Дело №2-136/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 марта 2016 года город Петровск
Петровский городской суд Саратовской области в составе председательствующего судьи Брандт И.С.,
при секретаре Хамраевой Е.Н.,
с участием старшего помощника Петровского межрайонного прокурора Лаушкина С.А.,
представителей ответчиков - администрации Петровского муниципального района Саратовской области ФИО1, МБДОУ детский сад «Аленушка» с.Озерки ФИО2, МБОУ «ООШ с.Оркино» ФИО3, МБОУ «ООШ п.Пригородный» ФИО4, МБОУ «ООШ с.Вязьмино» ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя Петровского межрайонного прокурора в защиту прав несовершеннолетних учащихся к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад «Аленушка» села Озерки Петровского района Саратовской области, Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Основная общеобразовательная школа села Оркино Петровского района Саратовской области», Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Основная общеобразовательная школа поселка Пригородный Петровского района Саратовской области», Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Основная общеобразовательная школа села Таволожка Петровского района Саратовской области», Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Основная общеобразовательная школа села Вязьмино Петровского района Саратовской области», администрации Петровского муниципального района Саратовской области о возложении обязанности оборудовать здания образовательных учреждений тревожной сигнализацией,
установил:
Заместитель Петровского межрайонного прокурора в защиту прав несовершеннолетних учащихся обратился с исками:
- к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад «Аленушка» села Озерки Петровского района Саратовской области (далее МБДОУ детский сад «Аленушка» с.Озерки), администрации Петровского муниципального района Саратовской области, в котором просил обязать МБДОУ детский сад «Аленушка» с.Озерки оборудовать здание детского сада по адресу: <адрес> Г, тревожной сигнализацией в соответствии с законодательством о противодействии терроризму в РФ и обязать администрацию Петровского муниципального района Саратовской области профинансировать расходы на указанные мероприятия (дело №);
- к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Основная общеобразовательная школа села Оркино Петровского района Саратовской области» (далее МБОУ «ООШ с.Оркино»), администрации Петровского муниципального района Саратовской области, в котором просил обязать МБОУ «ООШ с.Оркино» оборудовать здание школы по адресу: <адрес>, тревожной сигнализацией в соответствии с законодательством о противодействии терроризму в РФ и обязать администрацию Петровского муниципального района Саратовской области профинансировать расходы на указанные мероприятия (дело №);
- к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Основная общеобразовательная школа поселка Пригородный Петровского района Саратовской области» (далее МБОУ «ООШ пос.Пригородный»), администрации Петровского муниципального района Саратовской области, в котором просил обязать МБОУ «ООШ пос.Пригородный» оборудовать здание школы по адресу: <адрес>, тревожной сигнализацией в соответствии с законодательством о противодействии терроризму в РФ и обязать администрацию Петровского муниципального района Саратовской области профинансировать расходы на указанные мероприятия (дело №);
- к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Основная общеобразовательная школа села Таволожка Петровского района Саратовской области» (далее МБОУ «ООШ с.Таволожка»), администрации Петровского муниципального района Саратовской области, в котором просил обязать МБОУ «ООШ с.Таволожка» оборудовать здание школы по адресу: <адрес>, тревожной сигнализацией в соответствии с законодательством о противодействии терроризму в РФ и обязать администрацию Петровского муниципального района Саратовской области профинансировать расходы на указанные мероприятия (дело №);
- к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Основная общеобразовательная школа села Вязьмино Петровского района Саратовской области» (далее МБОУ «ООШ с.Вязьмино»), администрации Петровского муниципального района Саратовской области, в котором просил обязать МБОУ «ООШ с.Вязьмино» оборудовать здание школы по адресу: <адрес>, тревожной сигнализацией в соответствии с законодательством о противодействии терроризму в РФ и обязать администрацию Петровского муниципального района Саратовской области профинансировать расходы на указанные мероприятия (дело №).
Свои требования истец обосновал тем, что по результатам проведения прокурорской проверки исполнения требований законодательства о противодействии терроризму в образовательных учреждений Петровского района Саратовской области установлено отсутствие в зданиях МБДОУ детский сад «Аленушка» с.Озерки, МБОУ «ООШ с.Оркино», МБОУ «ООШ пос.Пригородный», МБОУ «ООШ с.Таволожка», МБОУ «ООШ с.Вязьмино», расположенных по указанным выше адресам, каналов передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел.
