ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-136/2017 от 11.04.2017 Благодарненского районного суда (Ставропольский край)

дело № 2-136/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Благодарный 11 апреля 2017 года

Благодарненский районный суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Алиевой А.М.,

при секретаре Сафоновой О.В.,

с участием помощника прокурора Благодарненского района Донцовой К.Б.,

представителя ответчика ГУП СК «Крайтеплоэнерго» Хроповой М.А., действующей на основании доверенности,

представителя третьего лица Благодарненского участка Петровского филиала ГУП СК «Крайтеплоэнерго» Герасимова В.И.,

а также представителя Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Ставропольскому краю Логачева В.В., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда материалы гражданского дела по иску прокурора Благодарненского района Ставропольского края в интересах неопределенного круга лиц к ГУП СК «Крайтеплоэнерго» о возложении обязанности по устранению допущенных нарушений,

у с т а н о в и л:

прокурор Благодарненского района Ставропольского края обратился в суд с иском (впоследствии уточненным) в интересах неопределенного круга лиц к ГУП СК «Крайтеплоэнерго» о возложении обязанности по устранению допущенных нарушений.

Исковые требования мотивированы тем, что в результате проверки исполнения законодательства ГУП СК «Крайтеплоэнерго», проведенной прокуратурой района с участием государственного инспектора отдела энергетического надзора и энергоэффективности по Ставропольскому краю Логачева В.В., ДД.ММ.ГГГГ примерно в 11 часов 00 минут установлены следующие нарушения «Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок», «Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей», «Правил устройства электроустановок» Благодарненским участком Петровского филиала государственного унитарного предприятия Ставропольского края «Крайтеплоэнерго»:

- не проводится техническое освидетельствование тепловых энергоустановок специализированными организациями; техническое диагностирование оборудования, отработавшего расчетный ресурс, специализированными организациями в целях определения дополнительного срока службы и разработки мероприятий, обеспечивающих надежную работу;

- не представлены к допуску инспекции Ростехнадзора вновь установленные котлы котельных № 15-15; 15-20; 15-10; 15-04; 15-14; 15-06; 15-23;

- не укреплены стены и не заделаны щели участка стены котельной № 15-3 (восточной стены);

- не организован водно-химический режим, отсутствует водоподготовительные установки на котельных №15-11, 15-22, 15-03;

- операторы котельных №15-11, 15-22, 15-03, 15-15 не имеют удостоверений с отметкой о прохождении проверки знаний ПТЭ ТЭ согласно образцу;

- отсутствуют защитные рассеиватели светильников котельных № 15-11, 15-10.

На момент проведения проверки, т.е. ДД.ММ.ГГГГ, заместитель директора Петровского филиала ГУП СК «Крайтеплоэнерго» - начальник Благодарненского участка Петровского филиала ГУП СК «Крайтеплоэнерго» Герасимов В. И., осуществляющий руководство хозяйственной деятельностью Благодарненского участка филиала, обеспечивающий содержание в надлежащем состоянии закрепленного за Благодарненским участком имущества, осуществляющий в соответствии с должностной инструкцией общее руководство производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельностью Благодарненского участка, не обеспечил соблюдение требований вышеуказанного законодательства.

Выявленные нарушения создают угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, что подтверждается материалами проверки и могут повлечь нарушение прав неопределенного круга лиц, установленных ч. 4 ст. 3 Жилищного кодекса Российской Федерации, на получение коммунальных услуг, а также право неограниченного круга лиц - жителей и гостей г.Благодарного Благодарненского района Ставропольского края на личную безопасность и сохранность жизни, здоровья, имущества.

