ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1372/2021 от 20.05.2021 Свердловского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 мая 2021 года город Иркутск

Свердловский районный суд г. Иркутска в составе:

председательствующего судьи Жильчинской Л.В.,

при секретаре судебного заседания Аюровой Д. А.,

с участием истца Канузеля А. Е., представителя ответчика Семенова В. А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело

<Номер обезличен>RS0<Номер обезличен>-55 (производство <Номер обезличен>) по иску Канузель А.А. к Восточно-Сибирскому линейному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации о признании незаконным и отмене приказа в части отмены выплаты ежемесячной надбавки, признании права на выплату надбавки, выплате надбавки,

установил:

В обоснование исковых требований, указано, что капитану полиции Канузель А.В. приказом ВС ЛУ МВД России на транспорте от <Дата обезличена><Номер обезличен> л/с за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время, в соответствии с пунктом 43 раздела III приложения № 2 к приказу МВД России от 21.05.2018 № 314, установлена надбавка при назначении на должность инспектора по особым поручениям отдела охраны общественного порядка Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте.

Контрольно-ревизионным управлением МВД России в мае 2020 г. проведена документарная проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте. В ходе проведения проверки выявлен ряд нарушений, в том числе установлен факт переплаты сотрудникам Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте надбавки к должностному окладу за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровью в мирное время.

По указанному факту в июне 2020 г. проведена служебная проверка, в ходе которой исследованы нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, судебная практика Российской Федерации, Положение об отделе охраны общественного порядка Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте, должностные регламенты сотрудников, приказы, распоряжения Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте, предписания на проверку, графики несения службы, расстановки и маршрутные листы личного состава.

По результатам служебной проверки факт неправомерного назначения надбавки сотрудникам, замещающим должности в подразделениях полиции по охране общественного порядка, за выполнение специальных задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время, предусмотренной пунктом 43 раздела III приложения № 2 к приказу МВД России от 21.05.2018 № 314, не подтвердился, вина сотрудников Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте, в том числе подчиненных ЛО МВД России на транспорте, не установлена.

Приказом Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте от <Дата обезличена><Номер обезличен> л/с «По личному составу» на основании акта ревизии финансово-хозяйственной деятельности Восточно-Сибирского ЛУ МВД Росси на транспорте от <Дата обезличена> Канузель А.Е. отменена выплата указанной ежемесячной надбавки к должностному окладу за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время.

Истец считает оспариваемый приказ от <Дата обезличена><Номер обезличен> л/с об отмене надбавки незаконным, поскольку законодателем не определено, как часто и в каком объеме, сотрудники, замещающие должности, указанные в разделе III приложения № 2 к приказу МВД России от 21.05.2018 № 314, должны выполнять специальные задачи, непосредственно связанные с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время. Считает надбавку видом социальной гарантии (поддержки) со стороны государства по отношению к сотрудникам внутренних дел, в связи с особыми условиями их службы, непосредственно связанными с обеспечением безопасности государства, общественного порядка, законности, прав и свобод граждан. Установление этой надбавки не право, а обязанность работодателя. Оспариваемая надбавка к должностному окладу была единственной иной дополнительной выплатой сотрудникам отдела охраны общественного порядка, в том числе, в рамках приказа МВД России от 21.05.2018 № 314.

В соответствии с Положением об отделе охраны общественного порядка Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте, должностными обязанностями, закрепленными в должностных регламентах истца, Канузель А.Е. выполняет в числе прочих и функции, возложенные на строевые подразделения патрульно-постовой службы полиции, а также охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых.

В соответствии с приказами Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте истец привлекался на охрану и конвоирование подозреваемых и обвиняемых в соответствии с графиком несения службы сотрудниками ОООП; направлялся в командировки для оказания содействия сотрудникам территориальных органов МВД России в обеспечение охраны общественного порядка и общественной безопасности в период проведения праздничных мероприятий, посвященных Дню Победы; в период подготовки и проведения голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию РФ привлекался на охрану общественного порядка на участок для голосования; в связи с эпидемиологической обстановкой задействовался на охране общественной и личной безопасности граждан прибывающих в аэропорт г. Иркутска, а также находящихся на карантине в гостинице «Воздушная Гавань»; с целью организации охраны общественного порядка и общественной безопасности, а также пресечению административных правонарушений и преступлений было осуществлено сопровождение двух пассажирских поезда.

В силу замещаемой должности, истец выполняет функции, возложенные на подразделения патрульно-постовой службы полиции, соответственно имеет право на установление надбавки за выполнение специальных задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время.

На основании изложенного, изменив заявленные требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, истец просил суд:

- признать незаконным приказ Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте от <Дата обезличена><Номер обезличен> л/с в части отмены майору полиции Канузель А.Е. старшему инспектору по особым поручениям отдела охраны общественного порядка Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте, выплаты;

- обязать ответчика отменить приказ Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте от <Дата обезличена><Номер обезличен> л/с в части отмены майору полиции Канузель А.Е. старшему инспектору по особым поручениям отдела охраны общественного порядка Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте, выплаты;

- признать за майором полиции Канузель А.Е. старшим инспектором по особым поручениям отдела охраны общественного порядка Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте право на установление ежемесячной надбавки в размере 20 процентов должностного оклада за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время, в соответствии с пунктом 43 раздела III приложения № 2 к приказу МВД России от 21.05.2018 № 314;

- обязать ответчика выплатить надбавки за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время - 20 процентов должностного оклада, с момента отмены - с <Дата обезличена> до фактического исполнения решения суда.

Истец Канузель А.Е. в судебном заседании заявленные требования подержал в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении и уточнении к нему, настаивал на их удовлетворении.

Представитель ответчика Семенов В.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражал в полном объеме по доводам, изложенным в письменных возражениях на иск.

В обоснование возражений ответчика указано, что <Дата обезличена> проведена служебная проверка по рапорту врио начальника финансово-экономического отдела Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте подполковника внутренней службы И.Н. Соловьевой по факту переплаты сотрудникам Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте надбавки к должностному окладу за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время.

В ходе проверки установлено, что в нарушение п.43 Перечня, утвержденного приказом МВД России от 21.05.2018 № 314, сотрудникам, замещающим должности в отделе охраны общественного порядка Управления, а также в отделах, группах и направлениях охраны общественного порядка в подчиненных подразделениях установлена и выплачивалась надбавка за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время, как сотрудникам, замещающим штатные должности в подразделениях, не входящих в структуру строевых подразделений ППСП, ДПС, ОиКПиО, но выполняющие функции, возложенные на них.

Согласно положениям и должностным регламентам, основными задачами и функциями данных подразделений являются организационные, методические, координирующие, управленческие и контрольные мероприятия. Задачи и функции ППС, ДПС, ОиКПиО указанные подразделения не выполняют, при этом предусмотрена функция обеспечения общественного порядка на объектах железнодорожного, воздушного и водного транспорта при проведении общественно-политических, культурно-зрелищных, спортивных и иных массовых мероприятий. Фактически участие в обеспечении общественного порядка носило эпизодический характер. В период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> сотрудники ООП принимали участие в обеспечении охраны общественного порядка при 6-ти массовых мероприятиях.

Восточно-Сибирским ЛУ МВД России на транспорте <Дата обезличена> в ФЭД МВД России направлен запрос с просьбой предоставить разъяснения о применении надбавки за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время и порядке ее начисления.

Из разъяснений ФЭД МВД России от <Дата обезличена> следует, что данная надбавка устанавливается сотрудникам подразделений, не входящих в структуру строевых (патрульно-постовой службы, вневедомственной охраны или охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых), но выполняющих все функции соответствующего строевого подразделения.

Следовательно, если сотрудник такого подразделения выполняет функции по охране общественного порядка наряду с иными функциями, ему не может быть установлена данная надбавка.

При установлении надбавки к должностному окладу за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время конкретному сотруднику, следует руководствоваться его должностным регламентом, в котором должны быть определены обязанности по выполнению функций строевых подразделений (ППСП).

