ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-136/2024 от 23.01.2024 Ленинскогого районного суда г. Оренбурга (Оренбургская область)

УИД: 56RS0018-01-2023-005317-45

№2-136/2024 (2-6058/2023)

Решение

Именем Российской Федерации

г. Оренбург 23 января 2024 года

Ленинский районный суд г.Оренбурга в составе судьи Михайловой О.П., при помощниках судьи Куткужиной А.Н., Томиной Е.Н., с участием представителя истца ФИО1, представителей ответчиков Нефедьева А.Н. и Шевченко В.Ю., представителей третьих лиц ФИО2, ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Оренбургской области к комитету по обеспечению деятельности мировых судей Оренбургской области, Гусеву Виктору Васильевичу о признании незаконным бездействия, решения заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих, приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности, возложении обязанности расторгнуть трудовой договор,

установил:

прокурор Оренбургской области изначально обратился в суд с административным иском, указав, что по итогам проведенной проверки выявлены нарушения законодательства о противодействии коррупции в деятельности ГКУ «Центр по материально-техническому обеспечению деятельности мировых судей Оренбургской области».

Согласно трудовому договору Гусев В.В., занимающий должность руководителя ГКУ «Центр по материально-техническому обеспечению деятельности мировых судей Оренбургской области» обязан принимать меры по уведомлению представителя нанимателя о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов. Аналогичная обязанность установлена статьей 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции». В результате проверки установлены имущественные взаимоотношения между руководителем ГКУ «Центр по материально-техническому обеспечению деятельности мировых судей Оренбургской области» Гусевым В.В. и представителем ИП, являющимся участником закупки и подрядчиком. В нарушение трудового договора и вышеуказанных положений закона Гусев В.В. не уведомил нанимателя о личной заинтересованности, приведшей к конфликту интересов.

По результатам проверки прокуратурой Оренбургской области на имя Губернатора Оренбургской области направлена информация о нарушениях законодательства о противодействии коррупции. По указанной информации представителем нанимателя Гусева В.В. комитетом по обеспечению деятельности мировых судей Оренбургской области проведена проверка. По итогам проверки председателю комитета начальником отдела по профилактике коррупционных и иных правонарушений Нефедьевым А.Н. представлен доклад, согласно которому факты имущественных взаимоотношений между контрагентами и неэффективного расходования бюджетных средств не установлены.

По итогам заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих комитета по обеспечению деятельности мировых судей и урегулирования конфликта интересов принято решение о возможности конфликта интересов в результате личной заинтересованности ГВВ, действия директора учреждения по урегулированию конфликта интересов являются достаточными, представителю нанимателя рекомендовано директора учреждения привлечь к дисциплинарной ответственности. Приказом N-лс от 12 мая 2023 года Гусев В.В. привлечен к дисциплинарной ответственности в виде замечания.

Истец полагает, что вопросы, вынесенные председателем комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих комитета по обеспечению деятельности мировых судей Оренбургской области и урегулированию конфликта интересов 3 мая 2023 года, не соответствуют требованиям Федерального закона «О противодействии коррупции», Указа Президента РФ от 1 июля 2010 года N.

Допущенное Гусевым В.В. нарушение, по мнению истца, влечет безальтернативное последствие в виде увольнения в связи с утратой доверия.

Просил установить наличие конфликта интересов между руководителем ГКУ «Центр по материально-техническому обеспечению деятельности мировых судей Оренбургской области» Гусевым В.В. и ИП ФИО4 при заключении контрактов на право аренды в 2018-2022 годах; признать незаконным бездействие руководителя ГКУ «Центр по материально-техническому обеспечению деятельности мировых судей Оренбургской области» Гусевым В.В. по непринятию мер по урегулированию конфликта интересов в связи с исполнением управленческих функций при заключении, контроле исполнения, принятии исполнения по государственным контрактам с ИП ФИО4; признать незаконным доклад комитета по обеспечению деятельности мировых судей Оренбургской области по результатам проведения проверочных мероприятий в отношении директора ГКУ «Центр по материально-техническому обеспечению деятельности мировых судей Оренбургской области» Гусевым В.В. от 18 апреля 2023 года; признать незаконным решение заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих комитета по обеспечению деятельности мировых судей Оренбургской области от 3 мая 2023 года с момента принятия; прекратить полномочия руководителя ГКУ «Центр по материально-техническому обеспечению деятельности мировых судей Оренбургской области» Гусевым В.В. в связи с утратой доверия за несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, установленных законодательством о противодействии коррупции.