На основании изложенного, в соответствии со ст. 45 ГПК РФ и ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», просит суд обязать ГУП СК «Крайтеплоэнерго» устранить допущенные нарушения, обязать провести техническое освидетельствование тепловых энергоустановок, специализированными организациями, провести техническое диагностирование оборудования, отработавшего расчетный ресурс специализированными организациями в целях определения дополнительного срока службы и разработки мероприятий, обеспечивающих надежную работу, обязать представить к допуску инспекции Ростехнадзора вновь установленные котлы котельных № 15-15; 15-20; 15-10; 15-04; 15-14; 15-06; 15-23, укрепить стены и заделать щели участка стены котельной №15-3 (восточной стены), организовать водно-химический режим на котельных, оборудовать водоподготовительными установками котельные №15-11, 15-22, 15-03, обеспечить получение операторами котельных №15-11, 15-22, 15-03; 15-15 удостоверений с отметкой о прохождении проверки знаний ПТЭ ТЭ, установить защитные рассеиватели светильников котельных № 15-11, 15-10 в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда по данному гражданскому делу в законную силу.

Помощник прокурора Благодарненского района Донцова К.Б. в судебном заседании исковые требования прокурора района поддержала в полном объеме, просила суд их удовлетворить по основаниям, изложенным в уточненном исковом заявлении.

Представитель ответчика ГУП СК «Крайтеплоэнерго» Хропова М.А. возражала против удовлетворения исковых требований прокурора в части необходимости проведения технического освидетельствования тепловых установок специализированными организациями, в остальной части против удовлетворения иска не возражала. Суду пояснила, что согласно Правилам технической эксплуатации тепловых энергоустановок, техническое освидетельствование тепловых энергоустановок производится комиссией, назначенной руководителем организации, в состав которой включаются руководители и специалисты структурных подразделений организации. Требования о проведении технического освидетельствования специализированными организациями Правила не содержат, в этой связи требования иска в данной части являются не обоснованными. Техническое освидетельствование котлов в организации проводится собственной комиссией, у каждого котла имеется свой паспорт, в котором каждый год отмечается факт прохождения освидетельствования, в паспорте делается отметка о том, годен ли котел к допуску к дальнейшей эксплуатации или нет и для этого в силу названных Правил им не нужны специализированные организации.

Представитель третьего лица Благодарненского участка Петровского филиала ГУП СК «Крайтеплоэнерго» Герасимов В.И., поддержал позицию представителя ответчика.

Представитель третьего лица Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Ставропольскому краю Логачев В.В. против удовлетворения иска не возражал, пояснив, что техническое освидетельствование тепловых энергоустановок действительно может проводиться персоналом ГУП СК «Крайтеплоэнерго», но может проводиться и специализированными организациями, которые могут выполнять теплотехнические испытания, инструментальные измерения и другие диагностические работы на тепловых энергоустановках. В то же время техническое диагностирование оборудования, отработавшего расчетный ресурс, согласно главе 13 ПТЭ ТЭ проводится только специализированными организациями.

Суд, выслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав представленные материалы в их совокупности, пришел к следующему.

Статьей 5 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» закреплено, что субъекты электроэнергетики (т.е. лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство электрической, тепловой энергии и мощности) и потребители электрической энергии обязаны соблюдать требования названного Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации в области электроэнергетики, устанавливающих соответствующие требования к обеспечению надежности электроэнергетических систем, надежности и безопасности объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок.

В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения являются: обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов; обеспечение энергетической эффективности теплоснабжения и потребления тепловой энергии с учетом требований, установленных федеральными законами; обеспечение приоритетного использования комбинированной выработки электрической и тепловой энергии для организации теплоснабжения; развитие систем централизованного теплоснабжения; соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей; обеспечение экономически обоснованной доходности текущей деятельности теплоснабжающих организаций и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения инвестированного капитала; обеспечение недискриминационных и стабильных условий осуществления предпринимательской деятельности в сфере теплоснабжения; обеспечение экологической безопасности теплоснабжения; обеспечение безопасной эксплуатации объектов теплоснабжения.

Согласно положениям статьи 23.2 названного Закона (введенной Федеральным законом от 01.05.2016 № 132-ФЗ и вступившей в силу с 31.07.2016) под требованиями безопасности в сфере теплоснабжения понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в указанном Федеральном законе, технических регламентах и принимаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти правилах технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок, которые устанавливают обязательные требования безопасной эксплуатации объектов теплоснабжения, теплопотребляющих установок и входящих в их состав зданий, помещений, сооружений и оборудования. Теплоснабжающие организации, теплосетевые организации при осуществлении теплоснабжения и потребители тепловой энергии при потреблении тепловой энергии обязаны соблюдать требования безопасности в сфере теплоснабжения.

