ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-136/2013 от 24.01.2013 Рязанского районного суда (Рязанская область)

Гражданское дело №2-136/2013г. Рязанского районного суда Рязанской областиРЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Рязань 24 января 2013 года

Рязанский районный суд Рязанской области в составе:

председательствующего судьи Барановского С.В.,

при секретаре судебного заседания Квасной Л.В.,

с участием помощника прокурора Рязанского района Рязанской области Ермошиной Н.Н.,

представителя органа, принявшего оспариваемый нормативный правовой акт – Совета депутатов муниципального образования – Кораблинское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области и заинтересованного лица - администрации муниципального образования – Кораблинское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области – Письмака В.А., действующего на основании доверенностей и от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Рязанского района Рязанской области о признании нормативного правового акта в части противоречащим закону,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора Рязанского района Рязанской области обратился в суд с заявлением о признании нормативного правового акта в части противоречащим закону, и просит суд признать пункт 4 части 1 статьи 9, часть 7 статьи 9.2, часть 3 статьи 25, в части 6 статьи 20 слова «продолжительность в три календарных дня», пункт 8 части 1 статьи 11, пункты 5,9 части 1 статьи 12, абзац 2 части 2 статьи 13, первое предложение части 1 статьи 14 «Положения о муниципальной службе в муниципальном образовании - Кораблинское сельское поселение Рязанский муниципальный район Рязанской области», утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования - Кораблинское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области от 11 декабря 2007 года №99 (в редакции от 16 ноября 2010 года), недействующими со дня вступления решения суда в законную силу, в обоснование заявленных требований указав, что прокуратурой района проведен мониторинг соответствия нормативных правовых актов органов местного самоуправления требованиям законодательства о муниципальной службе. Решением Совета депутатов Кораблинского сельского поселения от 11 декабря 2007 года №99 (в редакции решения Совета депутатов от 16 ноября 2010 года №58) утверждено «Положение о муниципальной службе в муниципальном образовании – Кораблинское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области» (далее – Положение), которое первоначально было опубликовано в «Информационном вестнике муниципального образования – Кораблинское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области» №16 от 12 декабря 2007 года, в последней редакции – в «информационном вестнике муниципального образования – Кораблинское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области» №17 от 26 ноября 2010 года. Пунктом 4 части 1 статьи 9 Положения определено, что граждане, претендующие на замещение должности муниципальной службы Кораблинское сельское поселение Рязанского муниципального района обязаны иметь для старших должностей муниципальной службы – высшее профессиональное образование, без предъявления требований к стажу. Согласно статьи 9 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» для замещения должностей муниципальной службы квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей. Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы. Статьей 9 Закона Рязанской области от 17 октября 2007 года №136-ОЗ «О муниципальной службе в Рязанской области» (в редакции Закона Рязанской области от 15 октября 2012 года №77-ОЗ) предусмотрено, что типовым квалификационным требованием для старших должностей муниципальной службы является среднее профессиональное образование, соответствующее направлению деятельности, без предъявления требований к стажу. Частью 7 статьи 9.2 и частью 3 статьи 25 Положения установлено, что запись о присвоении классных чинов, запись о поощрении или награждении вносится в личное дело и в трудовую книжку муниципального служащего. Частью 6 статьи 20 Положения определено, что дополнительные оплачиваемые отпуска за ненормированный рабочий день предоставляются сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, предусмотренного настоящей статьей, продолжительностью в три календарных дня. Однако, Законом Рязанской области «О муниципальной службе в Рязанской области» (в редакции Закона от 16 июля 2012 года №44-ОЗ), нормы, устанавливающие обязанность внесения записи в личное дело и трудовую книжку муниципального служащего не предусмотрены. Согласно части 6 статьи 20 Закона дополнительные оплачиваемые отпуска за ненормированный рабочий день предоставляются сверх ежегодного оплачиваемого отпуска в соответствии с законодательством. Пунктом 8 части 1 статьи 12 Федерального закона Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 21.11.2011 №329-ОЗ) установлено, что муниципальный служащий обязан представлять в установленном порядке предусмотренные законодательством Российской Федерации сведения о себе и членах своей семьи. Статьей 13 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» предусмотрены ограничения, связанные с муниципальной службой. В частности, гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с главой муниципального образования, который возглавляет местную администрацию, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью этому должностному лицу, или с муниципальным служащим, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому, а также в случае непредставления предусмотренных Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации», Федеральным законом от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами сведений или представления заведомо недостоверных или неполных сведений при поступлении на муниципальную службу. В силу части 1 статьи 15 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации, граждане, претендующие на замещение должностей муниципальной службы, включенных в соответствующий перечень, муниципальные служащие, замещающие указанные должности, обязаны ежегодно представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Однако, пункт 8 части 1 статьи 11, пункты 5,9 части 1 статьи 12, абзац 2 части 2 статьи 13, первое предложение части 1 статьи 14 «Положения о муниципальной службе муниципального образования – Кораблинское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области» в действующей редакции противоречат нормам Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» в части установления запретов, ограничений, обязанностей муниципального служащего, не предусмотренных федеральным законодательством. В соответствии с ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, законам и иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. Как следует из п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 № 48 (в ред. от 09.02.2012) «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», при обращении прокурора с заявлением об оспаривании нормативного правового акта от него не требуется указания данных, конкретизирующих, чьи и какие права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами, нарушаются оспариваемым актом, поскольку статья 251 ГПК РФ не возлагает на него такую обязанность.