Задачи и функции ППС, ДПС, ОиКПиО майор полиции Канузель А.Е., инспектор по особым поручениям отдела охраны общественного порядка Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте не выполнял и не выполняет, при этом у него до <Дата обезличена> была предусмотрена функция обеспечения общественного порядка на объектах железнодорожного, воздушного и водного транспорта при проведении общественно-политических, культурно-зрелищных, спортивных и иных массовых мероприятий, фактически участие в обеспечении общественного порядка носило эпизодический характер.

Истец не выполняет функции, возложенные на подразделения патрульно-постовой службы полиции и подразделения по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых на постоянной основе, ему соответственно не может быть установлена надбавка за выполнение специальных задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время, предусмотренная пунктом 43 раздела III приложения № 2 к приказу МВД России от 21.05.2018 № 314.

На основании изложенного, представитель ответчика просил суд в удовлетворении требований Канузель А.Е. отказать в полном объеме.

Обсудив доводы иска и возражений ответчика, заслушав пояснения истца, представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

Судом установлено, что истец Канузель А. Е. проходит службу в органах внутренних дел в должности старшего инспектора по особым поручениям отдела охраны общественного порядка (далее – ОООП) Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте.

Приказом Иркутского линейного отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации на воздушном транспорте от <Дата обезличена><Номер обезличен> л/с старший лейтенант полиции Канузель А.Е. назначен на должность старшего инспектора направления по охране общественного порядка Иркутского ЛО МВД России на воздушном транспорте с <Дата обезличена>.

Приказом Иркутского ЛО МВД России на воздушном транспорте от <Дата обезличена><Номер обезличен> л/с капитану полиции Канузелю А.Е., старшему инспектору направления по охране общественного порядка Иркутского ЛО МВД России на воздушном транспорте в соответствии с пунктом 43 раздела III приложения № 2 к приказу МВД России от 21.05.2018 № 314, установлена надбавка за прохождение службы в подразделении, не входящем в структуру строевых подразделений патрульно-постовой службы, но выполняющего функции, возложенные на названное подразделение – 20 % должностного оклада.

Приказом Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте от <Дата обезличена><Номер обезличен> л/с Канузель А. Е. освобожден от прежней должности и назначен на должность инспектора по особым поручениям отдела охраны общественного порядка Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте, по контракту с должностным окладом по 22 тарифному разряду в размере 17000,00 руб., ему установлена ежемесячная надбавка за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время в размер 20 % должностного оклада, в том числе за прохождение службы в подразделениях, не входящим в структуру патрульно-постовой службы, но выполняющего функции, возложенные на названные подразделения – 20 %.

Приказом <Номер обезличен> л/с от <Дата обезличена> Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте Канузелю А.Е., инспектору по особым поручениям отдела охраны общественного порядка, отменена выплата ежемесячной надбавки к должностному окладу за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время, установленная в соответствии с пунктом 43 раздела III приложения № 2 к Перечню должностей сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, при замещении которых устанавливается надбавка к должностному окладу за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время, установленного приказом МВД России от 21.05.2018 № 314.

Приказом Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте от <Дата обезличена><Номер обезличен> л/с майор полиции Канузель А.Е. назначен на должность старшего инспектора по особым поручениям отдела охраны общественного порядка Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте, по контракту с должностным окладом по 24 тарифному, освобожден от должности инспектора по особым поручениям отдела охраны общественного порядка Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте.

<Дата обезличена> между Канузель А.Е. и начальником Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте заключен контракт о прохождении службы в органах внутренних дел Российской Федерации, по условиям которого Канулеь А.Е, принял на себя обязательство выполнять обязанности по должности старшего инспектора по особым поручениям отдела охраны общественного порядка Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте.

Исковые требования мотивированы тем, что истец Канузель А. Е. наряду с обязанностями, предусмотренными по замещаемой им должности в отделе охраны общественного порядка, также выполняет функции, возложенные на подразделения патрульно-постовой службы полиции, охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, в связи с чем, имеет право на получение надбавки за выполнение специальных задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время.

Ответчик, возражая против доводов иска, ссылается на непостоянный характервыполнения истцом функций, возложенных на подразделения патрульно-постовой службы полиции и подразделения по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых, в связи с чем, считает неправомерным назначение такой надбавки к должностному окладу по должности старшего инспектора по особым поручениям отдела охраны общественного порядка.

