Дело № 2-1374/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«06» апреля 2018 года г. Чита
Центральный районный суд г. Читы в составе:
председательствующего судьи Сергеевой Д.П.,
при секретаре Токмаковой Н.В.,
с участием истца ФИО1, представителя истца ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите гражданское дело по иску ФИО1 Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Чите Забайкальского края (межрайонное) о признании действий незаконными, признанию требования незаконным и его отмене,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО1 обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на следующее.
В период с 31.01.2014 года по 01.10.2014 года истец был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. Однако фактически деятельность не осуществлял, доходов не имел, являлся плательщиком налогов общей системы налогообложения. Требуемую законодательством отчетность с указанием доходов, равных 00, 0 руб. сдал с нарушением установленных сроков, а именно 08.12.2015 года.
В связи с отсутствием доходов от предпринимательской деятельности оплату за период с 31.01.2014 года по 01.10.2014 года страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, исходя из размера 17 328, 48 руб., и на обязательное медицинское страхование, исходя из размера 3 399, 05 руб. за год, произвел окончательно в 2015 году.
Вместе с тем, в декабре 2015 года в адрес истца поступило административное исковое заявление УПФР в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) с требованием взыскания страховых взносов и пеней на обязательное пенсионное и медицинское страхование в сумме 92 698 руб.
На указанное исковое заявление ФИО1 подал в УПФР в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) возражения от 08.12.2015 года с требованием перерасчета размера страховых взносов. Однако возражения остались без ответа.
09.06.2017 года истец повторно подал возражения на административный иск УПФР в г. Чите Забайкальского края (межрайонное). В своем письменном ответе от 13.06.2017 года ответчик УПФР в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) отказался осуществить перерасчет размера страховых взносов.
20.06.1017 года ФИО1 в адрес УПФР в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) направил заявление о несогласии с позицией пенсионного органа.
В ответе от 21.07.2017 года было сообщено о направлении в УФНС России по Забайкальскому краю запроса о размере доходов истца за 2014 год
Ссылаясь на нарушение сроков рассмотрения обращений ответчиком УПФР в г. Чите Забайкальского края (межрайонное), нарушение своих прав и законных интересов ответчиком МРИ ФНС № по Забайкальскому краю по не списанию суммы задолженности, несмотря на «налоговую амнистию», истец просил суд признать действия УПФР в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) по не предоставлению письменных ответов на возражения незаконными, признать недействительными и отменить требования УПФР в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) и МРИ ФНС № по Забайкальскому краю об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов на обязательное пенсионное страхование за период с 31.01.2014 года по 01.10.2014 года в лиц, не производящих выплаты физическим лицам (в размере 81 518 руб. 39 по страховым взносам и в размере 24 551, 98 по пеням на обязательное пенсионное страхование).
В судебном заседании истец ФИО1, его представитель ФИО2, действующий на основании доверенности, исковые требования поддержали.
Ответчики УПФР в г. Чите Забайкальского края (межрайонное), МРИ ФНС № по Забайкальскому краю в судебное заседание не явились, надлежаще извещены судом о времени и месте слушания дела, причин не явки суду не сообщили.
В предыдущих судебных заседаниях представитель УПФР в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) ФИО3. действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, полагала, что ответчик действовал в рамках своих полномочий. Представитель МРИ ФНС № по Забайкальскому краю ФИО4, действующий на основании доверенности, просил в иске отказать, так как требования к данному ответчику не конкретизированы.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав участника процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", действовавшего в период до 01 января 2017 года (далее Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ), плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся, в том числе, индивидуальные предприниматели.
В ч. 1, ч. 8 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ установлено, что расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, указанными в п. 2 ч. 1 ст. 5 настоящего Федерального закона производится ими самостоятельно в соответствии со ст. 14 настоящего Федерального закона. В случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения их деятельности включительно.
В соответствии с ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ применяются следующие тарифы страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом: 1) Пенсионный фонд Российской Федерации - 26 процентов.
Согласно ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ:
1. Плательщики страховых взносов, указанные в п. 2 ч. 1 ст. 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с ч. 1.1 и 1.2 настоящей статьи.
1.1. Размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:
1) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного п. 1 ч. 2 ст. 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
4.1. Если плательщики страховых взносов прекращают осуществлять предпринимательскую после начала очередного расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя включительно.
9. Налоговые органы направляют в органы контроля за уплатой страховых взносов сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период, определяемых в соответствии с ч. 8 настоящей статьи, не позднее 15 июня года, следующего за истекшим расчетным периодом. После указанной даты до окончания текущего расчетного периода налоговые органы направляют сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период в органы контроля за уплатой страховых взносов в срок не позднее 1-го числа каждого следующего месяца.
11. Сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период, переданные налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также для проведения взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. В случае, если в указанной информации отсутствуют сведения о доходах налогоплательщиков в связи с непредставлением ими необходимой отчетности в налоговые органы до окончания расчетного периода, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за истекший расчетный период взыскиваются органами контроля за уплатой страховых взносов в фиксированном размере, определяемом как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного п. 1 ч. 2 ст. 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
В силу ст. 18 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
В ч. 2, ч. 8 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ указано, что страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения их деятельности включительно.
На основании ч. 1, ч. 3, ч. 5, ч. 6 ст. 25 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно. Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей ФИО1 с 31.01.2014 года по 01.10.2014 являлся индивидуальным предпринимателем и был зарегистрирован в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации – УПФР в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) в качестве страхователя с присвоенным регистрационным номером в органе контроля за уплатой страховых взносов.