Общие требования к безопасности опасных производственных объектов устанавливаются Федеральным законом от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» в соответствии с ч. 1 ст. 9 которого организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения данного Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности.

Как установлено судом и подтверждается представленными материалами, ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Благодарненского района совместно с представителем отдела энергетического надзора по Ставропольскому краю Кавказского Управления Ростехнадзора проведена проверка исполнения федерального законодательства ГУП СК «Крайтеплоэнерго» (л.д.8-22), в ходе которой были выявлены ряд нарушений требований безопасности в сфере теплоснабжения, не отвечающих Правилам технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденным Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 № 115 (далее – ПТЭТЭ), Правилам технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденным Приказом Минэнерго России от 13.01.2003 № 6 (далее – ПТЭЭП), и Правилам устройства электроустановок (л.д.23,24).

Согласно представленным суду копиям свидетельств о государственной регистрации права объекты теплоснабжения, явившиеся предметом проверки, на основании распоряжения Министерства имущественных отношений Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ находятся в хозяйственном ведении ГУП СК «Ставропольский краевой теплоэнергетический комплекс» (л.д.25-39).

Так в ходе прокурорской проверки установлено, что ответчиком:

- не проводится техническое освидетельствование тепловых энергоустановок, специализированными организациями; техническое диагностирование оборудования, отработавшего расчетный ресурс специализированными организациями в целях определения дополнительного срока службы и разработки мероприятий, обеспечивающих надежную работу (в нарушение п.п. 2.6.2, 2.6.3, 13.1,13.2 ПТЭТЭ);

- не представлены к допуску инспекции Ростехнадзора вновь установленные котлы котельных № 15-15; 15-20; 15-10; 15-04; 15-14; 15-06; 15-23 (п.2.4.2 ПТЭТЭ);

- не укреплены стены и не заделаны щели участка стены котельной № 15-3 (восточной стены) (п.п 3.3.1, 3.3.20 ПТЭТЭ);

- не организован водно-химический режим, отсутствует водоподготовительные установки на котельных №15-11, 15-22, 15-03 (п.п 12.1, 12.4, 12.8 ПТЭТЭ);

- операторы котельных № 15-11, 15-22, 15-03, 15-15 не имеют удостоверений с отметкой о прохождении проверки знаний ПТЭ ТЭ согласно образцу (п.2.3.23, приложение 3 ПТЭТЭ);

- отсутствуют защитные рассеиватели светильников котельных № 15-11, 15-10 (п. 2.12.7 ПТЭЭП).

Представитель ответчика в судебном заседании признала допущенные нарушения в части не проведения ответчиком технического диагностирования оборудования, отработавшего расчетный ресурс специализированными организациями в целях определения дополнительного срока службы и разработки мероприятий, обеспечивающих надежную работу; не представления к допуску инспекции Ростехнадзора вновь установленных котлов котельных № 15-15; 15-20; 15-10; 15-04; 15-14; 15-06; 15-23; не укрепления восточной стены котельной № 15-3и не заделывания щелей участка данной стены; отсутствия организации водно-химического режима, отсутствия водоподготовительных установок на котельных №15-11, 15-22, 15-03; отсутствия у операторов котельных № 15-11, 15-22, 15-03, 15-15 удостоверений с отметкой о прохождении проверки знаний ПТЭТЭ; отсутствия защитных рассеивателей светильников котельных № 15-11, 15-10, и не возражал против удовлетворения требования прокурора в данной части. В тоже время пояснила, что для обеспечения проведения технического диагностирования оборудования, отработавшего расчетный ресурс, специализированными организациями в целях определения дополнительного срока службы и разработки мероприятий, обеспечивающих его надежную работу, ответчику потребуется дополнительное время для урегулирования организационных вопросов, решение которых не в полной мере зависит от ответчика, в связи с чем просила, удовлетворив требования иска в данной части, увеличить срок устранения данного нарушения до одного года.

