Торжокский городской суд Тверской области
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Торжокский городской суд Тверской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-137/2011г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Торжок. 09 марта 2011 года.
Торжокский городской суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи Шабановой Н.А.,
при секретаре Маслобойщиковой Л.Ю.,
с участием представителя ответчика Межрайонной ИФНС №8 по Тверской области, ФИО1, выступающей по доверенности №***, представителя ответчика Управления Федеральной налоговой службы по Тверской области ФИО1, выступающей по доверенности ***
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Тверской области, Управлению Федеральной налоговой службы по Тверской области о возложении обязанности предоставления права совершать любые платежи и документооборот, связанный с налоговым учётом без идентификационного номера налогоплательщика на бумажных носителях и без внесения информации в электронный реестр; о защите права на имя, права действовать в соответствии со своими религиозными убеждениями, достоинства личности, права на снятие с налогового учёта; о признании права состоять на учёте в налоговом органе и платить налоги без присвоения ИНН; о возложении на ответчиков обязанности признать недействительным, по религиозным убеждениям, присвоенный ИНН с указанием даты признания недействительным ИНН и его обезличивании; обязании ответчиков уничтожить в информационной электронной системе Межрайонной ИФНС №8 по Тверской области, Управлении ФНС по Тверской области персональные данные вместе с ИНН; о неосуществлении трансграничной передачи любой информации об истце; обязании ответчиков предоставить соответствующие удостоверения, подтверждающие удовлетворение каждого заявленного требования,
у с т а н о в и л:
ФИО2 обратилась в суд с иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Тверской области, Управлению Федеральной налоговой службы по Тверской области, о возложении обязанности предоставления права совершать любые платежи и документооборот, связанный с налоговым учётом без идентификационного номера налогоплательщика на бумажных носителях и без внесения информации в электронный реестр; о защите права на имя, права действовать в соответствии со своими религиозными убеждениями, достоинства личности, права на снятие с налогового учёта; о признании права состоять на учёте в налоговом органе и платить налоги без присвоения ИНН; о возложении на ответчиков обязанности признать недействительным, по религиозным убеждениям, присвоенный ИНН с указанием даты признания недействительным ИНН и его обезличивании; обязании ответчиков уничтожить в информационной электронной системе Межрайонной ИФНС №8 по Тверской области, Управлении ФНС по Тверской области персональные данные вместе с ИНН; о неосуществлении трансграничной передачи любой информации об истце; обязании ответчиков предоставить соответствующие удостоверения, подтверждающие удовлетворение каждого заявленного требования.
В обоснование исковых требований указала, что в перечень сведений, необходимых для постановки на учёт в налоговом органе физического лица-налогоплательщика, идентификационный номер налогоплательщика не входит. В налоговом кодексе РФ законодатель не связывает постановку на учёт, учёт налогоплательщиков - физических лиц в налоговом органе, другие налоговые отношения с наличием или отсутствием у физического лица ИНН. Но содержание п.7 ст.84 НК РФ порождает действия налоговых органов по присвоению ИНН налогоплательщикам, в круг которых входят физические лица.
Считает, что идентификационный номер, это уникальный цифровой идентификатор (код), являющийся именем объекта учёта в системе учёта, основной индивидуализирующий признак объекта учёта, являющийся первичным (ключевым) для системы учёта.
С момента присвоения человеку, идентификационный номер налогоплательщика подменяет установленные законом (ст.ст. 19,20,21,150 ГК РФ) индивидуализирующие признаки человека в системе налогового учёта.
Пункт 4 приказа МНС РФ № АП-3-12/224 от 19 июня 1999 года «О мероприятиях по обеспечению применения идентификационных номеров налогоплательщиков – физических лиц в налоговой отчётности» предусматривает право налоговых органов и налоговых агентов произвольно, без согласия физических лиц, заменять персональные данные физических лиц на присвоенный идентификационный номер налогоплательщика.
Данный приказ содержит буквальное описание процесса применения идентификатора взамен персональных данных человека. Учёт доступа должностных лиц к информации в Едином государственном реестре налогоплательщиков ведётся только по идентификаторам должностных лиц.
В письме МНС РФ № 12-3-03/365 от 9 марта 2000 года «О присвоении ИНН физическим лицам», разъясняется право налоговых органов и налоговых агентов использовать ИНН взамен персональных данных физических лиц.
При обмене текстовыми файлами на региональном и федеральном уровнях, налоговые органы осуществляют подмену персональных данных физического лица на ИНН: п.п.2.2.16; 2.2.17; 2.2.18; 2.2.19 требований к составу и структуре информации о доходах физических лиц, представленной на магнитных носителях налоговыми инспекциями, утверждённые письмом МНС РФ №ММ-6-30/820 от 15.10.99; п.п.2.2.15 требований к составу и структуре информации о доходах физических лиц за 2001 год, представленных на магнитных носителях налоговыми органами, утверждённые письмом МНС РФ от 19.10.01 № ММ-6-30/797; требования к структуре и форматам текстовых файлов обмена информацией между налоговыми органами – АИС «Налог», многоуровневый программно-информационный комплекс «Единый государственный реестр налогоплательщиков».
