ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-13726 от 23.12.2009 Кировского городского суда (Ленинградская область)

                                                                                    Кировский  городской суд Ленинградской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                             Вернуться назад                                                                                               

                                    Кировский  городской суд Ленинградской области — ПРИНЯТЫЕ СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Дело № 2-1372 6 декабря 2011 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Кировский городской суд Ленинградской области в составе

председательствующего судьи Гудкова В.А.,

при секретаре судебного заседания Малиновской А.Д.,

с участием заявителя ФИО1 и его представителя ФИО2,

представителя Совета депутатов МО Отрадненское городское поселение МО Кировский муниципальный район Ленинградской области второго созыва - ФИО3,

представителей: ООО «Сервис-ЦЕНТР» - ФИО4, МП «Расчетно-кассовой центр» МО Отрадненское городское поселение МО Кировский муниципальный район Ленинградской области - ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 об оспаривании в части решения Совета депутатов МО Отрадненское городское поселение МО Кировский муниципальный район Ленинградской области второго созыва № 33 от 23 декабря 2009 года «Об утверждении платы за текущий ремонт общего имущества, содержание общего имущества жилищного фонда, найм, капитальный ремонт, расчетно-кассовое обслуживание и услуги банка для населения» и № 35 от 14 июля 2010 года «О внесении изменений в решение Совета депутатов МО Отрадненское городское поселение МО Кировский муниципальный район Ленинградской области второго созыва № 33 от 23 декабря 2009 года «Об утверждении платы за текущий ремонт общего имущества, содержание общего имущества жилищного фонда, найм, капитальный ремонт, расчетно-кассовое обслуживание и услуги банка для населения»,

У С Т А Н О В И Л:

Собственник жилого помещения в многоквартирном жилом доме по адресу: <...>, ФИО1 обратился в суд с заявлением об оспаривании решений Совета депутатов МО Отрадненское городское поселение МО Кировский муниципальный район Ленинградской области второго созыва № 33 от 23 декабря 2009 года «Об утверждении платы за текущий ремонт общего имущества, содержание общего имущества жилищного фонда, найм, капитальный ремонт, расчетно-кассовое обслуживание и услуги банка для населения» и № 35 от 14 июля 2010 года о внесении изменений в названное решение в части утверждения платы за расчетно-кассовое обслуживание и услуги банка для населения. Просил признать их недействующими со дня принятия.

В обоснование заявления указал, что оспариваемыми нормативными правовыми актами орган местного самоуправления утвердил тариф для населения за расчетно-кассовое обслуживание (РКО) и услуги банка при осуществлении коммунальных платежей и оплаты жилья. Заявитель полагает, что эти расходы являются накладными для организаций, управляющих многоквартирным домом, и входят в состав платы, которую собственники жилых помещений вносят за содержание и ремонт общего имущества. Таким образом, с момента введения в действие оспариваемых нормативных правовых актов собственники жилых помещений дважды оплачивает услуги РКО и банка. По мнению заявителя, представительный орган местного самоуправления превысил свои полномочия, предусмотренные ст. 14 ЖК РФ в сфере регулирования тарифов ЖКХ, так как нарушил их структуру, установленную органами государственной власти (л.д. 1-2, 8-9).

Глава МО Отрадненское городское поселение МО Кировский муниципальный район Ленинградской области ФИО6, исполняющий по Уставу муниципального образования полномочия председателя Совета депутатов, в письменных возражениях на заявление ФИО1 указал, что для организации расчетов населения в сфере ЖКХ учреждено МП «Расчетно-кассовый центр» (МП «РКЦ»), функцией которого является составление и направление населению извещений и счетов на оплату коммунальных услуг. Управляющие организации на основе договора с банком, работающим на территории муниципального образования, принимают плату от населения. В размер платы за содержание и ремонт жилого помещения включается оплата за расчетно-кассовое обслуживание и услуги банка, через который потребитель осуществляет платеж. Утвердив плату за расчетно-кассовое обслуживание и услуги банка для населения, орган местного самоуправления структуру коммунальных платежей не изменял, а лишь детализировал ее (л.д. 17).