Поскольку на образовательную организацию законом возложена обязанность по обеспечению безопасности обучающихся во время пребывания в образовательном учреждении, а выявленные нарушения требований норм антитеррористического законодательства и Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»), Федерального закона от 30.12.2009 года №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», свидетельствуют о том, что ответчиками данная обязанность не исполнена, истец обратился в суд с настоящими исками.
Определением Петровского городского суда от 25 февраля 2016 года указанные дела по искам заместителя Петровского межрайонного прокурора №2-136/2016, 2-137/2016, 2-138/2016, 2-140/2016, 2-141/2016 соединены в одно производство.
В ходе судебного разбирательства старший помощник прокурора Лаушкин С.А. заявленные требования уточнил, просил обязать МБДОУ детский сад «Аленушка» с.Озерки, МБОУ «ООШ с.Оркино», МБОУ «ООШ пос.Пригородный», МБОУ «ООШ с.Таволожка», МБОУ «ООШ с.Вязьмино» оборудовать здания образовательных учреждений каналами передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел, а администрацию Петровского муниципального района Саратовской области, как их учредителя, - профинансировать данные мероприятия, установив срок исполнения требований в три месяца.
Представители ответчиков - МБДОУ детский сад «Аленушка» с.Озерки ФИО2, МБОУ «ООШ с.Оркино» ФИО3, МБОУ «ООШ п.Пригородный» ФИО4 уточненные исковые требования признали полностью, не возражали против их удовлетворения; представитель ответчика МБОУ «ООШ с.Вязьмино» ФИО5 исковые требования признал частично, ссылаясь на отсутствие финансирования со стороны учредителя образовательного учреждения.
Представитель ответчика – администрации Петровского муниципального района Саратовской области ФИО1 исковые требования не признал, просил отказать в их удовлетворении, поскольку законодательством не предусмотрено оборудование зданий образовательных учреждений тревожной сигнализацией. Кроме того, финансирование указанных мероприятий бюджетом Петровского муниципального района Саратовской области на 2016 год не предусмотрено.
Представитель ответчика - МБОУ «ООШ с.Таволожка», извещенный о месте и времени рассмотрения дела образом, в судебное заседание не явился. В соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одними из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности.
Приоритет мер предупреждения терроризма является одним из основных принципов противодействия терроризму (п. 7 ч. 1 ст. 2 указанного закона).
В соответствии с частями 3, 3.1 ст.5 Федерального закона «О противодействии терроризму» на органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления возложена обязанность по принятию надлежащих мер по противодействию терроризму в пределах своих полномочий, а на юридические лица выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов.
Невыполнение требований названного закона свидетельствует о бездействии указанных органов.
Согласно пункту «д» ст. 11 «Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации», утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
В соответствии с п. 2 ч.6 ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Исходя из положений п. 2 и п. 15 ч. 3 ст. 28 указанного закона к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
В силу ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Согласно п. 6.48 «СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009», утвержденного Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 года № 635/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».
Из приложения «В» к вышеприведенному Своду правил следует, что данные требования распространяются на дошкольные образовательные организации и общеобразовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи, колледжи, школы -интернаты).
Таким образом, действующим законодательством на образовательные учреждения возложена обязанность по установке каналов передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел.
Осуществление деятельности образовательных учреждений в отсутствие системы тревожной сигнализации не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создает опасные условия для неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, нарушает их права и законные интересы.
В судебном заседании установлено, что здание МБДОУ детский сад «Аленушка» с.Озерки, расположенное по адресу: <адрес>, здание МБОУ «ООШ с.Оркино» по адресу: <адрес>А, здание МБОУ «ООШ с.Вязьмино» по адресу: <адрес>, здание МБОУ «ООШ с.Таволожка» по адресу: <адрес>, здание МБОУ «ООШ пос.Пригородный» по адресу: <адрес>, являются муниципальной собственностью, что подтверждается выписками из реестра муниципального имущества Петровского района Саратовской области от 10.03.2016 года (л.д.145-149).
Указанные здания находятся в оперативном управлении соответствующих образовательных учреждений, согласно свидетельствам о государственной регистрации права оперативного управления (л.д.150-156).
Как установлено судом, и не оспаривается сторонами,
в ходе проведения Петровской межрайонной прокуратурой Саратовской области проверки установлено отсутствие каналов передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел в помещениях МБДОУ детский сад «Аленушка» с.Озерки, МБОУ «ООШ с.Оркино», МБОУ «ООШ пос.Пригородный», МБОУ «ООШ с.Таволожка», МБОУ «ООШ с.Вязьмино».
