ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-136/2017 от 15.03.2017 Трехгорного городского суда (Челябинская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 марта 2017 года г. Трехгорный

Трехгорный городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Бастрона Д.А.,

при секретаре Шнайдер Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ПАО «Сбербанк России», ПАО « Челиндбанк» о восстановлении нарушенной конституционной обязанности на оплату налогов и административного штрафа, признании незаконным отказа ответчиков в оказании услуги по перечислению денежных средств для оплаты налога и административного штрафа, возложении обязанности на ответчиков произвести оплату платежей в пользу государственных органов власти в соответствии с действующим законодательством, то есть без предоставления кредитным организациям ИНН, уникального идентификатора начислений и документа, удостоверяющего личность,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к ПАО «Сбербанк России», ПАО «Челиндбанк», требуя восстановить нарушенную конституционную обязанность на оплату налогов и административного штрафа, признать незаконным отказ ответчиков в оказании услуги по перечислению денежных средств для оплаты налога и административного штрафа, возложить на ответчиков обязанность произвести оплату платежей в пользу государственных органов власти в соответствии с действующим законодательством, без предоставления кредитным организациям ИНН, уникального идентификатора начислений и документа, удостоверяющего личность.

В обоснование иска указал, что ДД.ММ.ГГГГ обратился в отделения банков - ответчиков в целях оплаты административного штрафа и налога на имущество. В осуществлении данных платежей ему отказано по причине отсутствия у него ИНН, уникального идентификатора начислений и паспорта гражданина РФ.

Полагает, что отсутствие по религиозным убеждениям паспорта гражданина РФ и ИНН, не является основанием для отказа в осуществлении банковской услуги по перечислению денежных средств для уплаты налогов и административного штрафа. Указал также на то, что незаконным отказом ответчиков созданы препятствия в реализации им основных конституционных обязанностей по оплате налогов и сборов.

В судебное заседание истец не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен, доказательств, свидетельствующих о невозможности участия в судебном заседании, суду не представил.

Представители ответчиков ПАО «Сбербанк России», ПАО «Челиндбанк», в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены, ходатайствовали о рассмотрении дела без их участия. Представили письменные возражения относительно заявленных требований.

При указанных обстоятельствах судом определено рассмотреть дело в отсутствии сторон, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания.

Исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению на основании следующего.

В обоснование возражений ответчиками указано, что в соответствии с Приказом Министерства финансов РФ от 12.12.2013 года № 107н «Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжения о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему РФ» в случае отсутствия у плательщика - физического лица ИНН и уникального идентификатора начислений указание в распоряжении о переводе денежных средств иного идентификатора сведений о физическом лице является обязательным.

Перечень идентификаторов сведений о физическом лице определен пунктом 6 Приложения № 4 к вышеназванному Приказу и включает в себя помимо паспорта гражданина иные сведения: свидетельство органов ЗАГС о рождении, паспорт моряка, удостоверение личности военнослужащего, временное удостоверение личности гражданина, справку об освобождении из мест лишения свободы, военный билет военнослужащего, паспорт иностранного гражданина, вид на жительство, разрешение на временное проживание для лиц без гражданства, удостоверение беженца, миграционную карту, паспорт гражданина СССР, страховой номер индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе персонифицированного учета Пенсионного фонда РФ (СНИЛС), водительское удостоверение, свидетельство о регистрации транспортного средства в органах МВД РФ, охотничий билет, разрешение на хранение и ношение охотничьего оружия. Для осуществления платежей, клиенту необходимо указать один из данных идентификаторов сведений о физическом лице, чего истцом не сделано. В связи с этим полагают, что ответчиками не отказано истцу в оказании услуги по проведению платежей по причине отсутствия у него паспорта гражданина РФ и ИНН. Указав на то, что при отсутствии указанных документов банк лишен возможности совершить данные операции в силу требований Приказа Министерства финансов РФ от 12.12.2013 года № 107н «Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжения о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему РФ», просили в удовлетворении иска отказать.

В соответствии со статьей 2, п.1.4 статьи 7 Федерального закона РФ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», идентификацией является совокупность мероприятий по установлению определенных данным законом сведений о клиентах, их представителях, выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах, по подтверждению достоверности этих сведений с использованием оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий. Идентификация клиента - физического лица, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца, а также упрощенная идентификация клиента - физического лица не проводится при осуществлении кредитными организациями, в том числе с привлечением банковских платежных агентов, перевода денежных средств без открытия банковского счета, в том числе электронных денежных средств, в пользу юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в целях оплаты реализуемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг, использования результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, в пользу органов государственной власти и органов местного самоуправления, учреждений, находящихся в их ведении, получающих денежные средства плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации, а также при предоставлении клиентом - физическим лицом кредитной организации денежных средств в целях увеличения остатка электронных денежных средств, если сумма денежных средств не превышает 15 000 рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 000 рублей, за исключением случаев, если получателем переводимых денежных средств является физическое лицо, некоммерческая организация (кроме религиозных и благотворительных организаций, зарегистрированных в установленном порядке, товариществ собственников недвижимости (жилья), жилищных, жилищно-строительных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов, региональных операторов, созданных в организационно-правовой форме фонда в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации) либо организация, созданная за пределами территории Российской Федерации, а также, если у работников кредитной организации, банковских платежных агентов возникают подозрения, что указанная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма. При осуществлении кредитными организациями, в том числе с привлечением банковских платежных агентов, перевода денежных средств без открытия банковского счета, в том числе электронных денежных средств, в целях оплаты товаров (работ, услуг), включенных в перечень товаров (работ, услуг), определенный Правительством Российской Федерации, в оплату которых платежный агент не вправе принимать платежи физических лиц, идентификация клиента - физического лица проводится независимо от суммы перевода.

