Дело № 2-149/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Город Ишим Тюменской области 05 февраля 2021 года
Ишимский городской суд Тюменской области в составе:
председательствующего судьи Турсуковой Т.С.,
с участием истца ФИО1,
при секретаре Чалковой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ишиме Тюменской области (межрайонное) о возложении обязанности включить периоды работы в страховой стаж и произвести перерасчет страховой пенсии по старости,
установил:
ФИО1 обратился в Ишимский городской суд Тюменской области с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ишиме Тюменской области (межрайонное) о возложении обязанности включить периоды работы в страховой стаж и произвести перерасчет страховой пенсии по старости.
Требования мотивированы тем, что истец является получателем страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховой пенсии» с 27 августа 2017 года. Установленный размер страховой пенсии по старости составляет 14450 рублей 10 копеек. Размер выплачиваемой пенсии истец считает необоснованно низким в связи с тем, что при его определении были учтены не все периоды его трудовой деятельности. При установлении размера пенсии <данные изъяты> не были учтены периоды работы с 16.05.2000 года по 11.08.2001 года в <данные изъяты> в качестве <данные изъяты>; с 11.09.2001 года по 01.02.2003 года в качестве <данные изъяты>, в данные периоды истец работал на территории Республики Узбекистан. Первый из указанных периодов не был включен в страховой стаж в связи с отсутствием документа компетентного органа, подтверждающего период трудовой деятельности, второй период – в связи с нарушением п. 2.13. и п. 4.1. инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, - в трудовой книжке не указано название работодателя, запись об увольнении заверена печатью на <данные изъяты> без перевода. Также у истца отсутствует документ компетентного органа, подтверждающий период трудовой деятельности. Однако запись о периоде с 16.05.2000 года по 11.08.2001 года в <данные изъяты> заверена должностным лицом, скреплена печатью организации, название которой читается, содержит наименование организации-работодателя, а потому не вызывает сомнения в действительности отраженных сведений. Иные документы, подтверждающие период трудовой деятельности, не могут быть предоставлены в связи с тем, что организация-работодатель <данные изъяты> в настоящее время не существует. В записи о периоде работы с 11.09.2001 года по 01.02.2003 года также можно установить необходимые сведения. Наименование организации содержится в оттиске печати. Полагает, что спорные периоды работы могли быть включены в страховой стаж даже при отсутствии подтверждающих документов. Просит с учетом заявления об уточнении требований /л.д. 127/ возложить обязанность на ответчика включить в страховой стаж периоды трудовой деятельности с 16.05.2000 года по 11.08.2001 года в <данные изъяты> в качестве <данные изъяты> на территории Республики Узбекистан; с 11.09.2001 года по 01.02.2003 года в качестве <данные изъяты> впоследствии переименованном в <данные изъяты> на территории Республики Узбекистан.
В судебном заседании истец ФИО1 заявленные требования поддержал, пояснил, что работал в Республике Узбекистан, ранее заблаговременно брал справки по месту работы. В настоящее время организаций, в которых он работал в спорные периоды, уже не существует. В <данные изъяты> он работал с 1986 года, в 2000 году уволился, затем в 2001 вновь стал там работать по контракту до 2003 года. Однако за последний период его работы документов в архивах нет. Страховые взносы с его заработной платы перечислялись, но доказательств представить не может.