Помощник прокурора Рязанского района Рязанской области Ермошина Н.Н. в судебном заседании заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении и просит их удовлетворить.

Представитель органа,принявшего оспариваемый нормативный правовой акт – Совета депутатов муниципального образования – Кораблинское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области и заинтересованного лица - администрации муниципального образования – Кораблинское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области – Письмак В.А., действующий в пределах полномочий предоставленных ему доверенностями, в судебном заседании 24 января 2013 года не возражал против заявленных требований.

Суд, выслушав объяснения помощника прокурора Рязанского района Рязанской области Ермошину Н.Н., представителя органа, принявшего оспариваемый нормативный правовой акт – Совета депутатов муниципального образования – Кораблинское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области и заинтересованного лица - администрации муниципального образования – Кораблинское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области – Письмака В.А., изучив письменные доказательства по делу, полагает, что заявление заместителя прокурора Рязанского района Рязанской области законно и обосновано и подлежит удовлетворению, по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании акта противоречащим закону полностью или в части.

Целью судебного разбирательства по делам об оспаривании нормативных правовых актов является лишение юридической силы нормативного акта, противоречащего федеральному закону или иному нормативному акту, имеющему большую юридическую силу, а задачей - защита прав неопределенного круга лиц, на который распространяется действие оспоренного нормативного акта.

Из главы 24 ГПК РФ следует, что суд рассматривает заявления, содержащие требования о признании нормативных правовых актов, противоречащими Конституции Российской Федерации, федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

В своих Постановлениях (Постановление от 16 июня 1998 г. N 19-П, Постановление от 11 апреля 2000 г. N 6-П, Постановление от 18 июля 2003 г. N 13-П, Постановление от 27 января 2004 г. N 1 -П) Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на то, что суды общей юрисдикции вправе при установлении противоречия оспоренного нормативного правового акта закону признать его (оспоренный акт) недействующим, то есть не подлежащим применению с момента вступления решения суда в законную силу.

Из изложенных правовых позиций и предписаний закона следует, что суд своим решением в случае выявления противоречия оспоренного нормативного акта закону прекращает действие такого акта, лишая его юридической силы.

В судебном заседании установлено, что «Положение о муниципальной службе муниципального образования – Кораблинское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области» утверждено решением Совета депутатов Кораблинского сельского поселения от 11 декабря 2007 года №99 (в редакции решения Совета депутатов от 16 ноября 2010 года №58) и опубликовано в Информационном вестнике муниципального образования – Кораблинское сельское поселение Рязанский муниципальный район Рязанской области от 12 декабря 2007 года №16, в последней редакции – в «Информационном вестнике муниципального образования – Кораблинское сельское поселение Рязанский муниципальный район Рязанской области» от 26 ноября 2010 года №17.

Согласно статьям 4 и 15 Конституции РФ от 12 декабря 1993 года Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

В соответствии с ч.4 ст.7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Однако, в нарушение указанных требований, часть норм «Положения о муниципальной службе муниципального образования – Кораблинское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области» противоречит действующему законодательству, а именно:

Пунктом 4 части 1 статьи 9 «Положения о муниципальной службе в муниципальном образовании - Кораблинское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области» определено, что граждане, претендующие на замещение должности муниципальной службы Кораблинского сельского поселения Рязанского муниципального района обязаны иметь для старших должностей муниципальной службы - высшее профессиональное образование, без предъявления требований к стажу.

