ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1374/16 от 21.07.2016 Волжского городского суда (Республика Марий Эл)

Дело № 2-1374/16Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Волжск 21 июля 2016 года

Волжский городской суд Республики Марий Эл в составе судьи Емельяновой Е.Б.,

при секретаре судебного заседания Никифоровой Л.А.,

с участием помощника прокурора Порфирьевой Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Волжске гражданское дело по иску Волжского межрайонного прокурора, заявленного в интересах неопределенного круга лиц к администрации ГО «<адрес>» об обязании обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> Эл с заявлением о принятии на учет бесхозяйных объектов газоснабжения,

УСТАНОВИЛ:

Волжский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации ГО «<адрес>» об обязании обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> Эл с заявлением о принятии на учет бесхозяйных объектов газоснабжения.

Свои требования прокурор обосновал тем, что Волжской межрайонной прокуратурой на основании информации Филиала ООО «Газпром газораспределение Йошкар-Ола» в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка деятельности администрации городского округа «<адрес>», по результатам которой выявлены нарушения жилищного законодательства, законодательства, регламентирующего вопросы постановки на учет бесхозяйных вещей.

В ходе проведенной межрайонной прокуратурой проверки установлено, что на территории городского округа «<адрес>» имеются следующие бесхозяйные объекты газоснабжения: газопровод низкого давления <адрес> д.№ протяженностью 852 погонных метра, проложенный на опорах по <адрес> (заказчик строительства – ДОК «Заря»); газопровод низкого давления <адрес> протяженностью 4385 погонных метров, проложенный подземно (заказчик строительства – Кооператив ); газопровод низкого давления по <адрес> протяженностью 4344 погонных метра, проложенный подземно и на опорах (заказчик строительства – Кооператив по газификации <адрес>); газопровод низкого давления к жилым домам <адрес> (низкая сторона, северная сторона) протяженностью 3148 погонных метра, проложенный подземно и на опорах по <адрес> (заказчик строительства – Кооператив «Полевой»).

Согласно данным Межрайонной ИФНС России по <адрес> Эл от ДД.ММ.ГГГГ, выпискам из единого государственного реестра юридических лиц от ДД.ММ.ГГГГ данные о ЖКО ДОК «Заря», Кооперативе , Кооперативе по газификации <адрес> ИФНС России по <адрес> Эл отсутствуют. ДД.ММ.ГГГГ кооператив по газификации природным газом жилых домов «Полевой» <адрес> РМЭ прекратил деятельность в связи с исключением из Единого государственного реестра юридических лиц на основании п.2 ст.21.1 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

В соответствии с информацией Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> Эл от ДД.ММ.ГГГГ, Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от ДД.ММ.ГГГГ сведения о регистрации права собственности на данные объекты газоснабжения отсутствуют, в реестр федерального имущества данные объекты не заявлялись.

В свою очередь, администрация городского округа «<адрес>» не обращалась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> Эл и его территориальный орган с заявлением о принятии на учет данных бесхозяйных газопроводов.

Невыполнение действий по постановке данных газопроводов на учет как бесхозяйного недвижимого имущества препятствует дальнейшему определению их балансовой принадлежности и надлежащему содержанию, нарушаются права неопределённого круга лиц на бесперебойное газоснабжение, создается угрозу наступления неблагоприятных последствий, вызванных прекращением газоснабжения.

Руководствуясь ч.1 ст. 45 ГПК РФ, ст.ст. 206 ГПК РФ, ст.ст.12, 130, 2225 ГК РФ, Волжский межрайонный прокурор просил суд:

Обязать администрацию городского округа «<адрес>» в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> Эл с заявлением о принятии на учет следующих бесхозяйных объектов газоснабжения, расположенных на территории городского округа «<адрес>»:

газопровод низкого давления <адрес> д.№, 14, 16, 18, 18а протяженностью 852 погонных метра, проложенный на опорах по <адрес>;

газопровод низкого давления <адрес> протяженностью 4385 погонных метров, проложенный надземно по <адрес>;

газопровод низкого давления по <адрес> протяженностью 4344 погонных метра, проложенный подземно и на опорах по <адрес>;

газопровод низкого давления к жилым домам <адрес> (низкая сторона, северная сторона) протяженностью 3148 погонных метра, проложенный подземно и на опорах по <адрес>.

В судебном заседании при рассмотрении дела прокурор ФИО2 заявленные исковые требования поддержала в полном объеме. Суду показала соответствующее изложенному в иске.

Представитель администрации ГО «<адрес>» ФИО3, действующий по доверенности, суду показал, что не согласен с требованиями, поддержал позицию письменного отзыва, приобщенного к материалам дела.

