ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-136/2021 от 01.06.2021 Солонешенского районного суда (Алтайский край)

Дело №2-136\2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с.Солонешное 01 июня 2021 год

Солонешенский районный суд Алтайского края в составе:

Председательствующего Стрельченя Л.В.

При секретаре Трушниковой М.В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Солонешенского района Алтайского края в интересах Брылякова Валерия Вавиловича, Брыляковой Марии Александровны к Администрации Солонешенского района Алтайского края, Правительству Алтайского края о признании имеющим право на получение меры социальной поддержки как гражданам, жилые помещения которых утрачена и(или) повреждены в результате чрезвычайной ситуации, обязании включить в список граждан, нуждающихся в предоставлении меры социальной поддержки, жилые помещения которых утрачены и(или) повреждены в результате чрезвычайной ситуации,

У С Т А Н О В И Л:

В Солонешенский районный суд обратился прокурор Солонешенского района Алтайского края в интересах Брылякова В.В., Брыляковой М.А. к ответчикам о признании имеющим право на получение меры социальной поддержки как гражданам, жилые помещения которых утрачены и(или) повреждены в результате чрезвычайной ситуации, обязании включить в список граждан, нуждающихся в предоставлении меры социальной поддержки, жилые помещения которых утрачены и(или) повреждены в результате чрезвычайной ситуации.

В обоснование заявленных требований ссылается на следующие обстоятельства.

В связи с ухудшением паводковой обстановки на территории Алтайского края постановлением Правительства Алтайского края от 27.03.2018 № 103 «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Алтайского края» введен режим чрезвычайной ситуации.

На территории Солонешенского района режим чрезвычайной ситуации введен распоряжением главы Администрации Солонешенского района № 56-р от 26.03.2018. Основание для ввода режима чрезвычайной ситуации на территории Солонешенского района, явилось подтопления 7 населённых пунктов, в которых подтоплены 485 приусадебных участков, 150 жилых помещений, уровень воды в реке Ануй составил 310 см. выше критического, в результате порывов ветра прогнозируется перебои подачи электроэнергии, прервано транспортное сообщение по направлениям с.Сибирячиха, Берёзовка, Топольное, Туманово, Карпова, повреждены дороги и мосты регионального и местного значения, причинён материальный ущерб гражданам и юридическим лицам.

На основании постановления администрации Солонешенского района от 03.09.2018 года №470 « Об утверждении реестра помещений, признанных непригодными для проживания в результате паводка, произошедшего на территории Солонешенского района Алтайского края в марте-апреле 2018 года» сформирован реестр жилых помещений, непригодных для постоянного проживания, в который вошел жилой дом, расположенный по адресу <адрес>.

Абзацем шестым ч. 1 ст.18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предусмотрено, что граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба при наличии ущерба причиненного их имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с п.5 постановления Правительства РФ от 09.10.1995 №982 « Об утверждении Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями» Министерство финансов РФ в рамках межбюджетных трансфертов осуществляет перечисление бюджетных ассигнований бюджету субъекта РФ на основании заявки на компенсацию бюджету субъекта РФ стоимости жилого помещения, предоставляемого владельцам именных государственных жилищных сертификатов, или на социальную выплату на оплату жилого помещения( части жилого помещения), приобретаемого владельцем сертификата по договору купли-продажи, представляемой в Министерство финансов РФ высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ по форме согласно приложению №3.

В силу п.6 Постановления выдача бланков сертификатов высшему исполнительному органу государственной власти субъекта РФ осуществляется Министерством финансов РФ на основании решения Правительства РФ, подготовленного Министерством РФ по дела гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти на основании списка граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия.

Согласно Постановлению процедура подготовки документов на получение государственных жилищных сертификатов состоит из двух основных этапов:

-подготовка сводного реестра жилых помещений, признанных непригодными для проживания в результате последствий паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими с 23 по 31 марта 2018 года на территории Алтайского края и утверждение его на уровне Минстроя России;

-подготовка списка граждан-получателей государственных жилищных сертификатов, лишившихся жилого помещения в результате последствий паводка 2018 года и утверждение его на уровне МЧС России и Минфина России.