Представитель Совета депутатов – ФИО3 в судебном заседании позицию главы муниципального образования поддержала, дополнив возражения тем, что расходы за РКО и услуги банка оспариваемыми решениями выведены из состава платы за содержание жилого фонда и не являются для населения двойной оплатой этих услуг.

Заслушав объяснения заявителя и заинтересованных лиц, суд заявление ФИО1 удовлетворяет в связи со следующим.

В соответствии с ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

В данном деле заявителем оспариваются решения Совета депутатов МО Отрадненское городское поселение МО Кировский муниципальный район Ленинградской области второго созыва № 33 от 23 декабря 2009 года «Об утверждении платы за текущий ремонт общего имущества, содержание общего имущества жилищного фонда, найм, капитальный ремонт, расчетно-кассовое обслуживание и услуги банка для населения» и № 35 от 14 июля 2010 года «О внесении изменений в решение Совета депутатов МО Отрадненское городское поселение МО Кировский муниципальный район Ленинградской области второго созыва № 33 от 23 декабря 2009 года «Об утверждении платы за текущий ремонт общего имущества, содержание общего имущества жилищного фонда, найм, капитальный ремонт, расчетно-кассовое обслуживание и услуги банка для населения» в части утверждении платы за расчетно-кассовое обслуживание и услуги банка для населения.

Названные решения Совета депутатов опубликованы в средствах массовой информации (л.д. 10,11), по правовой природе являются нормативными правовыми актами и затрагивают законные интересы заявителя, как участника жилищных отношений.

Решением от 23 декабря 2009 года № 33 утверждена плата с 01.01.2010 для населения за текущий ремонт, содержание общего имущества жилищного фонда, найм, капитальный ремонт, расчетно-кассовое обслуживание и услуги банка для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма специализированного жилого помещения и для собственников жилых помещений муниципального жилищного фонда, не определившихся со способом управления согласно Приложению № 1 в рублях за 1 кв.м в месяц (л.д. 20).

Решением от 14 июля 2010 года № 35 принцип расчета и размер платы за РКО сохранен; принцип расчета оплаты услуг банка изменен на процентное отношение к общей сумме платежа (л.д. 19).

В соответствии со ст. 156 ЖК РФ размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) (ч.3)....Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год…

Регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса отнесено к полномочиям местного самоуправления поселения ст.5 Устава муниципального образования МО Отрадненское городское поселение (л.д. 21-38).

Установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы отнесено жилищным законодательством к компетенции органов государственной власти Российской Федерации (п. 16 ст. 12 ЖК РФ).

Суд, основываясь на анализе вышеприведенных правовых норм и учитывая разъяснения Министерства регионального развития Российской Федерации (письмо от 02.05.2007 № 8167-ЮТ/07), считает, что расчет размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги, ведение базы данных потребителей, печать и доставка потребителям платежных документов, организация приема платы организациями почтовой связи, кредитными и иными организациями, взыскание просроченной задолженности в зависимости от способа управления многоквартирным домом является обязанностью управляющих организаций, ТСЖ или ЖСК, а при непосредственном управлении многоквартирным домом соответствующих подрядных и ресурсоснабжающих организаций. Указанные лица вправе на основании возмездного договора заказать услуги по расчету размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги, печати, доставке потребителям платежных документов специализированным организациям. Деятельность расчетно-кассовых, информационно-расчетных, информационно-аналитических, вычислительных и иных подобных центров и применение «единых платежных документов» не может основываться на нормативных правовых актах органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления, поскольку в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» не является компетенцией органов местного самоуправления и органов государственной власти городов федерального значения и не относится к вопросам местно значения. Расходы на расчетно-кассовое обслуживание и услуги банка являются для управляющих организаций накладными расходами (издержками).

