Дело № 2-136/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Верхняя Тойма 12 апреля 2016 года
Красноборский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Королевой Я.А.
при секретаре Филипповой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации муниципального образования «Верхнетоемский муниципальный район» и администрации муниципального образования «Верхнетоемское» о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации МО «Верхнетоемский муниципальный район» о предоставлении ей благоустроенного жилого помещения по договору социального найма. Свои требования мотивировала тем, что жилое помещение, в котором она ранее проживала признано непригодным для проживания. В настоящее время она состоит на внеочередном учете на получение жилой площади с 2010 года и до сих пор не обеспечена жильем. Просит обязать администрацию МО «Верхнетоемский муниципальный район» предоставить ей благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
В своих возражениях глава МО «Верхнетоемский муниципальный район» указала, что в соответствии с ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» с 1 января 2016 года к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе, обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством. Но до настоящего времени жилищный фонд МО «Верхнетоемское» в собственность МО «Верхнетоемский муниципальный район» не передан. Процедура передачи имущества от муниципальных образований – поселений МО «Верхнетоемский муниципальный район» происходит на основании распоряжения Правительства Архангельской области, которое в настоящее время не издано. Администрация МО «Верхнетоемский муниципальный район» на настоящий момент какими-либо правами в отношении жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма, не обладает, и, соответственно, не имеет возможности совершения действий в отношении данного имущества. В связи с чем считает себя ненадлежащим ответчиком.
Определением суда от 16 марта 2016 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация МО «Верхнетоемское».
И.о. главы администрации МО «Верхнетоемское» в своих возражениях пояснила, что в связи с принятием Федерального закона от 27 мая 2014 года № 136-ФЗ с 1 января 2016 года полномочия по обеспечению малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством перешли с уровня МО «Верхнетоемское» на уровень МО «Верхнетоемский муниципальный район». Список таких лиц передан администрации МО «Верхнетоемский муниципальный район». В настоящее время в Уставе МО «Верхнетоемское» такие полномочия не закреплены. Считает администрацию МО «Верхнетоемское» ненадлежащим ответчиком и просит отказать в иске в полном объеме.
Истец и ответчики, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении или об уважительности причин неявки суду не представили
На основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие истца и ответчиков.
Судом в соответствии со ст. 114 ГПК РФ предлагалось лицам, участвующим в деле, представить суду все имеющиеся у них доказательства по делу, указывалось на последствия непредставления доказательств, а также разъяснялись положения ст. 56 ГПК РФ о том, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Изучив материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Статья 40 Конституции РФ гарантирует каждому право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Согласно статье 130 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение вопросов местного значения, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами через выборные и другие органы местного самоуправления.
В силу п. 6 ч. 1, ч.ч. 3 и 4 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе, обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
К вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 … 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
Таким образом, осуществление полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством на территории сельского поселения с 1 января 2016 года является вопросом местного значения муниципального района, за исключением тех случаев, когда решение указанного вопроса законом субъекта РФ и принятыми в соответствии с ним уставами муниципального образования и сельского поселения закреплено за сельским поселением.
На момент рассмотрения дела в суде никаких законов субъекта РФ, а именно Архангельской области, о закреплении за сельским поселением (МО «Верхнетоемское») предусмотренных ч. 1 ст. 14 ФЗ № 131-ФЗ вопросов местного значения городских поселений не принято.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 50 ФЗ № 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться, в том числе, имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14, …. настоящего Федерального закона.
В силу положений Закона Архангельской области от 23.09.2004 № 259-внеоч.-ОЗ «О реализации государственных полномочий Архангельской области в сфере правового регулирования организации и осуществления местного самоуправления» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2016) в муниципальную собственность муниципальных районов в процессе разграничения объектов муниципальной собственности передается имущество, определенное пунктами 1, 3, 4 и 5 части 1 статьи 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (абз. 2 ч. 2 ст. 5.1)
Статьи 5.3 и 5.4 указанного закона устанавливают порядок передачи объектов муниципальной собственности поселений в муниципальную собственность муниципальных районов, формирование перечней, а также разработку и принятие распоряжений Правительства Архангельской области о разграничении объектов муниципальной собственности между муниципальными районами и поселениями с установлением определенных сроков.
Как следует из п. 3 ст. 7.1 Устава МО «Верхнетоемский муниципальный район», к вопросам местного значения, не отнесенным к вопросам местного значения сельских поселений, решаемых на территориях сельских поселений, входящих в состав Верхнетоемского муниципального района, органами местного самоуправления Верхнетоемского муниципального района, относятся, обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, …, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
В соответствии с п. 1 ч. 2 и ч. 3 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.Согласно ст. 85 Жилищного кодекса РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
В силу ст. 87 Жилищного кодекса РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире (статья 89 Жилищного кодекса РФ).
В соответствии со статьями 87 и 89 Жилищного кодекса РФ другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма предоставляется не в связи с улучшением жилищных условий, а взамен ранее занимаемого, поэтому иные обстоятельства, указанные в статьях 57 и 58 Жилищного кодекса РФ, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане не лишаются права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них после предоставления равнозначного жилья не отпали основания состоять на таком учете (ст. 55 Жилищного кодекса РФ). На данные обстоятельства также указал Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении № 14 от 2 июля 2009 года «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» (п. 37 Постановления).
