ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1372/18 от 03.04.2019 Нижнеилимского районного суда (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

03 апреля 2019 года г. Железногорск-Илимский

Нижнеилимский районный суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Перфиловой М.А.,

при секретаре Ермоленко Л.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-68/2019 по иску Усть-Илимского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Садово-огородническому потребительскому кооперативу «Ветеран» о наложении обязанности оборудовать места временного накопления отходов, ликвидировать несанкционированную свалку,

УСТАНОВИЛ:

Усть-Илимский межрайонный природоохранный прокурор обратился с исковым заявлением в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Садово-огородническому потребительскому кооперативу «Ветеран» о наложении обязанности оборудовать места временного накопления отходов, ликвидировать несанкционированную свалку, в обосновании которого указал, что Усть-Илимской межрайонной природоохранной прокуратурой совместно со специалистом в сфере земельных правоотношений администрации муниципального образования «Железногорск-Илимское городское поселение» проведена проверка соблюдения Садово-огородническому потребительскому кооперативу «Ветеран» (далее - СОПК «Ветеран», кооператив) законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами. По результатам проверки выявлен факт захламления СОПК «Ветеран» территории коммунальными отходами и крупногабаритным мусором, а также отсутствие специально отведенных на территории кооператива мест для временного хранения (накопления) образующихся коммунальных отходов. Отсутствие на территории СОПК «Ветеран» надлежаще оборудованных мест временного накопления отходов, на землях сельскохозяйственного назначения, повлекло загрязнение почвы отходами, что нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, поскольку наличие несанкционированных свалок отходов производства и потребления создает угрозу причинения вреда окружающей среде, жизни и здоровью неопределенного круга лиц (каковыми являются лица, постоянно или временно проживающие на территории городского поселения), пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологическому благополучию населения и может привести к чрезвычайной ситуации. Также, указанными действиями нарушаются интересы Российской Федерации, которой гарантируется соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями Конституции Российской Федерации и законов, а также гарантирующие от имени Российской Федерации соблюдение прав граждан.

Просит обязать садово-огороднический потребительский кооператив
«Ветеран» (ИНН 3834004992, ОГРН 1023802658384) в течение 2-х месяцев с
момента вступления решения суда в законную силу принять меры: к ликвидации несанкционированной свалки коммунальных отходов, расположенной в границах земельного участка, площадью *** кв.м, с кадастровым номером *** расположенного по адресу: ***, путем вывоза отходов лицензируемой организацией на земельный участок, занятый полигоном ТБО; к обустройству контейнерными площадками временного хранения (накопления) коммунальных отходов территории земельного участка, площадью *** кв.м, с кадастровым номером *** расположенного по адресу: ***, в соответствии с п. 5.11 СП 53.13330.2011. Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 30-02-97.

В судебном заседании представитель Усть-Илимского межрайонного природоохранного прокурора – помощник прокурора Нижнеилимского района Иркутской области Колобков Ф.В., действующий на основании доверенности от 30 ноября 2018 года исковые требования, предъявленные Усть-Илимским межрайонным природоохранным прокурором к садово-огородническому потребительскому кооперативу «Ветеран» поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика СОПК «Ветеран» Казакова А.Н., действующая на основании прав по должности, исковые требования признала частично, в обоснование своей позиции указала на отсутствие допустимых доказательств того, что именно на земельном участке, отведенном кооперативу, расположенная несанкционированная свалка бытовых отходов. Специалистом администрации МО «Железногорск-Илимское городское поселение» при проведении проверки был лишь зафиксирован сам факт нахождения свалки, однако какие-либо инструментальные исследования с целью определения принадлежности земельного участка не проводились. Более того, из-за грязной дороги непосредственно к самой свалке пройти не удалось. Не отрицала, что на территории кооператива действительно не оборудованы контейнерные площадки временного хранения (накопления) коммунальных отходов, это затратные мероприятия, на которые нет свободных денежных средств.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора - Администрации МО «Железногорск-Илимское городское поселение» Дмитриева И.Г., действующая на основании доверенности *** от *** (со сроком действия до ***), в судебном заседании исковые требования поддержала по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление, приобщенном к материалам гражданского дела.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора – ОГАУ «Лесхоз Иркутской области» Верёвкин О.А., действующий на основании доверенности от *** (со сроком действия до ***) в судебное заседание не явился, был надлежащим образом извещен о времени и месте его проведения, просил рассмотреть гражданское дело в его отсутствие. В прошлом судебном заседании указывал, что спорная территория, на которой располагается свалка отходов, не относится к землям лесхоза, поскольку передача таких земель фиксируется документально. Если спорный земельный участок не находится в собственности ответчика, земля принадлежит муниципальному образованию «Железногорск-Илимское городское поселение» или землям лесничества. Необходимо четко устанавливать место расположения свалки.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора – ТУ Управления Министерства лесного комплекса Иркутской области по Нижнеилимскому лесничеству в судебное заседание не явился, был надлежащим образом извещен о времени и месте его проведения, просил рассмотреть гражданское дело в его отсутствие, о чем в материалах гражданского дела имеется соответствующее заявление. В представленном суду письменном отзыве считала заявленные требования обоснованными по доводам, изложенным в нем.

