ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1372/20 от 11.02.2020 Красногорского городского суда (Московская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Красногорск Московской области 11 февраля 2020 года

Красногорский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Комиссаровой Н.Н.,

при помощнике судьи ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Савельевой Г.И. к Администрации городского округа Красногорск Московской области о признании Постановления Администрации городского округа Красногорск Московской области незаконным, восстановлении в льготной очереди,

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации городского округа Красногорск Московской области о признании Постановления Администрации городского округа Красногорск Московской области незаконным, восстановлении в льготной очереди.

В обоснование заявленных требований истец указала, что постановлением главы Красногорского района от ДД.ММ.ГГГГ она с сыном Савельевым К.В.ДД.ММ.ГГГГ года рождения была принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий на общую очередь как обеспеченные жилой площадью менее 5 кв. м на одного человека и включена в льготный список первоочередников как одинокая мать. Постановлением Администрации городского округа Красногорск Московской области от ДД.ММ.ГГГГ была вместе с сыном исключена из списка граждан, имеющих первоочередное право на предоставление жилого помещения, в связи с достижением Савельевым К.В. совершеннолетия. Данные действия считает незаконными, поскольку право на льготу возникло у нее до введения в действие Жилищного Кодекса РФ, по основаниям, предусмотренным ст. 36 ЖК РСФСР, согласно которой одинокие матери, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на первоочередное предоставление им жилых помещений (п. 8 ч. 1) и данное право сохраняется и после введения в действие Жилищного Кодекса РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 32 ЖК РСФСР право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до получения жилого помещения. Перечень оснований для снятия граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, предусмотренные ч. 2 ст. 32 ЖК РСФСР, являлся исчерпывающим, и такого основания, для снятия с учета, как достижение ребенком возраста 18 лет, не содержал. Просит признать незаконным и отменить Постановление Администрации городского округа Красногорск Московской области от ДД.ММ.ГГГГ об исключении Савельевой Г.И. из списка граждан, имеющих право на первоочередное предоставление жилых помещений, как «одинокая мать». Обязать Администрацию городского округа Красногорск Московской области включить ее Савельеву Г.И. в список граждан, имеющих право на первоочередное предоставление жилых помещений, как «одинокая мать».

В судебном заседании представитель истца Савельевой Г.И. по доверенности ФИО4 на заявленных требованиях настаивал, по основаниям изложенным в исковом заявлении.

Ответчик – представитель Администрации городского округа Красногорск Московской области по доверенности ФИО5 в судебном заседании с иском не согласился, просил в удовлетворении исковых требований отказать. Пояснил, что первоначально истица была поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по основаниям п. 9.5 Решения Мособлисполкома и президиума МОСПС от 29.12.1984 года № 1728/24 «Об утверждении Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Московской области в ред. от 22.09.1988 г., ввиду того, что на момент постановки на учет истец не менее 5 лет проживала вместе с сыном в жилом помещении по адресу: <адрес> (общежитие). Как следствие указание истца о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий ввиду обеспеченности жилой площадью на одного члена семьи не более 5 кв.м., является ошибочным. Также истец была включена в список граждан, имеющих право на первоочередное предоставление жилых помещений, как одинокая мать в соответствии с п. 8 ст. 36 ЖК РСФСР и аналогичной нормой 29.8 Правил учета. Постановлением Администрации городского округа Красногорск Московской области от 15.06.2017 года № 1330/6 она вместе была исключена из списка с утратой льготы – одинокая мать, в связи с достижением ее сына возраста 23 лет. Согласно ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным п.п. 1,3-6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. В связи с достижением совершеннолетия Савельева К.В. истец не может быть определена как «одинокая мать». Также в ч. 2 ст. 57 ЖК РФ установлены граждане, которым предоставляется жилое помещение вне очереди. Понятие «одинокая мать» в данной части отсутствует. Аналогичная позиция содержится в ответе Заместителя городского прокурора от ДД.ММ.ГГГГ и в ответе Городского прокурора от ДД.ММ.ГГГГ, где указано, что в нарушении со стороны действий Администрации по снятию с учета во внеочередном порядке не имеется. Также отметила, что истец не снята с общей очереди граждан, нуждающихся в улучшении жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а лишь снята с внеочередной очереди. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ номер очереди Савельевой Г.И. – 162.

Третье лицо Савельев К.В. в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, сведений о причинах своей неявки в суд не представил, не просил о разбирательстве дела в своё отсутствие, позиция по иску не выражена.

В силу положений 167 ГПК РФ в отсутствии доказательств уважительности неявки, с учетом мнения лиц, участвующих в деле суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившегося третьего лица.

Ознакомившись с доводами истца, с учетом мнения представителя ответчика, исследовав письменные материалы настоящего дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Савельева Г.И. с ДД.ММ.ГГГГ года была зарегистрирована и проживала в общежитие по адресу: <адрес>, лицевой счет по данному адресу закрыт ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с выпиской из домовой книги, в настоящее время Савельева Г.И. занимает комнату площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу: <адрес>.

Совместно с ней по месту жительства зарегистрирован и проживает с рождения сын Савельев К.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Постановлением главы Красногорского района от ДД.ММ.ГГГГ Савельева Г.И. с семьей в составе 2-х человек (она и сын) принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий на общую очередь и включена в льготный список первоочередников как одинокая мать.

