Дело №2-1370/2019
91RS0001-01-2019-002480-79
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
22 августа 2019 года Железнодорожный районный суд г. Симферополя Республики Крым в составе:
председательствующего судьи – Тощевой Е.А.,
при секретаре – Сенокосовой А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Севастопольского транспортного прокурора к Федеральному Государственному унитарному предприятию «Крымская железная дорога» об обязании устранить нарушения законодательства и транспортной безопасности, -
у с т а н о в и л:
Севастопольская транспортная прокуратура, 25 июня 2019 года обратилась в суд с вышеуказанным иском.
22 августа 2019 года транспортный прокурор уточнил исковые требования, путем их уменьшения, в которых просил: Обязать ФГУП «Крымская железная дорога» в течение 3-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить в полном объеме допущенные нарушения требований федерального законодательства в указанной сфере, а именно:
- обеспечить проведение дополнительной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры: «Железнодорожная станция Бахчисарай – структурного подразделения ФГУП «КЖД», «Железнодорожная станция Инкерман – 1 – структурного подразделения ФГУП «КЖД», «Железнодорожная станция Инкерман - 2 – структурного подразделения ФГУП «КЖД», «Железнодорожная станция Камышовая Бухта – структурного подразделения ФГУП «КЖД», «Железнодорожная станция Сирень – структурного подразделения ФГУП «КЖД», «Железнодорожная станция Верхнесадовая – структурного подразделения ФГУП «КЖД», «Железнодорожная станция Севастополь - Товарный – структурного подразделения ФГУП «КЖД»; «Железнодорожный разъезд Сапунгорский - структурного подразделения ФГУП «КЖД»; «Железнодорожный тоннель «Графский» на 1526 км - структурного подразделения ФГУП «КЖД»; «Железнодорожный тоннель «Белый» на 1526 км - структурного подразделения ФГУП «КЖД»; «Железнодорожный тоннель «Цыганский» на 1528 км - структурного подразделения ФГУП «КЖД»; «Железнодорожный тоннель «Городской» на 1540 км - структурного подразделения ФГУП «КЖД»; «Железнодорожный мост на 1517 км - структурного подразделения ФГУП «КЖД»; «Железнодорожный мост на 1525 км - структурного подразделения ФГУП «КЖД»; «Железнодорожный мост на 1531 км перегона М-вы Горы – Инкерман 1 - структурного подразделения ФГУП «КЖД»; «Железнодорожный мост на 18 км перегона Севастополь – Товарный – Камышовая Бухта - структурного подразделения ФГУП «КЖД»; «Железнодорожный мост на 1500 км перегона Бахчисарай – Сирень - структурного подразделения ФГУП «КЖД»; «Железнодорожный мост на 1509 км перегона Сирень – Верхнесадовая - структурного подразделения ФГУП «КЖД»; «Железнодорожный мост на 1510 км перегона Сирень – Верхнесадовая - структурного подразделения ФГУП «КЖД»; «Железнодорожный мост на станции Севастополь - структурного подразделения ФГУП «КЖД» и направить их на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта.
- обеспечить по результатам проведенной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры «Участок железнодорожного пути Симферополь-Севастополь (от входного сигнала до 1500 км)» и утвержденной 21.11.2017 Федеральным агентством железнодорожного транспорта разработку плана обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры «Участок железнодорожного пути Симферополь-Севастополь (от входного сигнала до 1500 км)» и направить его на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта.
- обеспечить по результатам проведенной дополнительной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры «Железнодорожный вокзал на станции Бахчисарай – структурного подразделения ФГУП «Крымская железная дорога», «Железнодорожный мост на 1525 км перегона М-вы – Горы – Инкерман -1», «Железнодорожный тоннель «Сухарный» и «Железнодорожный тоннель «Троицкий» и утвержденной 21.12.2017, 29.04.2019, 13.05.2019 соответственно Федеральным агентством железнодорожного транспорта внесение соответствующих изменений в планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры «Железнодорожный вокзал на станции Бахчисарай – структурного подразделения ФГУП «Крымская железная дорога», «Железнодорожный мост на 1525 км перегона М-вы – Горы – Инкерман -1», «Железнодорожный тоннель «Сухарный» и «Железнодорожный тоннель «Троицкий» и направить их на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта.