Согласно п. 4 Приказа Министерства финансов РФ от 12 декабря 2013 года № 107н «Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжения о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему РФ», а также п.3.2 Порядка ведения государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах, утвержденного приказом Федерального казначейства Министерства финансов РФ от 30.11.2012 года № 19н, составитель распоряжения о переводе денежных средств в уплату платежей физических лиц в бюджетную систему РФ, в том числе за государственные и муниципальные услуги, указывает уникальный идентификатор начислений, идентификатор сведений о физическом лице.

Как следует из п. 3 Приложения № 1 к вышеназванному Приказу Министерства финансов РФ от 12.12.2013 года № 107н, указание в распоряжении о переводе денежных средств значения ИНН в реквизитах "ИНН" плательщика, "ИНН" получателя средств и значения КПП в реквизитах "КПП" плательщика, "КПП" получателя средств является обязательным, если иное не предусмотрено данными Правилами. Значение ИНН плательщика - физического лица, за исключением индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, глав крестьянских (фермерских) хозяйств, может не указываться при условии указания в реквизите "108" распоряжения о переводе денежных средств идентификатора сведений о физическом лице или указания в реквизите "Код" распоряжения о переводе денежных средств уникального идентификатора начисления в соответствии с установленными настоящим приказом Правилами. При отсутствии уникального идентификатора начисления составитель указывает в распоряжении о переводе денежных средств адрес регистрации по месту жительства плательщика - физического лица или адреса регистрации по месту пребывания (при отсутствии у физического лица места жительства). В случае отсутствия у плательщика - физического лица ИНН и уникального идентификатора начисления, указание в распоряжении о переводе денежных средств иного идентификатора сведений о физическом лице является обязательным.

Согласно п. 6 Приложения № 3 к Приказу Министерства финансов РФ от 12 декабря 2013 года № 107н, письма Министерства Финансов РФ от 14 апреля 2016 года № 02-08-12\21481 в качестве идентификатора сведений о физическом лице, подлежат указанию: "01" - паспорт гражданина Российской Федерации;"02" - свидетельство органов ЗАГС, органа исполнительной власти или органа местного самоуправления о рождении гражданина; "03" - паспорт моряка (удостоверение личности моряка); "04" - удостоверение личности военнослужащего; "05" - военный билет военнослужащего;"06" - временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации;"07" - справка об освобождении из мест лишения свободы;"08" - паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина;"09" - вид на жительство;"10" - разрешение на временное проживание (для лиц без гражданства);"11" - удостоверение беженца;"12" - миграционная карта;"13" - паспорт гражданина СССР;"14" - страховой номер индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе персонифицированного учета Пенсионного фонда Российской Федерации (СНИЛС);"22" - водительское удостоверение; "24" - свидетельство о регистрации транспортного средства в органах Министерства внутренних дел Российской Федерации; "25" - охотничий билет; "26" - разрешение на хранение и ношение охотничьего оружия.

Анализ названных норм позволяет суду сделать вывод о том, что для осуществления платежа в бюджетную систему РФ (в виде налогов и сборов, административного штрафа) при отсутствии у плательщика физического лица – ИНН и уникального идентификатора начисления, плательщик должен указать банку в распоряжении о переводе денежных средств иной установленный нормативно - правовыми актами идентификатор сведений о нем как о физическом лице.

Доказательств, свидетельствующих о том, что истцом предоставлены сотрудникам банков - ответчиков все необходимые сведения (в частности, идентификатор сведений о физическом лице) одновременно с требованием осуществить услуги по переводу денежных средств, в судебном заседании не добыто.

При таких обстоятельствах суд полагает, что ответчиками не созданы какие-либо препятствия истцу для оплаты налога и административного штрафа, в связи с чем, отказ ответчиков в предоставлении услуг по осуществлению истцами платежей в бюджетную систему нельзя признать незаконным, а основания для возложения на ответчиков обязанности осуществить оплату платежей в пользу государственных органов власти в соответствии с действующим законодательством, без предоставления кредитным организациям ИНН, уникального идентификатора начисления и документа, удостоверяющего личность, отсутствуют.

Также суд полагает, что истцом не доказан факт того, что действиями ответчиков созданы препятствия для реализации обязанности по оплате истцом налогов и сборов.

Руководствуясь ст.ст. 13, 194-198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к ПАО «Сбербанк России», ПАО «Челиндбанк» о восстановлении нарушенной конституционной обязанности на оплату налогов и административного штрафа, признании незаконным отказа ответчиков в оказании услуги по перечислению денежных средств для оплаты налога и административного штрафа, возложении обязанности на ответчиков произвести оплату платежей в пользу государственных органов власти в соответствии с действующим законодательством, то есть без предоставления кредитным организациям ИНН, уникального идентификатора начислений и документа, удостоверяющего личность, - отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в месячный срок со дня принятия судом решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.

Мотивированное решение изготовлено 04.04.2017.

Председательствующий: