ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1371/2014 от 25.03.2014 Кировского районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

  Дело № 2-1371/2014

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 25 марта 2014 года г.Красноярск

 Кировский районный суд г. Красноярска в составе:

 председательствующего судьи Посновой Л.А.., с участием:

 представителя заявителя – Салдаева Е.А.,

 помощника прокурора Кировского района г.Красноярска – Полищук И.А.

 при секретаре Тимофеевой Т.В.

 рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ЮРЛ об оспаривании представления прокурора Кировского района г.Красноярска

 у с т а н о в и л :

 ЮРЛ обратилось в суд с заявлением об оспаривании представления, вынесенного прокурором Кировского района г.Красноярска ДД.ММ.ГГГГ №, указывая на то, что собственники многоквартирного дома по адресу: <адрес> обязаны были обеспечить оснащение дома коллективными приборами учета энергетических ресурсов. На общем собрании многоквартирного дома 12.10.2012 года собственники приняли решение об установке приборов учета, без уточнения в каком году необходимо провести работы, протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ собственники приняли решение о проведении стоимости работ по установке приборов тепловой энергии по статье капитальный ремонт. Заявитель полагает, что права собственников дома по <адрес> они не нарушали, поскольку в случае непринятия собственниками дома решения об оснащении общедомовыми приборами учета ресурсосберегающая организация вправе установить приборы учета.

 В судебном заседании представитель заявителя ЮРЛ - Салдаев Е.А., действующий на основании доверенности, заявление поддержал, указал, что Управляющая компания надлежащим образом (путем вывешивания объявлений на подъездах, на стенде в Управляющей компании) уведомила собственников многоквартирного дома о том, что до 01 июля 2012 года необходимо принять решение об оснащении дома общедомовыми приборами учета, определить источник финансирования, согласовать стоимость общедомовых приборов учета и определить порядок оплаты. Однако, собственники многоквартирного <адрес> указанные вопросы до 01 июля 2012 года не решили, в связи с чем, в августе 2013 года ресурсосберегающей организацией был установлен общедомовой прибор учета с оплатой в рассрочку на 5 лет с уплатой процентов, как это предписывает ФЗ № 261-ФЗ «Об энергосбережении».

 Помощник прокурора - Полищук И.А. с жалобой не согласился, настаивает на том, что представление прокурора, вынесенное на основании проведенной проверки по обращению ФИО6 о нарушении прав собственников помещений в многоквартирном <адрес> и собранных материалов, является законным и обоснованным.

 Суд, выслушав заявителя и помощника прокурора, полагает, что заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

 Согласно ч. 1 ст. 161 Жилищного Кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

 Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами" (вместе с "Правилами) установлено, что управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением следующих стандартов:
подготовка предложений по вопросам содержания и ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме для их рассмотрения общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе: расчет и обоснование финансовых потребностей, необходимых для оказания услуг и выполнения работ, входящих в перечень услуг и работ, с указанием источников покрытия таких потребностей (в том числе с учетом рассмотрения ценовых предложений на рынке услуг и работ, смет на выполнение отдельных видов работ);

 подготовка предложений по вопросам проведения капитального ремонта (реконструкции) многоквартирного дома, а также осуществления действий, направленных на снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов, повышения его энергоэффективности;

 обеспечение ознакомления собственников помещений в многоквартирном доме с проектами подготовленных документов по вопросам содержания и ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и пользования этим имуществом, а также организация предварительного обсуждения этих проектов.

 В соответствии с ч. 5 статьи 13 Федерального Закона от 23.11.2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее закон «Об энергосбережении») до 01 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.

 Из содержания пункта 12 статьи 13 Закона «Об энергосбережении» следует, что лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания. При этом, граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных частями 5 - 6.1 настоящей статьи, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки. В случае предоставления рассрочки расходы на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета.

 Частью 7 статьи 12 Закона «Об энергоснабжении» предусмотрено, что лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, регулярно (не реже чем один раз в год) обязано разрабатывать и доводить до сведения собственников помещений в многоквартирном доме предложения о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые возможно проводить в многоквартирном доме, с указанием расходов на их проведение, объема ожидаемого снижения используемых энергетических ресурсов и сроков окупаемости предлагаемых мероприятий.

 В судебном заседании из предоставленных сторонами доказательств установлено, что по обращении председателя совета многоквартирного <адрес> ФИО7 прокуратурой Кировского района г.Красноярска была проведена проверка, результатами которой явилось установление следующих фактов.

 ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> ЮРЛ2 установлен и введен в эксплуатацию общедомовой прибор учета тепловой энергии, что подтверждается актом № от ДД.ММ.ГГГГ года. Согласно агентскому договору № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между ЮРЛ и ЮРЛ2 и приложению к дополнительному соглашению № от ДД.ММ.ГГГГ стоимость работ по установке общедомового прибора учета в доме по вышеуказанному адресу составила 310287,18 рублей.

 Указанный прибор учета установлен ресурсосберегающей организацией на основании ч. 12 ст. 13 Закона «Об энергосбережении» без согласования с собственниками многоквартирного жилого дома в рассрочку на 5 лет.

 Между тем, как следует из документов, предоставленных ЮРЛ на счету многоквартирного дома по <адрес> на конец 2011 года остаток денежных средств по жилищным услугам составил 396236 рублей, по капитальному ремонту – 114105 рублей; на конец 2012 года остаток денежных средств по жилищным услугам составил 646095 рублей, по капитальному ремонту – 184116 рублей.