Исковые требования мотивированны тем, что Севастопольской транспортной прокуратурой во исполнение поручения Южной транспортной прокуратуры, а также на основании п.9 плана работы Севастопольской транспортной прокуратуры на 1 полугодие 2019 года проведена проверка исполнения требований законодательства о транспортной безопасности ФГУП «Крымская железная дорога» в части, касающейся объектов транспортной инфраструктуры, расположенных на Севастопольском участке пути, по результатам которой установлены нарушения.
Распоряжением Совета министров Республики Крым от 23.12.2014 №1457-р создано Государственное унитарное предприятие Республики Крым «Крымская железная дорога» (ОГРН <***> от 12.01.2015) путем преобразования Государственного предприятия «Крымская железная дорога».
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 № 2729-р Государственное унитарное предприятие Республики Крым «Крымская железная дорога» передано как имущественный комплекс в федеральную собственность.
Актом приема-передачи имущества от 05.08.2016, утвержденным приказом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 02.08.2016 № 659, в федеральную собственность была передана и закреплена за ФГУП «Крымская железная дорога» на праве хозяйственного ведения, в том числе, железнодорожные станции Бахчисарай, Инкерман-1, Инкерман-2, Камышовая Бухта, Верхнесадовая, Сирень, Севастополь-Товарный; железнодорожного вокзала на станции Бахчисарай; железнодорожный разъезд Сапунгорский; железнодорожные тоннели «Сухарный», «Графский», «Белый», «Цыганкий», «Троицкий», «Городской»; железнодорожные мосты на 1517 км перегона Верхнесадовая – М-вы Горы, на 1525 км перегона М-вы – Горы – Инкерман -1, на 1531 км перегона М-вы Горы – Инкерман 1, на 18 км перегона Севастополь – Товарный – Камышовая Бухта, на 1500 км перегона Бахчисарай – Сирень, на 1509 км перегона Сирень – Верхнесадовая, на 1510 км перегона Сирень – Верхнесадовая, на станции Севастополь, а также участок пути Симферополь-Севастополь.
В 2014 году Федеральным агентством железнодорожного транспорта следующим ОТИ присвоены 1 и 3 категории и соответствующие реестровые номера: железнодорожные станции Бахчисарай, Инкерман-1, Инкерман-2, Камышовая Бухта, Верхнесадовая, Сирень, Севастополь-Товарный; железнодорожного вокзала на станции Бахчисарай; железнодорожный разъезд Сапунгорский; железнодорожные тоннели «Сухарный», «Графский», «Белый», «Цыганкий», «Троицкий», «Городской»; железнодорожные мосты на 1517 км перегона Верхнесадовая – М-вы Горы, на 1525 км перегона М-вы – Горы – Инкерман -1, на 1531 км перегона М-вы Горы – Инкерман 1, на 18 км перегона Севастополь – Товарный – Камышовая Бухта, на 1500 км перегона Бахчисарай – Сирень, на 1509 км перегона Сирень – Верхнесадовая, на 1510 км перегона Сирень – Верхнесадовая, на станции Севастополь.
Объекту транспортной инфраструктуры «Участок железнодорожного пути Симферополь-Севастополь (от входного сигнала до 1500 км)» в 2016 году Федеральным агентством железнодорожного транспорта присвоена 2 категория и реестровый номер.
В декабре 2014 и октябре – ноябре 2015 года вышеуказанным ОТИ Федеральным агентством железнодорожного транспорта утверждены результаты оценки уязвимости, за исключением ОТИ «Участок железнодорожного пути Симферополь-Севастополь (от входного сигнала до 1500 км)», которому оценка уязвимости утверждена в ноябре 2017 года.
В июле и декабре 2016, а также в январе 2017 года Федеральным агентством железнодорожного транспорта вышеуказанным уполномоченным на то органом утверждены планы обеспечения транспортной безопасности объектов, за исключением ОТИ «Участок железнодорожного пути Симферополь-Севастополь (от входного сигнала до 1500 км)».