Согласно сообщению Администрации городского округа Красногорск Московской области номер ее общей очереди – 162.

Постановлением Администрации городского округа Красногорск Московской области от ДД.ММ.ГГГГ была вместе с сыном исключена из списка граждан, имеющих первоочередное право на предоставление жилого помещения в связи с утратой оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали право на получение жилого помещения по договору социального найма, поскольку с достижением ее сыном совершеннолетнего возраста статус одинокой матери истцом утрачен.

Аналогичная позиция содержится в ответе Заместителя городского прокурора ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ и в ответе Городского прокурора ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ, где указано, что в нарушении со стороны действий Администрации по снятию с учета во внеочередном порядке не имеется.

Разрешая заявленные требования по существу, суд исходит из следующего.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 г.
№ 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее - Вводный закон) к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом.

Таким образом, в том случае, если у лица возникло право на льготу по основаниям, предусмотренным статьей 36 Жилищного кодекса РСФСР, и он был принят на соответствующий учет, такое право сохраняется после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. При этом отсутствие в Жилищном кодексе Российской Федерации указания на данную категорию граждан не является основанием для лишения их прав на льготы, которые были приобретены ими по нормам Жилищного кодекса РСФСР.

Основания для снятия граждан с учета, которые приняты на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма до 1 марта 2005 г., установлены ч. 2 ст. 6 Вводного закона.

В силу указанной нормы граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с такого учета по основаниям, предусмотренным пп. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.

По смыслу указанных выше положений закона, Савельева Г.И., поставленная на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, до 1 марта 2005 г., могла быть снята с этого учета либо по основаниям, предусмотренным пп. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, либо в связи с утратой оснований, которые ранее, то есть до 1 марта 2005 г., давали право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 29 Жилищного кодекса РСФСР (здесь и далее - в редакции, действующей на момент возникновения правоотношений) нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.

Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Московской области, утвержденными решением Мособлисполкома и президиума МОСПС от 29.12.1984 № 1728/24 (в редакции, действующей на момент возникновения правоотношений) нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи не более 5 кв. м (п. 9).

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса РСФСР одинокие матери, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на первоочередное предоставление им жилых помещений.

Как следует из материалов дела, Савельева Г.И. со своим сыном с ДД.ММ.ГГГГ года состояла на учете нуждающихся в предоставлении жилых помещений на общей очереди как обеспеченные жилой площадью менее 5 кв. м. на одного человека, а также в льготной очереди лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих право на первоочередное предоставление им жилых помещений, как одинокая мать.

На момент постановки Савельевой Г.И. на учет нуждающихся действовали нормы Жилищного кодекса РСФСР, которые закрепляли основания постановки граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Соответственно, снятие истца с учета, учитывая положения ч. 2 ст. 6 Вводного закона, могло производиться при наличии оснований, указанных в статье 32 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшей на момент постановки ее на учет.

В соответствии с частью 1 статьи 32 Жилищного кодекса РСФСР право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до получения жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи.

Перечень оснований для снятия граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, предусмотренный частью 2 статьи 32 Жилищного кодекса РСФСР, являлся исчерпывающим. Так, граждане подлежали снятию с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в частности в случае улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения; выезда на другое постоянное место жительства; выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет; прекращения трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, если они состоят на учете по месту работы и никто из членов их семей не работает на этом предприятии, в учреждении, организации, кроме случаев увольнения в связи с уходом на пенсию или переходом на выборную должность.

Такое основание, как достижение ребенком возраста 18 лет, в этом перечне отсутствует.

В связи с изложенным, принятие органом, по решению которого женщина, являющаяся одинокой матерью, была принята на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, решения о снятии ее с учета в связи с достижением ее ребенком возраста 18 лет до обеспечения ее жилым помещением в установленном законом порядке, требованиям закона не соответствует.

Изменений в жилищных условиях семьи Савельевой Г.И., в результате которых были бы утрачены основания, дающие право на получение жилого помещения по договору социального найма, не произошло. Оснований, предусмотренных статьей 32 Жилищного кодекса РСФСР, которые бы позволяли снять Савельеву Г.И. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, судом не установлено.

Учитывая изложенное выше, суд приходит к выводу о том, что постановление Администрации городского округа Красногорск Московской области от ДД.ММ.ГГГГ следует признать недействительным в части исключения истца из списка граждан, имеющих право на первоочередное предоставление жилых помещений.

В силу ст. 12 ГК РФ, 11 ЖК РФ ответчика следует обязать восстановить Савельеву Г.И. в списке граждан, имеющих право на первоочередное предоставление жилых помещений.

Дело разрешено по существу в соответствии с правилами ч. 3 ст. 196 ГПК РФ, то есть в рамках заявленных истцом требований.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Савельевой Г.И. к Администрации городского округа Красногорск Московской области о признании Постановления Администрации городского округа Красногорск Московской области незаконным, восстановлении в льготной очереди удовлетворить в полном объеме.

Признать Постановление Администрации городского округа Красногорск Московской области от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и отменить в части исключения Савельевой Г.И. из списка граждан, имеющих право на первоочередное предоставление жилых помещений.

Обязать Администрацию городского округа Красногорск Московской области восстановить Савельеву Г.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в списке граждан, имеющих право на первоочередное предоставление жилых помещений.

Решение суда по административному делу может быть обжаловано в апелляционном порядке Московский областной суд через Красногорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий - судья Н.Н. Комиссарова