ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1372/2021 от 21.09.2021 Тихорецкого городского суда (Краснодарский край)

Дело № 2-1372/2021

УИД 23RS0052-01-2021-002038-46

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Тихорецк 21 сентября 2021 года

Тихорецкий городской суд Краснодарского края в составе:

судьи Сухорутченко В.А.

секретаря судебного заседания Сафроновой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кавказского транспортного прокурора Южной Транспортной прокуратуры, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к обособленному подразделению «Тихорецкая» общества с ограниченной ответственностью «Милорем-Сервис» о признании незаконным действий, обязании устранить нарушения,

установил:

Кавказский транспортный прокурор Южной Транспортной прокуратуры, действуя в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации обратился в суд с иском к обособленному подразделению «Тихорецкая» ООО «Милорем-Сервис» о признании незаконным действий, выразившихся в не уведомлении Кавказского ЛО МВД России на транспорте о заключении с бывшими сотрудниками полиции трудового договора, обязании устранить указанные нарушения.

В обоснование иска указано, что по результатам проведенной Кавказской транспортной прокуратурой Южной Транспортной прокуратуры проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции установлено, что на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГФИО1 принят на участок ремонта механического оборудования подвижного состава (1 группы) слесарем по ремонту подвижного состава 4-го разряда в ОП «Тихорецкая ООО «Милорем-Сервис». При этом ДД.ММ.ГГГГФИО1 был уволен из органов внутренних дел с должности полицейского отделения патрульно-постовой службы полиции по охране общественного порядка линейного отдела полиции на станции Тихорецкая линейного отдела МВД России на станции Кавказская. Должность полицейского отделения патрульно-постовой службы полиции по охране общественного порядка в соответствии с требованиями Указа Президента РФ от 21.07.2010 №925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции», Указа Президента РФ от 18.05.2009 №557, а также приказа МВД РФ от 31.08.2009 №680 включена в перечень должностей, в течение двух лет после увольнения, с которой на работодателя, заключившего договор с бывшим государственным служащим, распространяется обязанность, предусмотренная частью 4 статьи 12 ФЗ №273-ФЗ от 25.12.2008 «О противодействии коррупции». Однако, в нарушение норм действующего законодательства ОП «Тихорецкая» ООО «Милорем-Сервис» не уведомило Кавказский ЛО МВД России на транспорте о заключении с бывшим сотрудником полиции трудового договора. 01.02.2021 в адрес начальника обособленного подразделения «Тихорецкая» ООО «Милорем-Сервис» внесено представление, однако ответчиком меры к устранению выявленных нарушений не приняты, уведомление в адрес ЛО МВД России на станции Кавказская не направлено.

Кавказский транспортный прокурор, указывая, что отсутствие уведомления по факту трудоустройства ФИО1 свидетельствует о неисполнении ответчиком требований Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона «О противодействии коррупции», просит суд признать незаконными действия начальника обособленного подразделения «Тихорецкая» ООО «Милорем-Сервис», обязать ответчика направить уведомление о заключении с бывшим сотрудником полиции –ФИО1 в ЛО МВД России на станции Кавказская.

Кавказский транспортный прокурор Южной транспортной прокуратуры в судебное заседание не явился, в заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие, настаивал на удовлетворении заявленных исковых требований.

Представитель ответчика обособленного подразделения «Тихорецкая» ООО «Милорем-Сервис» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещен. При этом 25 августа 2021 года по ходатайству директора подразделения ФИО3, указавшего, что он находится в служебной командировке с 25.08.2021 по 30.08.2021 судебное заседание было отложено на 21 сентября 2021 года. 21 сентября 2021 года в суд от директора подразделения ФИО3 поступило ходатайство об отложении судебного заседания, в связи с его направлением в служебную командировку с 21.09.2021 по 26.09.2021. Суд, разрешая поступившее ходатайство, принимает во внимание, что ответчиком не предоставлено документов, подтверждающих невозможность присутствия в судебном заседании директора либо иного представителя, действующего в интересах обособленного подразделения «Тихорецкая» ООО «Милорем-Сервис», учитывая, что к ходатайству об отложении рассмотрения дела не приложены документы, подтверждающие направление ФИО3 в служебную командировку, приходит к выводу о рассмотрении дела в отсутствие ответчика, признав причины неявки представителя ответчика в судебное заседание неуважительными, а заявленное ходатайство направленным на необоснованное затягивание рассмотрения дела.

