником приватизированного (в любой форме) предприятия. Такому заключению должен сопутствовать ряд условий: во-первых, должен быть факт приватизации с возможностью установления при этом правопреемника; во-вторых, в соответствии с Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г. №2284 «О Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» в уставный капитал правопреемника объект гражданской обороны не включается; в-третьих, при приватизации должен должно быть заключение соответствующего органа по работе в области гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
Однако, в исковом заявлении отсутствуют доказательства, подтверждающие факт приватизации предприятия, исключения убежище из уставного капитала общества, либо не включение его в уставный капитал вовсе по причине отнесения к объекту гражданской обороны, наличия правопреемника в порядке приватизации, что свидетельствует об отсутствии оснований для заключения договора ответственного хранения.
Заключение договора ответственного хранения вне соблюдения условий, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 23.04.1994 №359 «Об утверждении Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями», в частности, не с правопреемником приватизированного предприятия, нарушает порядок использования федерального имущества.
Договор ответственного хранения в соответствии с порядком, установленным законом - безвозмездный договор. Лицо, которому по договору ответственного хранения передано имущество будет беспрепятственно его использовать с соблюдением лишь условий статуса, как объекта гражданской обороны. В тоже время, в соответствии с положениями ст. 17.1. Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 "О защите конкуренции" любое федеральное имущество может быть передано в пользование только посредством проведения конкурса или аукциона, с исключением, которому ООО «Смоленский завод ЖБИ-2» не соответствует.
Кроме того, согласно свидетельства о государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним от 13.07.2010, приложенного к исковому заявлению, следует, что соответчик является собственником всего здания АБК-2 (3- этажное в том числе подземный этаж-1), в котором расположено убежище. Имущество на основании передаточного акта от 27.07.2004, указанного в этом же свидетельстве, выбыло из собственности передающего лица, в то время как в реестре федеральной собственности таковое не состоит, что также исключает возможность заключения каких-либо договоров ответственного хранения, которые, в данном случае, будут рассматриваться, как распоряжение имуществом.
Просит об отказе в удовлетворении заявленного иска.
Представитель третьего лица ГУ МЧС России по Смоленской области позицию истца поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, дополнительно пояснив, что основанием для постановки на учет объекта ГО является паспорт. В данном случае Паспорт убежища поступил в МЧС из Администрации г. Смоленска. Из сведений, указанных в нем следует, что объект обладает всеми свойствами защитного сооружения (защитные двери, вентиляторы определенной модели и т.п.). Пояснить, по какой причине объект принимается в эксплуатацию в сентябре 1990 г., тогда как зданию намного больше лет, представитель ГУ МЧС России по Смоленской области не смог, однако, сообщил, что в 2014 г., согласно распоряжения губернатора Смоленской области, проводилась инвентаризация всех защитных сооружений на территории области. В ходе инвентаризации было предусмотрено заполнение инвентаризационной карточки. В данном случае карточка была заполнена, и в ней поставил свою подпись руководитель ООО «Смоленский завод ЖБИ-2», что свидетельствует об осведомленности последнего о факте нахождения на балансе предприятия защитного сооружения гражданской обороны.
П. 2 Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.04.1994 № 359, предусмотрено, что объекты и имущество гражданской обороны, приватизация которых запрещена в соответствии с пунктом ДД.ММ.ГГГГ Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, исключаются из состава имущества приватизируемого предприятия и передаются в установленном порядке его правопреемнику на ответственное хранение и в пользование. К указанным объектам и имуществу, наряду с другими перечисленными объектами, относятся отдельностоящие и встроенные убежища гражданской обороны. С правопреемником приватизируемого предприятия заключается договор о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны.
Учитывая изложенное, полагает, что требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме.
Третье лицо МКУ Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций г. Смоленска в судебное заседание явку своего представителя не обеспечило. В предыдущих судебных разбирательствах полностью поддержало позицию ГУ МЧС России по Смоленской области.
Привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области (Управление Росреестра по Смоленской области) явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, представив суду письменные возражения на заявленные требования и, прося, при этом, о рассмотрении спора в свое отсутствие.