Основанием для отмены выплата ежемесячной надбавки к должностному окладу за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время послужили результаты проверки финансово-экономического отдела Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте по факту переплаты сотрудникам указанной надбавки к должностному окладу.

В акте от <Дата обезличена> отражены результаты проведенной документарной проверкой отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, в ходе которой установлено, что в нарушение пункта 43 Перечня, утвержденного приказом МВД России от 21.05.2018 №314, сотрудникам, замещающим должности в отделе охраны общественного порядка Управления, а также в отделах, группах и направлениях охраны общественного порядка в подчиненных подразделениях была установлена и выплачивалась надбавка за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время, как сотрудникам замещающим штатные должности в подразделениях, не входящих в структуру строевых подразделений ППС, ДПС, ОиКПиО, но выполняющих функции, возложенные на них. Согласно положениям и должностным регламентам основными задачами и функциями данных подразделений являются организационные, методические, координирующие, управленческие и контрольные мероприятия (задачи и функции ППС, ДПС или ОиКПиО указанные подразделения не выполняют). При этом предусмотрена функция обеспечения общественного порядка на объектах железнодорожного, воздушного и водного транспорта при проведении общественно-политических, культурно-зрелищных, спортивных и иных массовых мероприятий. Фактическое участие в обеспечении общественного порядка носило эпизодический характер (с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> сотрудники ООП принимали участие в обеспечении охраны общественного порядка при 6 массовых мероприятиях). За проверяемый период сумма выплаченной надбавки составила 1236924,43 рубля.

По данному факту по рапорту врио начальника финансово-экономического отдела <Дата обезличена> начальником Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте назначена служебная проверка.

Итоги проведенной служебной проверки были изложены в заключении служебной проверки по факту переплаты сотрудникам Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте надбавки к должностному окладу за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время от <Дата обезличена>, утвержденной начальником Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте полковником полиции ФИО8<Дата обезличена>.

Из указанного заключения служебной проверки от <Дата обезличена> следует, что факты переплаты сотрудникам надбавки за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время, к должностному окладу, подтвердились.

Предыдущее заключение служебной проверки по факту переплаты сотрудникам Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте надбавки к должностному окладу за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время от <Дата обезличена> отменено.

По условиям контракта о прохождении службы в органах внутренних дел Российской Федерации начальник Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте обязуется обеспечить своевременную и в полном объеме выплату денежного довольствия и представление социальных гарантий сотруднику и членам его семьи в соответствии с Федеральным законом от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п.6.2 контракта).

Восточно-Сибирское ЛУ МВД России на транспорте является некоммерческим юридическим лицом, основной задачей деятельности которого является обеспечение защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, противодействие преступности, охрана общественного порядка и собственности, обеспечение общественной безопасности на объектах транспорта, управление подчиненными ОВДТ, осуществление в рамках полномочий социальной и правовой защиты сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников, а также граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел, организационно-методическое обеспечение деятельности подчиненных ОВДТ.

В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" службой в органах внутренних дел признается федеральная государственная служба, представляющая собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее - граждане) на должностях в органах внутренних дел Российской Федерации (далее - органы внутренних дел), а также на должностях, не являющихся должностями в органах внутренних дел, в случаях и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.

В силу пп. 1-3 ч. 1 ст. 3 указанного Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ регулирование правоотношений, связанных со службой в органах внутренних дел, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и иным нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ сотрудник органов внутренних дел имеет право, в том числе: на денежное довольствие, являющееся основным средством его материального обеспечения и стимулирования выполнения им служебных обязанностей.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" денежное довольствие сотрудников является основным средством их материального обеспечения и стимулирования выполнения ими служебных обязанностей (пункт 1). Денежное довольствие сотрудников состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью (далее также - должностной оклад) и месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием (далее - оклад по специальному званию), которые составляют оклад месячного денежного содержания (далее - оклад денежного содержания), ежемесячных и иных дополнительных выплат (пункт 3).

