ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1370/20 от 19.06.2020 Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

Мотивированное решение изготовлено 19 июня 2020 года

Гражданское дело № ******

УИД: 66RS0№ ******-63

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ<адрес>

Октябрьский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Хрущевой О.В.

при секретаре Кыдырбаевой А.Д.,

с участием представителя истца –помощника прокурора <адрес> Козловой А.Р.,

представителя ответчика ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц, жилищному кооперативу № ****** о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

<адрес> обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением.

В обоснование своих требований указал, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения организациями жилищно-коммунального комплекса федерального законодательства по обслуживанию и содержанию общедомового имущества. В ходе проверки установлено, что ЖК № ****** не исполнил возложенной на него законом обязанности по организации и содержанию мест накопления твердых коммунальных отходов, образующихся при эксплуатации многоквартирных домов.

На основании изложенного просил возложить обязанность в срок не позднее одного месяца с момента вступления в силу решения суда обеспечить места сбора и вывоза твердых коммунальных отходов у многоквартирного <адрес> в <адрес>.

Помощник прокурора Козлова А.Р. в судебном заседании исковые требования поддержала, указала, что проверка была инициирована по обращению УК ЖКХ «<адрес>».

Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признал, приобщил отзыв, в котором указано, что ЖК № ****** был предоставлен земельный участок по <адрес> в бессрочное пользование. В собственность жителей многоквартирного дома по <адрес>, данный земельный участок не переоформлялся, таким образом, ЖК № ****** не имеет право самостоятельно оборудовать контейнерную площадку на придомовой территории. Также оборудование контейнерной площадки и приобретение контейнеров для сбора твердых коммунальных отходов не входит в обязанность управляющей организации. Поскольку ЖК № ****** не является собственником земельного участка, земельный участок находится лишь в пользовании, соответственно возложение обязанность на ЖК № ****** по обеспечению места сбора и вывоза твердых коммунальных отходов является незаконной. Также в реестре отсутствует площадка для размещения твердых коммунальных отходов для жителей многоквартирного по адресу: <адрес>. Согласно п. 8.2 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зеленым насаждениями ((кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более пяти. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых зон, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м., но и не более 100 м. Размер участка придомовой территории (<адрес>) не позволяет установление площадки в соответствии с требованиями СанПиН.

Также представитель ответчика в судебном заседании указал, что в единственном месте, где возможно установить контейнеры, проходит кабель электроснабжения. Собственники дома категорически не согласны с размещение контейнерной площадки на придомовой территории. Мусор жители ЖК № ****** складируют в контейнеры, установленные вблизи домов по адресам <адрес>А и ФИО2, 152, которые обслуживаются ООО УК «ЖКХ <адрес>. Договора с ООО УК ЖКХ «<адрес>» у ЖК № ****** нет. Вместе с тем кооперативом заключен договор с ЕМУП «ФИО8» на вывоз мусора с указанной контейнерной площадки.

Представитель третьего лица <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, об отложении судебного заседания не просил. Направил пояснения, в которых указал, что обязанность по организации места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов для жителей многоквартирного <адрес> возложена на ЖК № ******. По информации ООО «УК ЖКХ <адрес>», с момента введения новых правил обращения с ТКО ЖК № ****** отказывается оплачивать услуги по представлению права пользоваться контейнерной площадкой и ее содержанию. Также указал, что в районную комиссию по согласованию создания (переноса) мест накопления ТКО заявок от ЖК № ****** на согласование создания нового места накопления ТКО не поступало.

Привлеченный в качестве специалиста представитель Роспотребнадзора ФИО3 в судебном заседании исковые требования поддержала. Дополнительно пояснила, что контейнерная площадка, на которую жители ЖК № ****** складируют мусор, расположена с нарушением СанПиН, поскольку расстояние от дома до неё превышает 100 метров.

В силу ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определил рассмотреть дело при данной явке.

Суд, заслушав пояснения сторон, специалиста и исследовав письменные материалы дела, находит, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Судом установлено, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения организациями жилищно-коммунального комплекса федерального законодательства по обслуживанию и содержанию общедомового имущества.

В ходе проверки установлено, что ЖК № ****** не исполнил возложенной на него законом обязанности по организации и содержанию мест накопления твердых коммунальных отходов, образующихся при эксплуатации многоквартирных домов.

Судом установлено и сторонами не оспаривается, что ЖК № ****** осуществляет управление и эксплуатацию жилым домом № ****** по <адрес> в <адрес>.

Также судом установлено и ответчиком не оспаривается, что ЖК № ****** не организовано место складирования твердых коммунальных отходов образующихся при эксплуатации многоквартирного <адрес> в <адрес>. Собственники помещений указанного дома осуществляют складирование твердых коммунальных отходов на контейнерной площадке вблизи домов № ****** А. по <адрес> и № ****** по <адрес> в <адрес>. При этом расстояние от крайнего подъезда жилого <адрес> в <адрес> до контейнерной площадки составляет 130 метров.

Согласно ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся, в том числе, создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.

Из положений ст. 13.4 указанного закона следует, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (п. 1).

Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством РФ. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (п. 4).

В соответствии с п. 3 Правил обустройства мест накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра от ДД.ММ.ГГГГ N 1039 места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления (далее соответственно - заявитель, уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (п. 4 Правил).

Из положений п. 4 Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 969-ПП "Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории <адрес>" потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенным с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1156, и территориальной схемой в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории <адрес>, в том числе с твердыми коммунальными отходами (далее - территориальная схема).

В случае, если в территориальной схеме отсутствует информация о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, органы местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории <адрес>, направляют информацию о выявленных местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов в Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> для включения сведений о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов в территориальную схему.

Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления муниципальных образований, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления муниципальных образований создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов указываются в территориальной схеме (п. 6 Постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 969-ПП).

Таким образом, определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществление ведение их реестра возложено на органы местного самоуправления.

Вместе с тем, положения указанного закона необходимо рассматривать в совокупности с требованиями жилищного законодательства, учитывая, что данная обязанность лежит на органе местного самоуправления в случае, если законом она не возложена на иное лицо.

Так, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме должно обеспечиваться управлением многоквартирным домом со стороны управляющей организации, либо товариществом собственников жилья или жилищным кооперативом, либо непосредственно собственниками многоквартирного дома (ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ).

В соответствии с п. 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу N 170 от ДД.ММ.ГГГГ организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.

Более того, состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, а также порядок их оказания и выполнения, утвержден постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 290, где также указаны работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок (пункту 26(1)).

Таким образом, с учетом вышеназванных положений закона, суд приходит к выводу о том, что ЖК № ******, являясь управляющей организацией, обязан организовать место сбора и вывоза твердых коммунальных отходов в рамках определенных органом местного самоуправления площадок, учитывая, что интересы собственников помещений в данном случае представляет именно управляющая организация.

При этом, суд не принимает доводы представителя ответчика о том, что размер участка придомовой территории (<адрес>), не позволяет организовать площадку для накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями СанПиН, поскольку каких-либо доказательств этому не представлено.

Ответчик в установленном законом порядке в орган местного самоуправления для решения вопроса об организации места накопления ТКО для жителей <адрес> в <адрес>, обеспечения подъездов к нему не обращался.

Использование ЖК № ****** в отсутствие на то каких-либо законных оснований контейнерных площадок для сбора и вывоза твердых коммунальных отходов, организованных и обслуживаемых иной управляющей компанией вблизи домов № ****** по <адрес> и 121А по <адрес>, не свидетельствует о выполнении ответчиком требований законодательства в области обращения с твердыми коммунальными отходами и не снимает возложенную на него законом обязанность по обеспечению мест сбора и вывоза твердых бытовых отходов применительно к обслуживаемому им многоквартирному дому.

Кроме того, суд отмечает, что контейнерная площадка, которую ЖК № ****** использует для складирования коммунальных отходов, расположена на расстоянии 130 метров от жилого <адрес>, что является нарушением п. 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 и п. 8.2.5 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10.

В соответствии с п. 1.2 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" настоящие санитарные правила устанавливают обязательные санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, которые следует соблюдать при размещении, проектировании, реконструкции, строительстве и эксплуатации жилых зданий и помещений, предназначенных для постоянного проживания.

Как следует из пункта 1.4 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" Санитарные правила предназначены для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией и эксплуатацией жилых зданий и помещений, а также для органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

В соответствии с п. 8.2.5 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м.

Согласно п. 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5.

Размещение мест временного хранения отходов, особенно на жилой территории необходимо согласовать с районным архитектором и районными санэпидстанциями.

В выездном судебном заседании по адресу: <адрес>, специалистом Роспотребнадзора с помощью дальномера лазерного ФИО9№ ******, установлено, что расстояние от крайнего подъезда дома до контейнерной площадки, принадлежащей УК ЖКХ «<адрес>» вблизи домов № ****** по <адрес> составляет 130 метров.

Таким образом, с учетом вышеназванных положений закона, суд приходит к выводу, об удовлетворении требований прокурора <адрес> о возложении на ответчика обязанности обеспечить места сбора и вывоза твердых коммунальных отходов, поскольку интересы потребителей (собственников помещений) в данном случае представляет именно жилищный кооператив.

Согласно ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если определенные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.

С учетом того, что место размещения контейнерной площадки подлежит согласованию с <адрес>, а процедура согласования занимает определенное время, суд считает необходимым установить срок исполнения обязанности в течение шести месяцев с момента вступления в силу решения суда.

Поскольку в соответствии с пп. 9 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, государственная пошлина в размере 300 руб. 00 коп. на основании ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежит взысканию с ответчика ЖК № ****** в доход местного бюджета.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к жилищному кооперативу № ****** о возложении обязанности - удовлетворить.

Обязать жилищный кооператив № ****** в срок не позднее шести месяцев с момента вступления в силу решения суда обеспечить места сбора и вывоза твёрдых коммунальных отходов для жителей <адрес> в <адрес>.

Взыскать с жилищного кооператива № ****** в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд <адрес>.

Судья Хрущева О.В.