Управлением Росреестра сообщено, что в настоящее время в ЕГРН в реестре прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества в отношении трехэтажного здания АБК2 с кадастровым № общей площадью 1078,7 кв.м., расположенного по адресу: город Смоленск, улица Индустриальная, имеется запись от 17 июля 2010 года о праве собственности ООО «Смоленский завод ЖБИ-2», внесенная на основании передаточного акта от 27.07.2004, утвержденного в связи с реорганизацией в форме преобразования Закрытого акционерного общества «Смоленский завод ЖБИ-2» на основании свидетельства ИМНС РФ по Промышленному району города Смоленска от 23.07.2004 №1 и приказа от 27.07.2004 в Общество с ограниченной ответственностью «Смоленский завод ЖБИ-2».
Одновременно сообщают, что в настоящее время в ЕГРН в реестре прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества отсутствуют записи о государственной регистрации права собственности и об иных правах в отношении объекта гражданской обороны с указанными в иске характеристиками.
Третье лицо Администрация г. Смоленска явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила. В письменных возражениях оставила рассмотрение данного спора на усмотрение суда, дополнительно пояснив, что объект гражданской обороны с указанными в иске характеристиками в реестре муниципального имущества <адрес> не значится.
Привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц Министерство обороны РФ, Министерство чрезвычайных ситуаций РФ, будучи извещенными надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о рассмотрении спора в свое отсутствие не просили, правовой позиции по делу не представили.
Третье лицо по делу ООО «Смоленское бюро строительных услуг» явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило. В ранее озвученной суду позиции представитель Общества суду пояснил, что обследованное их организацией защитное сооружение гражданской обороны расположено в подвале трехэтажного здания заводского корпуса и в силу серьезных нарушений гидроизоляции постоянно подтапливается сточными водами. Его объемно-планировочные решения не соответствуют современным требованиям, предъявляемым к защитным сооружениям, так как недопустимо низкой является высота перекрытий и недопустимо узкой ширина проходов. Все системы жизнеобеспечения находятся в неисправном состоянии. Совокупность имеющихся несоответствий не позволяет привести убежище в соответствие с требованиями нормативов и правил.
Заслушав мнение участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В ходе судебного заседания установлено, что во исполнение указаний прокуратуры области, прокуратурой Промышленного района г. Смоленска проведена проверка исполнения требований постановления Правительства РФ N 359 от 23.04.1994 года "Об утверждении положения о порядке использования объектов и имущества ГО приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями", в частности защитного сооружения объекта гражданской обороны, расположенного в подвальном помещении корпуса производственного здания, находящегося в собственности ООО «Смоленский завод ЖБИ-2».
Проверкой установлено, что ООО «Смоленский завод ЖБИ-2» является правопреемником АНИ «Стройдеталь», которое было приватизировано на основании закона РФ от 03.07.1991 №1531-1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации».
В процессе приватизации 14.02.1992 был заключен договор купли-продажи имущества государственного предприятия, согласно п 1.1 которого АНИ «Стройдеталь» покупает имущество государственного предприятия, состоящее из основных фондов: зданий и сооружений, оборудования и оборотных средств. В соответствии с договором купли- продажи в уставной капитал завода при его приватизации вошел бытовой корпус АБК2.
Убежище расположено в подвале здания АБК-2, кадастровый номер 67- 01/124/2010-477, являющегося собственностью ООО «Смоленский завод ЖБИ-2», которое передано ООО «Смоленский завод ЖБИ-2» на основании передаточного акта от 27.07.2004 от ЗАО «Смоленский завод ЖБИ- 2». Последнему оно передано на основании передаточного акта от 22.05.1996 согласно договору купли-продажи имущества государственного предприятия от 14.02.1992 и материалов по выкупу имущества в коллективную собственность завода ЖБИ-2 г. Смоленска.
В 2010 году ООО «Смоленский завод ЖБИ-2» зарегистрировал право собственности на бытовой корпус АБК-2 в целом, включая подвальную часть, о чем выдано свидетельство №67-АБ №564799.
Защитное сооружение прошло инвентаризацию и состоит на учете в МКУ «Управление по делам ГО и ЧС города Смоленска» с инвентарным номером № 67-у-052. Тип, класс защитного сооружения гражданской обороны ВУ А -III. Вместимость 200 человек. Общая площадь 412 кв.м. Год ввода в эксплуатацию 1990 (Порядковый номер в Журнале № 22).Вместе с тем, договор о правах и обязанностях в отношении данного объекта гражданской обороны - защитного сооружения – убежища между организацией, его эксплуатирующей и МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях до настоящего времени не заключен.