Перечень ежемесячных дополнительных выплат установлен частью 6 статьи 2 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

В соответствии с пунктом 7 указанной нормы права сотрудникам устанавливается дополнительная выплата - надбавка к должностному окладу за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время.

Частью 14 этой же статьи Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ надбавка к должностному окладу за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время, выплачивается в размере до 100 процентов должностного оклада. Порядок выплаты и предельные размеры указанной надбавки в зависимости от условий выполнения задач определяются Правительством Российской Федерации. Конкретные размеры надбавки к должностному окладу за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время, определяются руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2011 года № 1122 "О дополнительных выплатах военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы за выполнение задач, связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время" утверждены Правила выплаты сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации надбавки к должностному окладу за выполнение задач, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья в мирное время.

Пунктом 2 Правил установлено, что надбавка выплачивается сотрудникам в составе их денежного довольствия в порядке, который установлен в соответствующем федеральном органе исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, для обеспечения этих сотрудников денежным довольствием.

Из материалов дела следует, что установленная истцу Канузель А. Е. ежемесячная надбавка за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время в размере 20 % должностного оклада (за прохождение службы в подразделении, не входящем в структуру патрульно-постовой службы, но выполняющего функции, возложенные на названное подразделение), отменена приказом от <Дата обезличена><Номер обезличен> л/с Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте.

Согласно справке <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, Канузель А.Е., старшему инспектору по особым поручениям отдела охраны общественного порядка Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте за сентябрь 2020 года начислено и выплачено за вычетом НДФЛ с учетом надбавки за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время, которая составила 20 процентов от должностного оклада 18 441,00 (24 тарифный разряд) рубль в сумме 3 688,20 рублей. С <Дата обезличена>, с учетом индексации денежного довольствия на 3%, начисленная сумма надбавки составила 3 799,00 рублей. В ноябре в связи с отменой надбавки на основании приказа Восточно- Сибирского ЛУ МВД России на транспорте от <Дата обезличена><Номер обезличен> л/с удержана с <Дата обезличена> от начисленного денежного довольствия в сумме 1 102,94 рубля. С декабря 2020 г. по <Дата обезличена> денежное довольствие начисляется и выплачивается без указанной надбавки.

Сведения, указанные в справке, подтверждаются представленной в материалы дела справкой о заработной плате <Номер обезличен> от <Дата обезличена>.

Судом установлено, что Канузель А. Е. с <Дата обезличена> проходит службу в органах внутренних дел России в должности старшего инспектора по особым поручениям отдела охраны общественного порядка Восточно-Сибирского линейного управления МВД Росси на транспорте, с ним заключен контракт о прохождении службы. Ранее проходил службу в этом же отделе в должности инспектора по особым поручениям.

В соответствии с должностным регламентом (должностной инструкцией), утвержденным <Дата обезличена> инспектор по особым поручениям отдела охраны общественного порядка Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте А.Е. Канузель, в частности, обязан:

обеспечивать безопасность граждан и общественный порядок в случае привлечения к охране общественного порядка при проведении публичных мероприятий, при возникновении чрезвычайных ситуаций, а также в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством (пункт 37);

организовывать работу по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений сотрудниками ППСП на объектах железнодорожного транспорта (пункт 46);

осуществлять проведение гласных и скрытых проверок несения службы нарядами ППСП (пункт 47).

Аналогичные обязанности закреплены в должностном регламенте (должностной инструкции) инспектора по особым поручениям отдела охраны общественного порядка Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте, утвержденном <Дата обезличена>.

В соответствии с должностным регламентом (должностной инструкцией), утвержденным <Дата обезличена>, инспектор по особым поручениям отдела охраны общественного порядка обязан, в том числе:

организовывать работу по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений сотрудниками ППСП на объектах железнодорожного транспорта (пункт 53);

осуществлять проведение гласных и скрытых проверок несения службы нарядами ППСП в соответствии с распоряжением, указанием начальника Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте (пункт 54).

Приказом МВД России от 21.05.2018 № 314 «О размерах надбавки к должностному окладу сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время, и утверждении Перечня должностей сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, при замещении которых устанавливается надбавка к должностному окладу за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.06.2018 N 51348) определены размеры надбавки к должностному окладу сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время.

