Дело № 2-1372/20;
УИД 54RS0018-01-2020-001607-22;
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 ноября 2020 года гор. Искитим
Искитимский районный суд Новосибирской области
В с о с т а в е :
Председательствующего судьи Тупикиной А.А.,
При секретаре Дмитриевой Н.В.,
Рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания ЖЭУ-2» о признании действий незаконными, возложении обязанности по восстановлению права,
УСТАНОВИЛ :
Истица обратилась в суд с иском о признании действий ООО «ЖЭУ-2» по включению в норматив коммунального ресурса по электроэнергии, потребляемого в целях использования общего имущества в МКД <Адрес> устройствами, не входящими в состав общего имущества и возложении обязанности по их оплате, незаконными, обязать ответчика с Дата для расчеты платы за коммунальный ресурс по электроэнергии, потребляемого в целях использования и содержания общего имущества, применять норматив, определенный в соответствии с требованиями действующего законодательства и в соответствии с имеющимися устройствами, входящими в составе общего имущества в многоквартирном <Адрес>.
В обоснование требований указала, что многоквартирный <Адрес> находится в управлении ООО «Управляющая компания ЖЭУ-2» (далее ООО «УК ЖЭУ-2»).
Решением общего собрания собственников помещений в МКД Номер обязанности по оказанию услуг и выполнению работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества на основании договора управления и на возмездной основе переданы управляющей организации ООО «УК ЖЭУ-2».
С Дата действует новый порядок начисления и взимания платы за содержание и ремонт жилья. С Дата расходы на общедомовые нужды (ОДН) включены в состав платы за содержание жилья и называются коммунальными ресурсами, потребляемыми в целях использования и содержания общего имущества (КР на СОИ). Перечень услуг по содержанию и работ по ремонту общего имущества, их периодичность и стоимость утверждаются общим собранием собственников помещений в МКД Номер.
Порядок определения норматива коммунального ресурса по электроэнергии на содержание общего имущества урегулирован Приложением Номер к Приказу Департамента по тарифам НСО от ДатаНомер
Согласно установленного порядка при определении норматива коммунального ресурса по электроэнергии на содержание общего имущества норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению в целях содержания общего имущества многоквартирного дома определяется путем суммирования установленных для соответствующей категории многоквартирных домов нормативов потребления электрической энергии установленным оборудованием и устройствами, входящими в состав общего имущества в многоквартирном доме и потребляющими электрическую энергию.
Многоквартирный <Адрес> относится категории МКД, определённой Приказом Департамента по тарифам НСО, не оборудованных лифтами, электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения.
Норматив коммунального ресурса по электроэнергии на содержание общего имущества должен определяться с применением расчётного метода согласно Приложения Номер к Приказу Департамента по тарифам НСО.
В соответствии с положениями жилищного законодательных и нормативных
актов действия ООО «УК ЖЭУ-2» при определении норматива потребления
коммунального ресурса на содержание общего имущества ограничиваются наличием установленного оборудования и устройств и основополагающим понятием «общее имущество» применительно к оборудованию и устройствам.
Условием для оплаты коммунального ресурса по электроэнергии на содержание общего имущества, потреблённого автоматическими запирающими устройствами и усилителями коллективных антенн, является принадлежность данных устройств к общему имуществу в МКД Номер.
Решение об установке автоматически закрывающихся устройств, а также о включении данных устройств в состав общего имущества общим собранием собственников помещений в МКД <Адрес> не принималось. Эти устройства устанавливались коммерческими организациями на основании договоров о предоставлении услуг, заключённых индивидуально с каждым конкретным потребителем.
Решение об установке усилителей коллективной антенны и включении данного оборудования в состав общего имущества общим собрание не принималось. Работы по установке усилителей коллективных антенн, выполнялись ООО СФ «Запад» не только без решения общего собрания, но даже и без уведомления управляющей организации о проведении таких работ.
Включение в норматив коммунальных ресурсов по электроэнергии на содержание общего имущества, не отнесенного к числу общего имущества собственников дома, со стороны ООО «УК ЖЭУ-2» является незаконным и свидетельствует о нарушении порядка определения норматива коммунального ресурса, используемого в целях содержания общего имущества, что привело к увеличению размера платы на 1 кв.м. жилой площади.