Инициируя настоящий иск, прокурор ссылается на нарушения данным порядком вещей ряда положений действующего законодательства, прося суд о понуждении ответчиков к устранению таких нарушений. Последние, в свою очередь, возражают против удовлетворения иска, приводя в обоснование своей правовой позиции вышеизложенные доводы.
Оценивая позиции участников процесса, суд принимает во внимание следующее.
Так, в соответствии с п. 3 Постановления Верховного Совета РФ N 3020-1 от 27.12.1991 года "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1 - 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов. До момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собственности.
Защитные сооружения гражданской обороны представляют собой отдельную категорию объектов государственной собственности, объединяемых по признаку единого назначения, которые в Приложениях 1 - 3 к Постановлению Верховного Совета РФ N 3020-1 от 27.12.1991 года не указаны.
При этом согласно п. 2 раздела III и п. 6 раздела IV Приложения N 1 к указанному выше Постановлению объекты связи и инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период, а также объекты гражданской обороны, являющиеся имуществом предприятия, относятся исключительно к федеральной собственности.
На основании п. 15 этого же Постановления Верховного Совета РФ N 3020-1 от 27.12.1991 года управление и распоряжение объектами федеральной собственности осуществляет Правительство Российской Федерации.
Поскольку в силу п. 2.1 Указа Президента РФ N 2284 от 24.12.1993 года "О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" объекты и имущество гражданской обороны запрещены к приватизации, и нахождение таких объектов в обороте допускается лишь по специальному разрешению Правительства Российской Федерации, последним издано Постановление N 359 от 23.04.1994 года, которым утверждено Положение о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями, организациями.
Названным Положением был определен механизм закрепления и поддержания в готовности защитных сооружений гражданской обороны, а именно: предусмотрено заключение договора о правах и обязанностях в отношении защитного сооружения и имущества гражданской обороны.
Так, в п. 2 Постановления Правительства РФ N 359 от 23.04.1994 года указано, что объекты и имущество гражданской обороны, приватизация которых запрещена в соответствии с п. 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, исключаются из состава имущества приватизируемого предприятия и передаются в установленном порядке его правопреемнику на ответственное хранение и в пользование. К указанным объектам и имуществу, наряду с другими перечисленными объектами, относятся отдельно стоящие и встроенные убежища гражданской обороны.
В силу пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" правовое регулирование в области гражданской обороны осуществляется в соответствии с этим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В случае выкупа государственного и муниципального имущества объекты и имущество гражданской обороны исключаются из имущества предприятия, подлежащего выкупу, и с правопреемником заключается соответствующий договор о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны.
Возможность обременения ограничениями приватизируемого имущества предусмотрена и положениями ст. ст. 31, 32 ФЗ от 21.12.2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", где указано, что такими ограничениями могут являться, в частности, обязанность содержать имущество, не включенное в состав приватизированного имущественного комплекса унитарного предприятия и связанное по своим техническим характеристикам, месту нахождения, назначению с приватизированным имуществом, обязанность содержать объекты гражданской обороны, объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, имущество мобилизационного назначения.
Таким образом, законодательное регулирование рассматриваемых правоотношений, изначально основанное на положениях Постановления Верховного Совета РФ N 3020-1 от 27.12.1991 года "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" и последующих дополняющих и конкретизирующих нормативных актах, вопреки позиции ответчика, распространяет свое действие на правоотношения, возникшие между МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях и ООО «Смоленский завод ЖБИ-2», в том числе и в силу того, что таковые являются длящимися, а правовые последствия, их порождающие, существуют на момент разрешения настоящего спора.
Анализ вышеприведенных законодательных норм свидетельствует о безальтернативной позиции государства относительно защитных сооружений гражданской обороны в части сохранения на них прав федеральной собственности и в том случае, если таковые находятся в составе приватизированных предприятий. Вышеприведенное нормативно-правовое регулирование не допускает возможности перехода права собственности на ЗС ГО правопреемнику приватизированного предприятия, в силу чего, не возникает такого права и в случае, если в соответствии с приватизационными документами приватизация была совершена без изъятия объекта ГО, вошедшего в уставной капитал предприятия.
