Дело № 2-1371/2022
39RS0002-01-2021-005854-63
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 февраля 2022 года г. Калининград
Центральный районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Стефанской Н.В.,
при помощнике ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к АНО «Центр антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл - Р» о возложении обязанности удалить сведения, взыскании компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО2 обратился в суд с вышеуказанным иском, указав, что с 2002 по 2014 гг. находился на государственной и муниципальной службе. В частности, до 2014 г. истец занимал должность < ИЗЪЯТО >. С муниципальной службы уволился в 2014 году. Истец подавал сведения о доходах, расходах и обязательствах имущественного характера, как это и предусмотрено законом о противодействии коррупции в период своей службы. Недавно им обнаружено, что на сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет https://declarator.org/person/2153/ размещены его сведения о доходах за 2010-2013 гг. При этом истец не давал согласия на размещение там указанных сведений. Он сдавал справку о доходах в кадровую службу администрации г. Калининграда и больше никуда эти данные не передавал. Согласно данным этого сайта, им управляет АНО «Центр антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл - Р». Истец просит суд возложить на ответчика обязанность удалить его сведения о доходах и расходах с веб-сайта Декларатор; взыскать с ответчика компенсацию морального вреда за незаконное размещение сведений в размере 100 000 рублей.
ФИО2 в суд не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания. В материалы дела представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель АНО «Центр антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл - Р» ФИО3, действующий на основании доверенности, в удовлетворении иска просил отказать, поддержав доводы письменного отзыва.
Выслушав представителя ответчика, изучив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и дав им оценку согласно ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 23 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.
В силу частей 4 и 5 статьи 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.
Аналогичные положения содержатся, соответственно, в статьях 8 и 10 "Конвенции о защите прав человека и основных свобод", заключенной в г. Риме 4 ноября 1950 г. (далее - Конвенция).
В статье 8 Конвенции закреплено, что каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции (пункт 1).
В соответствии с требованиями ст. 5 Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ "О персональных данных" данных установлены принципы обработки персональных данных, согласно которым обработка персональных данных должна осуществляться на законной и справедливой основе (часть 1).
Обработка персональных данных должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. Не допускается обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных (часть 2).
Обработке подлежат только персональные данные, которые отвечают целям их обработки (часть 4).
Содержание и объем обрабатываемых персональных данных должны соответствовать заявленным целям обработки. Обрабатываемые персональные данные не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки (часть 5).
При обработке персональных данных должны быть обеспечены точность персональных данных, их достаточность, а в необходимых случаях и актуальность по отношению к целям обработки персональных данных. Оператор должен принимать необходимые меры либо обеспечивать их принятие по удалению или уточнению неполных или неточных данных (часть 6).
Статьей 6 названного закона определено, что обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных (пункт 1 части 1).
Вместе с тем данной нормой установлен перечень условий, при которых обработка персональных данных может осуществляться без согласия субъекта, в частности если обработка персональных данных необходима для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц, в том числе для достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных (п. 7); обработка персональных данных необходима для осуществления профессиональной деятельности журналиста и (или) законной деятельности средства массовой информации либо научной, литературной или иной творческой деятельности при условии, что при этом не нарушаются права и законные интересы субъекта персональных данных (п. 8); осуществляется обработка персональных данных, подлежащих опубликованию или обязательному раскрытию в соответствии с федеральным законом (п. 11).
Как установлено требованиями ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю), иным уполномоченным лицам, определенным настоящим Федеральным законом и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации: сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые лицами, замещающими должности, указанные в пунктах 1.1 - 3.2 части 1 настоящей статьи, размещаются в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальных сайтах федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, Центрального банка Российской Федерации, государственных корпораций, публично-правовых компаний, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, иных организаций, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, на официальном сайте финансового уполномоченного и предоставляются для опубликования средствам массовой информации в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными актами Центрального банка Российской Федерации.
В соответствии со ст.38 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" противодействие коррупции в Российской Федерации основывается, в том числе, на принципах публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
Согласно статье 151 ГК РФ, если гражданину причинён моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Судом установлено, что в период с 2002 года по 2014 гг. истец являлся муниципальным служащим.
В рассматриваемый период 2010-2013 гг., на момент подачи декларации, занимал должность < ИЗЪЯТО >
В п. 1 Распоряжения администрации городского округа "Город Калининград" от 17.09.2013 № 528-р "Об утверждении порядка размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих должности муниципальной службы администрации городского округа "Город Калининград", установлена обязанность администрации городского округа "Город Калининград", обеспечиваемая отделом муниципальной службы администрации городского округа "Город Калининград", руководителями структурных подразделений администрации городского округа "Город Калининград", которые являются работодателями для руководителей муниципальных учреждений городского округа "Город Калининград", по размещению сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих должности муниципальной службы администрации городского округа "Город Калининград», их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей, руководителей муниципальных учреждений, их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей на официальном сайте администрации городского округа "Город Калининград" и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования в связи с их запросами.
В соответствии с п. 2 вышеуказанного распоряжения на официальном сайте размещаются и общероссийским средствам массовой информации предоставляются для опубликования указанные в данном пункте сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих, в том числе лица, замещающего должность главы администрации, их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей, руководителей муниципальных учреждений, их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей.
АНО «Центр антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл - Р» зарегистрирован в реестре операторов ПД Роскомнадзора за № 77-17-006295.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что для размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера истца, являвшегося на момент рассматриваемых отношений муниципальным служащим, не требовалось согласие истца на обработку персональных данных, декларация была правомерно опубликована на сайте администрации городского округа "Город Калининград», откуда в неизмененном виде перенесена на сервис «Декларатор».
Также истцом, в порядке требований ст. 56 ГПК РФ, не доказан факт нарушения действиями ответчика его личных неимущественных прав либо других нематериальных благ.
В связи с чем правовые основания для возложения на ответчика обязанности удалить сведения о доходах и расходах ФИО2 с сервиса Декларатор, взыскании компенсации морального вреда у суда отсутствуют, заявленные требования удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО2 к АНО «Центр антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл - Р» о возложении обязанности удалить сведения, взыскании компенсации морального вреда - отказать.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Центральный районный суд г. Калининграда в течение 01 месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 25 февраля 2022 года
Судья Н.В. Стефанская