Определением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 22 июня 2023 года отказано в принятии административного искового заявления в части требований о признании незаконным доклада комитета по обеспечению деятельности мировых судей Оренбургской области по результатам проведения проверочных мероприятий в отношении Гусева В.В.

Данным определением суда требования прокурора Оренбургской области к Комитету по обеспечению деятельности мировых судей Оренбургской области и Гусеву В.В. об установлении конфликта интересов, признании незаконным бездействия руководителя государственного казенного учреждения по непринятию мер по урегулированию и предотвращению конфликта интересов, признании незаконным решения заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих, прекращении полномочий руководителя в связи с утратой доверия выделены в отдельное производство для рассмотрения в порядке, предусмотренном Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.

Определением Ленинского районного суда г.Оренбурга 13.07.2022г. данные требования приняты к производству в порядке гражданского судопроизводства, возбуждено гражданское дело.

В ходе рассмотрения гражданского дела прокурором Оренбургской области требования неоднократно увеличивались, окончательно он просил:

установить наличие конфликта интересов между руководителем ГКУ «Центр по материально-техническому обеспечению деятельности мировых судей Оренбургской области» Гусевым В.В. и ИП ФИО4 при заключении контрактов на право аренды в 2018-2022 годах;

признать незаконным бездействие руководителя ГКУ «Центр по материально-техническому обеспечению деятельности мировых судей Оренбургской области» Гусева В.В. по непринятию мер по урегулированию конфликта интересов в связи с исполнением управленческих функций при заключении, контроле исполнения, принятии исполнения по государственным контрактам с ИП ФИО4;

признать незаконным решение заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих комитета по обеспечению деятельности мировых судей Оренбургской области от 3 мая 2023 года с момента принятия;

признать незаконным и отменить приказ председателя комитета по обеспечению деятельности мировых судей Оренбургской области Оренбургской области от 12.05.2023г. №274-лс;

возложить на комитет по обеспечению деятельности мировых судей Оренбургской области обязанность в течение 3 дней после вступления в законную силу решения суда расторгнуть трудовой договор с руководителем ГКУ «Центр по материально-техническому обеспечению деятельности мировых судей Оренбургской области» Гусевым В.В. на основании ч.7.1 ст.81 Трудового кодекса Российской Федерации, в связи с непринятием работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, утратой доверия, несоблюдением ограничений, запретов, неисполнением обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Протокольным определением суда от 19.12.2023г. к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены комитет по профилактике коррупционных правонарушений Оренбургской области и аппарат Губернатора и Правительства Оренбургской области.

В судебное заседание Гусев В.В. и представитель ГКУ «Центр по материально-техническому обеспечению деятельности мировых судей Оренбургской области» не явились, об отложении не ходатайствовали, Гусев В.В. в суд направил представителя.

Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

В судебном заседании представитель истца ФИО5 заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в исках.

Представитель Гусева В.В. – адвокат Шевченко В.Ю., действующий на основании ордера, возражал против иска по основаниям, изложенным в письменных отзывах.