Вышеизложенное свидетельствует об ошибочности позиции ответчиков относительно утверждения о том, что подвальное помещение здания АБК2 не является объектом федеральной собственности, будучи собственностью ООО «Смоленский завод ЖБИ-2».
Позиция представителя МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях об отсутствии данного ЗС ГО в реестре федеральной собственности опровергается сведениями, содержащимися в перечне защитных сооружений гражданской обороны, на который в Межрегиональном территориальном управлении федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях отсутствуют договоры о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны, составленном главным управлением МЧС России по Смоленской области.
Под номером 4 в данном перечне значится ООО «Смоленский завод ЖБИ-2», инвентарный номер ЗО ГС 67-у-052, реестровый номер объекта федеральной собственности П 13670000200 (т.1 л.д.8)
Доводы ответчика о том, что спорное защитное сооружение - убежище введено в эксплуатацию значительно позже даты его постройки правового значения в данном случае не имеют, равно как и не опровергают факт существования спорного объекта - убежища на момент приватизации государственного предприятия.
Таким образом, законодателем четко определено, что организация, приобретая объект, в состав которого входит защитное сооружение гражданской обороны, обязуется содержать это защитное сооружение, остающееся при этом в федеральной собственности. При этом требования Российской Федерации в отношении защитных сооружений гражданской обороны едины для всех физических и юридических лиц и не содержат исключений.
Требования к содержанию защитных сооружений закреплены Приказом МЧС России N 583 от 15.12.2002 года "Об утверждении и введении в действие правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны".
Данная обязанность предусмотрена также п. 10 Постановления Правительства РФ N 1309 от 29.11.1999 года "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны", в соответствии с которым организации обеспечивают сохранность объектов гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию, ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.
Из положений пункта 1.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее - Правила), утверждённых приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15.12.2002 № 583, следует, что статус ЗС ГО как объекта ГО определяется наличием Паспорта убежища, заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов и экспликаций помещений ЗС ГО, заверенных органами технической инвентаризации. Неотъемлемой частью Паспорта ЗС являются копии поэтажных планов и экспликаций помещений объекта ГО, согласованных и заверенных органами технической инвентаризации, организацией - балансодержателем ЗС ГО и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
Вопреки доводам ответчиков такой паспорт на спорное защитное сооружение имеется.
Согласно паспорту объект гражданской обороны № 67-у-052, расположенный по адресу: г. Смоленск, ул. Индустриальная, д. 9, является защитным сооружением гражданской обороны (т.1 л.д.107).
Из пояснений представителя третьего лица ГУ МЧС России по Смоленской области усматривается, что Паспорт убежища поступил в ГУ МЧС по Смоленской области из Администрации г. Смоленска. Из сведений, указанных в нем следует, что объект обладает всеми свойствами защитного сооружения (защитные двери, вентиляторы определенной модели и т.п.). В нем обозначены тип, класс защитного сооружения гражданской обороны ВУ А –III, вместимость 200 человек, общая площадь 412 кв.м. Год ввода в эксплуатацию 1990. (Порядковый номер в Журнале № 22).
В соответствии с требованиями Правил Учет защитного сооружения гражданской обороны ведется в федеральных органах исполнительной власти, региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе защитное сооружение гражданской обороны, в журнале учета защитных сооружений гражданской обороны. Документальным основанием для ведения учета защитного сооружения гражданской обороны является паспорт сооружения, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения. Паспорт защитного сооружения гражданской обороны оформляется после ввода защитного сооружения в эксплуатацию или по итогам инвентаризации защитного сооружения гражданской обороны.
Из материалов дела усматривается, что спорное защитное сооружение прошло инвентаризацию и состоит на учете в МКУ «Управление по делам ГО и ЧС города Смоленска» с инвентарным номером № 67-у-052.
В соответствии с п. 4 ст. 7 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» предусмотрена обязанность федеральных органов исполнительной власти в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, осуществлять меры, направленные на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.
В этой связи, действующим законодательством установлен порядок эксплуатации защитных сооружений.
Так, в соответствии со ст. 1, 2, 6 Федерального закона от дата №28-ФЗ «О гражданской обороне», гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на адрес от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты.