Представитель третьего лица ООО «Газпром газораспределение Йошкар-Ола « ФИО4 с требованиями согласен. Просил суд их удовлетворить в полном объеме, так как у газопровода должен быть собственник для надлежащего его обслуживания.

Другие участники процесса: представители Министерство государственного имущества Республики Марий Эл, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РМЭ на рассмотрение дела не явились, извещались надлежаще, о чем в деле имеются сведения.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, в порядке ст.167 ГПК РФ.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

ООО «Газпром газораспределение Йошкар-Ола» своим письмом от 115.04.2016г. за просит прокурора оказать содействие в решении вопроса об определении владельца бесхозяйных газопроводов, находящихся на территории <адрес> и <адрес>, в том числе

газопровода низкого давления <адрес> д.№ протяженностью 852 погонных метра, проложенный на опорах по <адрес>;

газопровода низкого давления <адрес> протяженностью 4385 погонных метров, проложенный надземно по <адрес>;

газопровода низкого давления по <адрес> протяженностью 4344 погонных метра, проложенный подземно и на опорах по <адрес>;

газопровода низкого давления к жилым домам <адрес> (низкая сторона, северная сторона) протяженностью 3148 погонных метра, проложенный подземно и на опорах по <адрес>.

Волжской межрайонной прокуратурой на основании информации Филиала ООО «Газпром газораспределение Йошкар-Ола» в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка деятельности администрации городского округа «<адрес>», по результатам которой выявлены нарушения жилищного законодательства, законодательства, регламентирующего вопросы постановки на учет бесхозяйных вещей.

В ходе проведенной межрайонной прокуратурой проверки установлено, что на территории городского округа «<адрес>» имеются следующие бесхозяйные объекты газоснабжения: газопровод низкого давления <адрес> д.№ протяженностью 852 погонных метра, проложенный на опорах по <адрес> (заказчик строительства – ДОК «Заря»); газопровод низкого давления <адрес> протяженностью 4385 погонных метров, проложенный подземно (заказчик строительства – Кооператив ); газопровод низкого давления по <адрес> протяженностью 4344 погонных метра, проложенный подземно и на опорах (заказчик строительства – Кооператив по газификации <адрес>); газопровод низкого давления к жилым домам <адрес> (низкая сторона, северная сторона) протяженностью 3148 погонных метра, проложенный подземно и на опорах по <адрес> (заказчик строительства – Кооператив «Полевой»).

В соответствии с п. 1 ст. 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся (п. 3 ст. 225 ГК РФ).

Таким образом, при разрешении исковых требований прокурора подлежит выяснению вопрос о том, имеется ли собственник у спорных объектов газо- и теплоснабжения.

Согласно п.п.3, 4, 23 ч.1 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации №131-ФЗ от 06.10.2003 к вопросам местного значения сельского поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; организация в границах поселения газоснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; организация и осуществление мероприятий по защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В соответствии с ч.ч. 1 и 3ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Согласно ч.1 ст.130 ГК РФ к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

В силу требований п.5 Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 878 от 20.11.2000, газораспределительные сети относятся к категории опасных производственных объектов, что обусловлено взрыво- и пожароопасными свойствами транспортируемого по ним газа.

В соответствии со ст.33 Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации» организация-собственник опасного объекта осуществляет следующие мероприятия: создает аварийно-спасательную службу или привлекает на условиях договоров соответствующие специализированные службы; осуществляет разработку планов локализации потенциальных аварий, катастроф, ликвидации их последствий; создает инженерные системы контроля и предупреждения возникновения потенциальных аварий, катастроф, системы оповещения, связи и защиты; создает запасы материально-технических и иных средств; осуществляет подготовку работников опасного объекта системы газоснабжения к действиям по локализации потенциальных аварий, катастроф, ликвидации их последствии.

Приказом Минэкономразвития России №701 от 22.11.2013 установлен Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей.

Согласно п.п.2, 4, 7 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей на учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.

Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

Данное положение нормативно-правового акта носит императивный характер, то есть предписывает в обязательном порядке постановку на учет бесхозяйных недвижимых вещей и с этой целью требует подачи заявления соответствующим органом местного самоуправления.

По смыслу действующего законодательства постановка на учет в регистрирующем органе бесхозяйного недвижимого имущества является первым и необходимым этапом на пути закрепления данного имущества в собственности конкретного субъекта правоотношений и исполнения обязанности собственника по надлежащему содержанию и управлению имуществом, что, в свою очередь, когда речь идет об объектах газового оборудования (в отношении которых законодательно установлены требования по обеспечению их безопасности), позволит предотвратить возникновение чрезвычайных ситуаций, могущих повлечь человеческие жертвы, причинение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери.

