ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1372/2018 от 06.06.2018 Советского районного суда г.Тулы (Тульская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 июня 2018 года город Тула

Советский районный суд города Тулы в составе

председательствующего Бездетновой А.С.,

при секретаре Алехиной А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1372/2018 по исковому заявлению ФИО1 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в г.Туле о назначении страховой пенсии,

у с т а н о в и л:

ФИО2 обратился в суд с иском к ГУ - Управлению Пенсионного фонда РФ в г.Туле к Управлению Пенсионного фонда РФ об обязании назначить страховую пенсию. Свои требования мотивировал тем, что 07.06.2017 года обратился в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Туле по поводу назначения ему страховой пенсии в соответствии с п.6 ч. 1 ст. 32 ФЗ от 28.12.2013 г. № 400 – ФЗ «О страховых пенсиях». Ему было отказано в назначении пенсии в связи с недостаточностью трудового стажа в районах Крайнего Севера и приравненных местностях, дающего права на досрочное назначение пенсии. При этом ответчиком неправомерно не включены в его специальный стаж работы в районах Крайнего Севера с 01.09.1977 г. по 27.09.1978 г. – обучения в среднем городском профтехучилище № 6 г. Мурманска для получения профессии «матрос 1 класса», с 11.02.1979 г. по 17.06.1979 г., с 01.10.1979 г. по 07.04.1980 г., период военной службы по призыву с 29.10.1980 г. по 28.05.1982 г., которую он проходил в пос. Гаджиево Мурманской области, период сверхсрочной службы с 28.05.1982 г. по 12.11.1982 г. в г. Североморске Мурманской области, период работы с 03.05.1995 г. по 05.10.1998 г. в АО (ОАО) «Карелрыбфлот» в должности матроса 2 класса. Истец с данными выводами не согласен, просил обязать ответчика включить в подсчет его специального стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных местностях указанные периоды, признать за ним право на досрочное назначение страховой пенсии с 07.06.2017 г., обязать ответчика назначить ему досрочную страховую пенсию с указанной даты.

В судебное заседание истец ФИО2 не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался в установленном порядке. Его представитель по доверенности ФИО3 заявленные требования поддержала в полном объеме и просила их удовлетворить.

Представитель ответчика ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ по доверенности ФИО4 возражала против удовлетворения заявленных истцом требований, ссылаясь на то, что правомерно не приняты к зачету в специальный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных местностях периоды с 01.09.1977 г. по 27.09.1978 г. – обучения в среднем городском профтехучилище № 6 г. Мурманска для получения профессии «матрос 1 класса», так как периоды обучения в специальный стаж в соответствии с законодательством не включаются, периоды с 11.02.1979 г. по 17.06.1979 г., с 01.10.1979 г. по 07.04.1980 г. – периодами работы и иной деятельности, подлежащей учету в страховой стаж в соответствии со ст. 11 Федерального закона «О страховых пенсиях» не являются, период военной службы по призыву с 29.10.1980 г. по 28.05.1982 г. в пос. Гаджиево Мурманской области, период сверхсрочной службы с 28.05.1982 г. по 12.11.1982 г. в г. Североморске Мурманской области – не подлежат учету в специальный стаж, так как не являются периодами работы, период работы с 03.05.1995 г. по 05.10.1998 г. в АО (ОАО) «Карелрыбфлот» в должности матроса 2 класса также правомерно исключен из подсчета специального стажа истца, так как в Перечне районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей г. Беломорск не поименован, уточняющие справки о работе не представлены. На дату обращения за назначением пенсии и в настоящее время у истца отсутствуют правовые основания для установления какого-либо вида досрочной пенсии. Просила в иске отказать.

Выслушав мнения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

С 01.01.2015 г. пенсионное обеспечение граждан РФ осуществляется на основании Федерального закона от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», применяемого с 01.01.2015 г. в части, не противоречащей Федеральному закону от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

В силу положений подп. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» сохранено право на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста (для женщин – 55 лет) мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет.

Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, трудовая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, трудовая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах.

Лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.