В силу ч. 1 ст. 9 данного Федерального закона организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение (мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют обучение своих работников в области гражданской обороны; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона «О гражданской обороне» порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № 1309, к объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно - обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.
Согласно п. 14 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 1309, Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по созданию объектов гражданской обороны и поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; организует учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.
В целях сохранения имеющегося фонда защитных сооружений гражданской обороны, организации планирования и проведения мероприятий по подготовке и содержанию защитных сооружений гражданской обороны в готовности к приему укрываемых, их учету, техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонтам Приказом Министерства чрезвычайных ситуаций России № 583 утверждены вышеупомянутые Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее - Правила).
В соответствии с п. 1.2 которых, данные Правила должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера защитных сооружений гражданской обороны - убежищ и противорадиационных укрытии, которые являются объектами гражданской обороны.
В силу п. 3.2.1 указанных Правил, при эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружениях гражданской обороны, как в Военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.
Пунктом 3.2.11 Правил установлено, что инженерно-техническое оборудование ащитного сооружения гражданской обороны должно содержаться в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению.
Из представленных суду документов усматривается, что вопреки данным требованиям вышеуказанный объект гражданской обороны заходится в ненадлежащем техническом состоянии.
Невозможность приведения ЗС в соответствие с требованиями нормативных правил является дополнительным доводом ответчика, настаивающего на отказе в иске.
В обоснование своей позиции представитель ООО «Смоленский завод ЖБИ-2» ссылается на составленное для исключения сооружения ЗС ГО из реестра ГУ МЧС по г. Смоленску Техническое заключение об обследование спорного помещения в качестве защитного сооружения гражданской обороны (согласно правил по эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15.12.03 № 583), которым установлены исчерпывающие данные о техническом состоянии сооружения. Таковые свидетельствуют о грубых несоответствиях объемно-планировочных решений требованиям нормативных документов, а именно, СП 88.13330.2014, а также руководству по проектированию и расчету ЗС ГО, что позволяет усомниться в возможности ввода рассматриваемого сооружения в эксплуатацию в качестве объекта гражданской обороны. Также в упомянутом заключении, кроме установления значительного количества выявленных дефектов и повреждений, сделаны выводы о технической невозможности восстановления строительных конструкций рассматриваемого сооружения. При этом, восстановление систем вентиляции, водоснабжения и канализации не только технически невозможно, но и экономически нецелесообразно.
Будучи допрошенными судом эксперты ООО «Смоленское бюро строительных услуг» ФИО2 и ФИО3 суду пояснили, что обследованное ими защитное сооружение выполнено подземным, одноэтажным, и имеет прямоугольную форму. На несущие конструкции защитного сооружения опираются несущие конструкции выше расположенного трехэтажного каркасного здания. В сооружении нарушена гидроизоляция, не обеспечена герметичность ограждающих конструкций. Для восстановления гидроизоляции необходимо вскрывать полы, убирать перегородки, убирать песок толщиной 1,20 м, а затем проводить расчет стыковых соединений, для чего также необходимо вскрытие.
При этом, одна из опорных несущих колонн находятся в недопустимом аварийном состоянии, перекрытия здания не прошли расчет ударного воздействия. Прочность бетона крайней колонны и балки (класс В20) ниже необходимого класса В 25, прочность бетона внутренних стен класса В12,5 при необходимости соответствия классу В15.
Кроме того, сами объемно-планировочные решения не соответствуют требованиям нормативных документов:
- высота галереи аварийного выхода – 1,86-1,94м, высота до низа покрытия на выходе из тамбура аварийного выхода в помещение галереи – 1,74-1,84м, что не соответствуетп.5.4.1 СП 88.13330.2014. таковая должна быть не менее 2.0 м.;
- высота до низа балки покрытия в помещении №20 – 1,84м (п. 2,3 руководства по проектированию и расчету защитных сооружений гражданской обороны высота предусмотрена не менее 2.15 м);
- на лестничной клетке входа убежище отдельные лестничные марши шириной 1.03 м, площадки шириной 0,94 м, что не соответствует п.5.4.7 СП 88.13330.2014;
- площадь камеры тамбура-шлюза (помещение№1) – 4,4 кв.м при должном размере в 8 кв.м.;
- отштукатуривание стен, перегородок и облицовка плиткой не допускается (п.2.8 руководство по проектированию и расчету ЗС ГО).