Для формирования сводного реестра и Сводного списка администрацией Солонешенского района Алтайского края 11.09.2018 года направлен пакет документов в интересах истцов в Министерство строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края.

На их основании распоряжением Правительства Алтайского края от 22.07.2019 года №266-р сформирован сводный список, который согласован с Минстроем России.

В сводный реестр внесен дом по вышеуказанному адресу.

Порядок финансового обеспечения такой меры государственной поддержки граждан, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, как погашение государственных жилищных сертификатов( далее ГСЖ), до 01.01.2020 года регламентировался постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 №110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий», в соответствии с которым погашение ГЖС осуществлялось за счет бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.

В настоящее время в силу п.22 Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам РФ, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, утвержденного постановлением Правительства РФ от 09.10.1995 №982, погашение ГСЖ осуществляется за счет бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства РФ.

Цели использования бюджетных ассигнований резервного фонда установлены в Положении об использовании бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 26.12.2019 №1846.

В силу подпункта «а» п.4 Положения бюджетные ассигнования резервного фонда могут быть использованы на реализацию мероприятий по ликвидации ЧС по перечню согласно Приложению №1.

Пункт 4 Перечня предусматривает реализацию мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены в результате ЧС, в соответствии с Правилами предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства РФ, бюджетам субъектов РФ на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и(или) повреждены в результате ЧС природного и техногенного характера, утвержденными постановлением Правительства РФ от 16.10.2019 №1327.

В соответствии с п.3 Правил трансферты предоставляются из резервного фонда Правительства РФ в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных сводной бюджетной росписью федерального бюджета и доведенных в установленном порядке до Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ как получателя средств федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации мероприятий.

По правилам подп.»а» п.5 Правил трансферты предоставляются на осуществление выплат гражданам, указанным в подпунктах «в»- «в» п.6 настоящих Правил, утратившим жилые помещения на приобретение или строительство ими жилых помещений.

По информации Минстроя Алтайского края Правительством Алтайского края на имя Председателя Правительства РФ Мишустина М.Ф. направлено письмо от 01.10.2020 №6326 о предоставлении Алтайскому краю из федерального бюджета иных межбюджетных трансфертов для выплат гражданам на приобретение или строительство жилых помещений взамен утраченных.

По итогам рассмотрения Минстрой России письмом от 03.11.2020 №44337-ДВ\08 сообщил, что выделение бюджетных ассигнований бюджету Алтайского края из федерального бюджета( иных межбюджетных трансфертов), Минфином России не поддержано, в связи с чем, выделение средств федерального бюджета из резервного фонда Правительства РФ не представляется возможным.

До настоящего времени Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края сводный список граждан на получение меры социальной поддержки, список жилых помещений, признанных непригодными для проживания в результате последствий паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими с 23 по 31 марта 2018 года на территории Алтайского края, в целях предоставления Алтайскому краю из федерального бюджета иных межбюджетных трансфертов для выплат истцам на приобретение или строительство жилых помещений, взамен утраченных, в Правительство РФ не направлен, мерами социальной поддержки истцы не обеспечены.

Просит признать за Брыляковым В.В. и Брыляковой М.А. право на получение меры социальной поддержки как гражданам, жилые помещения которых утрачены и(или) повреждены в результате ЧС природного характера на территории Алтайского края в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими с 23 по 31 марта 2018 года.

Обязать администрацию Солонешенского района включить Брылякова В.В. и Брылякову М.А. в список граждан, нуждающихся в предоставлении меры социальной поддержки, жилые помещения которых утрачены и(или) повреждены в результате ЧС природного характера на территории Алтайского края в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими с 23 по 31 марта 2018 года.