Согласно ст. 33 ФЗ N 400-ФЗ от 28.12.2013 года при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с работой в указанных районах и местностях (за исключением случаев определения стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного статьей 17 настоящего Федерального закона) к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 11 ФЗ N 400-ФЗ от 28.12.2013 года в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Аналогичные положения закреплены в п. 1 ст. 10 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", действовавшего в спорный период индивидуальной трудовой деятельности истца.

Из материалов дела следует и установлено судом, подтверждается содержанием архивной справки от 10.08.2017 г. № ГИ-1909, в документах архивного фонда среднего городского профессионально-технического училища (СГПТУ) № 6 г. Мурманска, в приказах по личному составу учащихся, поименной книге, записях учащихся, протоколах заседаний выпускных квалификационных экзаменов на ФИО1 имеются сведения о его учебе в период с 01.09.1977 г. по 01.08.1980 г.

Давая оценку заявленным истцом требованиям о включении в подсчет специального стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях периода обучения в среднем городском профтехучилище № 6 г. Мурманска, суд находит их не подлежащими удовлетворению, поскольку период учебы в силу приведенных положений Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» период учебы не является периодом работы и иным периодом деятельности, за который производилась уплата страховых взносов (взносов на обязательное пенсионное страхование).

В соответствии с положениями ст. 91 ранее действующего Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" периоды обучения в университете подлежали включению только в общий трудовой стаж. Однако ни ранее действующим законодательством, ни ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" не предусмотрено включение указанных периодов обучения в стаж работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.

Также истцом заявлены требования о включении в подсчет специального стажа работы в районах Крайнего Севера периодов с 11.02.1979 г. по 17.06.1979 г., с 01.10.1979 г. по 07.04.1980 г.

Из трудовой книжки истца и материалов пенсионного дела следует, что у истца имелись периоды работы с 28.09.1978 г. по 10.02.1979 г. в должности матроса 2 класса, затем буфетчика на судне «Умбрина», с 18.06.1979 г. по 30.09.1979 г. в должности матроса на том же судне «Умбрина», с 08.04.1980 г. по 14.10.1980 г. в должности матроса в Мурманском траловом флоте.

Из анализа содержания трудовой книжки истца и представленных им уточняющих сведений следует, что периоды, которые он просит включить в подсчет специального стажа - с 11.02.1979 г. по 17.06.1979 г., с 01.10.1979 г. по 07.04.1980 г. – это периоды, приходившиеся на период обучения ФИО2 в профессионально-техническом училище № 6 г. Мурманска за исключением вышеназванных периодов работы, являющихся по существу производственной практикой, о чем прямо указано в его трудовой книжке.

Таким образом, исходя из вышеприведенных положений законодательства периоды с 11.02.1979 г. по 17.06.1979 г., с 01.10.1979 г. по 07.04.1980 г. как являющиеся периодами учебы также не подлежат включению в подсчет его специального стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Также суд находит не подлежащими удовлетворению заявленные истцом требования о включении в подсчет специального стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях период прохождения истцом срочной военной службы по призыву с 29.10.1980 г. по 28.05.1982 г., а также сверхсрочной службы с 28.05.1982 г. по 12.11.1982 г., проходившей в районах Крайнего Севера, в связи со следующим.

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", засчитывается в страховой стаж, а не в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости.

Возможность учета в составе специального стажа периода срочной военной службы была предусмотрена абз. 14 п. 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 г. N 590, по которому при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункты "а" и "б" пункта 16), и пенсий по случаю потери кормильца их семьям, а также пенсий по старости работницам предприятий текстильной промышленности (подпункт "в" пункта 16) периоды, указанные в подпунктах "к" и "л", приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.

Как следует из материалов дела, ФИО2 проходил военную службу по призыву 29.10.1980 г. по 28.05.1982 г.

До прохождения военной службы в рядах Советской Армии истец работал с 08.04.1980 г. по 14.10.1980 (работа не по Спискам N 1 и 2), после службы следовала сверхсрочная военная служба с 16.11.1982 г. по 14.06.1988 г. Период работы имел место только с 01.09.1988 г. по 01.08.1994 г. в совхозе Меркулово Тульской области (работа не по Спискам № 1 и № 2).

Поскольку ни до прохождения военной службы по призыву, ни после ее окончания истец не работал по специальности, дающей ему право на назначение пенсии по старости досрочно, оснований для включения периода службы в составе Вооруженных Сил СССР в специальный стаж у суда не имелось.

