ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1371/2022 от 25.05.2022 Ленинскогого районного суда г. Курска (Курская область)

Дело № 2-1371/2022

46RS0030-01-2022-000516-78

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 мая 2022 года город Курск

Ленинский районный суд г.Курска в составе:

председательствующего судьи Перфильевой К.А.,

при секретаре Корягиной А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Комитету городского хозяйства г. Курска о возмещении материального ущерба, судебных расходов

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к Комитету городского хозяйства г. Курска о возмещении материального ущерба, причиненного его автомобилю Форд Фокус государственный регистрационный знак по вине ответчика. В обоснование иска указал, что ДД.ММ.ГГГГ он припарковал автомобиль напротив подъезда М по . Стоящее напротив дома дерево упало на провода, в результате упал столб (опора ЛЭП), автомобилю причинены технические повреждения.

Стоимость восстановительного ремонта составила 124 728 руб. Ему стало известно, что территория, на которой произрастало дерево находится на не разграниченной территории муниципального образования «Город Курск», а упавшие опоры ЛЭП находились на территории земельного участка по адресу: кадастровый , разрешенное использование для стоянок автомобильного транспорта.

С учетом того, что Комитет городского хозяйства г. Курска осуществляет деятельность в области благоустройства, охраны окружающей среды и является главным распорядителем средств бюджета города, выделяемых на проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, работы по благоустройству общественных территорий города Курска, то он несет ответственность за причиненный ущерб его имуществу. Кроме того, просит взыскать судебные расходы на оплату расходов по оплате госпошлины в сумме 3 694 руб. 56 коп.

Истец ФИО1 в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель истца ФИО2 поддержал заявленные исковые требования по основаниям и в размере, указанным в уточненном исковом заявлении.

Представитель ответчика Комитета городского хозяйства г.Курска, в судебном заседании исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Согласно его доводам Комитет осуществляет выдачу разрешений на снос (обрезку, пересадку) зеленых насаждений, а также изъятие газонов в пределах городской черты; Комитет не выступает получателем средств на содержание зеленых насаждений на всей территории города, в полномочия Комитета включены общественные территории, то есть парки и скверы и специально оборудованные участки; муниципальное образование «город Курск» не может выступать собственником зеленых насаждений в соответствии с п.3.1 Правил охраны и содержания зеленых насаждений, расположенных на неразграниченных территориях. Кроме того, ущерб истцу был причинен не вследствие падения дерева, а вследствие падения опоры ЛЭП на автомобиль. Их владельцем должна быть организована безаварийная работа электросетевого хозяйства, в охранной зоне расположения ЛЭП должна быть организована вырубка и опиловка деревьев и кустарников. В адрес Комитета не поступало обращений о выдаче разрешений на снос либо обрезку деревьев по указанному адресу.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Комитета по управлению имуществом Курской области в судебное заседание не явилась, о слушании дела извещены надлежащим образом. В письменном отзыве указали, что Комитет не может нести ответственности за какой-либо вред, причиненный на землях, собственность на которых не разграничена в границах МО «Город Курска».

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – ООО «Управляющая компания «Патрнер» в судебное заседание не явилась, о слушании дела извещены надлежащим образом.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - ООО «УК Виктория» в судебном заседании поддержала письменное мнение на исковые требования, пояснила, что являются управляющей компанией по обслуживанию домов №, по . Земельный участок с кадастровым номером не входит в состав общего имущества указанных многоквартирных домов и ООО «УК Виктория» не обслуживается. Согласно записям ЕГРН земельный участок предназначен для организации автопарковки.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Администрации Курской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В письменном отзыве просили отказать в удовлетворении требований, поскольку Администрация Курской области является ненадлежащим ответчиком по данному делу. Кроме того, истцом не представлено доказательств совокупности всех элементов наступления ответственности по требованию о взыскании убытков: факта причинения вреда, размера, противоправности поведения и причинной связи между действиями(бездействием) и наступившим вредом. Указали, что Комитет городского хозяйства г. Курска является отраслевым органом Администрации города Курска, уполномоченным в сфере благоустройства, контроля и координации работ по озеленению, содержанию зеленых насаждений, их учету.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - АО «Курские электрические сети» в судебное заседание не явился, о слушании дела извещены надлежащим образом, дело просили рассмотреть в отсутствие представителя.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - ПАО «Россети Центр» в лице филиала «Курскэнерго» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили дело рассмотреть в отсутствие представителя. В письменной информации суду указали, что воздушная линия электропередач, проходящая по земельному участку с кадастровым номером им не принадлежит.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора УМВД России по Курской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили дело рассмотреть в отсутствие представителя.