Исходя из установленного уполномоченным органом порядка определения норматива потребления коммунального ресурса по электроэнергии на содержание общего имущества и урегулированного Приложением Номер к приказу Департамента по тарифам НСО, норм жилищного законодательства РФ, разъяснений Постановления Пленума ВС РФНомер и Определения ВС РФ Номер от Дата, при определении норматива потребления КР по электроэнергии на СОИ в МКД Номер за исключением оборудования и устройств, не входящих в состав общего имущества в МКД Номер, должны суммироваться следующие позиции:
- п. 1.1.1 - оборудование осветительными установками внутри здания МКД и над подъездами за исключением чердаков, технических этажей, техподполий и подвалов, оснащенными энергосберегающими лампами в объёме 0,222 кВт час/м ;
- п. 1.3.2 - осветительными приборами в техподполье, подвале, оснащёнными лампами накаливания в объёме 0,054 кВт час/м2;
- п. 1.11 - оборудованными общедомовыми приборами учёта коммунальных ресурсов - в объёме 0,009 кВт час/м.
Путём суммирования норматив потребления коммунального ресурса по электроэнергии на содержание общего имущества в МКД <Адрес> составляет 0,285 кВт час/м2.
До Дата норматив на коммунального ресурса по электроэнергии на содержание общего имущества составлял 0,271,97кВт час/м2, определение которого не противоречило требованиям жилищного законодательства РФ.
С Дата при прочих равных условиях, норматив увеличился до 0,377 кВт час/м2 в январе 2020г и до 0,404 кВт час/м" в Дата что повлекло увеличение размера платы на 1кв.м. жилой площади с 0,27руб./м2 в 2019г до 0,44 руб./м2Дата, до 0,57 руб./м2 Дата А в Дата размер платы составил уже 0,61 руб./м2 жилой площади.
В ходе рассмотрения дела истица дважды уточнила исковые требования, изложив п. 3 просительной части искового заявления в новой редакции – обязать управляющую организацию ООО «УК ЖЭУ-2» исключить с Дата автоматические запирающие устройства и усилители антенн коллективного пользования из норматива коммунальных ресурсов по электроэнергии на содержание общего имущества как устройства, не входящие в состав общего имущества в МКД № <Адрес>. Кроме того дополнила новым требованием – просила также признать незаконными действия ООО «УК ЖЭУ-2» по определению с Дата норматива потребления коммунального ресурса по электроэнергии на содержание общего имущества в размере 0,404 кВт час./м.кв.
Истица ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении. На вынесение заочного решения согласна.
Ответчик ООО «УК ЖЭУ-2» о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежаще, в судебное заседание явку представителя не обеспечил, о причине неявки не уведомил, доказательств уважительности причин неявки не представил, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя ответчика.
Суд выслушав участников процесса, исследовав доказательства по делу в полном объеме, дав оценку исследованным доказательствам по правилам ст. 67 ГПК РФ, приходит к следующему.
В силу п. 2 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.
Как следует из ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Состав общего имущества, которое принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, определен в ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой общим имуществом в многоквартирном доме являются, в том числе помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Во исполнение требований ч. 3 ст. 39 Жилищного кодекса Российской Федерации и Постановлением Правительства Российской Федерации от ДатаНомер утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В силу подп. «д» п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме Номер в состав общего имущества включаются, в том числе механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры).
Согласно п. 7 указанных Правил в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.
Министерство регионального развития РФ, уполномоченное давать официальные разъяснения о применении данных Правил, в письме от ДатаНомер указало, что в случае, если домофон не предусмотрен проектом многоквартирного дома, а установлен позднее, то для взимания платы за его обслуживание как общего имущества необходимо соблюдение следующих требований: домофонная система должна быть официально включена в состав общего имущества многоквартирного дома, а управляющей организацией должен быть либо заключен договор на обслуживание этого имущества со специализированной организацией, либо осуществлено самостоятельное проведение данного вида работ.
Кроме того, указанным письмом Министерства регионального развития РФ разъяснено, что в случае, если домофонная система не предусмотрена проектом многоквартирного дома, а установлена позднее, в обязанности управляющей организации входит проведение работы по организации обслуживания общего имущества многоквартирного дома в соответствии с требованиями, установленными жилищным законодательством Российской Федерации.