Период военной службы в специальный стаж, в том числе, в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не включается в специальный стаж по правилам ст. 33 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (ранее ст. 28.1 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (введенной Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и вступившей в силу с 1 января 2005 года), согласно которым установлено, что при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с работой в упомянутых районах и местностях к указанной работе приравнивается лишь работа, дающая право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Норма, не позволяющая включать в специальный трудовой стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним территориях, период прохождения военной службы содержалась и в ст. 14 Закона РФ от 20.11.1990 №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», действовавшего до 01.01.2002 г.

Таким образом, ни действующее ранее пенсионное законодательство, ни действующее в настоящее время не позволяли включать в специальный трудовой стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним территориях период прохождения военной службы, в связи с чем заявленные истцом ФИО2 требования о включении в специальный стаж для назначения пенсии по нормам подп. 6 п. 1 ст. 28 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ» периода прохождения им сверхсрочной военной службы с 18.12.1980 г. по 31.10.1988 г. не подлежат удовлетворению.

В подтверждение периода работы с 03.05.1995 г. по 05.10.1998 г. в ОАО «Карелрыбфлот» представлена трудовая книжка, из которой следует, что ОАО «Карелрыбфлот» было организовано и зарегистрировано в г. Беломорске Республики Карелия.

Согласно Перечня районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. и от 26 сентября 1967 г. о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях", утв. Постановлением Совмина СССР от 10.11.1967 N 1029, Беломорский район Республики Карелия с.1992 г. по 19.12.1993 г. относился к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, а с 20.12.1993 г. отнесен к районам Крайнего Севера.

В связи с этим суд не может согласиться с выводами ответчика о том, что данный период не подлежит учету в специальный стаж работы истца в районах Крайнего Севера и приравненных местностях, поскольку к числу таких районов Крайнего Севера отнесен весь Беломорский район Республики Карелия, административным центром которого является г. Беломорск, и указанный период работы истца подлежит учету в его специальный стаж.

В соответствии с положениями ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» трудовая (страховая) пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

Поскольку ко времени обращения истца в УПФ РФ (ГУ) в г. Туле 07.06.2017 г. он не имел требуемый специальный стаж ни для назначения досрочной пенсии в связи с работой в районах Крайнего Севера с учетом полного стажа (15 календарных лет), ни со снижением пенсионного возраста (начиная с 7,5 лет), данный стаж истцом не выработан и на момент рассмотрения дела судом, пенсия не может быть ему назначена.

Также на момент рассмотрения дела истец, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, общеустановленного пенсионного возраста не достиг.

Изложенные в исковом заявлении доводы о том, что он имеет право на установление страховой пенсии со снижением общеустановленного пенсионного возраста по нормам Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», также не могут являться основанием для удовлетворения заявленных истцом требований в силу следующего.

Так, в соответствии с представленными документами, в том числе, справкой от 04.05.2017 г. № 172, ФИО2 проживал на территории проживания с правом на отселение с 08.09.1988 г. по 14.07.1994 г., то есть 5 полных лет. Вместе с тем, в соответствии со ст. 33 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с правом на отселение, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более, чем на 5 лет в общей сложности. При таких обстоятельствах у истца имеется право на снижение общеустановленного пенсионного возраста на 1 год, и этого возраста на момент рассмотрения дела он не достиг.

В связи с этим, поскольку требование о включении периодов в специальный стаж не является самостоятельным требованием, направленным на защиту нарушенного права на пенсионное обеспечение, а является обоснованием основного требования о назначении пенсии, в связи с чем окончательный расчет специального стажа на будущее время судом произведен быть не может. Таким образом, в связи с отсутствием оснований для удовлетворения требования истца о назначении досрочной страховой пенсии, его требования о включении в специальный стаж спорных периодов не подлежат отдельному разрешению судом.

На основании изложенного и руководствуясь положениями ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

в удовлетворении иска ФИО1 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в г.Туле о назначении страховой пенсии отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тульский областной суд через Советский районный суд города Тулы в течение месяца со дня принятия судом мотивированного решения.

Председательствующий А.С. Бездетнова

Мотивированное решение изготовлено 08.06.2018 г.