Суд, с учетом представителя истца, представителя ответчика, представителя третьего лица МО «Железногорск-Илимское городское поселение» посчитал возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившихся представителей третьих лиц по имеющимся в деле доказательствам.

Суд, выслушав стороны, проверив письменные доказательства по делу, и оценив их с совокупности в соответствии с требованиями ст.ст. 59, 60 и 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему выводу:

В соответствии с ч. 1 ст. 9, ст. 42 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В силу ст. 42, 58 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Согласно ст.ст. 4, 15 Конституции Российской Федерации органы власти, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию и федеральные законы, имеющие верховенство на всей территории Российской Федерации.

Статья 12 ЗК РФ предусматривает, что целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

В силу п. 2 ч. 2, ч. 3 ст. 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия. Мероприятия по охране земель проводятся в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

В соответствии со ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

В силу п. 5.11. Свода правил СП 53.13330.2011. Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 30-02-97*", утвержденных Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2010 N 849, на территории садоводческих, дачных объединений и за ее пределами запрещается организовывать свалки отходов. Бытовые отходы, как правило, должны утилизироваться на садовых, дачных участках. Для неутилизируемых отходов (стекло, металл, полиэтилен и др.) на территории общего пользования должны быть предусмотрены площадки для установки контейнеров. Площадки должны быть ограждены с трех сторон глухим ограждением высотой не менее 1,5 м, иметь твердое покрытие и размещаться на расстоянии не менее 20 и не более 500 м от границ участков.

В судебном заседании установлено, что ответчик Cадово-огороднический потребительский кооператив «Ветеран» является собственником земельного участка, с категорией земель земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для коллективного садоводства и огородничества, общей площадью *** кв.м., с кадастровым номером ***; расположенного по адресу: ***, что подтверждается кадастровой выпиской.

Также судом установлено, что не отрицалось представителем ответчика, общей площадью *** кв.м., с кадастровым номером ***; расположенного по адресу: ***, используется кооперативом для размещения участков для ведения садоводства и огородничества.

В обоснование своих исковых требований о наложении обязанности на ответчика в течение 2-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять меры к ликвидации несанкционированной свалки коммунальных отходов, истцом указано на то, что в границах земельного участка площадью *** кв.м, с кадастровым номером ***, расположена несанкционированная свалка коммунальных отходов, что подтверждается заключением специалиста администрации МО «***».

Вместе с тем, с данными доводами, принимая во внимание доводы представителя ответчика, суд не может согласиться.

Так, ***Х в ходе визуального осмотра на местности *** установлено, что на момент осмотра земельный участок площадью *** кв.м., с кадастровым номером *** расположенного по адресу: *** используется для размещения дачных участков СОПК «Ветеран». На территории, предоставленной СОПК «Ветеран» выявлены необорудованные места складирования бытовых отходов в больших количествах, контейнеры для сбора ТБО отсутствуют.