21.12.2017 Федеральным агентством железнодорожного транспорта на ОТИ «Железнодорожный вокзал на станции Бахчисарай – структурное подразделение ФГУП «Крымская железная дорога» (далее – железнодорожный вокзал на станции Бахчисарай) утверждены результаты дополнительной оценки уязвимости.
В соответствии с пп.17 п.5 Требований субъект транспортной инфраструктуры при изменении положений настоящего документа, регламентирующих меры по защите объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) от актов незаконного вмешательства, должен обеспечить проведение дополнительной оценки уязвимости ОТИ и утверждение в установленном порядке ее результатов в течение 3 месяцев со дня возникновения таких изменений.
Однако, в нарушение пп.17 п.5 Требований ФГУП «Крымская железная дорога» на ОТИ железнодорожные станции Бахчисарай, Инкерман-1, Инкерман-2, Камышовая Бухта, Верхнесадовая, Сирень, Севастополь-Товарный; железнодорожный разъезд Сапунгорский; железнодорожные тоннели «Сухарный», «Графский», «Белый», «Цыганкий», «Троицкий», «Городской»; железнодорожные мосты на 1517 км перегона Верхнесадовая – М-вы Горы, на 1525 км перегона М-вы – Горы – Инкерман -1, на 1531 км перегона М-вы Горы – Инкерман 1, на 18 км перегона Севастополь – Товарный – Камышовая Бухта, на 1500 км перегона Бахчисарай – Сирень, на 1509 км перегона Сирень – Верхнесадовая, на 1510 км перегона Сирень – Верхнесадовая, на станции Севастополь не проведена дополнительная оценка уязвимости.
В судебном заседании помощник прокурора – Деревягина М.И. поддержала уточненные исковые требования прокуратуры от 22 августа 2019 года, просила их удовлетворить в полном объеме.
Представители ФГУП «КЖД» - ФИО1, ФИО2 в судебном заседании исковые требования признал частично, при этом просили продлить срок исполнения решения суда до 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу, поскольку в трехмесячный срок предприятие не сможет исполнить решение суда.
Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы гражданского дела, оценив их в совокупности, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что в ходе проведенной Севастопольской транспортной прокуратурой во исполнение поручения Южной транспортной прокуратуры, а также на основании п. 9 плана работы Севастопольской транспортной прокуратуры на 1 полугодие 2019 года проведена проверка исполнения требований законодательства о транспортной безопасности ФГУП «Крымская железная дорога» в части, касающейся объектов транспортной инфраструктуры, расположенных на Севастопольском участке пути, по результатам которой установлены нарушения.
В нарушение пп.17 п.5 Требований ФГУП «Крымская железная дорога» на ОТИ железнодорожные станции Бахчисарай, Инкерман-1, Инкерман-2, Камышовая Бухта, Верхнесадовая, Сирень, Севастополь-Товарный; железнодорожный разъезд Сапунгорский; железнодорожные тоннели «Сухарный», «Графский», «Белый», «Цыганкий», «Троицкий», «Городской»; железнодорожные мосты на 1517 км перегона Верхнесадовая – М-вы Горы, на 1525 км перегона М-вы – Горы – Инкерман -1, на 1531 км перегона М-вы Горы – Инкерман 1, на 18 км перегона Севастополь – Товарный – Камышовая Бухта, на 1500 км перегона Бахчисарай – Сирень, на 1509 км перегона Сирень – Верхнесадовая, на 1510 км перегона Сирень – Верхнесадовая, на станции Севастополь не проведена дополнительная оценка уязвимости.
Пунктом 1.8 Устава ФГУП «Крымская железная дорога» предусмотрено, что Предприятие от своего имени приобретает и осуществляет гражданские права и несет гражданские обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.4.1 Устава ФГУП «КЖД» предприятие осуществляет определенную настоящим Уставом деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, иными нормативно-правовыми актами.
Положением ст.2 Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму» регламентировано, что противодействие терроризму в Российской Федерации основывается, в том числе, на принципе обеспечения и защите основных прав и свобод человека и гражданина, и приоритета мер предупреждения терроризма.
Обязанность принятия мер, необходимых и достаточных для обеспечения защищенности объектов транспорта от актов незаконного вмешательства, возложена на субъект транспортной инфраструктуры, что предусмотрено статьями 1 - 4 Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ «О транспортной безопасности».
