Дело № 2-1374/2018 Мотивированное решение составлено 11 октября 2018 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 сентября 2018 года город Ярославль
Красноперекопский районный суд города Ярославля в составе судьи Красноперовой И.Г.,
при секретаре Пермяковой Е.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Ярославле о признании недействительным решения Управления в части отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости, о включении периода работы в специальный стаж в связи с творческой деятельностью, о назначении досрочной страховой пенсии,
У с т а н о в и л:
Решением УПФР в г.Ярославле от 06.08.2018 года НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН ФИО1, по его заявлению от 21.06.2018 года, отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 21 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», так как по подсчету ответчика специальный стаж истца составляет 23 года 2 месяца 13 дней, при требуемом специальном стаже творческой деятельности не менее 25 лет.
ФИО1 в августе 2018г. обратился в суд с иском к УПФР в г. Ярославле, просит признать решение УПФР в г. Ярославле от 06.08.2018 года НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН недействительным в части отказа в назначении пенсии, обязать ответчика включить в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением творческой деятельности период деятельности с 15.09.2000 по 30.06.2002 и досрочную страховую пенсию с даты обращения с заявлением, то есть с 21.06.2018 года.
В обоснование иска истец указал о том, что истец работает ... в Ярославском театре юного зрителя с 25 мая 1993 года по настоящее время. Заявленный по иску период: с 15.09.2000 по 30.06.2002 - приходится на то время, когда на основании Постановления губернатора Ярославской области от 31.01.2000 № 79 было создано государственное учреждение культуры ЯО «Ярославское государственное театральное объединение» путем слияния государственных учреждений культуры ЯО «Ярославский театр юного зрителя» и «Ярославский государственный театр кукол». В соответствии с Уставом Объединение являлось правопреемником указанных театров (п.1.6 Устава ЯГТО). Согласно пункту 1.7. Устава, ЯГТО обеспечивает деятельность самостоятельных театральных трупп: драматического театра и театра кукол, каждую со своим художественным руководством, и обеспечивает ежегодный выпуск ими спектаклей для детей и подростков. Структура театрального объединения была обусловлена приоритетом совершенствования творческой деятельности, наличием в составе ЯГТО двух театральных трупп – театра кукол и драматического театра, а также функционированием театрального объединения в уникальном специализированном театральном здании.
Таким образом, при создании ЯГТО были сохранены две самостоятельные театральные труппы, в том числе ТЮЗ, который являлся одним из структурных подразделений ЯГТО со своим художественным руководством и репертуаром. Цель создания ЯГТО была обусловлена не изменением характера творческой деятельности театров, а существованием двух театров: театра юного зрителя и театра кукол в одном здании, т.е. хозяйственной целесообразностью объединения двух юридических лиц с сохранением характера творческой деятельности каждого из театров.
В связи с этим не происходило изменений ни в наименовании должностей артистов, ни изменений их трудовых функций, ни характера творческой деятельности, что подтверждается наличием в штатном расписании ЯГТО в труппе ТЮЗа должностей
артистов, характера и видами деятельности творческого объединения, наличием у каждого театра собственного репертуара.
В 2002 году Постановлением администрации Ярославской области № 47 от 05.04.2002 государственное учреждение культуры ЯО «Ярославское государственное театральное объединение» было реорганизовано в форме разделения в государственное учреждение культуры «Ярославский театр юного зрителя» и государственное учреждение культуры «Ярославский государственный театр кукол», которые являются правопреемниками объединения в объеме согласно разделительному балансу. Истец полагает, что ответчику следовало учесть изложенный характер его творческой деятельности в спорный период. Истец обратился за судебной защитой.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела.
Истец ФИО1 в судебном заседании поддержал исковые требования в полном объеме по изложенным в исковом заявлении основаниям. Просит иск удовлетворить.
Представитель ответчика УПФР в г. Ярославле по доверенности ФИО2 в судебном заседании иск не признала по доводам письменного отзыва на иск, в которых указаны доводы аналогично оспариваемому в части решению УПФР в г.Ярославле о том, что работа в период с 15.09.2000 по 30.06.2002 проходила в организации, не предусмотренной Списком № 447 от 28.08.1991 года, согласно п.3 которого право на пенсию за выслугу лет имеют артисты детских театров и театров юного зрителя. Выписка из ИЛС истца не содержит сведений о специальном стаже за указанный период. Дата его регистрации в системе ОПС 22.03.1999г. Ответчик просит отказать в удовлетворении иска в полном объеме.
Заслушав истца, возражения представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, оценив все представленные по делу доказательства в их достаточной для разрешения дела совокупности и взаимосвязи, суд пришел к выводу о том, что исковые требования являются законными, обоснованными, подлежат удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 8 действующего с 01.01.2015 года (т.е. действующего на день обращения истца с заявлением 21.06.2018, а до 01.01.2015г. действовал Федеральный закон № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ») Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с пунктом 21 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях (в зависимости от характера такой деятельности) не менее 15-30 лет и достигшим возраста 50-55 лет либо независимо от их возраста.
