ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-136/20 от 23.09.2020 Шабалинского районного суда (Кировская область)

Дело № 2-136/2020

УИД 43RS0041-01-2020-000194-19

ЗАОЧНОЕ Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 сентября 2020 года пгт. Ленинское

Шабалинский районный суд Кировской области в составе

председательствующего судьи Олина П.В.

с участием помощника прокурора Шабалинского района Червоткиной Л.Н.

при секретаре Огарковой А.Л.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Шабалинского района Кировской области в интересах ФИО1 к муниципальному образованию «Ленинское городское поселение Шабалинского района Кировской области» в лице администрации Ленинского городского поселения Шабалинского района Кировской области о возложении обязанности организовать провести капитальный ремонт муниципального жилого помещения,

у с т а н о в и л :

Прокурор Шабалинского района Кировской области обратился в суд с иском в интересах ФИО1 к муниципальному образованию «Ленинское городское поселение Шабалинского района Кировской области» в лице администрации Ленинского городского поселения Шабалинского района Кировской области о возложении обязанности организовать провести капитальный ремонт муниципального жилого помещения, по тем основаниям, что прокуратурой Шабалинского района в связи с поступлением обращения ФИО1 в деятельности администрации Ленинского городского поселения Шабалинского района Кировской области проведена проверка исполнения требований жилищного законодательства, в ходе которой установлено, что органом местного самоуправления в течение длительного времени не принимаются меры к организации проведения капитального ремонта муниципального жилого помещения. В <данные изъяты> году ФИО1 было передано для проживания жилое помещение по адресу: пгт. Ленинское, ул. <данные изъяты> как служебное, о чем нанимателю был выдан ордер. Жилое помещение находится в муниципальной собственности Ленинского городского поселения. Являясь наймодателем жилых помещений муниципального жилищного фонда, в силу требований п.п. 2 и 3 ч. 2 ст. 65 ЖК РФ орган местного самоуправления обязан принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение, и осуществлять капитальный ремонт муниципального жилого помещения. Жилое помещение расположено в одноэтажном деревянном (брусковом) двухквартирном доме, <данные изъяты> года ввода в эксплуатацию (согласно актам обследования жилого помещения). На собственнике данного жилого помещения лежит обязанность не только по капитальному ремонту жилого помещения, но и по замене и (или) восстановлению систем инженерно-технического обеспечения жилого помещения, а также замене отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановлению указанных элементов. Данных о проведении капитального ремонта несущих конструкций <адрес>, так же, как и капитального ремонта жилого помещения в названном доме, не имеется. При этом срок эксплуатации жилого дома составляет более 40 лет. При администрации Ленинского городского поселения создана межведомственная комиссия, наделенная соответствующими полномочиями. В ходе проверки установлено, что ФИО1 неоднократно обращался в названную комиссию с заявлениями о проведении обследований занимаемого им жилого помещения. Так, в результате обследования от ДД.ММ.ГГГГ комиссия пришла к выводу о необходимости проведения капитального ремонта жилого помещения, поскольку было установлено, что окладные венцы стен поражены гнилью, в результате чего стены дома частично утратили несущую способность, цоколь частично разрушен, нарушена горизонтальность цоколя, оконные блоки требуют замены. Постановление о дальнейшем использовании жилого помещения на основании заключения комиссии от ДД.ММ.ГГГГ издано ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому жилое помещение признано подлежащим капитальному ремонту. В результате обследования жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ по обращению ФИО1 межведомственная комиссия пришла также к выводу о необходимости проведения капитального ремонта жилого помещения, выявив аналогичные недостатки тем, что были выявлены при обследовании дома в 2013 году. По заявлению ФИО1 в жилом помещении было проведено повторное обследование ДД.ММ.ГГГГ, по результатам которого дополнительно установлены основания для проведения капитального ремонта отопительной печи, кровли, замены электропроводки в доме. Несмотря на установленный факт необходимости и возможности проведения капитального ремонта муниципального жилого помещения администрацией Ленинского городского поселения мер по проведению капитального ремонта жилого помещения, занимаемого ФИО1, не принимается в течение длительного времени. В ходе проведения аналогичных проверок по обращениям ФИО1 прокуратурой района было установлено, что очередность проведения капитального ремонта в жилых помещениях муниципального жилого фонда не сформирована, ее ведение каким-либо муниципальным правовым актом не предусмотрено. Вопреки необходимости капитального ремонта муниципального жилищного фонда средства в бюджете на указанные цели с 2018 года не закладываются. Ранее внесенные представления прокурора с требованиями устранения нарушений жилищного законодательства в части организации исполнения полномочий по капитальному ремонту муниципальных жилых помещений фактически оставлены без удовлетворения, что не способствует восстановлению нарушенных прав ФИО1, нанимателя муниципального жилого помещения.

В судебном заседании помощник прокурора Червоткина Л.Н. исковые требования поддержала по тем же основаниям, что указаны в исковом заявлении, просила их удовлетворить, обязать муниципальное образование «Ленинское городское поселение Шабалинского района Кировской области» в лице администрации Ленинского городского поселения Шабалинского района Кировской области организовать работы по проведению капитального ремонта муниципального жилого помещения и несущих строительных конструкций жилого помещения в <адрес><адрес>.

Истец ФИО1 в судебном заседании не присутствует, просил рассмотреть дело без его участия, указав, что поддерживает исковые требования прокурора.

Представитель муниципального образования «Ленинское городское поселение Шабалинского района Кировской области» в судебном заседании не присутствует, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом. Предоставил возражения, в которых указал на несогласие с заявленными исковыми требованиями, так как ФИО1 имеет задолженность по плате за пользование жилым помещением, в бюджете отсутствуют денежные средства, необходимые для проведения ремонта. Об отложении судебного заседания не ходатайствовал. Дело по определению суда рассмотрено в порядке заочного производства.