Помощник прокурора Благодарненского района и представитель Ростехнадзора не возражали против увеличения срока устранения названного нарушения на указанный период.

Суд, руководствуясь положениями части 2 статьи 68 ГПК РФ, признал названные нарушения доказанными, и пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований прокурора Благодарненского района в данной части.

В отношении требования прокурора о возложении на ответчика обязанности по проведению технического освидетельствование тепловых энергоустановок специализированными организациями, против удовлетворения которого ответчик возражал, суд считает необходимым отметить следующее.

Требования по технической эксплуатации тепловых энергоустановок определяются Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 № 115.

Согласно п.2.6.4 ПТЭТЭ техническое освидетельствование тепловых энергоустановок производится комиссией, назначенной руководителем организации. В состав комиссии включаются руководители и специалисты структурных подразделений организации. Председателем комиссии, как правило, назначается ответственное лицо за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок, либо специалист из теплоэнергетического персонала, имеющий соответствующий уровень квалификации.

Теплотехнические испытания, инструментальные измерения и другие диагностические работы на тепловых энергоустановках могут выполняться специализированными организациями (п. 2.6.5 Правил).

Иными словами названными Правилами не установлена обязанность по проведению технического освидетельствование тепловых энергоустановок специализированными организациями.

Данное обстоятельство позволяет суду согласиться с доводами представителя ответчика о необоснованности вменения последнему указанного нарушения. В подтверждение ежегодного освидетельствования тепловых энергоустановок комиссией организации суду представлены соответствующие комиссионные акты о проведении гидравлических испытаний на прочность и плотность котлов, а также технические паспорта котлов, установленных в котельных Благодарненского участка Петровского филиала ГУП СК «Крайтеплоэнерго», содержащие отметки мастера и начальника участка об осмотре тепловых энергоустановок и выводы об их готовности к эксплуатации.

В этой связи оснований для удовлетворения иска прокурора в части возложения на ответчика обязанности по проведению технического освидетельствования тепловых энергоустановок специализированными организациями не имеется.

На основании изложенного, принимая во внимание, что выявленные нарушения федерального законодательства в деятельности ГУП СК «Крайтеплоэнерго» в лице Благодарненского участка Петровского филиала создают угрозу безопасности неопределенного круга лиц при эксплуатации опасного производственного объекта в сфере теплоснабжения и могут повлечь нарушение прав указанных лиц на личную безопасность и сохранность жизни, здоровья и имущества, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований прокурора в части выявленных нарушений.

Руководствуясь ст. ст. 98, 193-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

исковые требования прокурора Благодарненского района Ставропольского края в интересах неопределенного круга лиц к ГУП СК «Крайтеплоэнерго» удовлетворить частично.

Обязать ГУП СК «Крайтеплоэнерго» в течение 01 (одного) года со дня вступления решения суда в законную силу провести техническое диагностирование оборудования, отработавшего расчетный ресурс специализированными организациями в целях определения дополнительного срока службы и разработки мероприятий, обеспечивающих надежную работу.

Обязать ГУП СК «Крайтеплоэнерго» в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу: представить к допуску инспекции Ростехнадзора вновь установленные котлы котельных № 15-15, 15-20, 15-10, 15-04, 15-14, 15-06, 15-23; укрепить стены и заделать щели участка стены котельной № 15-3 (восточной стены); организовать водно-химический режим на котельных, оборудовать водоподготовительными установками котельные № 15-11, 15-22, 15-03; обеспечить получение операторами котельных № 15-11, 15-22, 15-03, 15-15 удостоверений с отметкой о прохождении проверки знаний ПТЭ ТЭ, установить защитные рассеиватели светильников котельных № 15-11, 15-10.

В удовлетворении требования о возложении на ГУП СК «Крайтеплоэнерго» обязанности по проведению технического освидетельствования тепловых энергоустановок специализированными организациями прокурору Благодарненского района – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы, представления через Благодарненский районный суд Ставропольского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 17 апреля 2017 года.

Судья: А.М. Алиева