В соответствии с пунктом 4.3 приложения № 1 к Приказу МВД России от 21 мая 2018 года N 314 "О размерах надбавки к должностному окладу сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время, и утверждении Перечня должностей сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, при замещении которых устанавливается надбавка к должностному окладу за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время", сотрудникам, замещающим должности, указанные в пунктах 41 - 44, 48, 52 и 54 раздела III приложения N 2 к настоящему приказу за выполнение специальных задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время, устанавливается надбавка в размере 20%.

Разделом III приложения N 2 к Приказу N 314 определены штатные должности, по которым требуется выполнение специальных задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время, в том числе, в п. 43 указаны штатные должности в подразделениях, не входящих в структуру строевых подразделений патрульно-постовой, дорожно-патрульной служб, охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, но выполняющих функции, возложенные на названные подразделения.

Исходя из системного анализа данного приказа, основанием для установления спорной надбавки к должностному окладу за выполнение задач, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья в мирное время, является постоянное выполнение специальных задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время.

Постоянное выполнение истцом специальных задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время, судом установлено не было.

Исходя из предусмотренных должностным регламентом должностных обязанностей инспектора отдела охраны общественного порядка, истец не был занят постоянным выполнением задач, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья в мирное время. Следовательно, истец не относится к категории сотрудников, которые имели право на получение спорной надбавки к должностному окладу за выполнение задач, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья в мирное время, по основаниям, предусмотренным п. 4.3 Приказа МВД России от 21 мая 2018 года N 314, действовавшего в период спорных отношений.

Указанный приказ МВД России от 21 мая 2018 года N 314 утратил силу в связи с изданием Приказа МВД России от 16.03.2021 N 126, определившего новые размеры надбавок и перечень должностей.

При этом для получения указанной надбавки к должностному окладу занятие должностей, по которым требуется выполнение специальных задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время, должно носит постоянный характер.

Таким образом, суд приходит к выводу, что при установлении надбавки к должностному окладу за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время конкретному сотруднику установление надбавки возможно лишь при выполнении сотрудником указанных задач регулярно, на постоянной основе, что должно быть непосредственного закреплено в его должностном регламенте.

В подтверждение доводов иска о том, что Канузель А.Е. выполнял задачи непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время в материалы дела представлены следующие доказательства.

В соответствии с графиками проверок нарядов ППСП и спец. подразделений по ООП Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте в силу пунктов 19.6, 19.7, 84.3, 93, 115, 116, 117, 124-127, 129 Устава патрульно-постовой службы полиции, утвержденного приказом МВД России от <Дата обезличена><Номер обезличен>, пунктов 10, 11, 14, 15, 16, 17 Положения об отделе охраны общественного порядка Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте, утвержденного приказом Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте от <Дата обезличена><Номер обезличен>, инспектор по особым поручениям А.Е. Канузель осуществлял гласные и скрытые проверки несения службы нарядами патрульно-постовой службы полиции на воздушном транспорте, на железнодорожных станциях (<Дата обезличена>, <Дата обезличена>, <Дата обезличена>, <Дата обезличена>, <Дата обезличена>, <Дата обезличена>, <Дата обезличена>, <Дата обезличена>, <Дата обезличена>, <Дата обезличена>, <Дата обезличена>, <Дата обезличена>).

В соответствии с графиком оказания содействия сотрудникам ГУ МВД России по Иркутской области в обеспечении охраны общественного порядка и общественной безопасности в период проведения в г. Иркутске праздничных мероприятий посвящённых Дню Победы Канузель А.Е. был задействован <Дата обезличена>; задействован в проверке несения службы нарядов ППСП на ст. Иркутск-пассажирский, ст. Иркутск-сортировочный, Иркутский ЛО МВД России по воздушном транспорте (вечернее время после 20:00).

Согласно списку резерва сотрудников подразделений полиции по охране общественного порядка Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте (ОООП, ОДН, ОИАЗ, СГ по ООП) в период Новогодних праздников и Рождества Христова с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> Канузель А. Е. был включен в график на <Дата обезличена>, <Дата обезличена>, <Дата обезличена>, <Дата обезличена>, <Дата обезличена>.