Заинтересованное лицо Муниципальное предприятие «Расчетно-кассовый центр» МО Отрадненское городское поселение МО Кировский муниципальный район Ленинградской области, осуществляющее РКО населения на территории муниципального образования, подтвердило, что по заданию заказчика (управляющей организации) на основе договора осуществляет расчетно-кассовую деятельность по производству расчета, сбора и обработки платы за жилищно-коммунальные услуги от населения, проживающего в многоквартирных домах. Расчеты население производит через работающие в городе Отрадное отделения ОАО «Сбербанк России», ОАО «Русскобанк» и ФГУП «Почта-России», с которыми МП «РКЦ» также взаимодействует на основе договоров. Установленную органом местного самоуправления плату для населения за РКО считает своим вознаграждением по договору с управляющей организацией на расчетно-кассовое обслуживание; плату за услуги банка для населения – своим расчетом с кредитной организацией по договору о приеме и перечислении платежей от физических лиц (л.д. 49-50).

МП «Управление коммунального хозяйства» МО Отрадненское городское поселение МО Кировский муниципальный район Ленинградской области, ранее осуществлявшее РКО населения города по жилищно-коммунальным платежам, работало на тех же принципах (л.д. 65-66).

Работающая на территории муниципального образования управляющая организация ООО «Сервис-ЦЕНТР», привлеченная к участию в деле в качестве заинтересованного лица, в письменных возражениях также полагало, что расходы на услуги банка и РКО являются затратами компании и к коммунальным услугам не относятся (л.д. 44-45).

Согласно заключению территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области в Кировским районе – привлеченного к участию в деле в порядке ст. 47 ГПК РФ, услуги РКО и услуги банка на территории города Отрадное осуществляемые МП «Расчетно-кассовый центр» и кредитными организациями не входят в состав коммунальных услуг, а могут учитываться исполнителями (управляющими организациями и т.п.) в размере платы для населения за содержание и ремонт жилого помещения (л.д. 59-60).

Таким образом, суд приходит к выводу, что, утвердив плату для населения за расчетно-кассовое обслуживание и услуги банка, орган местного самоуправления издал нормативный правовой акт по вопросу не отнесенному к вопросам местного значения, чем превысил свои полномочия.

Утвердив плату за РКО для населения, орган местного самоуправления, не учел, того, что эта деятельность осуществляется на договорной основе между юридическими лицами. Отношений с МП «РКЦ» потребители коммунальных услуг, собственники жилых помещений и наниматели не имеют. Следовательно, это не является регулированием тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса для населения.

Кроме того, является очевидным, что орган местного самоуправления, утвердив размер платы, которую банк взимает с гражданина при внесении им коммунального платежа, вторгся не в сферу регулирования коммунальных платежей и платы за содержание жилья, а в отношения «банк-клиент», не относящиеся к ведению органов местного самоуправления.

Довод председателя Совета депутатов ФИО6 о том, что, утвердив плату за расчетно-кассовое обслуживание и услуги банка для населения, орган местного самоуправления структуру коммунальных платежей не изменил, а лишь детализировал, отвергается материалами дела, в частности, самим содержанием оспариваемых актов, согласно которым видно, что плата за расчетно-кассовое обслуживание и услуги банка за оплату по счетам-извещениям установлена в виде самостоятельных услуг. Состав услуги «содержания жилого фонда» детализирован в подпунктах 2.1, 2.2., 2.3., 2.3.1., 2.3.2., 2.4. Как видно, РКО и услуги банка для населения туда не включены (л.д. 19 обор.). По этим же основаниям суд не принимает во внимание довод представителя Совета депутатов – ФИО3 о том, что расходы за РКО и услуги банка оспариваемыми решениями выведены из состава платы за содержание жилого фонда и не являются для населения двойной оплатой этих услуг.

Руководствуясь ст. 194-198, 253 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать недействующим со дня принятия решение Совета депутатов МО Отрадненское городское поселение МО Кировский муниципальный район Ленинградской области второго созыва № 33 от 23 декабря 2009 года «Об утверждении платы за текущий ремонт общего имущества, содержание общего имущества жилищного фонда, найм, капитальный ремонт, расчетно-кассовое обслуживание и услуги банка для населения» в части утверждения платы за расчетно-кассовое обслуживание и услуги банка для населения.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме посредством подачи лицами, участвующими в деле, кассационной жалобы через Кировский городской суд Ленинградской области.

Судья В.А. Гудков