Согласно п.9 ст.1 Федерального закона от 09.02.2014 №16-ФЗ «О транспортной безопасности» субъектами транспортной инфраструктуры признаются юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры или использующие их на ином законном основании.
Во исполнение ст.8 названного Закона постановлением Правительства РФ от 26.04.2017 №495 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта (далее - Требования), п. 4 которых установлено, что они является обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры.
В соответствии с пп.5 п.5 Требований субъект транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности ОТИ обязан в отношении ОТИ обеспечить проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) и представление на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта в установленном порядке ее результатов в течение 3 месяцев со дня размещения на официальном сайте Федерального агентства железнодорожного транспорта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сведений о присвоении категории объекту транспортной инфраструктуры (транспортному средству), которое сопровождается соответствующим уведомлением субъекта транспортной инфраструктуры по электронной почте и в письменном виде.
Однако, в нарушение пп.5 п.5 Требований ФГУП «Крымская железная дорога» до настоящего времени в целях обеспечения транспортной безопасности ОТИ в отношении ОТИ «Участок железнодорожного пути Симферополь-Севастополь (от входного сигнала до 1500 км)» не обеспечено проведение оценки уязвимости ОТИ для последующего представления на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта в установленном порядке ее результатов в течение 3 месяцев со дня размещения на официальном сайте Федерального агентства железнодорожного транспорта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведений о присвоении категории объекту транспортной инфраструктуры (транспортному средству), которое сопровождается соответствующим уведомлением субъекта транспортной инфраструктуры по электронной почте и в письменном виде.
В соответствии с пп.17 п.5 Требований субъект транспортной инфраструктуры при изменении положений настоящего документа, регламентирующих меры по защите объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) от актов незаконного вмешательства, должен обеспечить проведение дополнительной оценки уязвимости ОТИ и утверждение в установленном порядке ее результатов в течение 3 месяцев со дня возникновения таких изменений.
В нарушение пп.17 п.5 Требований ФГУП «Крымская железная дорога» на ОТИ железнодорожные станции Бахчисарай, Инкерман-1, Инкерман-2, Камышовая Бухта, Верхнесадовая, Сирень, Севастополь-Товарный; железнодорожный разъезд Сапунгорский; железнодорожные тоннели «Сухарный», «Графский», «Белый», «Цыганкий», «Троицкий», «Городской»; железнодорожные мосты на 1517 км перегона Верхнесадовая – М-вы Горы, на 1525 км перегона М-вы – Горы – Инкерман -1, на 1531 км перегона М-вы Горы – Инкерман 1, на 18 км перегона Севастополь – Товарный – Камышовая Бухта, на 1500 км перегона Бахчисарай – Сирень, на 1509 км перегона Сирень – Верхнесадовая, на 1510 км перегона Сирень – Верхнесадовая, на станции Севастополь не проведена дополнительная оценка уязвимости.
В соответствии с пп.18 п.5 Требований субъект транспортной инфраструктуры обязан обеспечить внесение изменений в план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, в том числе по результатам проведенной дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры, и их представление на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта в течение 3 месяцев со дня утверждения результатов проведенной дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры.
В нарушение пп.18 п.5 Требований предприятием в план обеспечения транспортной безопасности ОТИ железнодорожный вокзал на станции Бахчисарай по результатам проведенной дополнительной оценки уязвимости не внесены соответствующие изменения в течении 3 месяцев после проведения дополнительной оценки уязвимости.
Выявленные нарушения требований законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности, антитеррористической защищенности ОТИ принадлежащих ФГУП «Крымская железная дорога», создают угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, что не отвечает интересам государства и нарушает гарантированное Конституцией Российской Федерации право каждого гражданина на жизнь и здоровье.
Учитывая изложенное, суд считает необходимым обязать ФГУП «Крымская железная дорога» провести дополнительную оценку уязвимости объекта транспортной инфраструктуры.