Обязать Правительство Алтайского края включить Брылякова В.В. и Брылякову М.А. в список граждан на получение меры социальной поддержки как гражданам, жилые помещения которых утрачены и(или) повреждены в результате ЧС природного характера на территории Алтайского края в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими с 23 по 31 марта 2018 года.

Обязать Правительство Алтайского края направить в Правительство РФ пакет документов для предоставления Алтайскому краю из федерального бюджета иных межбюджетных трансфертов для выплат Брылякову В.В. и Брыляковой М.А. на приобретение или строительство жилых помещений взамен утраченных.

В судебном заседании помощник прокурора Солонешенского района Алтайского края Захаров М.С. на исковых требованиях настаивает в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Истцы Брыляков В.В. и Брылякова М.М.А. в судебном заседании просят требования удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснили, что в настоящее время в указанном жилом доме проживать не возможно. Они взяли денежные средства в долг и приобрели другое жилое помещение.

Ответчик –Администрация Солонешенского района Алтайского края о дне и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом, представитель не прибыл по неизвестной причине.

Представитель ответчика- Правительства Алтайского края по доверенности Свистунова Ю.Н. исковые требования не признала в полном объеме по основаниям, предоставленным в возражении на исковое заявление, которое поддержала в полном объеме.

В возражении на исковое заявление ссылается на следующие обстоятельства.

В силу ст.18 ФЗ РФ от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Порядок, условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам РФ в соответствии с п.1 ст.18 указанного закона, в силу п.2 ст.18 названного закона устанавливаются законодательством РФ и ее субъектами.

В рамках предоставленных Правительству Алтайского края полномочий, в соответствии с п.1 ст.7 Закона Алтайского края от 17.03.1998 №15-ЗС « О защите населения и территории Алтайского края от ЧС природного и техногенного характера» постановлением Правительства Алтайского края от 27.03.2018 №103 с 27.03.2018 года был введен режим СЧ для органов управления и сил Алтайской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации СЧ на всей территории Алтайского края.

Постановлением правительства Алтайского края №179 от 25.05.2018,( в ред. от 17.05.2019 №176, от 30.06.2020 №284) утвержден Порядок осуществления единовременных денежных выплат гражданам в связи с возникновением чрезвычайной ситуации на территории Алтайского края в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими с 23 по 31 марта 2018 на территории Алтайского края. Настоящий порядок подготовлен с целью предоставления следующих единовременных денежных выплат в связи с возникновением чрезвычайной ситуации на территории Алтайского края в результате паводка, вызванного сильными дождями:

- оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 000руб. на человека; финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости ( из расчета за частично утраченное имущество- 50 000 руб. на человека, за полностью утраченное имущество-100 000 руб. ( п.1.1.)

Согласно утвержденного порядка получателями единовременной материальной помощи, финансовой помощи в связи с утратой имущества являются граждане, нуждающиеся в получении денежных выплат в результате чрезвычайной ситуации. К категории нуждающихся в получении денежных выплат относятся граждане, проживающие в жилых помещениях, попавших в зону затопления в результате чрезвычайной ситуации ( п.2.1). Денежные выплаты предоставляются гражданину один раз по месту жительства или пребывания в зоне затопления, подтвержденному регистрацией. При отсутствии регистрации по месту жительства факт постоянного проживания гражданина по конкретному адресу в целях получения денежных выплат устанавливается в судебном порядке ( п.2.2.). Единовременная материальная помощь предоставляется на основании списков граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации( п. 2.3.). Финансовая помощь в связи с утратой имущества предоставляется на основании списков граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации ( п.2.4). Списки граждан, указанных п.2.3, 2.4 настоящего порядка, формируются межведомственными комиссиями, создаваемыми в муниципальных районах, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации и оформляются в виде таблиц, формы которых приведены в приложениях к 10,12 к Правилам выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденным постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 № 110 « О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий. Указанные списки утверждаются руководителями межведомственных комиссиями или их заместителями( л.д.2.5). Основанием для отказа в предоставлении денежных выплат является: отсутствие одного или несколько документов, предусмотренных п.2.9 Порядка; недостоверность предоставленных документов или содержания в заявлении или документах сведений; предоставление гражданину денежной выплаты по аналогичному основанию; отсутствие сведений о гражданине в списках, указанных в пунктах 2.3, 2.4 Порядка( п.2.11)

Таким образом, лицам, пострадавшим в результате последствий паводка в 2018 году произошедшего на территории Алтайского края полагались только вышеперечисленные единовременные денежные выплаты.