Представитель комитета по обеспечению деятельности мировых судей оренбургской области Нефедьев А.Н., действующий на основании доверенности, возражал против иска по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Представитель третьего лица комитета по профилактике коррупционных правонарушений Оренбургской области ФИО2, действующий на основании доверенности, полагал, что необходимо исследование вопроса в свете Федерального закона №44-ФЗ и оценка действий Гусева В.В. с учетом положений его должностной инструкции и требований Федерального закона №44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Представитель аппарата Губернатора и Правительства Оренбургской области ФИО3, действующая на основании доверенности, оставила разрешение иска на усмотрение суда.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

В части 1 настоящей статьи под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

Согласно статье 10 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" конфликтом интересов является ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) должностного лица влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) должностным лицом и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми должностное лицо и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ устанавливает правила предотвращения и урегулирования конфликта интересов - ситуации, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий), и возлагает обязанность принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта. При этом непринятие лицом (в том числе государственным служащим), на которое возложена соответствующая обязанность, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" установлено, что организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции, которые могут включать: определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; сотрудничество организации с правоохранительными органами; разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации; принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации; предотвращение и урегулирование конфликта интересов; недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

Судом установлено, что приказом исполняющего обязанности председателя комитета по обеспечению деятельности мировых судей N-лс от 12.09.2016г. Гусев В.В. назначен на должность директора ГКУ «Центр по материально-техническому и хозяйственному обеспечению деятельности мировых судей Оренбургской области», с ним заключен трудовой договор.

Впоследствии к трудовому договору между сторонами заключались дополнительные соглашения.

По условиям дополнительного соглашения от 26.11.2021г. условия трудового договора дополнены следующими положениями:

Руководитель обязуется соблюдать антикоррупционную политику и иные локальные правовые акты Работодателя, направленные на противодействие коррупции и получение сведений о возможных фактах коррупционных правонарушений.

В целях предупреждения и противодействия коррупции Руководитель обязан:

воздерживаться от совершения и (или участия в совершении коррупционных правонарушений в интересах или от имени Работодателя;

воздерживаться от поведения, которое может быть истолковано окружающими как готовность совершить или участвовать в совершении коррупционного правонарушения в интересах или от имени работодателя;

незамедлительно информировать непосредственного руководителя/лицо, ответственное за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений/руководство Работодателя о случаях склонения Руководителя к совершению коррупционных правонарушений, в соответствии с порядком, установленным локальными правовыми актами работодателя, и рассмотрения таких уведомлений;

сообщить Работодателю или иному ответственному лицу о возможности возникновения либо возникновении у Руководителя конфликта интересов, в порядке, установленным локальными правовыми актами Работодателя (раздел 3 Дополнительного соглашения N от 26.11.2021г.).

В соответствии с п.12 должностной инструкции Гусев В.В. привлекается в ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Оренбургской области за несоблюдение ограничений, запретов, установленных законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции.

Во исполнение положений Федерального закона от 25.12.2008г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции» приказом директора ГКУ «Центр по материально-техническому и хозяйственному обеспечению деятельности мировых судей Оренбургской области» N от 23.08.2018г. утверждено Положение о конфликте интересов, основной целью которого является установление порядка выявления и урегулирования конфликта интересов, возникающих у работников казенного учреждения в ходе выполнения ими трудовых обязанностей, и возможных негативных последствий для самого казенного учреждения (п. 1.2);

приказом N от 23.08.2018г. утвержден Кодекс корпоративной этики и служебного поведения, который представляет собой свод общих принципов профессиональной служебной этики и основных правил служебного поведения, которыми надлежит руководствоваться работникам ГКУ «Центр по материально-техническому и хозяйственному обеспечению деятельности мировых судей Оренбургской области» независимо от занимаемой ими должности (п.1.2);

приказом N от 29.12.2018г. утверждена Антикоррупционная политика, где содержатся основные понятия и определения;

приказом N-ОД от 25.04.2022г. утвержден Кодекс корпоративной этики и служебного поведения.

Приказом Комитета N-ОД от 11.04.2022г. утвержден порядок уведомления представителя нанимателя государственными гражданскими служащими комитета о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов. Данным приказом установлено, что директор ГКУ «Центр по материально-техническому и хозяйственному обеспечению деятельности мировых судей Оренбургской области» уведомляет представителя нанимателя о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов в порядке, сроки и по форме, которые установлены для государственных гражданских служащих комитета по обеспечению деятельности мировых судей Оренбургской области.

