К делу № 2- 1370\2017 г.
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г.Армавир 06 апреля 2017 г.
Армавирский городской суд Краснодарского края в составе:
председательствующего – судьи Дерябиной И.В.,
при секретаре - Дергуновой К.А.,
с участием представителя истца –К. действующей на основании доверенности от <...> года,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального образования город Армавир к ФИО1 о возмещении вреда, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды,
установил:
Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального образования город Армавир обратилось в суд с иском к ФИО1 о возмещении ущерба, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, мотивируя требования тем, что в нарушение требований действующего законодательства в области охраны окружающей среды, и требований Закона Краснодарского края от 23.04.2013 года № 2695-КЗ «Об охране зеленых насаждений в Краснодарском крае», ответчик ФИО1 произвел незаконный спил трех деревьев – два дерева породы орех и одно дерево породы ива, произрастающих на территории общего пользования по улице <...> города Армавира. За получением соответствующей разрешительной документации на право проведение работ по обрезке деревьев ответчик не обращался, в связи с чем, в виду несанкционированного повреждения зеленых насаждений, обязан возместить причиненный ущерб, рассчитанный истцом в размере 537701,96 руб. Незаконное повреждение зеленых насаждений повлекло причинение вреда окружающей среде, а так же нарушение законных интересов муниципального образования город Армавир; плата за повреждение (уничтожение) зеленых насаждений подлежит зачислению на счет местного бюджета. Указанный обстоятельства послужили поводом для обращения в суд.
В судебном заседании представитель истца –К. (по доверенности) поддержала требования по заявленным основаниям.
Ответчик ФИО1 письменно ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, указав, что признает иск, однако, учитывая, что закон содержит возможность возмещения вреда в натуре, в том числе вреда, причиненного окружающей среде, просит определить способ возмещения такого вреда путем возложения на него обязанности новой посадки деревьев за счет личных средств.
Выслушав представителя истца, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, и не оспаривается ответчиком, что 31.08.2016 года ФИО1, не имея разрешающих документов, допустил несанкционированный спил зеленых насаждений – двух деревьев породы орех и одного дерева породы ива, произрастающих на территории общего пользования по улице <...> города Армавира.
По данному факту Отделом МВД России по г.Армавиру, по обращению гражданки Ш. (проживающей по ул.<...> в г.Армавире) проводилась проверка, по результатам которой, копии материалов были направлены в Администрацию муниципального образования город Армавир для разрешения вопроса о привлечении ФИО1 к административной ответственности согласно Закона Краснодарского края от 23.04.2013 года № 2695-КЗ. На основании указанных материалов ОМВД, Управлением ЖКХ администрации МО город Армавир был инициирован указанный иск в суд о возмещении вреда, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды.
Как следует из материалов КУСП №<...> которые обозревались в судебном заседании, в возбуждении уголовного дела в отношении ФИО1 по ч.1 ст.260, ч.1 ст.261 УК РФ было отказано в порядке п.2 ч.1 ст.24 УПК РФ, за отсутствием в его действия состава преступления. В ходе проверки, ответчик давал объяснения, что действительно спилил деревья, которые мешали организовать проезд на его участок, расположенный по улице <...> города Армавира; не знал, что спил деревьев запрещен, а иным образом, проезд к участку организовать было нельзя.
Согласно требованиям действующего законодательства, в частности Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», - зеленый фонд городских поселений, сельских поселений представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения, в том числе в зеленых зонах, лесопарковых зонах, и других озелененных территорий в границах этих поселений. Охрана зеленого фонда городских и сельских поселений предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды (ч.ч.1, 2 ст.61 ФЗ).
В силу п.1 ч.2 ст.3 Закона Краснодарского края от 23.04.2013 года № 2695-КЗ «Об охране зеленых насаждений в Краснодарском крае», запрещается повреждение и уничтожение зеленых насаждений.
Пунктом 2.3.18 Правил благоустройства муниципального образования город Армавир, утвержденных решением Армавирской городской Думы от 22.07.2015 года № 780, установлен запрет самовольно вырубать деревья и кустарники, а так же ломать деревья, кустарники, сучья и ветви.