Аналогичная позиция выражена в письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от ДатаНомер в отношении включения в платежный документ для внесения платы за содержание жилого помещения и предоставление коммунальных услуг платы за техническое обслуживание и ремонт систем коллективного приема телевидения, в число которых включен и усилитель антенн коллективного пользования. Из совокупности указанных норм жилищного законодательства следует, что система коллективного приема телепередач (СКПТ) в многоквартирном доме, обслуживающая более одного жилого и (или) нежилого помещения, входит в состав общего имущества в таком доме. Однако отнесение СКПТ к общему имуществу в многоквартирном доме будет правомерным при условии, что многоквартирный дом был оснащен СКПТ в ходе его строительства (в соответствии с проектной документацией) либо в ходе его эксплуатации (на основании решения общего собрания собственников помещений). В случае если СКПТ была установлена в многоквартирном доме по инициативе и за счет средств отдельных собственников помещений в таком доме или, например, установлена за счет средств оператора связи в качестве собственного оборудования, необходимого для предоставления услуг связи своим абонентам по договорам, заключенным с отдельными собственниками помещений, то СКПТ не является общим имуществом в многоквартирном доме, хотя и обслуживает более одного помещения.
На основании ч. 1 ст. 44 Жилищного кодекса Российской Федерации, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом и проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.
Для изменения правового статуса индивидуально-определенного имущества (вещи) на статус общего имущества многоквартирного дома необходимо проведение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома и включение его в соответствии с требованиями частей 1 и 3 статьи 162, частей 1 и 2 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации в договор управления многоквартирным домом и в состав общего имущества многоквартирного дома.
Из материалов дела следует, что ООО «УК ЖЭУ-2» осуществляет управление многоквартирным домом <Адрес> на основании Договора управления от Дата (Данные изъяты).
Из технического паспорта на жилой <Адрес> следует, что он построен в Дата, оснащен антенной общего пользования, сведений о его оснащении домофонной системой, усилителями для коллективных антенн технический паспорт не содержит.
Из представленных в материалы дела документов следует, что домофонная система, установленная в <Адрес> принадлежит ООО «ДОМОФОН-СРВИС», которое передало указанное оборудование в пользование жильцам в Дата на основании договора (Данные изъяты).
Также в судебном заседании установлено, что установка усилителей для коллективных антенн на <Адрес> была произведена ООО СФ «Запад» (Данные изъяты).
Протоколы общих собраний собственников помещений в многоквартирном <Адрес>, которыми были бы приняты решения о включении домофонной системы и усилителей для коллективных антенн в состав общего имущества многоквартирного дома, не представлены. Доказательств включения спорной домофонной системы и усилителей для коллективных антенн в техническую документацию жилого дома так же не имеется.
Учитывая, что домофонная система была установлена на основании заключенных между ООО "ДОМОФОН-СЕРВИС" и жильцами многоквартирного дома по адресу: <Адрес>Данные изъяты а усилители коллективных антенн установлены ООО СФ «Запад» не только без решения общего собрания, но и без уведомления управляющей организации о проведении таких работ в указанном многоквартирном жилом доме, суд приходит к выводу, что установленные в указанном доме домофонная система и усилители коллективных антенн общим имуществом собственников помещений многоквартирного дома не являются.
Таким образом действий ООО «УК ЖЭУ-2» по включению в норматив коммунального ресурса по электроэнергии, потребляемой в целях использования и содержания домофонной системы и усилителя коллективных антенн, являются незаконными, в связи с чем из норматива коммунального ресурса по электроэнергии на содержание общего имущества <Адрес> ООО «УК ЖЭУ-2» надлежит исключить необоснованно включенные в норматив с Дата автоматические запирающие устройства и усилители антенн коллективного пользования.
В связи с установленными судом обстоятельствами, установление ООО «УК ЖЭУ-2» с Дата норматива потребления коммунального ресурса по электроэнергии на содержание общего имущества <Адрес> в размере 0,404 кВт час/кв.м. нельзя признать законным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 -198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ :
Исковые требования ФИО1 удовлетворить.
Признать незаконными действия Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания ЖЭУ-2» по включению в норматив коммунального ресурса по электроэнергии, потребляемой в целях использования и содержания общего имущества в МКД <Адрес> устройствами, не входящими в состав общего имущества.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания ЖЭУ-2» исключить с Дата автоматические запирающие устройства и усилители антенн коллективного пользования из норматива коммунальных ресурсов по электроэнергии на содержание общего имущества <Адрес>.
Признать незаконными действия Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания ЖЭУ-2» по определению с Дата норматива потребления коммунального ресурса по электроэнергии на содержание общего имущества <Адрес> в размере 0,404 кВт час/кв.м.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления в Новосибирский областной суд через Искитимский районный суд.
Мотивированное решение изготовлено Дата.
Председательствующий /подпись/ А.А. Тупикина