Руководство пользователя АРМ «реестр физических лиц», интегрированный комплекс местный уровень Версия 4.0 АИС «Налог» в качестве самостоятельного критерия поиска налогоплательщика – физического лица, предусматривает присвоенный человеку ИНН.
Подающие декларацию о доходах физического лица, идентифицируются по ИНН, а не по персональным данным.
Подзаконные акты МНС РФ не могли бы предусматривать применение ИНН взамен персональных данных, если бы ИНН не был предназначен для подмены имени человека и иных законно установленных индивидуализирующих признаков.
Считают, что ИНН подменяет имя человека в системе налогового учёта. Использование данного средства индивидуализации взамен имени, осуществляется налоговыми органами произвольно, без согласия человека, так как сам факт присвоения ИНН уже означает подмену словесного имени на цифровой идентификатор. Индивидуализация субъектов общественных отношений, когда речь идёт о людях, должна осуществляться исключительно по имени, месту жительства и актам гражданского состояния, и все права и обязанности во всех общественных отношениях, человек осуществляет от своего имени. Право на имя является основным, неотчуждаемым правом человека. Поэтому её требование признать право состоять на учёте в налоговом органе и платить налоги без присвоения ИНН.
Также считает, что осуществление налогового учёта с присвоением ИНН нарушает не только право на имя, но и другие личные неимущественные права человека; достоинство личности; право действовать в соответствии со своими религиозными убеждениями, защищаемые гражданским законодательством и другими законами. С присвоением ИНН, человеку присваивается пожизненный, несменяемый порядковый номер.
Факт присвоения цифрового идентификатора человеку, по своему назначению подменяющего имя человека, в штриховую форму записи которого входит антихристианская символика, оскорбляет её религиозные чувства православной христианки.
Министерство РФ по налогам и сборам, в структуру которого входит ответчик, с 1997 года применяет технологию штрихового кодирования сведений налогового учёта. Нормативных актов, запрещающих применение ГОСТ Р 51201-98, штриховая форма записи идентификационных номеров, в МНС РФ нет.
Применение при учёте физических лиц (сведений о них) такого средства учёта, которое полностью заменяет персональные данные человека и включает в одной из форм записи антихристианскую символику – число 666, является умышленным оскорблением религиозных чувств верующих, которое запрещено статьёй 3 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» № 125-ФЗ от 26.09.1997.
Идентификационный номер налогоплательщика присваивается человеку пожизненно, что нарушает право каждого физического лица на снятие с налогового учёта.
Как гражданка *** имеет право на налоговый учёт по ранее установленным формам (на бумажных носителях) и осуществлять любые платежи без идентификационного номера, без включения в электронный реестр.
В судебное заседание истец ФИО2 не явилась, при обращении в суд с настоящим иском просит дело рассмотреть в её отсутствие.
Представитель ответчика Управления Федеральной налоговой службы по Тверской области, и представитель ответчика межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы РФ №8 по Тверской области, ФИО1, исковые требования не признала, и пояснила суду, что доводы истца являются необоснованными, присвоение идентификационного номера налогоплательщика является действием, которое регулируется законодательством о налогах и сборах. Его присвоение применяется исключительно в целях проведения налогового учёта и не может отождествляться с унижением человеческого достоинства и его оскорблением. Физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, вправе не указывать идентификационные номера налогоплательщиков в предоставляемых в налоговые органы налоговых декларациях, заявлениях или иных документах, а указывать лишь свои персональные данные, предусмотренные пунктом 1 статьи 84 НК РФ. Само по себе присвоение физическому лицу без его согласия идентификационного номера налогоплательщика не нарушает свободу совести и вероисповедания, либо иные конституционные права и свободы граждан.
Идентификационный номер налогоплательщика - физического лица, представляет собой цифровой код, состоящий из двенадцати последовательных цифр, характеризующих слева направо код налогового органа, который присвоил идентификационный номер налогоплательщика, порядковый номер и контрольное число, рассчитанное по специальному алгоритму, установленному Министерством Российской Федерации по налогам и сборам. В идентификационном номере, присвоенном ФИО2 отсутствует наличие какого-либо числа, оскорбляющего её религиозные чувства.
