Дело № 2-1372/2021
УИД 23RS0052-01-2021-002038-46
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Тихорецк 21 сентября 2021 года
Тихорецкий городской суд Краснодарского края в составе:
судьи Сухорутченко В.А.
секретаря судебного заседания Сафроновой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кавказского транспортного прокурора Южной Транспортной прокуратуры, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к обособленному подразделению «Тихорецкая» общества с ограниченной ответственностью «Милорем-Сервис» о признании незаконным действий, обязании устранить нарушения,
установил:
Кавказский транспортный прокурор Южной Транспортной прокуратуры, действуя в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации обратился в суд с иском к обособленному подразделению «Тихорецкая» ООО «Милорем-Сервис» о признании незаконным действий, выразившихся в не уведомлении Кавказского ЛО МВД России на транспорте о заключении с бывшими сотрудниками полиции трудового договора, обязании устранить указанные нарушения.
В обоснование иска указано, что по результатам проведенной Кавказской транспортной прокуратурой Южной Транспортной прокуратуры проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции установлено, что на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГФИО1 принят на участок ремонта механического оборудования подвижного состава (1 группы) слесарем по ремонту подвижного состава 4-го разряда в ОП «Тихорецкая ООО «Милорем-Сервис». При этом ДД.ММ.ГГГГФИО1 был уволен из органов внутренних дел с должности полицейского отделения патрульно-постовой службы полиции по охране общественного порядка линейного отдела полиции на станции Тихорецкая линейного отдела МВД России на станции Кавказская. Должность полицейского отделения патрульно-постовой службы полиции по охране общественного порядка в соответствии с требованиями Указа Президента РФ от 21.07.2010 №925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции», Указа Президента РФ от 18.05.2009 №557, а также приказа МВД РФ от 31.08.2009 №680 включена в перечень должностей, в течение двух лет после увольнения, с которой на работодателя, заключившего договор с бывшим государственным служащим, распространяется обязанность, предусмотренная частью 4 статьи 12 ФЗ №273-ФЗ от 25.12.2008 «О противодействии коррупции». Однако, в нарушение норм действующего законодательства ОП «Тихорецкая» ООО «Милорем-Сервис» не уведомило Кавказский ЛО МВД России на транспорте о заключении с бывшим сотрудником полиции трудового договора. 01.02.2021 в адрес начальника обособленного подразделения «Тихорецкая» ООО «Милорем-Сервис» внесено представление, однако ответчиком меры к устранению выявленных нарушений не приняты, уведомление в адрес ЛО МВД России на станции Кавказская не направлено.
Кавказский транспортный прокурор, указывая, что отсутствие уведомления по факту трудоустройства ФИО1 свидетельствует о неисполнении ответчиком требований Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона «О противодействии коррупции», просит суд признать незаконными действия начальника обособленного подразделения «Тихорецкая» ООО «Милорем-Сервис», обязать ответчика направить уведомление о заключении с бывшим сотрудником полиции –ФИО1 в ЛО МВД России на станции Кавказская.
Кавказский транспортный прокурор Южной транспортной прокуратуры в судебное заседание не явился, в заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие, настаивал на удовлетворении заявленных исковых требований.
Представитель ответчика обособленного подразделения «Тихорецкая» ООО «Милорем-Сервис» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещен. При этом 25 августа 2021 года по ходатайству директора подразделения ФИО3, указавшего, что он находится в служебной командировке с 25.08.2021 по 30.08.2021 судебное заседание было отложено на 21 сентября 2021 года. 21 сентября 2021 года в суд от директора подразделения ФИО3 поступило ходатайство об отложении судебного заседания, в связи с его направлением в служебную командировку с 21.09.2021 по 26.09.2021. Суд, разрешая поступившее ходатайство, принимает во внимание, что ответчиком не предоставлено документов, подтверждающих невозможность присутствия в судебном заседании директора либо иного представителя, действующего в интересах обособленного подразделения «Тихорецкая» ООО «Милорем-Сервис», учитывая, что к ходатайству об отложении рассмотрения дела не приложены документы, подтверждающие направление ФИО3 в служебную командировку, приходит к выводу о рассмотрении дела в отсутствие ответчика, признав причины неявки представителя ответчика в судебное заседание неуважительными, а заявленное ходатайство направленным на необоснованное затягивание рассмотрения дела.