В соответствии с Порядком выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам РФ, лишившимся жилого помещения в результате ЧС, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 09.10.1995 №982, Правительством Алтайского края было принято распоряжение от 22.07.2019 №266-р, которым утвержден сводные реестр жилых помещений, признанных непригодными для проживания в результате последствий паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими с 23 по 31 марта 2018 на территории Алтайского края.

Согласно п.6 вышеуказанного Порядка выдача бланков сертификатов высшему исполнительному органу государственной власти субъекта РФ осуществляется Министерством финансов РФ на основании решения Правительства РФ, подготовленного Министерством РФ по делам гражданской обороны, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти на основании списка граждан, лишившихся жилого помещения в результате ЧС, стихийного бедствия, террористического акта или при пресечении террористического акта правомерными действиями, на получение государственного жилищного сертификата.

Аналогичное правило установлено и п.1 Постановления Правительства РФ от 07.06.1995 №561 « О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам РФ, лишившимся жилого помещения в результате ЧС, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями».

Правительством РФ не было принято решение о выдаче государственных сертификатов лицам, пострадавшим в результате паводка, произошедшего в 2018 году на территории Алтайского края.

Ссылка истца на постановление Правительства РФ от 16.10.2019 №1327 « Об утверждении Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства РФ, бюджетам субъектов РФ на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и(или) повреждены в результате ЧС природного и техногенного характера» несостоятельна, так как указанное постановление вступило в законную силу 17.10.2019 года и не распространяется на правоотношения, возникшие до вступления его в законную силу( паводок в 2018 году).

В компетенцию Правительства Алтайского края, являющегося высшим исполнительным органом субъекта не входят обязанности по включению граждан в список на получение меры социальной поддержки и направлению в Правительство РФ пакета документов для предоставления Алтайскому краю из федерального бюджета иных межбюджетных трансфертов.

Согласно п.21 Правил, заявка о предоставлении трансфертов по форме, установленной соглашением о предоставлении трансфертов, а так же списки граждан, указанные в п.17 настоящих Правил предоставляются в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ.

Третье лицо- Министерство финансов РФ о дне и времени рассмотрения дела уведомлено надлежащим образом, в судебное заседание представитель не прибыл.

Представитель третьего лица Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края по доверенности Домуховская А.И. исковые требования не признала, просит в иске отказать по основаниям, представленным в возражении на исковое заявление.

В возражении на исковое заявление ссылается на следующие обстоятельства.

Правоотношения в сфере признания права, получения и реализации гражданам, чье жилье утрачено в результате ЧС природного характера такой меры социальной поддержки как государственные жилищные сертификаты( ГЖС) регламентированы постановлением Правительства РФ от 07.06.1995 №561 « О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам РФ, лишившимся жилого помещения в результате ЧС, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями» и постановлением Правительства РФ от 09.10.1995 №982 « Об утверждении Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями». Указанные нормативные правовые акты определяют условия, при которых граждане приобретают право на получение ГЖС, а так же порядок осуществления процедуры оформления, выдачи и получения ГЖС. Цели использования бюджетных ассигнований резервного фонда установлены в Положении об использовании бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 26.12.2019 №1846.

В силу п.4 Положения погашение государственных жилищных сертификатов не является целью, на которую могут быть использованы бюджетные ассигнования резервного фонда.

На основании подпункта «а» п.4 Положения бюджетные ассигнования резервного фонда могут быть использованы на реализацию мероприятий по ликвидации ЧС федерального, межрегионального и регионального характера и их последствий, по перечню, согласно Приложения №1.