Из вышеуказанных норм, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Определяя в соответствии с ч.2 ст.206 ГПК РФ срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено ответчиком, суд полагает возможным установить для исполнения судебного решения срок – 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, полагая, что в более короткий срок исполнение решения с учетом большого количества объектов будет затруднительным.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию госпошлина в размере 300 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК Российской Федерации, суд –
р е ш и л:
Исковые требования Севастопольского транспортного прокурора - удовлетворить.
Возложить на Федеральное Государственное унитарное предприятие «Крымская железная дорога» обязанность в течение 6-ти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить в полном объеме допущенные нарушения требований федерального законодательства, а именно:
- Обеспечить проведение дополнительной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры: «Железнодорожная станция Бахчисарай – структурного подразделения ФГУП «КЖД», «Железнодорожная станция Инкерман – 1 – структурного подразделения ФГУП «КЖД», «Железнодорожная станция Инкерман - 2 – структурного подразделения ФГУП «КЖД», «Железнодорожная станция Камышовая Бухта – структурного подразделения ФГУП «КЖД», «Железнодорожная станция Сирень – структурного подразделения ФГУП «КЖД», «Железнодорожная станция Верхнесадовая – структурного подразделения ФГУП «КЖД», «Железнодорожная станция Севастополь - Товарный – структурного подразделения ФГУП «КЖД»; «Железнодорожный разъезд Сапунгорский - структурного подразделения ФГУП «КЖД»; «Железнодорожный тоннель «Графский» на 1526 км - структурного подразделения ФГУП «КЖД»; «Железнодорожный тоннель «Белый» на 1526 км - структурного подразделения ФГУП «КЖД»; «Железнодорожный тоннель «Цыганский» на 1528 км - структурного подразделения ФГУП «КЖД»; «Железнодорожный тоннель «Городской» на 1540 км - структурного подразделения ФГУП «КЖД»; «Железнодорожный мост на 1517 км - структурного подразделения ФГУП «КЖД»; «Железнодорожный мост на 1525 км - структурного подразделения ФГУП «КЖД»; «Железнодорожный мост на 1531 км перегона М-вы Горы – Инкерман 1 - структурного подразделения ФГУП «КЖД»; «Железнодорожный мост на 18 км перегона Севастополь – Товарный – Камышовая Бухта - структурного подразделения ФГУП «КЖД»; «Железнодорожный мост на 1500 км перегона Бахчисарай – Сирень - структурного подразделения ФГУП «КЖД»; «Железнодорожный мост на 1509 км перегона Сирень – Верхнесадовая - структурного подразделения ФГУП «КЖД»; «Железнодорожный мост на 1510 км перегона Сирень – Верхнесадовая - структурного подразделения ФГУП «КЖД»; «Железнодорожный мост на станции Севастополь - структурного подразделения ФГУП «КЖД» и направить их на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорт;
- Обеспечить по результатам проведенной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры «Участок железнодорожного пути Симферополь-Севастополь (от входного сигнала до 1500 км)» и утвержденной 21.11.2017 Федеральным агентством железнодорожного транспорта разработку плана обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры «Участок железнодорожного пути Симферополь-Севастополь (от входного сигнала до 1500 км)» и направить его на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта;
- Обеспечить по результатам проведенной дополнительной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры «Железнодорожный вокзал на станции Бахчисарай – структурного подразделения ФГУП «Крымская железная дорога», «Железнодорожный мост на 1525 км перегона М-вы – Горы – Инкерман -1», «Железнодорожный тоннель «Сухарный» и «Железнодорожный тоннель «Троицкий» и утвержденной 21.12.2017, 29.04.2019, 13.05.2019 соответственно Федеральным агентством железнодорожного транспорта внесение соответствующих изменений в планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры «Железнодорожный вокзал на станции Бахчисарай – структурного подразделения ФГУП «Крымская железная дорога», «Железнодорожный мост на 1525 км перегона М-вы – Горы – Инкерман -1», «Железнодорожный тоннель «Сухарный» и «Железнодорожный тоннель «Троицкий» и направить их на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта.
Взыскать с Федерального Государственного унитарного предприятия «Крымская железная дорога» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Железнодорожный районный суд г. Симферополя Республики Крым.
Решение вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано.
Председательствующий судья:
Полный текст решения изготовлен 26 августа 2019 года.