В письменном отзыве на исковое заявление ФИО2, Управление Федеральной налоговой службы по Тверской области указало, что из содержания пунктов 1 и 8 статьи 83, пунктов 1 и 7 статьи 84, пунктов 3-6 статьи 85 Налогового кодекса РФ, следует, что в целях налогового контроля, составной частью является учёт налогоплательщиков. Физические лица, не относящиеся к индивидуальным предпринимателям, подлежат постановке на учёт в налоговых органах по месту жительства на основе информации, представленной в уполномоченный орган по месту жительства на основании заявления о постановке на учёт, а также без такового заявления на основе информации, предоставляемой уполномоченными на то законом органами.
В соответствии с пунктом 7 статьи 84 Налогового кодекса РФ каждому налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов и сборов и на всей территории Российской Федерации идентификационный номер налогоплательщика (ИНН).
Статьёй 19 НК РФ установлено, что налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с налоговым кодексом Российской Федерации возложена обязанность, уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Согласно пункту 2 статьи 11 НК РФ, физические лица, это граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. Следовательно, единый на всей территории России ИНН, присваивается как гражданам Российской Федерации, так и иностранным гражданам, или лицам без гражданства.
Порядок и условия присвоения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика определяются Министерством Российской Федерации по налогам и сборам. Так в пункте 3.1 Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика, утверждённого Приказом МНС России от 03.03.2004 №01-3-09/178, указано, что ИНН присваивается налоговым органом физическому лицу (в том числе иностранному гражданину) по месту жительства.
ФИО2 приобретён жилой дом и земельный участок ***, в связи с чем, она ***, является плательщиком налога на имущество, стоит на налоговом учёте в Межрайонной ИФНС России №8 по Тверской области и обязана указывать ИНН в направляемых в адрес налогоплательщика требованиях на уплату налога.
В соответствии с пунктом 7 статьи 84 НК РФ, каждому налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов и сборов, в том числе, подлежащих уплате, в связи с перемещение товаров через таможенную границу Российской Федерации, и на всей территории Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН).
Согласно Приказу МНС России от 03.03.2004 №01-3-09/178, ИНН формируется как цифровой код, состоящий из последовательности цифр, характеризующих код налогового органа (4 знака), порядковый номер записи о лице в ЕГРП (6 знаков) и контрольное число(2 знака). Таким образом, ИНН фактически является номером записи о лице в базе данных Единого государственного реестра налогоплательщиков. При этом, ИНН налогоплательщика по своему предназначению, определяемому на уровне федерального закона, не предусматривает замену имени номером, так как фамилия, имя и отчество, присутствуют во всех документах, независимо от указания или не указания в них ИНН.
Идентификационный номер налогоплательщика не содержит в себе информацию личного характера, касающуюся семейного положения, а также других личностных отношений конкретного физического лица. Не нарушает право на имя, свободу совести и вероисповедания и другие личные неимущественные права человека, достоинство личности, право действовать в соответствии со своими религиозными убеждениями.
Идентификационный номер налогоплательщика не является информацией, входящей в перечень персональных данных, применяется исключительно в целях упорядочения учёта налогоплательщиков внутри системы налоговых органов, а также служит только для ускорения обработки огромного потока информации в интересах соблюдения прав налогоплательщиков.
Признать ИНН налогоплательщика, состоящего на налоговом учёте, недействительным и аннулировать его из базы данных ЕГРН, не представляется возможным, поскольку указанное действие не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Также, в нарушение положений пункта 4 статьи 131 ГПК РФ, ФИО2 не указала, каким конкретно образом или действиями, ответчики нарушают её права.
Выслушав объяснения представителя ответчиков, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Судом установлено, что по договору купли-продажи *** ФИО2 приобретён земельный участок *** в связи с чем, *** она поставлена на налоговый учёт в Межрайонной ИФНС России №8 по Тверской области, является плательщиком налога на имущество и ей присвоен ИНН ***
*** истица обратилась к ответчикам с заявлениями об отказе от ИНН (л.д.10,11), *** в удовлетворении заявления ей было отказано (л.д.12).
В соответствии со статьёй 57 Конституции Российской Федерации статьёй 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Одной из основных обязанностей налоговых органов является контроль над правильностью и своевременностью уплаты установленных действующим законодательством налогов и сборов.
Порядок работы налоговых органов при осуществлении этих обязанностей определён статьями 82-105 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 83 НК РФ предусмотрено, что в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учёт в налоговых органах по месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества.
В соответствии с пунктом 5 статьи 83 НК РФ постановка на учёт в налоговых органах физических лиц, не относящихся к индивидуальным предпринимателям, осуществляется налоговым органом по месту нахождения принадлежащего им имущества и осуществляется на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в статье 85 настоящего кодекса.
Согласно пункту 7 статьи 84 НК РФ, каждому налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов и сборов, в том числе подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, и на всей территории Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика.
Порядок и условия присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика определяются Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.