Кроме того, не явившись в судебное заседание и не направив для участия в нем своего представителя, директор обособленного подразделения «Тихорецкая» ООО «Милорем-Сервис», реализовал свое диспозитивное право, установленное статьями 35, 37, 48 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, дозволяющее ему действовать по собственному усмотрению.
Исследовав письменные доказательства в материалах дела, суд принимает во внимание следующее.
В соответствии со статьей 129 (часть 5) Конституции Российской Федерации полномочия, организация и порядок деятельности органов прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом. Таким законом является Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», в соответствии с которым прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина (статья 1). Задачи, возложенные на прокуратуру Российской Федерации, и полномочия прокуроров обусловлены целями обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, что соотносится с положениями статей 2, 4 (часть 2), 15 (части 1 и 2) и 18 Конституции Российской Федерации.
Согласно Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статье 22 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок (пункт 1 статьи 6); представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона (пункт 3 статьи 22); представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению; в течение месяца со дня вынесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме (пункт 1 статьи 24).
По смыслу приведенных взаимосвязанных положений Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», а также учитывая, что при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы (пункт 2 статьи 21), само по себе представление прокурора не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить указанные в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона органы и должностных лиц устранить допущенные нарушения закона прежде всего в добровольном порядке. Требование о безусловном исполнении представления прокурора реализуется путем специальных процедур - вынесения самим прокурором постановления о возбуждении производства об административном правонарушении либо путем обращения в суд.
Частью 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предусмотрено, что прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Согласно статье 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Кавказским транспортным прокурором заявлен иск в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации, требования мотивирован тем, что неисполнение ответчиком требований трудового законодательства и Федерального закона «О противодействии коррупции» негативно влияет на состояние антикоррупционной политики.
В силу части 3 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации все работодатели (физические и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
Трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (часть 1 статьи 15 Трудового кодекса Российской Федерации).
Статьей 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, замещавшие должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязаны при заключении трудовых договоров сообщать работодателю сведения о последнем месте службы. Работодатель при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Из статьи 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» следует, что гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.
Гражданин, замещавший должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязан при заключении трудовых или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг), указанных в части 1 настоящей статьи, сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы.
Работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), указанного в части 1 настоящей статьи, с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что 10 марта 2017 года ФИО1 был принят в органы внутренних дел на должность полицейского отделения патрульно-постовой службы полиции подразделения по охране общественного порядка линейного отдела полиции на станции Тихорецкая линейного отела МВД России на станции Кавказская, что подтверждается выпиской из приказа № от 10 марта 2017 года (л.д. 7).
Согласно приказу № от 02 ноября 2018 года расторгнут контракт и уволен из органов внутренних дел Российской Федерации старший сержант полиции ФИО1 – полицейский отделения патрульно-постовой службы полиции подразделения по охране общественного порядка линейного отдела полиции на станции Тихорецкая линейного отдела МВД России на станции Кавказская, 02 ноября 2018 года (л.д. 8).
В соответствии с Указом Президента РФ от 18.05.2009 № 557 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей», Указом Президента РФ от 21.07.2010 № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции», Приказом МВД России от 16.12.2016 № 848 «О Перечне должностей федеральной государственной службы в Министерстве внутренних дел Российской Федерации и должностей в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством внутренних дел Российской Федерации, при замещении которых сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, федеральные государственные гражданские служащие и работники, а также граждане при назначении на должности в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством внутренних дел Российской Федерации, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» должности всех наименований подразделений патрульно-постовой службы полиции входят в Перечень должностей федеральной государственной службы в Министерстве внутренних дел Российской Федерации и должностей в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством внутренних дел Российской Федерации, при замещении которых сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, федеральные государственные гражданские служащие и работники, а также граждане при назначении на должности в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством внутренних дел Российской Федерации, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Судом установлено, что в период с 10.03.2017 по 02.11.2018 ФИО1 проходил службу в органах внутренних дел в должности полицейского отделения патрульно-постовой службы полиции отдела полиции на станции Тихорецкая линейного отдела МВД России на станции Кавказская.