Указанное обстоятельство следует и из сообщения отдела вневедомственной охраны по Петровскому району от ДД.ММ.ГГГГ, содержащего список образовательных учреждений района, в которых не установлена тревожная сигнализация, обеспечивающая вызов нарядов полиции (л.д.26-27).
Поскольку выполнение обязанности по установке системы тревожной сигнализации направлено на обеспечение безопасности несовершеннолетних и сотрудников образовательного учреждения, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц, данная мера является одной из профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности, суд считает исковые требования заместителя Петровского межрайонного прокурора о возложении на образовательные учреждения обязанности оборудовать здания образовательных учреждений каналом передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел, законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Исполнение требований нормативных правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.
Органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий (п. 3 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 года № 35-ФЗ "О противодействии терроризму").
Как следует из пункта 6.1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальный район наделен полномочиями на участие в профилактике терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма на территории муниципального района. В частности, участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения образования.
В силу пункта 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
Согласно Уставам образовательных учреждений собственником имущества и учредителем МБДОУ детский сад «Аленушка» с.Озерки, МБОУ «ООШ с.Оркино», МБОУ «ООШ пос.Пригородный», МБОУ «ООШ с.Таволожка», МБОУ «ООШ с.Вязьмино» является Петровский муниципальный район Саратовской области, функции и полномочия учредителя возложены также на управление образования Петровского муниципального района Саратовской области (л.д. 8-15, 28-37, 49-58, 73-112, 125-131).
Управление образования администрации Петровского муниципального района в соответствии с Положением о нем, утвержденным решением Петровского районного собрания от ДД.ММ.ГГГГ№, является структурным подразделением администрации Петровского муниципального района Саратовской области, созданным в целях проведения единой государственной политики в области образования в интересах населения Петровского муниципального района, государственных стандартов и функционирования системы образования района; осуществляет функции учредителя муниципальных образовательных учреждений; финансирование деятельности управления образования осуществляется за счет средств бюджета Петровского муниципального района на основании сметы; участвует в формировании местного бюджета, планирует расходы на содержание подведомственных образовательных организаций в пределах ассигнований, выделенных бюджетами всех уровней (л.д.157-161).
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что администрация Петровского муниципального района, обязанная в силу закона участвовать в профилактике терроризма и экстремизма, являющаяся собственником имущества бюджетных образовательных учреждений, должна создать безопасные условия для организации учебного процесса в нем, обеспечить содержание зданий образовательных организаций.
Поскольку организация и финансирование обустройства зданий образовательных учреждений каналом передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел является одной из функций органа местного самоуправления по управлению и содержанию муниципального имущества, суд приходит к выводу о законности и обоснованности исковых требований заместителя Петровского межрайонного прокурора о возложении на администрацию Петровского муниципального района Саратовской области профинансировать расходы, связанные с оборудованием зданий образовательных учреждений каналом передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел.
Вопреки доводам представителя ответчика – администрации Петровского муниципального района об отсутствии денежных средств, необходимых для оборудования зданий образовательных организаций каналом передачи тревожных сообщений, указанное обстоятельство основанием для освобождения ответчиков от исполнения возложенных на них обязанностей не является, поскольку действующее законодательство не ставит в зависимость выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению антитеррористической безопасности с их финансовыми возможностями. Факт отсутствия в текущем году финансирования мероприятий по антитеррористической защищенности не может служить основанием для несоблюдения требований указанных выше нормативных правовых актов.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования удовлетворить.
Обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Аленушка» села Озерки Петровского района Саратовской области оборудовать здание детского сада по адресу: <адрес> Г, каналом передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа села Оркино Петровского района Саратовской области» оборудовать здание школы по адресу: <адрес> А, каналом передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа поселка Пригородный Петровского района Саратовской области» оборудовать здание школы по адресу: <адрес>, каналом передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа села Таволожка Петровского района Саратовской области» оборудовать здание школы по адресу: <адрес>, каналом передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа села Вязьмино Петровского района Саратовской области» оборудовать здание школы по адресу: <адрес>, каналом передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать администрацию Петровского муниципального района Саратовской области в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу профинансировать оборудование каналами передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел зданий Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Аленушка» села Озерки Петровского района Саратовской области, Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа села Оркино Петровского района Саратовской области», Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа поселка Пригородный Петровского района Саратовской области», Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа села Таволожка Петровского района Саратовской области», Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа села Вязьмино Петровского района Саратовской области».
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме, путем обращения с апелляционной жалобой в Петровский городской суд Саратовской области.
Мотивированны текст решения изготовлен 15 марта 2016 года.
Председательствующий ФИО10