ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1370 от 15.05.2013 Клинского городского суда (Московская область)

                                    Р Е Ш Е Н И Е

                      Именем Российской Федерации

15 мая 2013 года

Клинский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Аболихиной Е.В.,

с участием помощника Клинского горпрокурора Андронова С.М.,

при секретаре Комяковой Н.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1370 по заявлению Клинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании п.2.5.2.3 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательное учреждение, реализующее основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады)», утвержденного постановлением и.о. руководителя Администрации Клинского муниципального района от /дата/ №, в редакции постановления Администрации Клинского муниципального района от /дата/ № «О внесении изменений в Административный регламент «Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательное учреждение, реализующее основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады)»,

                                                 Установил:

Клинский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании недействующим пункт 2.5.2.3 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательное учреждение, реализующее основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады)», утвержденного постановлением и.о. руководителя Администрации Клинского муниципального района от /дата/ №, в редакции постановления Администрации Клинского муниципального района от /дата/ № «О внесении изменений в Административный регламент «Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательное учреждение, реализующее основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады)».

Свое заявление мотивировал тем, что данный нормативный правовой акт, опубликованный в установленном порядке, в указанной части противоречит действующему законодательству об организации предоставления государственных и муниципальных услуг. Так, пункт 2.5.2.3 Административного регламента, в редакции постановления Администрации Клинского муниципального района от /дата/ № «О внесении изменений в Административный регламент «Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательное учреждение, реализующее основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады)» предусматривает преимущественное право на зачисление в МДОУ района детей из семей, попавших в трудную жизненную ситуацию, а также детей родители ( один из родителей) которых являются сотрудниками автономных, бюджетных или казенных учреждений социальной направленности. Вместе с тем, нормами действующего федерального и областного законодательства преимущественное право приема детей в МДОУ родителями названных категорий граждан не предоставлено.

В судебном заседании представитель заявителя- помощник Клинского городского прокурора Андронов С.М. требования поддержал.

Представитель Администрации Клинского муниципального района Красноженова Е.С. и представитель привлеченного к участию в деле в качестве заинтересованного лица Управления образования Администрации Клинского муниципального района Исаков М.А. возражали относительно заявления, представили письменный отзыв, в котором указали, что п.2.5.2.3 Регламента не определяет установление порядка приема в образовательные учреждения, а порядок приема определяет Регламент в целом, законность принятия которого прокурор не оспаривает, поскольку принятие Регламента является прямой обязанностью муниципального образования в соответствии со ст.12 Федерального закона от 27 июня 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Пункт 25 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от /дата/ № определяет, что порядок комплектования дошкольного образовательного учреждения определяется учредителем. Указанное положение было реализовано учредителем не только в п.2.5.2.3, но и в остальных пунктах, определяющих порядок комплектования дошкольного образовательного учреждения. Прокурором не учитывается ч.1.1 ст.16 Закона РФ «Об образовании» о том, что правила приема граждан в образовательные учреждения в части, не урегулированной настоящим Законом, другими федеральными законами, порядком приема в образовательные учреждения, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, уставами образовательных учреждений, а в государственные и муниципальные образовательные учреждения также типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, определяются каждым образовательным учреждением самостоятельно. Появление оспариваемого пункта Регламента также обусловлено Письмом Министра образования Правительства Московской области Антоновой Л.Н. от /дата/ с рекомендацией включить в Порядок комплектования дошкольных образовательных учреждений муниципальных образования Московской области пункт о необходимости поддержки детей из неполных семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, с предоставлением им первоочередного получения мест в дошкольных образовательных учреждениях.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, суд приходит к следующему.

На основании ст.251 ч.1 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Материалами дела установлено, что Постановлением Администрации Клинского муниципального района от /дата/ № утвержден Административный Регламент по предоставлению муниципальной услуги «Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады)», пунктом 2.5.2.3 которого, в редакции постановления Администрации Клинского муниципального района от /дата/ № «О внесении изменений в Административный регламент «Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательное учреждение, реализующее основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады)», установлено преимущественное право на зачисление в МДОУ района детей из семей, попавших в трудную жизненную ситуацию, а также детей родители (один из родителей) которых являются сотрудниками автономных, бюджетных или казенных учреждений социальной направленности.

Постановление Администрации Клинского муниципального района от /дата/ № и постановление Администрации Клинского муниципального района от /дата/ № официально опубликованы в общественно-политической газете Клинского района «/название/» от /дата/ № и от /дата/ соответственно, что подтверждается материалами дела.

Согласно ст.72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение.