Кроме того, не явившись в судебное заседание и не направив для участия в нем своего представителя, директор обособленного подразделения «Тихорецкая» ООО «Милорем-Сервис», реализовал свое диспозитивное право, установленное статьями 35, 37, 48 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, дозволяющее ему действовать по собственному усмотрению.

Исследовав письменные доказательства в материалах дела, суд принимает во внимание следующее.

В соответствии со статьей 129 (часть 5) Конституции Российской Федерации полномочия, организация и порядок деятельности органов прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом. Таким законом является Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», в соответствии с которым прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина (статья 1). Задачи, возложенные на прокуратуру Российской Федерации, и полномочия прокуроров обусловлены целями обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, что соотносится с положениями статей 2, 4 (часть 2), 15 (части 1 и 2) и 18 Конституции Российской Федерации.

Согласно Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статье 22 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок (пункт 1 статьи 6); представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона (пункт 3 статьи 22); представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению; в течение месяца со дня вынесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме (пункт 1 статьи 24).

По смыслу приведенных взаимосвязанных положений Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», а также учитывая, что при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы (пункт 2 статьи 21), само по себе представление прокурора не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить указанные в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона органы и должностных лиц устранить допущенные нарушения закона прежде всего в добровольном порядке. Требование о безусловном исполнении представления прокурора реализуется путем специальных процедур - вынесения самим прокурором постановления о возбуждении производства об административном правонарушении либо путем обращения в суд.

Частью 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предусмотрено, что прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Согласно статье 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Кавказским транспортным прокурором заявлен иск в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации, требования мотивирован тем, что неисполнение ответчиком требований трудового законодательства и Федерального закона «О противодействии коррупции» негативно влияет на состояние антикоррупционной политики.

В силу части 3 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации все работодатели (физические и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (часть 1 статьи 15 Трудового кодекса Российской Федерации).

Статьей 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, замещавшие должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязаны при заключении трудовых договоров сообщать работодателю сведения о последнем месте службы. Работодатель при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Из статьи 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» следует, что гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.

Гражданин, замещавший должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязан при заключении трудовых или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг), указанных в части 1 настоящей статьи, сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы.

Работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), указанного в части 1 настоящей статьи, с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что 10 марта 2017 года ФИО1 был принят в органы внутренних дел на должность полицейского отделения патрульно-постовой службы полиции подразделения по охране общественного порядка линейного отдела полиции на станции Тихорецкая линейного отела МВД России на станции Кавказская, что подтверждается выпиской из приказа от 10 марта 2017 года (л.д. 7).

Согласно приказу от 02 ноября 2018 года расторгнут контракт и уволен из органов внутренних дел Российской Федерации старший сержант полиции ФИО1 – полицейский отделения патрульно-постовой службы полиции подразделения по охране общественного порядка линейного отдела полиции на станции Тихорецкая линейного отдела МВД России на станции Кавказская, 02 ноября 2018 года (л.д. 8).

В соответствии с Указом Президента РФ от 18.05.2009 № 557 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей», Указом Президента РФ от 21.07.2010 № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции», Приказом МВД России от 16.12.2016 № 848 «О Перечне должностей федеральной государственной службы в Министерстве внутренних дел Российской Федерации и должностей в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством внутренних дел Российской Федерации, при замещении которых сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, федеральные государственные гражданские служащие и работники, а также граждане при назначении на должности в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством внутренних дел Российской Федерации, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» должности всех наименований подразделений патрульно-постовой службы полиции входят в Перечень должностей федеральной государственной службы в Министерстве внутренних дел Российской Федерации и должностей в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством внутренних дел Российской Федерации, при замещении которых сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, федеральные государственные гражданские служащие и работники, а также граждане при назначении на должности в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством внутренних дел Российской Федерации, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Судом установлено, что в период с 10.03.2017 по 02.11.2018 ФИО1 проходил службу в органах внутренних дел в должности полицейского отделения патрульно-постовой службы полиции отдела полиции на станции Тихорецкая линейного отдела МВД России на станции Кавказская.