Однако указанное заключение специалиста не содержит данных, достоверно свидетельствующих о том, что место складирования бытовых отходов, зафиксированное на фототаблице, представленной в материалы дела, располагается в границах земельного участка площадью *** кв.м., с кадастровым номером ***; расположенного по адресу: ***

Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля Х также не смогла утвердительно сказать, что описанная в заключении свалка располагается на территории земельного участка, принадлежащего СОПК «Ветеран», поскольку обследование проводилось исключительно визуально и без применения технических средств.

Часть 1 ст.56 ГПК РФ возлагает обязанность по предоставлению доказательств на стороны.

Однако в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ истцом не предоставлено надлежащих доказательств того, что несанкционированная свалка коммунальных отходов, расположена в границах земельного участка, площадью *** кв.м., с кадастровым номером ***; расположенного по адресу: ***, принадлежащего на праве собственности СОПК «Ветеран», что явилось бы основанием для удовлетворения исковых требований о наложении обязанности садово-огороднического потребительского кооператива «Ветеран» принять меры к ликвидации несанкционированной свалки коммунальных отходов, путем их вывоза лицензируемой организацией на земельный участок, занятый полигоном ТБО.

В то же время, как установлено в судебном заседании, не отрицалось представителем ответчика, на территории кооператива, на земельном участке площадью *** кв.м., с кадастровым номером ***; расположенного по адресу: ***, отсутствуют контейнерные площадки временного хранения (накопления) коммунальных отходов, обустроенные в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, что является нарушением положений Свода правил СП 53.13330.2011.

При таких обстоятельствах, учитывая частичное признание представителем ответчика исковых требований, суд полагает заявленные Усть-Илимским межрайонным природоохранным прокурором исковые требования о наложении обязанности на ответчика принять меры к обустройству контейнерными площадками временного хранения (накопления) коммунальных отходов территории земельного участка, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные в решении суда действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности и, кроме того, обеспечивать соблюдение баланса интересов сторон. Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, защита нарушенных прав не может быть признана действенной, если судебный акт не исполняется, поскольку исполнение судебного решения, по смыслу части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации, следует рассматривать как элемент судебной защиты (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 2002 года N 1-П, от 14 мая 2003 года N 8-П, от 14 июля 2005 года N 8-П, от 12 июля 2007 года N 10-П, от 26 февраля 2010 года N 4-П, от 14 мая 2012 года N 11-П, от 10 марта 2016 года N 7-П).

Поскольку для обеспечения проведения работ, которые обязывает провести истец, требуется возможность доступа на земельный участок, что в зимне-весенний период времени является затруднительным в связи со значительным снежным покровом и низким температурным режимом, не позволяющим снежному покрову сойти в кратчайшие сроки, по мнению суда, срок для исполнения настоящего решения суда указанный прокурором не является разумным, подлежит увеличению до 3 месяцев.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Требования Усть-Илимского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Садово-огородническому потребительскому кооперативу «Ветеран» о наложении обязанности оборудовать места временного накопления отходов, ликвидировать несанкционированную свалку – удовлетворить частично.

Обязать Садово-огороднический потребительский кооператив «Ветеран» (ИНН 3834004992, ОГРН 1023802658384) в течение 3-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять меры к обустройству контейнерными площадками временного хранения (накопления) коммунальных отходов территории земельного участка, площадью *** кв.м, с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, в соответствии с п. 5.11 СП 53.13330.2011. Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения.

В удовлетворении исковых требований Усть-Илимского межрайонного природоохранного прокурора о наложении обязанности на Садово-огороднический потребительский кооператив «Ветеран» (ИНН 3834004992, ОГРН 1023802658384) в течение 2-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять меры к ликвидации несанкционированной свалки коммунальных отходов, расположенной в границах земельного участка, площадью *** кв.м., с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: Иркутская ***, путем вывоза отходов лицензируемой организацией на земельный участок, занятый полигоном ТБО - отказать.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Нижнеилимский районный суд Иркутской области в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме, с которым стороны могут ознакомиться 11 апреля 2019 года

Председательствующий М.А. Перфилова