 Как следует из протокола внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вышеуказанному адресу от 12 октября 2012 года был разрешен вопрос об установке коллективных (общедомовых) приборов учета: в том числе прибора учета тепловой энергии, прибора учета электроэнергии, но без конкретизации периода, когда указанные приборы должны быть установлены.

 Решением общего собрания от 16 сентября 2013 года было постановлено погасить в полном объеме затраты на установку приборов учета тепловой энергии и стоимости приборов за счет средств текущего ремонта.

 Решением общего собрания от 25 ноября 2013 года было определено произвести оплату стоимости работ по установке приборов тепловой энергии за счет средств статьи «капитальный ремонт» на сумму 184116 рублей.

 Из анализа представленных документов следует, что, действительно, собственники многоквартирного дома в установленный Законом срок до 01 июля 2012 года не решили вопрос об оснащении дома общедомовыми приборами учета, не определили источник финансирования и не согласовали стоимость указанных приборов, сделали это позднее, как следует из протоколов общих собраний 12 октября 2012 года, 16 сентября 2013 года и 25 ноября 2013 года.

 Из переписки председателя совета дома ФИО6 с ЮРЛ датированной ДД.ММ.ГГГГ следует, что жильцы дома против установки общедомовых приборов учета в долг на 5 лет и готовы установить общедомовые электро и теплосчетчики за счет собственных средств, имеющихся на счете дома (л.д. 44), при этом ЮРЛ в своем ответе на заявление указал, что не имеют права препятствовать проведению работ по установке приборов учета, ими направлено письмо в адрес ЮРЛ2 о возможности установки узла учета тепловой энергии за счет жителей без рассрочки, за счет средств накопленных на счете дома (л.д. 45-46).

 Из ответа ЮРЛ данному в адрес зам.прокурора Кировского района г.Красноярска от 26.11.2013 года следует, что ими ведутся переговоры с ресурсосберегающей организацией и решается вопрос о технической стороне перечисления денежных средств в ЮРЛ2

 Вместе с тем, несмотря на указанный ответ, данный как в адрес председателя совета МД Лукиной, так и в адрес прокуратуры, вопрос об оплате за общедомовые приборы учета без рассрочки с процентами не был разрешен, в связи с чем, 04 декабря 2013 года заместитель прокурора Кировского района, обратился в адрес ЮРЛ с представлением об устранении нарушений жилищного законодательства, указав, в частности, на то, что несмотря на то, что на лицевом счете многоквартирного <адрес> в 2013 году имелась достаточная сумма денежных средств, позволяющая единовременно оплатить установку общедомовых приборов учета без последующего начисления жителям процентов за рассрочку платежа, ЮРЛ нарушив принцип целесообразности и эффективности расходования средств собственников, не выяснила наличие либо отсутствие у собственников намерения на единовременную оплату установки общедомовых приборов учета без рассрочки, в связи с чем, общедомовой прибор был установлен общедомовой прибор учета ресурсосберегающей организацией в рассрочку на 5 лет.

 Суду не было предоставлено достоверных и бесспорных доказательств того, что Управляющая компания приняла все меры, предписанные им в соответствии с п. 7 ст. 12 Закона «Об энергосбережении», по разработке и доведению до сведения собственников помещений в многоквартирном доме предложений о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в том числе, путем извещения собственников помещений многоквартирного дома о необходимости до 01 июля 2012 года решить вопрос об оснащении дома общедомовыми приборами учета, определению источника финансирования и порядка оплаты путем проведения общих собраний собственников многоквартирного дома.

 Управляющая компания получив к исполнению протокол общего собрания от 12 октября 2012 года, не согласовала с собственниками многоквартирного дома порядок оплаты за установку общедомовых приборов учета, заключила ДД.ММ.ГГГГ агентский договор ЮРЛ2», согласно приложению № к доп.соглашению № от ДД.ММ.ГГГГ к агентскому договору № от ДД.ММ.ГГГГ сумма оплаты за установку общедомового прибора учета была определена в рассрочку на 5 лет в размере 310287,18 рублей, тогда как оплата за совершение действий по установке приборов учета равными долями в течение 5 лет с даты установки общедомового прибора учета возможна при условии, что собственниками многоквартирного дома, не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки.

 До момента фактической установки общедомового прибора учета 15 августа 2013 года ЮРЛ было достоверно известно о том, что собственники многоквартирного дома возражают против установки общедомового прибора учета с рассрочкой на пять лет и намерены оплатить расходы по его установке за счет имеющихся на счете дома средств, что следует из письма от ДД.ММ.ГГГГ (вх ЮРЛ № от ДД.ММ.ГГГГ г.)

 При указанных обстоятельствах, суд полагает, что представление заместителя прокурора Кировского района г.Красноярска № от ДД.ММ.ГГГГ года, вынесенное в адрес ЮРЛ» о принятии мер к устранению выявленных нарушений, причин и условий, способствующих их возникновению и недопущению подобного впредь, о привлечении виновных к дисциплинарной ответственности является законным, а жалоба ЮРЛ по обжалованию указанного представления является необоснованной и не подлежащей удовлетворению.

 На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199, 257 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

 В удовлетворении требований ЮРЛ об оспаривании представления прокурора Кировского района г.Красноярска № от ДД.ММ.ГГГГ отказать.

 Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд путем подачи жалобы через Кировский районный суд г. Красноярска в месячный срок со дня изготовления полного текста решения.

 Председательствующий Л.А.Поснова