Соответствующий порядок и формы, используемые при учёте в налоговом органе юридических и физических лиц, утверждены приказом МНС России (от 27.11.1998 года № ГБ-3-12/309, ранее действовавшего) и приказом МНС РФ от 03 марта 2004 г. № БГ-3-09/178.
Идентификационные номера налогоплательщиков могут быть признаны недействительными в случае внесения изменений в нормативные правовые акты Российской Федерации (п.3.3 приказа).
Идентификационный номер налогоплательщика используется налоговым органом в качестве номера учётного дела организации и физического лица (п.4.3 приказа).
Таким образом, введение ИНН направлено на реализацию контроля за выполнением гражданами обязанности, установленной для них статьёй 57 Конституции Российской Федерации, в порядке, установленном нормами главы 14 НК РФ. При учёте сведений, поступающих в налоговые органы в порядке статьи 85 НК РФ, налоговый орган вправе присвоить ИНН каждому физическому лицу.
Поэтому суд не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований истца и уничтожения индивидуального номера налогоплательщика, истца.
Суд также не может согласиться с доводами истца, что ИНН заменяет имя человека, поскольку при постановке на налоговый учёт в состав сведений о налогоплательщиках – физических лицах, включаются также их персональные данные: фамилия, имя, отчество, дата рождения, пол, адрес места жительства, данные паспорта или иного документа, удостоверяющего личность налогоплательщика, гражданство. Идентификационный номер не заменяет имя человека, не может отождествляться с именем человека, и подлежит использованию наряду с другими сведениями о налогоплательщике исключительно в целях налогового учёта. Идентификационный номер налогоплательщика используется налоговым органом в качестве номера учётного дела организации и физического лица (п.4.3 приказа).
Нет также и оснований признать, что присвоение ИНН нарушает гражданское законодательство, другие личные неимущественные права человека, достоинство личности, право действовать в соответствии со своими религиозными убеждениями, поскольку идентификационный номер не содержит в себе информации личного характера, касающейся семейного положения, родственных и дружеских связей, а так же других личных отношений конкретного физического лица. Присвоение идентификационного номера налогоплательщика является действием, которое регулируется законодательством о налогах и сборах, а не нормами гражданского законодательства. Действующим налоговым законодательством Российской Федерации не предусмотрено признание недействительным ИНН по религиозным убеждениям.
Церковь также указывает, что учётные номера могут относиться не к личности, а к документу или записи в базе данных. Присвоенный ИНН Лященко не содержит комбинации цифр из трёх шестёрок.
Не может суд принять и доводы истца о том, что она, как гражданка ***, по решению районного суда *** имеет право на налоговый учёт по ранее установленным формам на бумажных носителях и осуществлять любые платежи без идентификационного номера, без включения в электронный реестр, поскольку решение районного суда *** не является преюдициальным для судов Российской Федерации. Торжокский городской суд вправе самостоятельно принимать решения по искам граждан.
Согласно пункту 7 статьи 84 НК РФ, физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, самостоятельно определяют, указывать ли ИНН в документах, подаваемых в налоговый орган.
Действующее законодательство о налогах и сборах Российской Федерации не предусматривает возможность уничтожить персональные данные истца вместе с ИНН и выдачу каких-либо удостоверений по заявленным исковым требованиям истца.
В целях недопущения ограничения права истца на судебную защиту, суд полагает необходимым восстановить срок исковой давности для обращения ФИО2 в суд, в связи с поздним получением отказов ответчиков на её заявления от 14.12.2009 года.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Восстановить ФИО2 пропущенный срок обжалования действий налогового органа об отказе в признании недействительным и аннулировании индивидуального номера налогоплательщика.
В иске ФИО2 о возложении обязанности предоставления права совершать любые платежи и документооборот, связанный с налоговым учётом без идентификационного номера налогоплательщика на бумажных носителях и без внесения информации в электронный реестр; о защите права на имя, права действовать в соответствии со своими религиозными убеждениями, достоинства личности, права на снятие с налогового учёта; о признании права состоять на учёте в налоговом органе и платить налоги без присвоения ИНН; о возложении на ответчиков обязанности признать недействительным, по религиозным убеждениям, присвоенный ИНН с указанием даты признания недействительным ИНН и его обезличивании; обязании ответчиков уничтожить в информационной электронной системе Межрайонной ИФНС №8 по Тверской области, Управлении ФНС по Тверской области персональные данные вместе с ИНН; о неосуществлении трансграничной передачи любой информации об истце; обязании ответчиков предоставить соответствующие удостоверения, подтверждающие удовлетворение каждого заявленного требования, отказать.
Решение может быть обжалованной в кассационном порядке в Тверской областной суд через Торжокский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Н.А.Шабанова
Решение принято в окончательной форме 10.03.2011
Решение не вступило в законную силу