Указанным порядком установлено, что уведомление председателя комитета осуществляется письменно по форме согласно приложению N к настоящему Порядку путем передачи его в отдел по профилактике коррупционных и иных правонарушений комитета по обеспечению деятельности мировых судей Оренбургской области или направления по посте (п.3).

После регистрации, уведомление в этот же день направляется председателю комитета на рассмотрение (п.8).

По результатам предварительного рассмотрения уведомления специалист осуществляет подготовку мотивированного заключения (п.11).

Мотивированное заключение должно наряду с прочим содержать мотивированный вывод по результатам предварительного рассмотрения уведомления и рекомендации для принятия одного из следующих решений:

- признать, что при исполнении государственным служащим должностных обязанностей конфликт интересов отсутствует;

- признать, что при исполнении государственным служащим должностных обязанностей личная заинтересованность приводит или может привести к конфликту интересов;

- признать, что государственный служащий не соблюдал требования об урегулировании конфликта интересов (п.11.1).

Уведомление, заключение и другие материалы, полученные в ходе предварительного рассмотрения уведомления, представляются председателю комиссии в течение 7 рабочих дней со дня их поступления специалисту отдела (п.12).

По итогам рассмотрения уведомления на заседании комиссии принимается одно из следующих решений:

- признать, что при исполнении гражданским служащим должностных обязанностей конфликт интересов отсутствует;

-признать, что при исполнении гражданским служащим должностных обязанностей личная заинтересованность приводит или может привести к конфликту интересов. В этом случае комиссия рекомендует государственному служащему и (или) председателю комитета принять меры по урегулированию конфликта интересов или недопущению его возникновения;

- признать, что гражданским служащим не соблюдались требования об урегулировании конфликта интересов. В этом случае комиссия рекомендует председателю комитета применить к государственному служащему конкретную меру ответственности (п.13).

В случае установления комиссией факта наличия у гражданского служащего личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, председатель комитета принимает меры или обеспечивает принятие мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов либо рекомендует гражданскому служащему принять меры по урегулированию конфликта интересов или по недопущению его возникновения (п. 16).

Председатель комитета принимает следующие меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов:

- изменение должностного или служебного положения гражданского служащего, являющегося стороной конфликта интересов вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей, в порядке, установленном Федеральным законом от 27.07.2004г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;

-принятие отказа гражданского служащего от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта (п.17).

Непринятие гражданским служащим мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим его увольнение в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.23).

В соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. N 821 утверждено Положение о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов.

Согласно подпункту "в" пункта 16 указанного Положения основаниями для проведения заседания комиссии являются представление руководителя государственного органа или любого члена комиссии, касающееся обеспечения соблюдения государственным служащим требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов либо осуществления в государственном органе мер по предупреждению коррупции;

Аналогичные основания для проведения заседания комиссии поименованы и в подпункте 3 пункта 14 Положения «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Оренбургской области и урегулированию конфликта интересов», утвержденного Законом Оренбургской области от 18.11.2011 N 576/149-V-ОЗ.

Приказом исполняющего обязанности заместителя председателя комитета по обеспечению деятельности мировых судей Е.Е.Лямина N-ОД от 10.02.2023г. утверждено Положение о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих комитета по обеспечению деятельности мировых судей Оренбургской области и урегулированию конфликта интересов, которым определяются порядок формирования и деятельности комиссии, образованной в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции», Указом Президента Российской Федерации от 01.07.2010г. N и Законом Оренбургской области от 15.09.2008г.

Согласно п.10 данного Положения состав комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликта интересов, который мог бы повлиять на принимаемые комиссией решения.

При возникновении прямой или косвенной личной заинтересованности члена комиссии, которая может привести к конфликту интересов при рассмотрении вопроса, включенного в повестку дня заседания комиссии, он обязан до начала заседания заявить об этом. В таком случае соответствующий член комиссии не принимает участия в рассмотрении указанного вопроса (п.13).