Перечень к Приложению предусматривает список из девяти мероприятий, на которые могут быть использованы бюджетные ассигнования резервного фонда. Реализация мер социальной поддержки граждан в виде погашения ГЖС в указанном перечне отсутствует.

Пунктом 5 Правил №1327 регламентированы цели, на которые предоставляются иные межбюджетные трансферты бюджетам субъектов РФ и бюджетам муниципальных образований субъектов РФ. Перечень указанных целей носит альтернативный и закрытый характер.

В соответствии с п.»а» п.15 Правил №1327 перечень мероприятий, в целях финансового обеспечения которых предоставляются трансферты, утверждается нормативным правовым актом субъекта РФ.

В силу п.15 Правил №1327 порядок и условия предоставления выплат гражданам на приобретение или строительство мим жилых помещений, на финансовое обеспечение приобретения и(или) строительства которых предоставляются трансферты, устанавливаются высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ.

Предусмотренные п.15 и подпунктом «а» п.15 Правил №1327 нормативные правовые акты субъекта РФ в настоящее время на территории Алтайского края не приняты.

В просительной части искового заявления не указан вид меры социальной поддержки, на который предположительно имеют право истцы и нормативный правовой акт, который такой вид социальной поддержки предусматривает, как и не указано в какой регламентированный законодательством список необходимо внести граждан.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ и с учетом мнения сторон, суд полагает возможным рассмотреть дело без не явившихся представителей сторон.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Распоряжением главы администрации Солонешенского района № 56-р от 26.03.2018 на территории Солонешенского района Алтайского края введен режим « Чрезвычайной ситуации» с 10.00 часов 26.03.2018 в пределах границ района исходя из складывающейся обстановки на территории района в зоне подтопления 7 населенных пунктов в которых подтоплены 485 приусадебных участков из них 150 домов, уровень воды в реке Ануй составил 310 см. выше критического.

В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что истцы Брыляков В.В. и Брылякова М.А. проживали на момент чрезвычайной ситуации по адресу <адрес>.

Постановлением Администрации Солонешенского района Алтайского края от 04.04.2018 года за №149 руководствуясь сведениями, поступившими в ЕДДС Администрации Солонешенского района от глав сельских поселений, определены границы зон затопления( подтопления), возникшие в результате чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования Солонешенский район Алтайского края.

В зоне затопления находился жилой дом истцов.

Межведомственной комиссией, сформированной постановлением Администрации Солонешенского района Алтайского края от 31.07.2018 года №407 проведен акт обследования жилого помещения от 20.08.2018 года по адресу <адрес>. Установлено, что жилой дом находится в аварийном состоянии, восстановлению не подлежит( л.д.15-16).

Распоряжением Правительства Алтайского края от 22.07.2019 года №266-р утвержден сводный реестр жилых помещений, признанных непригодными для проживания в результате последствий паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими с 23 по 31 марта 2018 года на территории Алтайского края.

В данный реестр включен жилой дом по адресу <адрес>.

В соответствии со ст.1 ФЗ РФ от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайная ситуация-это обстановка на определенной территории, сложившейся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности.

В силу ст.18 указанного Федерального закона граждане Российской Федерации имеют право, в том числе, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Данное право основывается на гарантиях, закрепленных в ст.29 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 года "О чрезвычайном положении".

В соответствии п.1 ст.24 указанного Федерального закона финансовое обеспечение установленных названным Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством субъектов Российской Федерации; в границах (на территории) муниципального образования (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) - является расходным обязательством муниципального образования.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2014 года №110 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований изрезервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий( Правила №110).

Указанные Правила действовали на момент возникновения чрезвычайной ситуации, произошедшей в марте 2018 года на территории Алтайского края.

С 01.01.2020 года постановление Правительства РФ от 15.02.2014 №110 утратило силу в связи с изданием постановления Правительства РФ от 28.12.2019 №1928.