В соответствии с частью 2 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. В соответствии с частью 4 статьи 30 указанного Закона, периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Также в соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004г. N 2-П гражданин может осуществлять оценку приобретенных им до 01января 2002 года пенсионных прав, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа, по нормам ранее действовавшего законодательства. Из положений статей 6 (ч.2), 15 (ч.4), 17 (ч.1), 18, 19, 55 (ч.1) Конституции РФ предполагается правовая определенность и связанная с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения.
Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (ранее предусматривалось пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781) предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях (в зависимости от характера такой деятельности) - применяется Список профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 28.08.1991г. № 447, с применением положений пункта 2 указанного постановления (согласно пункту 2 постановления установлено, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет отдельным категориям работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, засчитываются все виды творческой деятельности, предусмотренной прилагаемым Списком, а также время военной службы по специальности).
В соответствии с частью 1 ст.56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Пунктом 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, вязанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (ранее пункт 1 статьи 27 ФЗ № 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
По делу не опровергнуты ответчиком и подтверждаются материалами дела доводы иска о том, что в спорный по иску период с 15.09.2000 по 30.06.2002, как и до и после данного периода истец работал именно в театре юного зрителя артистом. Данная творческая деятельность предусмотрена Списком. Отнесение театра юного зрителя к созданному в это время творческому объединению не ликвидировало сам театр, что подтверждается, в том числе, штатным расписанием, утвержденным 19.07.2000г., в котором предусмотрен художественный персонал и труппа театра юного зрителя, включая штат артистов; сводной таблицей к штатному расписанию, согласно которой также предусмотрена труппа ТЮЗа.
Истец с 01.01.2009 года переведен на должность ... высшей категории. Не оспорены ответчиком доводы истца о том, что характер и условия его труда по творческой деятельности не менялись в спорный период, он занимает одну и ту же гримерную, выходил на ту же сцену ТЮЗа, играя детские спектакли.
Анализируя вышеуказанные правовые нормы, следует прийти к выводу о том, что законом не требовалось обязательного статуса юридического лица у предусмотренного Списком театра, а существование самого театра юного зрителя в заявленный по иску период доказан представленными документами. Иное по делу не усматривается.
Постановлениями органа исполнительной власти субъекта РФ – Ярославской области – произошло сначала, в 2000 году, слияние двух театров как юридических лиц – учреждений культуры, а затем, в 2002 году произошло их разделение вновь на два самостоятельных юридических лица – учреждения культуры, при этом оба театра: театр кукол и ТЮЗ – фактически имелись и в период их слияния как юридических лиц. Иное из документов театра не усматривается.
Следует отметить, что разделению театров вновь на два самостоятельных юридических лица в 2002 году предшествовала проверка Управлением Пенсионного фонда РФ по Кировскому району г.Ярославля, поскольку в акте проверки от 27.02.2002г. Управление ПФР указало о том, что правом на пенсию за выслугу лет пользуются артисты только в театре кукол и в театре юного зрителя, а работа в этих должностях в других организациях, учреждениях не засчитывается в выслугу лет, и также Управлением ПФР было предложено работодателю в срок до 01.04.2002 представить корректирующие формы индивидуальных сведений персонифицированного учета за период с 7 сентября 2000 по 31 декабря 2001 без указания права на пенсию за выслугу лет.
При таких обстоятельствах в совокупности, нет оснований полагать, что истец в заявленный по иску период с 15.09.2000 по 30.06.2002 работал бы артистом не в театре юного зрителя.
По доводам ответчика суд принимает во внимание, что спорный период отражен работодателем в сведениях персонифицированного учета истца без кода льготной работы, однако обязанность работодателя отразить данный период без кода льготной работы следует из вышеуказанного акта проверки Управлением ПФР от 27.02.2002г., что в то же время не лишает права истца на включение заявленного периода в специальный стаж, как соответствующая творческая деятельность артиста в театре юного зрителя. Иное не следует.
С включением судом заявленного по иску периода специальный стаж истца на дату обращения с заявлением составляет 25 лет, что подтверждается представленным ответчиком вариантом оценки пенсионных прав по заявленным требованиям.
По смыслу п. 1 ст. 22 Федерального закона № 400-ФЗ, страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Ответчику следует назначить истцу пенсию с даты обращения истца с заявлением, поскольку к этой дате истец объективно имел требуемый законом специальный стаж. Иск подлежит удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст.98 ГПК РФ при удовлетворении иска с ответчика в пользу истца взыскиваются расходы истца на уплату государственной пошлины в размере 300 рублей, подтвержденные документально (л.д.6).
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 12, 56, 57, 98 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р е ш и л:
Исковые требования ФИО1 удовлетворить:
Признать решение УПФР в г. Ярославле от 06.08.2018 года НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН недействительным в части отказа в назначении пенсии, в объеме прав по требованиям, удовлетворяемым настоящим решением суда.
Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ярославле включить в специальный стаж ФИО1 для назначения досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением творческой деятельности период деятельности с 15.09.2000 по 30.06.2002 и назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию в соответствии с пунктом 21 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» с даты обращения с заявлением, то есть с 21.06.2018 года.
Взыскать с УПФР в г. Ярославле в пользу ФИО1 300 рублей возмещения расходов по оплате государственной пошлины.
Решение суда может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Красноперекопский районный суд города Ярославля в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья И.Г. Красноперова