В соответствии с расстановками личного состава Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности в период нахождения на карантине граждан прибывших на территорию Иркутской области из-за рубежа, утвержденными (<Дата обезличена>, <Дата обезличена>, <Дата обезличена>, <Дата обезличена>, <Дата обезличена>, <Дата обезличена>, <Дата обезличена>) заместителем начальника управления МВД России - начальником полиции Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте подполковником полиции Д.А. Зайсуновым, инспектор по особым поручениям, отдела охраны общественного порядка А.Е. Канузель нёс службу на территории, прилегающей к обсервационному пункту «Воздушная гавань» (<адрес обезличен>), в качестве старшего группы с 21:00 час. до 09:00 час. (4-5, 17-18 апреля; 3 - 4, 8, 14 - 15, <Дата обезличена>)

Согласно графику проведения профилактических мероприятий сотрудниками полиции на объектах транспорта в период с 25 по <Дата обезличена>ФИО2 А.Е. <Дата обезличена> осуществлял сопровождение э/п 6311 по маршруту «Иркутск-пассажирский» - Ангарск, профилактические мероприятия на ст. Ангарск, проверку несения службы наряда СО ООП, сопровождение э/п <Номер обезличен> по маршруту «Ангарск – Иркутск-пассажирский», проверку несения службы наряда сопровождения э/п 7102.

В соответствии с приказами от <Дата обезличена><Номер обезличен>, от <Дата обезличена><Номер обезличен>, от <Дата обезличена><Номер обезличен>, Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте Канузель А.Е. <Дата обезличена>, <Дата обезличена><Дата обезличена> участвовал в конвоировании арестованных (обвиняемых) в качестве конвойного.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд установил, что при исполнении истцом Канузель А.Е. своих должностных обязанностей в ОООП им также периодически (в соответствии с графиками) выполнялись также задачи, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время.

Исполнение служебных обязанностей по сопровождению пригородных поездов, обеспечение общественного порядка и общественной безопасности при встрече авиарейсов обеспечению конвоирования подозреваемых и обвиняемых действительно, подпадает под категорию задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время, вместе с тем, исполнение данных обязанностей Канузель А.Е. носило не постоянный характер.

При этом суд учитывает, что проведение гласных и скрытых проверок не может расцениваться как выполнение задач, непосредственно связанных с риском для жизни.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исполнение Канузель А. Е. служебных обязанностей, ранее инспектором по особым поручениям отдела охраны общественного порядка, а ныне старшим инспектором по особым поручениям отдела охраны общественного порядка, не порождает для истца право для выплаты ежемесячной надбавки в размере 20 процентов должностного оклада за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время, поскольку такие задачи на постоянной основе истцом им выполнялись и не выполняются.

Таким образом, суд приходит к выводу, что исковые требования Канузель А.Е. о признании незаконным приказа Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте от <Дата обезличена><Номер обезличен> л/с в части отмены истцу выплаты, возложении обязанности на ответчика отменить приказ, удовлетворению не подлежат.

Поскольку, в удовлетворении требования о признании приказа от <Дата обезличена><Номер обезличен> л/с отказано, следовательно, суд не находит правовых оснований для удовлетворения производных требований о признании права на выплату надбавки, возложении обязанности выплатить надбавку за период с <Дата обезличена> до фактического исполнения решения суда.

Таким образом, суд отказывает Канузель А.Е. в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Канузель А.А. о признании незаконным приказа Восточно-Сибирского линейного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации от <Дата обезличена><Номер обезличен> л/с в части отмены старшему инспектору отдела охраны общественного порядка Канузель А.А. выплаты ежемесячной надбавки в размере 20 процентов должностного оклада за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время, возложении обязанности отменить приказ в указанной части, признании права на выплату надбавки, возложении обязанности выплатить надбавку за период с <Дата обезличена> до фактического исполнения решения суда - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Свердловский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья: Л. В. Жильчинская

Решение в окончательной форме принято судом <Дата обезличена>