Основаниями для проведения заседаний комиссии, в числе прочего являются:

поступившее в отдел по профилактике коррупционных и иных правонарушений комитета в порядке, установленном нормативным правовым актом комитета уведомление государственного служащего о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов;

представление председателя комитета или любого члена комиссии, касающееся обеспечения соблюдения государственным служащим требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов либо осуществления в комитете мер по предупреждению коррупции (подпункты б, в пункта 14 Положения).

На заседании комиссии заслушиваются пояснения государственного служащего или гражданина, замещавшего должность государственной службы в комитете (с их согласия), и иных лиц, рассматриваются материалы по существу вынесенных на данное заседание вопросов, а также дополнительные материалы (п.18).

По итогам рассмотрения вопроса, предусмотренного подпунктом «в» пункта 14 настоящего положения, комиссия принимает соответствующее решение (п.25).

В протоколе заседания комиссии указываются, в том числе: решение и его обоснование, содержание пояснений гражданского служащего и других лиц по существу предъявляемых претензий (п.29).

Счетной палатой Оренбургской области и Прокуратурой Оренбургской области в комитете по обеспечению деятельности мировых судей Оренбургской области, в ГКУ «Центр по материально-техническому и хозяйственному обеспечению деятельности мировых судей Оренбургской области» проведена проверка, в ходе которой выявлены нарушения законодательства о противодействии коррупции, бюджетного законодательства, а также законодательства о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в частности, свидетельствующие о несоблюдении установленных на федеральном уровне требований, ограничений и запретов.

По результатам проверки прокуратурой Оренбургской области в адрес Губернатора Оренбургской области 24.03.2023г. направлена информация о выявленных нарушениях.

31.03.2023г. в адрес Комитета по обеспечению деятельности мировых судей Оренбургской области поступила информация прокуратуры Оренбургской области от 24.03.2023г. о нарушениях законодательства о противодействии коррупции.

Комитетом по обеспечению деятельности мировых судей Оренбургской области проведены проверочные мероприятия, по итогам которых начальником отдела по профилактике коррупционных и иных правонарушений Нефедьевым А.Н. представлен доклад, в котором предложено информацию вынести на рассмотрение в заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих комитета и урегулированию конфликта интересов.

В докладе указано на факты неоднократного досрочного расторжения договоров аренды с последующим заключением новых договоров с этим же контрагентом (ФИО4) с увеличением цены и сроков исполнения обязательств с ФИО4 и Комитетом, а также на факты безналичного перечисления на счет Гусева В.В. денежных средств в общей сумме .... руб. от ФИО6 (18.05.2019г. в сумме .... и 08.02.2021г. в размере ....).

В ходе проверки 17.04.2023г. получены объяснения Гусева В.В., в которых он не отрицал получение денежных средств .... руб. от ФИО7, который является братом ФИО6. О том, что ФИО7 является родственником ФИО4 и ФИО6, ему не было известно, ввиду чего он не уведомил председателя комитета о возможном конфликте интересов.

Информация, указанная в докладе Нефедьева А.Н., вынесена на рассмотрение комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих Комитета.

Заседание комиссии 25.04.2023г. перенесено на 03.05.2023г. ввиду поступления от прокуратуры Оренбургской области копий материалов проверки.

Как следует из протокола N заседания комиссии от 03.05.2023г., заседание проведено в присутствии Гусева В.В., членами комиссии (8 человек) принято решение принимать решения открытым голосованием большинством голосов.

Основанием для проведения заседания комиссии явился доклад Нефедьева А.Н.

По итогам заседания комиссия приняла решения:

признала, что при исполнении должностных обязанностей директором ГКУ Гусевым В.В. возможная личная заинтересованность могла привести к конфликту интересов;

действия директора ГКУ Гусева В.В. по урегулированию конфликта интересов являются своевременными и достаточными;

рекомендовать председателю комитета привлечь директора ГКУ Гусева В.В. в дисциплинарной ответственности.

