Дело № 2-13708/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Якутск 25 октября 2016 года
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Николаевой Л.А. единолично, при секретаре Агнаеве З.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО1 к Министерству финансов Республики Саха (Якутия), Окружной администрации города Якутска, МКУ «Департамент жилищных отношений» ГО «город Якутск» о взыскании в пользу Окружной администрации города Якутска целевой субвенции на приобретение жилого помещения для предоставления ФИО1,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к ответчикам о взыскании в пользу Окружной администрации города Якутска целевой субвенции на приобретение жилого помещения для предоставления ФИО1 В обоснование иска указывает, что после смерти ее матери в 2006 г. установлена ___. Жилое помещение за ней не закреплялось. После окончания средней школы поступила в СВФУ, окончила с дипломом в 2015 году. До настоящего времени жилье не предоставлено, вынуждена арендовать. Считает, что нарушены ее конституционные права. Исходя из расчета стоимости целевой безвозвратной ссуды на приобретение жилья: ___., просит взыскать с казны республики в лице Минфина в пользу Окружной администрации города Якутска целевой субвенции в размере ___ рублей на приобретение жилого помещения для предоставления ей.
В судебном заседании ФИО1 требования поддержала, просит удовлетворить, указывая, что не имеет жилья.
Представитель Министерства финансов Республики Саха (Якутия) по доверенности ФИО2 просил прекратить производство по делу. Указывая, что иск предъявлен в защиту интересов другого лица, ей это право не предоставлено.
Представитель отдела опеки и попечительства Окружной администрации города Якутска по доверенности ФИО3 в судебном заседании с иском не согласилась, указывая, что ФИО1, ____ г.р., действительно состоит с ____2015 г. в едином реестре детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями за счет средств субвенции за 2017 год. Взыскание с казны Республики Саха (Якутия) в лице Министерства финансов Республики Саха (Якутия) в пользу Окружной администрации города Якутска целевой субвенции отдельно для ФИО1 является противоречащим действующему порядку выделения субвенции и невозможным, в связи с чем просит в иске отказать.
Представитель МКУ «Департамент жилищных отношений» ГО «город Якутск» в судебное заседание не явился, извещен, ходатайств не заявил.
Суд с учетом мнения сторон рассматривает дело при указанной явке сторон.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, истец Кутинская (ранее ФИО4) К.Н., ____ г.р., уроженка ___ Ее мать, Е., ____ г.р., умерла ____ г., что подтверждается свидетельством о смерти ___№, выданным администрацией МО «Кобяйский улус» РС(Я). Отец истца Е., что следует из свидетельства серии ___№ от ____2005 г., умер ____2005 г.
Согласно распоряжению МО «Кобяйский улус» РС(Я) № от ____2006 г. над ___ ФИО4 ____ г. установлена ___, назначен ___П., проживающая ____.
Судом установлено, что истец ФИО1, ____ г.р., действительно состоит с ____2015 г. в едином реестре детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями за счет средств субвенции за 2017 год.
В соответствии со ст. 1 Закона РС(Я) «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 15.12.2012 года № 1154-З № 1201-IV право на обеспечение жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семей нанимателей жилых помещений по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семей нанимателей жилых помещений по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений, проживание в которых признается невозможным в соответствии с порядком, утверждаемым Правительством Республики Саха (Якутия);
3) признанные нуждающимися в жилых помещениях до вступления в силу настоящего Закона и не реализовавшие принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями;
4) достигшие возраста 23 лет до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В соответствии со ст. 3 указанного закона с целью обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений уполномоченный орган исполнительной власти Республики Саха (Якутия) (далее - уполномоченный орган) формирует единый реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - реестр) в соответствии со статьей 1 настоящего Закона.
Законные представители детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, представляют заявления о включении указанных детей в реестр в орган опеки и попечительства органа местного самоуправления по месту жительства указанных детей в течение 30 календарных дней со дня достижения ими возраста 14 лет или возникновения после достижения ими возраста 14 лет оснований для предоставления им жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Заявления о включении в реестр также могут представить в орган опеки и попечительства органа местного самоуправления по месту своего жительства дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, объявленные полностью дееспособными (эмансипированными), лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они не были в установленном порядке включены в реестр соответственно до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения ими возраста 18 лет или не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до 1 января 2013 года.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" к детям-сиротам относятся лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; к детям, оставшимся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке; к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно статье 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Как следует из преамбулы Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", его положения распространяются на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения ими 23-летнего возраста.
По смыслу указанных положений гарантированная данным лицам социальная поддержка, в том числе обеспечение жилым помещением из специализированного жилищного фонда, должна предоставляться до достижения ими возраста 23 лет, и указанный срок является пресекательным сроком, истечение которого прекращает право лица. Поэтому пропуск данного срока влечет прекращение права требования предоставления социальной гарантии в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Пунктом 9 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Вместе с тем, как указано выше, в силу норм Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ право на приобретение жилья сохраняется и по достижении 23 лет только в том случае, если такое право было реализовано путем подачи заявления о постановке на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилья до достижения лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 23-летнего возраста.
В соответствии со ст. 3 Закона РС(Я) «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с целью обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений уполномоченный орган исполнительной власти Республики Саха (Якутия) (далее - уполномоченный орган) формирует единый реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - реестр) в соответствии со статьей 1 настоящего Закона.
Жилые помещения гражданам, относящимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей предоставляются по утвержденным спискам на определенный финансовый год.
На основании п. 2 приложения № 4 к постановлению Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 мая 2013 года № 148 «Об утверждении порядков по вопросам обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», не позднее 1 сентября текущего финансового года (согласно внесенным изменениям от 30.07.2015 г. № 266) органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) представляют в Министерство образования Республики Саха (Якутия) заявки на финансирование по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из специализированного жилищного фонда. В связи с этим, ежегодно до 01 сентября текущего года муниципальные образования Республики Саха (Якутия) составляют список получателей жилых помещений и заявку на выделение средств на очередной финансовый год.
В связи с вышеизложенным, взыскание с казны Республики Саха (Якутия) в лице Министерства финансов Республики Саха (Якутия) в пользу Окружной администрации города Якутска целевой субвенции отдельно для истца ФИО1 является противоречащим действующему порядку выделения субвенции и не имеющим правовых обоснований, в связи с чем суд, отказывает в удовлетворении иска.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что иск подлежит отказу в удовлетворении.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
В исковом заявлении ФИО1 к Министерству финансов Республики Саха (Якутия), Окружной администрации города Якутска, МКУ «Департамент жилищных отношений» ГО «город Якутск» о взыскании в пользу Окружной администрации города Якутска целевой субвенции на приобретение жилого помещения для предоставления ФИО1, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РС(Я) в течение месяца со дня принятия к окончательной форме.
Судья