Согласно ч.3 ст.3, ч.ч.3, 5 ст.4 Закона Краснодарского края № 2695-КЗ, перед вырубкой (уничтожением) зеленых насаждений субъект хозяйственной и иной деятельности должен получить порубочный билет –разрешительный документ, выданный уполномоченным органом местного самоуправления, дающий право на выполнение работ по вырубке (уничтожению), санитарной рубке, санитарной, омолаживающей или формовочной обрезке зеленых насаждений и внести плату за проведение компенсационного озеленения при уничтожении зеленых насаждений на территории поселений, городских округов Краснодарского края, которая исчисляется в порядке, предусмотренном Законом № 2695-КЗ. Местная администрация городского округа, на территории которого необходимо осуществить вырубку (уничтожение) зеленых насаждений, производит расчет размера платы. Плата вносится на единый счет местного бюджета с указанием назначения платежа.
В силу ч.1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Пунктом 6.5 Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, утвержденных приказом Госстроя РФ от 15.12.1999 г. №153, установлено, что за незаконную рубку или повреждение деревьев взыскивается ущерб в соответствии с действующим порядком.
Частью 1 статьи 77 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
В соответствии с ч.3.1 ст.3 Закона Краснодарского края от 23.04.2013 № 2695-КЗ (ред.от 23.07.2015) «Об охране зеленых насаждений в Краснодарском крае» при несанкционированном повреждении деревьев и кустарников (в том числе при обрезке) плата рассчитывается в двукратном размере при повреждении до 30 процентов (включительно) объема кроны, в пятикратном размере - при повреждении более 30 процентов объема кроны.
Поскольку факт несанкционированного повреждения зеленых насаждений –спила трех деревьев, нашел свое подтверждение, в адрес ответчика Управлением ЖКХ администрации МО город Армавир к адрес ФИО1 направлялась претензия о возмещении ущерба, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, которая оставлена ответчиком без удовлетворения.
Расчет причиненного ущерба, приведен в соответствии с требованиями Закона Краснодарского края от 23.04.2013 № 2695-КЗ «Об охране зеленых насаждений в Краснодарском крае»: с учетом оценочной стоимости посадки одной единицы вида зеленных насаждений, оценочной стоимости посадки одной единицы посадочного материала, оценочной стоимости годового ухода за одной единицей посадочного материала, количества лет восстановительного периода, коэффициента поправки на местоположение зеленых насаждений на территории городского поселения, коэффициентов инфляции и коэффициента за несанкционированные действия.
Вместе с тем, принимая во внимание обстоятельства дела, в том числе отсутствие умысла у ответчика на нарушение законодательства в области охраны окружающей среды и спил трех деревьев с целью организации проезда к собственному домовладению, а также учитывая, что гражданское законодательство содержит положения о возможности возмещения вреда помимо денежного возмещения, так же и в натуре (реальное возмещение вреда), что применимо и к возмещению вреда окружающей среде (приказ Госкомэкологии РФ «Об утверждении Методических указаний по оценке и возмещению вреда, нанесенного окружающей природной среде в результате экологического правонарушения» от 06.09.1999г. предусматривает помимо денежной формы возмещения вреда и натуральную форму возмещения вреда путем проведения мероприятий по восстановлению природной среды), а также учитывая, что в силу ст.78 ФЗ «Об охране окружающей среды» причиненный вред может быть компенсирован в том числе в добровольном порядке, суд приходит к выводу о возможности в данном конкретном случае выбрать натуральную форму возмещения вреда.
Избранная судом форма возмещения вреда позволит соблюсти баланс интересов сторон и будет соответствовать принципам разумности и справедливости. Учитывая кратный размер гражданско-правовой ответственности, суд полагает справедливым возложить на ответчика обязанность произвести за счет личных средств новую посадку шести единиц деревьев по согласованию с администрацией муниципального образования город Армавир.
С учетом материального положения ответчика, суд считает возможным освободить его от уплаты госпошлины в сумме, превышающей 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд-
решил:
Иск Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального образования город Армавир к ФИО1 о возмещении вреда, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, удовлетворить.
Определить способ возмещения вреда, причиненного несанкционированным повреждением зеленых насаждений, посредством возложения на Мгдесян Г,.Н. обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды путем новой посадки деревьев за счет личных средств.
Обязать ФИО1 произвести за счет личных средств новую посадку шести единиц деревьев по согласованию с администрацией муниципального образования город Армавир.
Решение подлежит исполнению в течение месяца со дня вступления в законную силу.
Взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей, от уплаты госпошлины в остальной части освободить.
В окончательной форме решение суда изготовлено 10 апреля 2017 года.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме в апелляционную инстанцию Краснодарского краевого суда через Армавирский городской суд.
Судья-подпись Решение вступило в законную силу 11.05.2017 г.
<...>