В соответствии п.4 ранее действовавших Правил №110 бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органом исполнительной власти и(или) органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях погашения в установленном порядке государственных жилищных сертификатов, выданных гражданам РФ, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, террористического акта и(или) при пресечении террористического акта правомерными действиями.

Согласно п.5 Правил №110 федеральные органы исполнительной власти при недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете для ликвидации чрезвычайных ситуаций, не позднее одного месяца со дня введения режима ЧС для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций могут обращаться в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации.

Органы исполнительной власти субъектов РФ при недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджетах субъектов РФ для ликвидации чрезвычайных ситуаций, и в случае, если объем запрашиваемых бюджетных ассигнований, уменьшенных на размер остатка средств резервного фонда высшего исполнительного органа государственной власти РФ, не использованного на день введения режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с ликвидацией чрезвычайной ситуации, составляет более 0,5 процента объема налоговых, неналоговых доходов бюджета субъекта РФ и дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ, утвержденного законом субъекта РФ о бюджете субъекта Российской Федерации на текущий финансовый год и плановый период, не позднее одного месяца со дня введения режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций обращаются в Правительство РФ на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации.

Порядок выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам РФ, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями, утвержден постановлением Правительства РФ от 09.10.1995 №982( Порядок №982).

В соответствии с п.6 Порядка, выдача бланков сертификатов высшему исполнительному органу государственной власти субъекта российской Федерации осуществляется Министерством финансов Российской Федерации на основании решения Правительства Российской Федерации, подготовленного Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти на основании списка граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или при пресечении террористического акта правомерными действиями, на получение государственного жилищного сертификата.

Аналогичное правило установлено и в п.1 постановления Правительства РФ от 07.06.1995 №561 « О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам РФ, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями» где установлено, что государственные жилищные сертификаты выдаются на основании решения Правительства Российской Федерации и списка граждан на получение государственных жилищных сертификатов, утвержденного высшим исполнительным органом субъекта РФ и согласованного с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в соответствии с постановлением Правительства РФ от 09.10.1995 №982.

Таким образом, основанием для выдачи бланка сертификата является решение Правительства Российской Федерации, принятое на основании утвержденного списка граждан.

На момент обращения в суд Правительством РФ не было принято решение о выдаче государственных жилищных сертификатов лицам, пострадавшим в результате паводка, произошедшего в 2018 году на территории Алтайского края.

Кроме того, п. «а» п.1 постановлением Правительства РФ от 14.02.2020 №142 внесены изменения в п.22 Порядка №982, который до внесения изменений устанавливал, что погашение государственного жилищного сертификата осуществляется за счет бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.

После внесения изменений в п.22 Порядка указано, что погашение государственного жилищного сертификата осуществляется за счет бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства РФ.

Цели использования бюджетных ассигнований резервного фонда установлены в Положении об использовании бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.12.2019 года №1846 на получение государственного жилищного сертификата.

В силу п.4 Положения, погашения государственных жилищных сертификатов не является целью, на которую могут быть использованы бюджетные ассигнования резервного фонда.

До 01.01.2021 года подпунктом «б» п.4 Положения было предусмотрено, что бюджетные ассигнования резервного фонда используются на погашение государственных жилищных сертификатов выданных субъектами РФ гражданам, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации и не погашенных за счет бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации и последствий стихийных бедствий. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.12.2020 №2248 « О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 26.12.2019 №1846 и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации указанная норма изменена.

В соответствии с изменениями, бюджетные ассигнования резервного фонда используются на предоставление межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ в размере не менее объема бюджетных ассигнований, направленных в резервный фонд в соответствии с подпунктами « б»-«г» п.2 настоящего Положения.

В силу п.б» п.4 Положения бюджетные ассигнования резервного фонда используются на погашение государственных жилищных сертификатов, выданных субъектами РФ гражданам, лишившимся жилого помещения в результате ЧС и не погашенных за счет бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.