Председателем комитета на основании протокола N заседания комиссии от 03.05.2023г. издан приказ N-лс от 12.05.2023г., которым за совершение дисциплинарного проступка к Гусеву В.В. применено дисциплинарное взыскание в виде замечания.

Оценив в совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ представленные доказательства, разрешая исковые требования, суд приходит к выводу об их частичном удовлетворении в силу следующего.

Оценивая оспариваемый протокол N от 03.05.2023г., в котором изложены принятые комиссией решения, с которыми не согласен истец, суд учитывает, что принятые решения в нарушение Положения о комиссии (утв. приказом N-ОД от 10.02.2023г.) никак не мотивированы.

Так, вывод комиссии о том, что действия Гусева В.В. по урегулированию конфликта интересов являются своевременными и достаточными, никак не мотивирован; в чем выразились и когда совершены данные действия, протокол комиссии сведений не содержит.

В материалах дела отсутствуют доказательства того, что Гусевым В.В. соблюден порядок уведомления представителя нанимателя, установленный приказом председателя Комитета N-ОД от 11.04.2022г.

Из пояснений Гусева В.В. следует, что он с уведомлением к работодателю не обращался.

В силу п.23 Порядка уведомления представителя нанимателя… (утв. приказом комитета по обеспечению деятельности мировых судей Оренбургской области от 11.04.2022г. N-ОД) непринятие гражданским служащим мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим его увольнение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Какой-либо оценки действий Гусева В.В. на соответствие положениям приказа N-ОД от 11.04.2022г., оспариваемый протокол комиссии N от 03.05.2023г. не содержит; решение комиссии о рекомендации привлечь Гусева В.В. к дисциплинарной ответственности противоречит выводу об установлении своевременных и достаточных действий Гусева В.В. по урегулированию конфликта интересов, а также пункту 23 Порядка уведомления представителя нанимателя… (утв. приказом комитета по обеспечению деятельности мировых судей Оренбургской области от 11.04.2022г. N-ОД).

Как следует из протокола заседания комиссии N от 03.05.2023г. при рассмотрении информации прокуратуры Оренбургской области и оценке действий Гусева В.В. по фактам, в ней изложенным, членами комиссии не проводился подробный анализ фактов, изложенных в материалах проверки прокуратуры Оренбургской области и предварительной проверки Комитета по обеспечению деятельности мировых судей, на соответствие положениям Федерального закона №273-ФЗ «О противодействии коррупции», локальных нормативных актов Комитета по обеспечению деятельности мировых судей Оренбургской области, ГКУ «Центр по материально-техническому и хозяйственному обеспечению деятельности мировых судей Оренбургской области» в сфере противодействия коррупции, а также положениям трудового договора и дополнительных соглашений к нему, заключенных с Гусевым В.В., положениям его должностной инструкции, Федерального закона №44-ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Протокол от 03.05.2023г. не содержит сведений и о том, что на заседании комиссии рассмотрены материалы по существу вынесенных на заседание вопросов и дополнительные материалы, как это установлено п. 18 Положения о комиссии.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о формальном проведении заседания комиссии.

Кроме того, в нарушение п.10, п.13, п.18 Положения о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих комитета по обеспечению деятельности мировых судей Оренбургской области на вопросы членов комиссии за Гусева В.В. отвечал председатель комиссии Лямин Е.Е., который принимал участие в рассмотрении вопросов, по которым давал пояснения за Гусева В.В.

Учитывая, что заседание комиссии 03.05.2023г. проведено формально, с нарушением порядка формирования и деятельности комиссии, выводы комиссии противоречивы и никак не мотивированы, довод истца о незаконности решений, принятых по итогам заседания комиссии 03.05.2023г., изложенных в протоколе N от 03.05.2023г., нашел свое подтверждение, ввиду чего требования прокурора Оренбургской области в этой части подлежат удовлетворению.