Выслушав объяснения, исследовав материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.

Статьей 15 ГК РФ предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Согласно п.1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Для возникновения обязанности возместить вред необходимо установление факта причинения вреда, а также противоправность поведения причинителя вреда, причинной связи между таким поведением и наступившим ущербом, вины причинителя вреда.

Судом установлено, что автомобиль Форд Фокус государственный регистрационный знак <***> принадлежит ФИО1, что подтверждается свидетельством о регистрации ТС, паспортом транспортного средства.

Установлено, также, что ДД.ММ.ГГГГ, будучи припаркованный напротив подъезда М по , указанный автомобиль получил технические повреждения в результате падения дерева на электрические провода, падения опоры ЛЭП.

По факту происшествия ФИО1 обратился с заявлением в Западный ОП УМВД России, ввиду отсутствия события преступления ДД.ММ.ГГГГ постановлением старшего УУП ОУУП и ПДН Западного ОП УМВД России в возбуждении уголовного дела было отказано.

В судебном заседании обстоятельства причинения ущерба при обстоятельствах, указанных истцом и объем повреждений ТС никем из участников процесса не оспаривались.

Для определения размера материального ущерба истец ФИО1 обратился к оценщику ФИО3 Стоимость восстановительного ремонта автомобиля составляет без учета износа 124 728 руб.00 коп., с учетом износа 85 491 руб.48 коп.

Суд принимает калькуляцию по определении стоимости восстановительного ремонта транспортного средства Форд Фокус государственный регистрационный знак , поскольку оно дано компетентным экспертом в соответствующей области знаний, оснований сомневаться в объективности данного заключения не имеется. О проведении по делу судебной экспертизы стороны не ходатайствовали, о чем представителем ответчика представлено письменное заявление.

В судебном заседании установлено, что упавшее дерево росло на не разграниченной территории муниципального образования «», а упавшие опоры ЛЭП находились на территории земельного участка с кадастровым номером . Согласно записям ЕГРН земельный участок предназначен для организации автопарковки.

Согласно ответа суду АО «Курские электрические сети», упавшая опора ЛЭП в районе , а также провода, закрепленные на указанных опорах, на балансе АО «КЭС» не состоят.

Согласно ответа ПАО «Россети Центр» в лице филиала «Курскэнерго» воздушная линия электропередач, проходящая по земельному участку с кадастровым номером , им не принадлежит.

В силу статьи 210 ГК РФ бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором несет собственник.

В соответствии с п.3 ст.5 Земельного кодекса Российской Федерации правообладатели земельных участков являются собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков.

Исходя из положений ст.40, 41, 42 Земельного кодекса Российской Федерации правом на использование земельных участков наделены собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков, на которых возложена обязанность соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Из правового анализа приведенного выше законодательства, а также предписаний Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», регулирующего отношения в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, статей 37-39 Федерального закона от от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» следует, что федеральное законодательство не возлагает на граждан и юридических лиц обязанности по содержанию иных территорий, кроме земельных участков, находящихся в их собственности или владении. При этом возложение на собственников, владельцев, пользователей объектов недвижимости обязанности по содержанию территории, прилегающей к их земельным участкам, может быть осуществлено либо на основании федерального закона либо на основании договора.

В соответствии с частью 2 статьи 1096 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный вследствие недостатков работы или услуги, подлежит возмещению лицом, выполнившим работу или оказавшим услугу (исполнителем).

Исходя из разъяснений пункта 67 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ №22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой собственности и других вещных прав", если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования.

Согласно пп. 25 п. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к вопросам местного значения городского округа относится: организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории и т.д.).

Решением Курского городского Собрания от 20.12.2019 г. утверждены Правила благоустройства территории городского округа "Город Курск».

Согласно ч.4 ст. 15.1 указанного Решения, лица, ответственные за содержание прилегающих территорий, также должны осуществлять контроль за состоянием соответствующих зеленых насаждений, находящихся на таких территориях, и обеспечивать их удовлетворительное состояние и развитие.

Ответственность за сохранность зеленых насаждений, правильный и своевременный уход, в т.ч. снос аварийных зеленых насаждений в соответствии с существующими требованиями несут их владельцы или организации, на которые возложены обязанности по содержанию зеленых насаждений.