Таким образом, положения постановления Правительства РФ от 14.02.2020 №142 внесли изменения в порядок финансирования реализации такой меры государственной поддержки как государственные жилищные сертификаты, в соответствии с которыми, указанное мероприятие, начиная с 26.02.2020 финансируется из резервного фонда Правительства РФ и только с целью погашения уже выданных, но не погашенных государственных жилищных сертификатов.

Вместе в тем, в настоящее время на основании подпункта «а» п.4 Положения, бюджетные ассигнования резервного фонда могут быть использованы на реализацию мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера и их последствий, ликвидации последствий, террористических актов и(или) пресечения террористических актов правомерными действиями и оказанию гуманитарной помощи иностранным государством по перечню, согласно приложению №1.

Перечень к Приложению №1 предусматривает список из девяти мероприятий, на которые могут быть использованы бюджетные ассигнования резервного фонда. Реализация мер социальной поддержки граждан в виде погашения государственного жилищного сертификата в указанном перечне отсутствует.

Истец ссылается на п.4 постановление Правительства РФ от 16.10.2019 №1327 « Об утверждении Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и(или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», который предусматривает реализацию мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации.

Постановление Правительство РФ от 16.10.2019 года №1327 вступило в законную силу 17.10.2019 года и не распространяется на правоотношения, возникшие до вступления его в законную силу, так как чрезвычайная ситуация в Алтайском крае была объявлена в 2018 года.

Согласно п.1 ст.4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Правила №1327 не содержат положений о том, что их действия распространяется на правоотношение, регулируемое Правилами №110.

В п.6 Правил №1327 указаны условия, при которых реализуются мероприятия предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства РФ, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и(или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и граждане, в отношении которых реализуются указанные мероприятия.

В соответствии с п.15, подпунктом «а» п.16 Правил №1327 порядок и условия предоставления выплат гражданам, указанным в п.6 настоящих Правил, на приобретение или строительство ими жилых помещений, осуществление такими гражданами капитального ремонта поврежденных жилых помещений, передачи гражданам, указанным в п.6 настоящих Правил, жилых помещений, на финансовое обеспечение приобретения и(или) строительства которых предоставляются трансферты, устанавливаются высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Трансферты предоставляются при соблюдении следующих условий:

-наличие нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, утверждающих перечень мероприятий, в целях финансового обеспечения которых предоставляются трансферты.

Таким образом, право определения видов мероприятия, которые могут быть реализованы в соответствии с Правилами №1327 и осуществлены на территории субъекта РФ принадлежит органам власти субъекта Российской Федерации и предусмотренные пп.15 и 16 Правил нормативные правовые акты субъекта РФ в настоящее время на территории Алтайского края не приняты.

В соответствии с п.23 Правил для предоставления трансфертов высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации представляют в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации заявку о предоставлении трансфертов по форме, установленной соглашением о предоставлении трансфертов, а так же списки граждан, указанные в п.17 настоящих Правил.

Таким образом, в компетенцию Правительства Алтайского края не входят обязанности по включению граждан в списки на получение меры социальной поддержки и направлению в Правительство Российской Федерации пакета документов для предоставления Алтайскому краю из федерального бюджета иных межбюджетных трансфертов.

Администрацией Солонешенского района Алтайского края сформирован реестр жилых помещений, непригодных для постоянного проживания, в который вошел жилой дом истцов.

Распоряжением Правительства Алтайского края от 22.07.2019 года сформирован сводный реестр жилых помещений, признанных непригодными для проживания в результате последствий паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими с 23 по 31 марта 2018 года на территории Алтайского края.

Таким образом, из указанных требований не представляется возможным установить, на какой вид меры социальной поддержки имеют право истцы.

Таким образом, требования прокурора в интересах Брылякова В.В. и Брыляковой М.А. не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

В исковых требованиях прокурора Солонешенского района Алтайского края в интересах Брылякова Валерия Вавиловича, Брыляковой Марии Александровны отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Солонешенский районный суд в течении месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 04.06.2021 года.

Судья Л.В.Стрельченя