Выслушав заключение прокурора, изучив материалы дела, суд находит иск прокурора Шабалинского района подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст.18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 67 ЖК РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма имеет право в установленном порядке требовать от наймодателя своевременного проведения капитального ремонта жилого помещения.

Как установлено в судебном заседании, прокуратурой Шабалинского района, в связи с поступлением обращения ФИО1, в деятельности администрации Ленинского городского поселения Шабалинского района Кировской области проведена проверка исполнения требований жилищного законодательства, в ходе которой установлено, что органом местного самоуправления в течение длительного времени не принимаются меры к организации проведения капитального ремонта муниципального жилого помещения.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся вопросы по осуществлению полномочий по обеспечению проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями.

При осуществлении названных полномочий орган местного самоуправления в силу положений ст. 60 ЖК РФ является наймодателем жилого помещения.

Как следует из материалов дела и установлено судом, в 1982 году ФИО1 было передано для проживания жилое помещение по адресу: пгт. Ленинское, <адрес>, как служебное, о чем нанимателю был выдан ордер. Жилое помещение расположено в одноэтажном деревянном (брусковом) двухквартирном доме, 1978 года ввода в эксплуатацию, что подтверждается актами обследования жилого помещения. Срок эксплуатации жилого дома составляет более 40 лет.

Муниципальное образование «Ленинское городское поселение Шабалинского района Кировской области» является собственником жилого помещения по адресу: пгт. Ленинское, <адрес>.

В силу требований п.п. 2 и 3 ч. 2 ст. 65 ЖК РФ орган местного самоуправления, являясь наймодателем жилых помещений муниципального жилищного фонда, обязан принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение, и осуществлять капитальный ремонт муниципального жилого помещения.

Согласно положениям ст. 1 ГрК РФ капитальный ремонт любого объекта капитального строительства представляет собой замену и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замену и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замену отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.

В соответствии с Законом Кировской области от 02.07.2013 № 298-ЗО "О реализации отдельных положений Жилищного кодекса Российской Федерации в сфере организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Кировской области" в региональную программу капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в Кировской области включаются дома, имеющие в своем составе не менее 3 квартир (ч. 2 ст. 2 Закона).

Из указанных норм следует, что на собственнике данного жилого помещения лежит обязанность не только по капитальному ремонту жилого помещения, но и по замене и (или) восстановлению систем инженерно-технического обеспечения жилого помещения, а также замене отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановлению указанных элементов.

Приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23.11.1988 № 312 были утверждены ведомственные строительные нормы с Положением об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения.

Данные нормы согласно письму Минстроя России от 10.12.2018 № 49277-ОД/08 подлежат применению в части, не противоречащей Градостроительному кодексу РФ.

В частности, согласно рекомендуемому приложению к ведомственным строительным нормам продолжительность эффективной комплектации в отношении деревянных жилых домов до постановки дома на капитальный ремонт при различных условиях эксплуатации составляет от 8 до 20 лет. Градостроительным кодексом РФ либо иным федеральным законом иной срок эффективной комплектации для брускового дома не установлен.

Данных о проведении капитального ремонта несущих конструкций <адрес>, так же, как и капитального ремонта жилого помещения в названном доме, в материалах дела не имеется и суду ответчиком не представлено.

При администрации Ленинского городского поселения создана межведомственная комиссия, наделенная соответствующими полномочиями, куда ФИО1 неоднократно обращался с заявлениями о проведении обследований занимаемого им жилого помещения.

По заявлению ФИО1 в жилом помещении было проведено обследование ДД.ММ.ГГГГ, по результатам которого установлены основания для проведения капитального ремонта несущих конструкций, фундамента, отопительной печи, кровли, замены электропроводки в доме.

Судом установлено, что несмотря на установленный факт необходимости и возможности проведения капитального ремонта муниципального жилого помещения администрацией Ленинского городского поселения мер по проведению капитального ремонта жилого помещения, занимаемого ФИО1, не принимается в течение длительного времени.

Кроме того, в ходе проведения проверок прокуратурой района было установлено, что очередность проведения капитального ремонта в жилых помещениях муниципального жилого фонда не сформирована, ее ведение каким-либо муниципальным правовым актом не предусмотрено, средства в бюджете на указанные цели с 2018 года не закладываются. Представления прокурора с требованиями устранения нарушений жилищного законодательства в части организации исполнения полномочий по капитальному ремонту муниципальных жилых помещений фактически оставлены без удовлетворения.

Таким образом, непринятие ответчиком мер по проведению капитального ремонта в жилом помещении муниципального жилого фонда нарушает права ФИО1, как нанимателя муниципального жилого помещения.

Доводы ответчика о наличии задолженности у истца по оплате жилого помещения, а также об отсутствии в бюджете необходимых денежных средств, не влияют на обязанность ответчика по проведению капитального ремонта жилого помещения.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что исковое заявление прокурора Шабалинского района Кировской области в интересах ФИО1 к муниципальному образованию «Ленинское городское поселение Шабалинского района Кировской области» в лице администрации Ленинского городского поселения Шабалинского района Кировской области, подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования прокурора Шабалинского района Кировской области удовлетворить.

Обязать муниципальное образование «Ленинское городское поселение Шабалинского района Кировской области» в лице администрации Ленинского городского поселения Шабалинского района Кировской области организовать работы по проведению капитального ремонта муниципального жилого помещения и несущих строительных конструкций жилого помещения в <адрес> в пгт. <адрес>.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Мотивированное решение составлено 24 сентября 2020 года.

С у д ь я : П.В. Олин