Из приказа (распоряжения) № от 01.03.2019 следует, что ФИО1 с 01.03.2019 принят на работу в обособленное подразделение «Тихорецкая» Участок ремонта механического оборудования подвижного состава (1 группы) слесарем по ремонту подвижного состава 4 разряда (л.д. 16).
01 марта 2019 года между ООО «Милорем-Сервис», в лице начальника обособленного подразделения «Тихорецкая» ООО «Милорем-Сервис» ФИО3 и ФИО1 заключен трудовой договор № (л.д. 17-25).
В соответствии с пунктом 1.2, 1.3 трудового договора, работник принимается на работу к работодателю на участок ремонта механического оборудования подвижного состава (1 группы) на должность слесарь по ремонту подвижного состава 4 разряда. Работник приступает к исполнению своих трудовых обязанностей с 01.03.2019.
На требование Кавказского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры о предоставлении информации и документов от 13.07.2020 врио начальника ЛО МВД России на станции Кавказская в адрес прокурора 13.07.2020 направлены уведомления о трудоустройстве бывших сотрудников ЛО МВД России на станции Кавказская, уволенных в 2018-2019 годах и одновременно сообщил, что в ЛО МВД России на станции Кавказская уведомление о трудоустройстве, в том числе бывшего сотрудника ЛО МВД России на станции Кавказская ФИО1, уволенного 02.11.2018 не поступало.
В ответ на требование Кавказского транспортного прокурора от20.07.2020 начальник обособленного подразделения «Тихорецкая» ООО «Милорем-Сервис» направил в адрес прокурора копию приказа о приеме на работу ФИО1, и копию его трудового договора. При этом начальник подразделения ссылаясь на то, что в Перечне, утвержденном Указом Президента РФ от 18 мая 2009 №557 не указана должность полицейского патрульно-постовой службы, так же как и в Приказе МВД России от 16.12.2016 №848, указал, что, по его мнению, осуществление трудовых функций на прежней работе ФИО1 не связано с функциями слесаря по ремонту подвижного состава 4 разряда, в связи с чем уведомление о трудоустройстве ФИО1 в ЛО МВД России на стации Кавказская не направлялось.
01.02.2021 Кавказским транспортным прокурором Южной транспортной прокуратуры в адрес начальника обособленного подразделения «Тихорецкая» ООО «Милорем-Сервис» было вынесено Представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, причин и условий, им способствующих, в котором прокурор требовал, в том числе принять меры к установлению выявленных нарушений законодательства о противодействии коррупции, недопущению впредь подобных и иных нарушений действующего законодательства; рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности специалистов по управлению персоналом обособленного подразделения (л.д. 26 - 27).
В ответ на представление Кавказского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры, 03.02.2021 начальник обособленного подразделения Тихорецкая направил в его адрес копию приказа о приеме на работу ФИО1, копию трудового договора ФИО1 и копию приказа о приеме, трудового договора, должностной инструкции специалиста по работе с персоналом 1 категории ФИО2 (л.д. 9).
Проанализировав установленные по результатам исследования доказательств фактические обстоятельства настоящего дела, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований, так как из трудовой книжки ФИО1 следует, что он проходил службу ЛО МВД России на стации Кавказская, при этом заключая с бывшим сотрудником МВД трудовой договор, работодатель - обособленное подразделение «Тихорецкая» ООО «Милорем-Сервис», не выполнил требования положений законодательства, закрепленных в статье 64.1 Трудового кодекса РФ, части 4 статьи 12 Федерального закона «О противодействии коррупции», прямо предусматривают обязанность работодателя при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Кавказского транспортного прокурора Южной Транспортной прокуратуры, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к обособленному подразделению «Тихорецкая» общества с ограниченной ответственностью «Милорем-Сервис» о признании незаконным действий, обязании устранить нарушения, удовлетворить.
Признать незаконными действия начальника обособленного подразделения «Тихорецкая» общества с ограниченной ответственностью «Милорем-Сервис».
Обязать начальника обособленного подразделения «Тихорецкая» общества с ограниченной ответственностью «Милорем-Сервис» направить в адрес ЛО МВД России на станции Кавказская уведомление о заключении трудового договора с бывшим сотрудником полиции – ФИО1.
Судья Тихорецкого
городского суда В.А. Сухорутченко