Сторонами не оспорено и подтверждено материалами дела, что ФИО1 налоговая декларация о доходах за 2014 год была предоставлена в налоговый орган 08.12.2015 года, то есть с нарушением установленных сроков, вследствие чего за 2014 год образовалась задолженность по страховым взносам.
УПФР в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) в адрес ФИО1 было направлено требование №S01160138139 от 13.10.2016 года об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в ПФР, в том числе страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 81518,39 руб. Пени, начисленные за несвоевременную уплату страховых взносов составили 18 287, 29 руб.
Вместе с тем из сведений, представленных истцом и ответчиками, следует, что индивидуальный предприниматель ФИО1 представил в МРИ ФНС № по Забайкальскому краю налоговые декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) за 2014 год 08.12.2015 года, согласно которым, его доходы за 2014 год составили 0 руб.
В соответствии с пунктом 2.1.2.15 Соглашения по взаимодействию между Федеральной налоговой службой и Пенсионным фондом Российской Федерации от 22.02.2011 N АД-30-33/04сог/ММВ-27-2/5 в срок не позднее 1-го числа каждого месяца налоговые органы осуществляют передачу в ПФР сведений, которые не были своевременно представлены плательщиками в налоговые органы, уточненные плательщиком сведения о доходах, информацию, выявленную в ходе мероприятий налогового контроля.
Таким образом, поскольку ФИО1 предоставил в налоговые органы информацию о доходах, то при расчете страховых взносов к нему должны применяться ч. 2 ст. 12, п. 1 ч. 1.1 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ. При этом не имеется оснований для применения к ФИО1 ч. 11 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, предусматривающей при отсутствии сведений о доходах налогоплательщика в связи с непредставлением им необходимой отчетности в налоговые органы до окончания расчетного периода, взыскание страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за истекший расчетный период в фиксированном размере, определяемом как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного п. 1 ч. 2 ст. 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
Сторонами не оспорено, что задолженность за 2014 год по фиксированному платежу у истца не имеется.
Поскольку у ФИО1 не имеется недоимки по страховым взносам и пеней на обязательное пенсионное страхование в ПФР, на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд ОМС за 2014 год, соответственно, не имеется оснований для взыскания с него указанных сумм.
При этом суд приходит к выводу, что отказ УПФР в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) осуществить исчисление размера задолженности истца по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на основании ч. 2 ст. 12, п. 1 ч. 1.1 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ нарушает право истца страховых взносов в части определения действительного размера страховых взносов, подлежащих уплате исходя из фактических результатов предпринимательской деятельности.
Таким образом, требование УПФР в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) №S01160138139 от 13.10.2016 года подлежит отмене.
При этом в удовлетворении исковых требований к МРИ ФНС № по Забайкальскому краю надлежит отказать, поскольку истцом сформулированы исковые требования к данному ответчику без указания конкретного обжалуемого ненормативного акта, не смотря на неоднократные разъяснения суда в данной части. В материалы дела не были предоставлены какие – либо требования налогового органа о взыскании недоимки по страховым взносам, пеням, штрафам.
При этом суд учитывает, что в соответствии с ст. 2,3 ГПК РФ защите подлежит только нарушенное право.
Рассматривая исковые требования о признании действий УПФР в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) по не предоставлению письменных ответов на обращения ФИО1 неправомерными, суд находит их неосновательными.
Так, сторонам не отрицалось, что в 2015 году в соответствии со ст. 125-126 КАС РФ ответчиком УПФР в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) в адрес ФИО1 было направлено административное исковое заявление о взыскании с последнего недоимки по страховым взносов за 2014 год, пеней, штрафов.
ФИО1 08.12.2015 года было реализовано право на подачу возражений на административное исковое заявление непосредственно через приемную УПФР в г. Чите Забайкальского края (межрайонное).
При этом, не смотря на факт отсутствия в производстве Читинского районного суда Забайкальского края административного дела по иску УПФР в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) к ФИО1, у территориального органа ПФР, действующего в рамках КАС РФ, не возникла обязанность по предоставлению ответа на письменные возражения относительно исковых требований.
Повторное возражение было подано истцом в адрес ответчика 09.06.2017 года. В данном случае УПФР в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) в адрес ФИО1 был направлен письменный ответ от 13.06.2017 года №.
Не согласившись с позицией УПФР в г. Чите Забайкальского края (межрайонное), ФИО1 направил еще одно возражение (заявление) 20.06.2017 года. При этом требования, изложенные в заявление, являются идентичные двум другим обращениям, которые были рассмотрены по существу.
21.07.2017 года в адрес ФИО1 был направлен промежуточный ответ №.
В силу ст. 9 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
Согласно п. 1 ст. 10 указанного закона государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, в том числе обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.
В соответствии п. 5 ст. 11 Федерального закона №59-ФЗ в случае, если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в один и тот же государственный орган, орган местного самоуправления или одному и тому же должностному лицу. О данном решении уведомляется гражданин, направивший обращение.
Согласно п. 1 ст. 12 Федерального закона №59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.
При таких обстоятельствах, суд не находит нарушения прав и законных интересов ФИО1 действиями УПФР в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) в рамках норм Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
При этом истцу было разъяснено его право на обжалование действий УПФР в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) в судебном порядке в случае несогласия с позицией государственного учреждения.
В данной части в удовлетворении исковых требований надлежит отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р е ш и л:
Исковые требования ФИО1 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Чите Забайкальского края (межрайонное), Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по Забайкальскому краю о признании действий незаконными, признанию требования незаконным и его отмене, удовлетворить частично.
Признать незаконным и отменить требование УПФР в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафа №S01160138136 от 13.10.2016 года.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента изготовления в окончательном виде в Забайкальский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Читы.
Судья Д.П. Сергеева
Мотивированное решение изготовлено 11.04.2018 года.