Вместе с тем, статьей 9 Закона Рязанской области от 17.10.2007г. № 136-03 «О муниципальной службе в Рязанской области» (в редакции Закона Рязанской области от 15.10.2012 № 77-03), предусмотрено, что типовым квалификационным требованием для старших должностей муниципальной службы является среднее профессиональное образование, соответствующее направлению деятельности, без предъявления требований к стажу.

Кроме того, частью 7 статьи 9.2 и частью 3 статьи 25 Положения установлено, что запись о присвоении классных чинов, запись о поощрении или награждении вносится в личное дело и в трудовую книжку муниципального служащего. Частью 6 статьи 20 Положения определено, что дополнительные оплачиваемые отпуска за ненормированный рабочий день предоставляются сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, предусмотренного настоящей статьей, продолжительностью в три календарных дня.

Однако, Законом Рязанской области «О муниципальной службе в Рязанской области» (в редакции Закона от 16.07.2012 № 44-03), нормы, устанавливающие обязанность внесения записи в личное дело и трудовую книжку муниципального служащего не предусмотрены. Согласно части 6 статьи 20 Закона, дополнительные оплачиваемые отпуска за ненормированный рабочий день предоставляются сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, предусмотренного настоящей статьей, в соответствии с законодательством.

Таким образом, пункт 4 части 1 статьи 9, часть 7 статьи 9.2, часть 3 статьи 20, фраза «продолжительность в три календарных дня» в части 6 статьи 20 «Положения о муниципальной службе в муниципальном образовании - Кораблинское сельское поселение Рязанский муниципальный район Рязанской области», утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования - Кораблинское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области, являются недействующими и не подлежащими применению, как противоречащие имеющим большую юридическую силу: Федеральному закону от 6 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральному закону «О муниципальной службе в Российской Федерации» и Закону Рязанской области от 17 октября 2007 года №136 - ОЗ «О муниципальной службе в Рязанской области».

Доказательств внесения изменений и дополнений в «Положение о муниципальной службе в муниципальном образовании – Кораблинское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области» Советом депутатов МО - Кораблинское сельского поселения не представлено.

Согласно части 2 статьи 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Учитывая это требование закона, суд полагает возможным признать части норм «Положения о муниципальной службе муниципального образования – Кораблинское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области» недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

Таким образом, заявление заместителя прокурора Рязанского района Рязанской области о признании нормативного правового акта в части противоречащим закону подлежит удовлетворению.

Согласно ч.3 ст.253 ГПК РФ, решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу должно быть опубликовано в «Информационном вестнике муниципального образования – Кораблинское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области».

На основании изложенного и руководствуясь ст., ст. 253, 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Признать пункт 4 части 1 статьи 9, часть 7 статьи 9.2, часть 3 статьи 25, в части 6 статьи 20 слова «продолжительность в три календарных дня», пункт 8 части 1 статьи 11, пункты 5,9 части 1 статьи 12, абзац 2 части 2 статьи 13, первое предложение части 1 статьи 14 «Положения о муниципальной службе в муниципальном образовании - Кораблинское сельское поселение Рязанский муниципальный район Рязанской области», утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования - Кораблинское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области от 11 декабря 2007 года (в редакции от 16 ноября 2010 года) - недействующими и не подлежащими применению с момента вступления решения суда в законную силу.

Обязать Совет депутатов муниципального образования Кораблинское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области послевступления решения в суда в законную силу опубликовать в «Информационном вестнике муниципального образования – Кораблинское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области» сообщение о признании недействующимипункта 4 части 1 статьи 9, части 7 статьи 9.2, части 3 статьи 25, в части 6 статьи 20 слова «продолжительность в три календарных дня», пункт 8 части 1 статьи 11, пункты 5,9 части 1 статьи 12, абзац 2 части 2 статьи 13, первое предложение части 1 статьи 14 «Положения о муниципальной службе в муниципальном образовании – Кораблинское сельское поселение Рязанский муниципальный район Рязанской области», утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования - Кораблинское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Рязанского областного суда через Рязанский районный суд.

Судья: подпись.

Копия верна. Судья С.В. Барановский