Данное помещение в настоящее время не используется, так как постоянно подтапливается сточными водами. Входная дверь в него открыто и закрыть ее невозможно. Привести данное помещение в соответствии с требованиями, предъявляемыми к современным защитным сооружениям невозможно, так как нельзя изменить ни высоту потолков, ни ширину проходов.
В этой связи Общество обратилось в МЧС России за согласованием Акта о снятии с учета спорного защитного сооружения. в случае отрицательного решения которого, выразило намерение оспорить решение комиссии МЧС России в Арбитражном суде.
Из сообщения руководителя Управления по списанию МЧС России ФИО4 и секретаря комиссии, адресованного суду, усматривается, что повторным решением комиссии МЧС России от 04.09.2020 ООО «Смоленский завод ЖБИ-2» отказано в согласовании Акта о снятии со спорного объекта гражданской обороны статуса убежища, что порождает безусловную обязанность ответчиков по заключению истребуемого договора, как минимум до того момента, когда такой статус будет снят или изменен.
Согласно п. 1 ст. 421 ГК РФ понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым на себя обязательством. Если сторона, для которой в соответствии с ГК РФ или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор (п. 3 ст. 445 ГК РФ).
Как было указано выше, Постановлением Правительства РФ от 23.04.1994 №359 «Об утверждении Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями» определено, что договор ответственного хранения в отношении имущества гражданской обороны заключается с правопреемником приватизированного (в любой форме) предприятия.
Отсутствие договора в отношении защитного сооружения гражданской обороны, расположенного по адресу: г. Смоленск, ул. Индустриальная влечет нарушение требований действующего законодательства, а также исключает возможность определения и закрепления в установленном порядке возникших прав и обязанностей в отношении имущества находящегося в государственной собственности.
При этом доводы соответчика о том, что такой правопреемник не определен, факт приватизации предприятия не установлен не обоснованы и опровергаются вышеприведенными доказательствами.
Ссылка МТУ на положения ст. 17.1. Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 "О защите конкуренции", согласно которым любое федеральное имущество может быть передано в пользование только посредством проведения конкурса или аукциона, с исключением, которому ООО «Смоленский завод ЖБИ-2» не соответствует не состоятельна, в силу того, что спорные правоотношения регулируются иными законодательными нормами, определяющими особый порядок использования приватизированными предприятиями защитных сооружений гражданской обороны.
Таким образом, исходя из анализа приведенных выше правовых норм, обстоятельств дела, учитывая отсутствие в материалах дела доказательств снятия в установленном порядке с учета спорного объекта, как защитного сооружения гражданской обороны, а также принимая во внимание положения действующего законодательства, не предусматривающие возможность отказа правопреемника приватизированного предприятия от заключения с ним договора о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, суд приходит к выводу, что отсутствие на момент приватизации предприятия соответствующего обременения в отношении спорного убежища, не подлежащего приватизации, не лишает уполномоченный орган права требовать от правопреемника приватизированного предприятия содержать данный объект гражданской обороны, на условиях и как это предусмотрено Постановлением Правительства РФ N 359 от 23.04.1994 года.
Более того, согласно п. п. 2, 20, 23 Основ единой государственной политики РФ в области гражданской обороны на период до 2020 года, утвержденных Президентом РФ 03.09.2011 года N Пр-2613, единая государственная политика РФ в области гражданской обороны представляет собой систему официальных взглядов на совершенствование защиты населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Такая политика осуществляется посредством скоординированной и целенаправленной деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и граждан на основе законодательства Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации и общепризнанных принципов и норм международного права.
Руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций организуют и проводят мероприятия по гражданской обороне в пределах своих полномочий и несут персональную ответственность за выполнение возложенных на них задач.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Промышленного района г. Смоленска удовлетворить.
Обязать ООО «Смоленский завод ЖБИ-2» в лице уполномоченного лица, и Межрегиональное территориальное Управление Федерального агентства по управлению Государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях заключить договор о правах и обязанностях в отношении объекта гражданской обороны - защитного сооружения - убежища инвентарный номер № 67-у- 052, общей площадью 412 кв.м., расположенного по адресу: г. Смоленск, ул. Индустриальная в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд в течение месяца с момента принятия его в окончательной форме.
Судья И.В. Селезенева