В силу ст.132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Согласно ч.4 ст.7 Федерального закона « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003г. № 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также Конституции (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п.1 ст.16 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992г. № 3266-1 общие требования к приему граждан в образовательные учреждения регулируются настоящим Законом и другими федеральными законами, а в государственные и муниципальные образовательные учреждения также типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих видов и типов.

Пунктом 1.1 этой же статьи установлено, что правила приема граждан в образовательные учреждение определяются учредителем образовательного учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации и закрепляются в уставе образовательного учреждения.

Пунктами 15 и 27 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008г. № 666 установлено, что учредителем муниципального дошкольного образовательного учреждения являются органы местного самоуправления. Порядок комплектования дошкольного образовательного учреждения определяется учредителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и закрепляется в уставе.

Приказом Министерства образования и науки РФ от 27.10.2011г. № 2562 утверждено типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, которое регулирует деятельность государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений все видов.

Судом установлено, что постановление Администрации Клинского муниципального района от /дата/ № «Об утверждении Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательное учреждение, реализующее основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады)», утвержденное постановлением и.о. руководителя Администрации Клинского муниципального района от /дата/ №, в редакции постановления Администрации Клинского муниципального района от /дата/ № «О внесении изменений в Административный регламент «Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательное учреждение, реализующее основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады)» принято компетентным органом в пределах полномочий и.о. руководителя Администрации Клинского муниципального района и отвечает всем признакам нормативного правового акта, поскольку в нем содержатся правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц и рассчитанные на неоднократное применение.

Вместе с тем, п. 2.5.2.3 Административного Регламента по предоставлению муниципальной услуги «Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады)», в редакции постановления Администрации Клинского муниципального района от /дата/ № «О внесении изменений в Административный регламент «Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательное учреждение, реализующее основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады)», которым предусмотрены льготы первоочередного права на зачисление в муниципальные дошкольные образовательные учреждения Клинского района детей из семей, попавших в трудную жизненную ситуацию, а также детей родители (один из родителей) которых являются сотрудниками автономных, бюджетных или казенных учреждений социальной направленности противоречит федеральному законодательству и законодательству Московской области, поскольку органы местного самоуправления не наделены законом самостоятельного нормативного регулирования по установлению льгот и преимуществ для отдельных категорий граждан в детские дошкольные учреждения.

Доводы представителей Администрации Клинского муниципального района и Управления образования Администрации Клинского муниципального района о том, что органам местного самоуправления в рамках решения вопросов местного самоуправления в сфере образования предоставлено право осуществлять любые полномочия, в том числе и нормативного регулирования предоставления льгот и преимуществ для отдельных категорий граждан по зачислению в детские и дошкольные образовательные учреждения суд считает несостоятельными виде следующего.

Льготы и преимущества по зачислению детей отдельных категорий граждан в детские дошкольные учреждения могут быть в соответствии со ст.72 Конституции Российской Федерации устанавливаться только законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, поскольку данный вопрос находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий вправе самостоятельно определять только сами правила приема в образовательные учреждения муниципального образования, что предусмотрено Законом РФ «Об образовании» и Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008г. № 666. Льготы и преимущества приема для детей отдельных категорий граждан могут быть установлены нормативным актом муниципального образования только в пределах тех льгот и преимуществ, которые установлены законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Самостоятельное нормативное регулирование и расширение круга лиц, имеющих право на такие льготы и преимущества, не предусмотренные федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления определять не вправе.

Суд не принимает довод представителей заинтересованных лиц о том, что льготы для приема детей граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации приняты муниципальным органом во исполнение письма Министерства образования Московской области от /дата/ №, поскольку указанное письмо Министерства образования Московской области носит рекомендательный характер и его нельзя отнести к нормативному акту субъекта Российской Федерации.

Учитывая изложенное, суд считает, что требования прокурора в части признания недействующим п. 2.5.2.3 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательное учреждение, реализующее основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады)», утвержденного постановлением и.о. руководителя Администрации Клинского муниципального района от /дата/ №, в редакции постановления Администрации Клинского муниципального района от /дата/ № «О внесении изменений в Административный регламент «Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательное учреждение, реализующее основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады)» подлежат удовлетворению, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт противоречит закону.

Руководствуясь ст. ст.198, 151, 253 ГПК РФ, суд

                                                   Решил:

Признать пункт 2.5.2.3 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательное учреждение, реализующее основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады)», утвержденного постановлением и.о. руководителя Администрации Клинского муниципального района от /дата/. №, в редакции постановления Администрации Клинского муниципального района от /дата/ № «О внесении изменений в Административный регламент «Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательное учреждение, реализующее основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады)» противоречащим закону и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Клинский городской суд в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного решения в окончательной редакции.

Судья Клинского горсуда:                                                         Аболихина Е.В.