Отраслевой орган Администрации города Курска, уполномоченный в сфере благоустройства, осуществляет контроль и координацию работы по озеленению и содержанию зеленых насаждений, а также учет зеленых насаждений и контроль за их состоянием.

Юридические, физические лица, индивидуальные предприниматели, обязанные в силу требований действующего законодательства, муниципальных правовых актов города Курска, заключенного договора содержать объекты благоустройства в границах предоставленной территории, обязаны осуществлять содержание, восстановление и охрану зеленых насаждений, в том числе: осуществлять содержание зеленых насаждений в соответствии с требованиями, установленными действующим законодательством, муниципальными правовыми актами Администрации города Курска.

Физические и юридические лица, в собственности или пользовании которых находятся земельные участки, а также за которыми закреплены прилегающие территории, или правообладатели объектов, для которых проектной документацией установлен участок благоустройства территории, на которых расположены зеленые насаждения, на данных территориях обязаны, в том числе: - обеспечивать своевременное удаление сухих и аварийных деревьев в порядке, установленном Администрацией города Курска, вырезку сухих и поломанных сучьев и веток, замазку ран, дупел на деревьях, уборку поросли.

Судом также установлено, что Решением Курского городского Собрания от20.12.2019 г., в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом города Курска учрежден комитет городского хозяйства города Курска; утверждено Положение о комитете городского хозяйства города Курска.

Согласно п.1.1. вышеназванного Положения, Комитет городского хозяйства города Курска является отраслевым органом Администрации города Курска, осуществляющим деятельность, направленную на реализацию вопросов местного значения органов местного самоуправления, определенных Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в области благоустройства, охраны окружающей среды, проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства, реализация которых осуществляется за счет средств бюджета города Курска.

Согласно п. 2.1. Положения основными целями деятельности Комитета являются, в том числе: осуществление деятельности в области благоустройства, охраны окружающей среды, проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также осуществление иных полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации; формирование и реализация муниципальной политики в сфере благоустройства, охраны окружающей среды, строительства, реконструкции объектов капитального строительства, отвечающей современным условиям устойчивого развития муниципального образования;

Во исполнение основных целей и задач Комитет осуществляет следующие функции и полномочия: является главным распорядителем средств бюджета города Курска, выделяемых на проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, работы по благоустройству общественных территорий города Курска (п.3.1 Положения).

Согласно схемы расположения, упавшее дерево росло на не разграниченной территории муниципального образования «город Курск», а упавшие опоры ЛЭП находились на территории земельного участка 46:29:103021:3270, разрешенное использование для организации автопарковки.

Земельный участок, на котором произрастало упавшее дерево, не входит в состав общего имущества многоквартирного .

Случаи несения бремени содержания имущества лицом, не являющимся его собственником, могут быть установлены лишь договорами или федеральными законами.

Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории муниципального образования.

С учетом вышеизложенного суд приходит к выводу об удовлетворении уточненных исковых требований ФИО1 в части взыскания материального ущерба, поскольку истцу причинен ущерб в результате падения дерева на провода ЛЭП, с последующим падением опоры ЛЭП, находящегося на территории, за благоустройство и озеленение которой, возложена обязанность на Комитет городского хозяйства города , указанный земельный участок находится в ведении муниципального образования и доказательства возложения этой обязанности на иное лицо в силу нормативного акта или договора суду представлено не было.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что Комитет городского хозяйства г.Курска является надлежащим ответчиком по данному делу и на него возлагается обязанность возместить вред, причиненный имуществу истца в результате падения дерева.

При таких обстоятельствах, с Комитета городского хозяйства г.Курска подлежит взысканию материальный ущерб, причиненный истцу ДД.ММ.ГГГГ при вышеуказанных обстоятельствах в размере 124 728 руб.00 коп.

В соответствии с ч.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

С учетом изложенного, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 3694 руб. 56 коп., уплата которой подтверждена чеком –ордером от ДД.ММ.ГГГГ.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 к Комитету городского хозяйства г. Курска о возмещении материального ущерба, судебных расходов удовлетворить.

Взыскать с Комитета городского хозяйства г.Курска в пользу ФИО1 материальный ущерб в размере 124 728 руб. 00 коп., расходы по оплате госпошлины в размере 3 694 руб. 56 коп.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Ленинский районный суд города Курска в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.

В окончательной форме решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья: К.А.Перфильева