Согласно ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Правительством РФ принято Постановление от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».
На основании пункта 7 указанного Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в Положении требованиям. Межведомственная комиссия для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда создается органом местного самоуправления.
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (п. 47 Положения).
Из материалов дела видно, что ФИО1 зарегистрирована в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, с __.__.______г..
В материалы дела истцом представлена незаверенная надлежащим образом копия ордера № 70 от 9 декабря 2002 года, которая не признается судом в качестве доказательства, поскольку не соответствует требованиям ч. 2 ст. 71 ГПК РФ.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что истец зарегистрирована в <адрес>.
Согласно техническому паспорту на жилой дом № *** по <адрес> имеет общую площадь 39,1 кв.м., жилую площадь – 28,9 кв.м., состоит из трех комнат, кухни и коридора.
Как следует из материалов дела, __.__.______г. в девятнадцатиквартирном жилом доме <адрес> произошел пожар, в ходе которого жилой дом был уничтожен огнем, данные обстоятельства подтверждаются справкой от 27 июня 2008 года, выданной отделением государственного пожарного надзора Верхнетоемского района и справкой от 4 февраля 2016 года, выданной отделом надзорной деятельности Верхнетоемского и Красноборского районов Архангельской области.
На основании распоряжения от 10 августа 2010 года № 126/1 в связи с утратой жилого помещения в результате пожара __.__.______г.ФИО1 А. поставлена на учет на получение вне очереди жилого помещения по договору социального найма.
Согласно ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Истцом заявлены требования о предоставлении ей благоустроенного жилого помещения в виде отдельной квартиры общей площадью не менее 36,0 кв.м.
Таким образом, исходя из изложенных выше обстоятельств, руководствуясь положениями ч. 3 ст. 196 ГПК РФ, суд приходит к выводу, что в настоящее время истец жилым помещением по договору социального найма не обеспечена, в связи с чем она имеет право на предоставление ей другого благоустроенного жилого помещения, равнозначного ранее занимаемому, в виде отдельной квартиры, общей площадью не менее 36,0 кв.м., расположенного в черте <адрес>, отвечающего санитарно-техническим нормам, с уровнем благоустройства не ниже достигнутого в данном населенном пункте.
Суд признает надлежащим ответчиком по рассматриваемому иску администрацию МО «Верхнетоемский муниципальный район», поскольку в настоящее время, то есть на момент рассмотрения дела в суде обязанность предоставить жилое помещение по договору социального найма возложена законом именно на администрацию МО «Верхнетоемский муниципальный район».
В удовлетворении исковых требований, заявленных к администрации МО «Верхнетоемское», надлежит отказать.
Доводы главы МО «Верхнетоемский муниципальный район» о том, что процедура передачи имущества от муниципальных образований поселений МО «Верхнетоемский муниципальный район» не завершена и во исполнение ее Правительством Архангельской области не принято распоряжение являются необоснованными, поскольку период передачи имущества между муниципальными образованиями является переходным и не приостанавливает действие во времени возложенных на них федеральным законодательством полномочий и обязанностей.
Кроме того, суд обращает внимание на внеочередной характер предоставления жилых помещений лицам, относящимся к указанной категории, и отсутствие в законе указания на срок, в течение которого жилое помещение должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствуют о том, что жилое помещение в данном случае должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения у гражданина соответствующего субъективного права.
В соответствии с ч. 1 ст. 68 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Как видно из материалов дела, истцом ФИО1 при подаче иска уплачена государственная пошлина в размере 300 рублей, а также понесены расходы на оплату услуг представителя в размере 3000 рублей. Каких-либо заявлений о неразумности и несоразмерности представительских расходов со стороны ответчика суду заявлено не было.
Следовательно, с администрации МО «Верхнетоемский муниципальный район» в пользу ФИО1 подлежат возмещению понесенные ею расходы на уплату государственной пошлины в размере 300 рублей и на оплату услуг представителя в размере 3000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194–199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск ФИО1 к администрации муниципального образования «Верхнетоемский муниципальный район» о предоставлении жилого помещения по договору социального найма удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «Верхнетоемский муниципальный район» предоставить ФИО1 на состав семьи из одного человека, по договору социального найма жилое помещение, равнозначное ранее занимаемому, в виде отдельной квартиры, общей площадью не менее 36,0 кв.м., расположенное в черте <адрес>, отвечающее санитарно-техническим нормам, с уровнем благоустройства не ниже достигнутого в <адрес>.
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к администрации муниципального образования «Верхнетоемское» о предоставлении жилого помещения по договору социального найма отказать.
Взыскать с администрации муниципального образования «Верхнетоемский муниципальный район» в пользу ФИО1 в возмещение расходов на уплату государственной пошлины 300 рублей и на оплату услуг представителя 3000 рублей, а всего 3300 (Три тысячи триста) рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Красноборский районный суд Архангельской области (<...>) в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 18 апреля 2016 года.
Председательствующий Я.А. Королева
Копия верна. Судья Я.А. Королева