Из приказа (распоряжения) от 01.03.2019 следует, что ФИО1 с 01.03.2019 принят на работу в обособленное подразделение «Тихорецкая» Участок ремонта механического оборудования подвижного состава (1 группы) слесарем по ремонту подвижного состава 4 разряда (л.д. 16).

01 марта 2019 года между ООО «Милорем-Сервис», в лице начальника обособленного подразделения «Тихорецкая» ООО «Милорем-Сервис» ФИО3 и ФИО1 заключен трудовой договор (л.д. 17-25).

В соответствии с пунктом 1.2, 1.3 трудового договора, работник принимается на работу к работодателю на участок ремонта механического оборудования подвижного состава (1 группы) на должность слесарь по ремонту подвижного состава 4 разряда. Работник приступает к исполнению своих трудовых обязанностей с 01.03.2019.

На требование Кавказского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры о предоставлении информации и документов от 13.07.2020 врио начальника ЛО МВД России на станции Кавказская в адрес прокурора 13.07.2020 направлены уведомления о трудоустройстве бывших сотрудников ЛО МВД России на станции Кавказская, уволенных в 2018-2019 годах и одновременно сообщил, что в ЛО МВД России на станции Кавказская уведомление о трудоустройстве, в том числе бывшего сотрудника ЛО МВД России на станции Кавказская ФИО1, уволенного 02.11.2018 не поступало.

В ответ на требование Кавказского транспортного прокурора от20.07.2020 начальник обособленного подразделения «Тихорецкая» ООО «Милорем-Сервис» направил в адрес прокурора копию приказа о приеме на работу ФИО1, и копию его трудового договора. При этом начальник подразделения ссылаясь на то, что в Перечне, утвержденном Указом Президента РФ от 18 мая 2009 №557 не указана должность полицейского патрульно-постовой службы, так же как и в Приказе МВД России от 16.12.2016 №848, указал, что, по его мнению, осуществление трудовых функций на прежней работе ФИО1 не связано с функциями слесаря по ремонту подвижного состава 4 разряда, в связи с чем уведомление о трудоустройстве ФИО1 в ЛО МВД России на стации Кавказская не направлялось.

01.02.2021 Кавказским транспортным прокурором Южной транспортной прокуратуры в адрес начальника обособленного подразделения «Тихорецкая» ООО «Милорем-Сервис» было вынесено Представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, причин и условий, им способствующих, в котором прокурор требовал, в том числе принять меры к установлению выявленных нарушений законодательства о противодействии коррупции, недопущению впредь подобных и иных нарушений действующего законодательства; рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности специалистов по управлению персоналом обособленного подразделения (л.д. 26 - 27).

В ответ на представление Кавказского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры, 03.02.2021 начальник обособленного подразделения Тихорецкая направил в его адрес копию приказа о приеме на работу ФИО1, копию трудового договора ФИО1 и копию приказа о приеме, трудового договора, должностной инструкции специалиста по работе с персоналом 1 категории ФИО2 (л.д. 9).

Проанализировав установленные по результатам исследования доказательств фактические обстоятельства настоящего дела, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований, так как из трудовой книжки ФИО1 следует, что он проходил службу ЛО МВД России на стации Кавказская, при этом заключая с бывшим сотрудником МВД трудовой договор, работодатель - обособленное подразделение «Тихорецкая» ООО «Милорем-Сервис», не выполнил требования положений законодательства, закрепленных в статье 64.1 Трудового кодекса РФ, части 4 статьи 12 Федерального закона «О противодействии коррупции», прямо предусматривают обязанность работодателя при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования Кавказского транспортного прокурора Южной Транспортной прокуратуры, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к обособленному подразделению «Тихорецкая» общества с ограниченной ответственностью «Милорем-Сервис» о признании незаконным действий, обязании устранить нарушения, удовлетворить.

Признать незаконными действия начальника обособленного подразделения «Тихорецкая» общества с ограниченной ответственностью «Милорем-Сервис».

Обязать начальника обособленного подразделения «Тихорецкая» общества с ограниченной ответственностью «Милорем-Сервис» направить в адрес ЛО МВД России на станции Кавказская уведомление о заключении трудового договора с бывшим сотрудником полиции – ФИО1.

Судья Тихорецкого

городского суда В.А. Сухорутченко