Таким образом, администрация ГО «<адрес>» обязана принимать меры по выявлению и постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества, находящегося на территории ГО «<адрес>», в том числе газопроводов, и тем самым создавать необходимые условия для контроля и надзора за ними.

Судом установлено, что спорные объекты находятся на территории ответчика администрации ГО «<адрес>» собственника не имеют.

Согласно данным Межрайонной ИФНС России по <адрес> Эл от ДД.ММ.ГГГГ, выпискам из единого государственного реестра юридических лиц от ДД.ММ.ГГГГ данные о ЖКО ДОК «Заря», Кооперативе , Кооперативе по газификации <адрес> ИФНС России по <адрес> Эл отсутствуют. ДД.ММ.ГГГГ кооператив по газификации природным газом жилых домов «Полевой» <адрес> РМЭ прекратил деятельность в связи с исключением из Единого государственного реестра юридических лиц на основании п.2 ст.21.1 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

В соответствии с информацией Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> Эл от ДД.ММ.ГГГГ, Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от ДД.ММ.ГГГГ сведения о регистрации права собственности на данные объекты газоснабжения отсутствуют, в реестр федерального имущества данные объекты не заявлялись.

В свою очередь, администрация городского округа «<адрес>» не обращалась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> Эл и его территориальный орган с заявлением о принятии на учет данных бесхозяйных газопроводов.

Таким образом, доказательств, свидетельствующих о том, что спорные объекты газо- и теплоснабжения принадлежат на каком-либо вещном праве или ином законном основании конкретным лицам, ответчиком, иными лицами, участвующими в деле, не представлено. Сведений об этом не получено и по результатам направления судебных запросов.

В свою очередь, администрация ГО «<адрес>» не обращалась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> Эл и его территориальный орган с заявлением о принятии на учет данных бесхозяйных газопроводов.

Невыполнение действий по постановке данных газопроводов на учет как бесхозяйного недвижимого имущества препятствует дальнейшему определению их балансовой принадлежности и надлежащему содержанию, нарушаются права неопределённого круга лиц на бесперебойное газоснабжение, создается угрозу наступления неблагоприятных последствий, вызванных прекращением газоснабжения.

При таких обстоятельствах суд считает, что исковые требования Волжского межрайонного прокурора подлежат удовлетворению.

В соответствии с пп. 4, 8 п. 1 ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, а также участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

В силу ст. 7 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации" организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления поселений и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.

По смыслу ст. 225 ГК РФ распоряжение бесхозяйными вещами до определения их судьбы в имущественном обороте осуществляет орган местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Защита гражданских прав осуществляется, среди прочего, путем присуждения к исполнению обязанности в натуре (ст. 12 ГК РФ).

Следовательно, прокурор вправе требовать от органа местного самоуправления, поселения или городского округа обратиться в соответствующий орган с заявлением о принятии на учет бесхозяйной недвижимой вещи. Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда РФ от 21 апреля 2010 г. N 47-Впр10-1.

Вместе с тем, согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ следует установить срок исполнения решения суда до 01.06.2017г., учитывая необходимость материальных и временных затрат на исполнение решения суда ответчиком, а также сезонный характер проведения работ, соблюдение порядка выделения денежных средств, включения в бюджет данной сметы расходов, исходя из разумности, количества объектов и объема работы, которую необходимо проделать ответчику.

Иных требований, иных доказательств, кроме изложенного выше, суду не представлено.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Иск Волжского межрайонного прокурора, заявленного в интересах неопределенного круга лиц к администрации «ГО <адрес>» об обязании обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> Эл с заявлением о принятии на учет бесхозяйных объектов газоснабжения, удовлетворить.

Обязать администрацию городского округа «<адрес>» в срок до 01.06.2017г. обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> Эл с заявлением о принятии на учет следующих бесхозяйных объектов газоснабжения, расположенных на территории городского округа «<адрес>»:

газопровод низкого давления <адрес> д.№ протяженностью 852 погонных метра, проложенный на опорах по <адрес>;

газопровод низкого давления <адрес> протяженностью 4385 погонных метров, проложенный надземно по <адрес>;

газопровод низкого давления по <адрес> протяженностью 4344 погонных метра, проложенный подземно и на опорах по <адрес>;

газопровод низкого давления к жилым домам <адрес> (низкая сторона, северная сторона) протяженностью 3148 погонных метра, проложенный подземно и на опорах по <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл через Волжский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья: Е.Б.Емельянова

В окончательной форме

Решение вынесено 26 июля 2016 года