Поскольку суд не вправе подменять собой уполномоченный орган и обязывать его принять конкретные решения по не рассмотренным им вопросам, суд приходит к выводу о возложении на комитет по обеспечению деятельности мировых судей Оренбургской области обязанности провести заседание комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих комитета по обеспечению деятельности мировых судей Оренбургской области и урегулированию конфликта интересов по результатам проведения проверочных мероприятий в отношении директора государственного казенного учреждения «Центр по материально-техническому и хозяйственному обеспечению деятельности мировых судей Оренбургской области» Гусева В.В.

С учетом изложенного отсутствуют основания для удовлетворения требований истца об установлении факта наличия конфликта интересов между руководителем ГКУ «Центр по материально-техническому обеспечению деятельности мировых судей Оренбургской области» Гусевым В.В. и ИП ФИО4 при заключении контрактов на право аренды в 2018-2022 годах.

Вместе с тем, подлежат удовлетворению требования о признании незаконным приказа N-лс от 12.05.2023г., так как протокол N от 03.05.2023г. заседания комиссии, признанный судом незаконным, явился основанием для издания данного приказа.

Кроме того, в оспариваемом приказе не приведены конкретные действия истца, квалифицированные как дисциплинарный проступок; когда и какие трудовые обязанности нарушил или не исполнил Гусев В.В. (состав проступка).

Однако суд не находит оснований для удовлетворения требований об отмене приказа N-лс от 12.05.2023г., поскольку отмена приказа в полномочия суда не входит, это функция работодателя.

Поскольку суд при разрешении иска пришел к выводу о нарушении порядка при проведении заседания комиссии и возложил на комитет по обеспечению деятельности мировых судей Оренбургской области обязанность провести заседание комиссии, то вопрос о наличии (отсутствии) бездействия Гусева В.В. в отсутствие надлежащим образом проведенного заседания комиссии преждевременен. Таким образом, требования в данной части удовлетворению не подлежат.

Разрешая требования о возложении на комитет по обеспечению деятельности мировых судей Оренбургской области обязанности расторгнуть трудовой договор с руководителем ГКУ «Центр по материально-техническому обеспечению деятельности мировых судей Оренбургской области» Гусевым В.В. на основании ч.7.1 ст.81 Трудового кодекса Российской Федерации, суд также не находит оснований для их удовлетворения, поскольку уполномоченным органом заседание комиссии надлежащим образом не проведено. Кроме того, императивное требование прокурора о расторжении трудового договора является незаконным вмешательством в компетенцию работодателя, правомочного на принятие решений о расторжении трудового договора.

Руководствуясь ст.ст.24, 56, 67, 194-198 ГПК РФ,

решил:

исковые требования прокурора Оренбургской области к комитету по обеспечению деятельности мировых судей Оренбургской области, Гусеву В.В. о признании незаконным бездействия, решения заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих, приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности, возложении обязанности расторгнуть трудовой договор, удовлетворить частично.

Признать незаконными решения заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих комитета по обеспечению деятельности мировых судей Оренбургской области и урегулированию конфликта интересов, изложенные в протоколе N от 03.04.2023г., и приказ председателя комитета по обеспечению деятельности мировых судей Оренбургской области от 12.05.2023г. N-лс.

Возложить на комитет по обеспечению деятельности мировых судей Оренбургской области обязанность провести заседание комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих комитета по обеспечению деятельности мировых судей Оренбургской области и урегулированию конфликта интересов по результатам проведения проверочных мероприятий в отношении директора государственного казенного учреждения «Центр по материально-техническому и хозяйственному обеспечению деятельности мировых судей Оренбургской области» Гусева В.В.

В удовлетворении остальной части требований Прокурора Оренбургской области к Комитету по обеспечению деятельности мировых судей Оренбургской области, Гусеву В.В. отказать.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г.Оренбурга в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья подпись О.П. Михайлова

Решение в окончательной форме составлено 14 февраля 2024 года

Срок подачи апелляционной жалобы истекает 14 марта 2024 года

Судья подпись О.П. Михайлова

Копия верна

Судья

Секретарь