Представитель ответчика ГУ-УПФ РФ в г. Ишиме Тюменской области (межрайонное) ФИО2 в судебном заседании с требованиями истца не согласилась по доводам, изложенным в письменных возражениях / л.д. 135-136/, согласно которых в спорные периоды с 16.05.2000 по 11.08.2001 в <данные изъяты> и с 11.09.2001 по 01.02.2003 ФИО1 работал в Узбекистане. Первый период не включен Управлением в страховой стаж в связи с отсутствием справки о стаже, второй - по причине отсутствия в трудовой книжке наименования организации, отсутствия читаемой печати, справки компетентного органа о стаже и уплате страховых взносов. Управление направляло запросы для подтверждения данных периодов работы, ответы до сих пор не поступили. ФИО1 об этих обстоятельствах был уведомлен. Кроме того для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г., учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 г., приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ. Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. При этом периоды работы по найму после 1 января 2002 г. (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ)могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа приусловии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которойосуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование. Для установления права на пенсию гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный за весь период существования СССР вплоть до распада 12 декабря 1991 года, а после распада этих государств - до 13 марта 1992 года. Никаких изменений, дополнений, касающихся возможности учета трудового стажа приобретенного на территории любого из государств-участников этого Соглашения, за иной период, в данное соглашение не вносилось. При таких обстоятельствах периоды работы в Республике Узбекистан подлежат включению в стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости только при соблюдении условий, предусмотренных частью 2 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", п. 5 Распоряжения Правления ПФР от 22.06.2004г. №99р.
Дополнительно пояснила, что предоставляемые заявителями справки и документы подвергаются проверке, направляются запросы. По спорным периодам истцом не были представлены справки, подтверждающие периоды работы. Пенсионным фондом в 2017 году были направлены запросы в Республику Узбекистан в две организации, указанные истцом, по адресам, которые он указал. Однако ответов не поступило, возможно им неправильно были указаны адреса или организации не существуют. Запросы направляло Тюменское отделение фонда при заблаговременной работе. При обращении в 2020 году истец не указал адреса и наименования организаций. В сентябре 2020 года истцу был дан ответ, в котором указано, что необходимо представить адреса организаций или их архивов. Включение периодов работы истца на территории Республики Узбекистан в страховой стаж, имевших место до 2002 года, возможно повлияет на размер рассчитанной пенсии. Вместе с тем с 2002 года имеет значение уплата страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, а потому включение периодов работы, имевших место с 2002 года, на размер пенсии не повлияет. В страховой стаж истца на 01.01.2020 включены периоды продолжительностью 22 года 8 месяцев 29 дней.
Заслушав участвующих по делу лиц, изучив представленные доказательства, суд полагает иск не подлежащим удовлетворению ввиду следующего.
По делу установлено, что ФИО1 с 27.08.2017 является получателем страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», что не оспаривается сторонами и подтверждается материалами дела, в том числе сообщением ГУ УПФР в г.Ишиме Тюменской области (межрайонное) от 10.09.2020 и справкой / л.д. 20, 13-19/.
17.08.2020 ФИО1 обратился к ответчику с заявлением о перерасчете размера пенсии, в заявлении не указано о приложении каких-либо документов к нему / л.д. 43-46/.
В перерасчете размера пенсии ему было отказано решением Управления от 21.08.2020 № в связи с непредставлением документов для перерасчета /л.д.76-77/. Из решения следует, что общий стаж работы истца составляет 36 лет 0 месяцев 14 дней, для расчета размера пенсии страховой стаж на 01.01.2002 составляет 22 года 8 месяцев 29 дней. Периоды работы в <данные изъяты> с 16.05.2000 по 11.08.2001, а также с 11.09.2001 по 01.02.2003 в Республике Узбекистан не зачтены в стаж для назначения страховой пенсии в связи с непредоставлением документов для перерасчета.
Согласно пояснений представителя ответчика в судебном заседании в решении в части указания фамилии по тексту допущена описка, но продолжительность стажа указана именно в отношении истца.
Согласно ч.2 ст.23 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
В рассматриваемом случае необходимые для перерасчета документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций Российской Федерации.
Ответчиком на обращение ФИО1 по вопросу пенсионного обеспечения был направлен ответ 10.09.2020 /л.д.13-19/, в котором даны разъяснения о порядке определения размера страховой пенсии, в том числе указаны периоды, которые были учтены при расчете размера пенсии. Согласно ответу на 01.08.2020 размер установленной истцу пенсии без учета индексации составляет 16249,82 рубля. Истцу также разъяснено, что в случае наличия у него информации о месте нахождения документов <данные изъяты> и организации, где он работал с 11.09.2001 по 01.02.2003, он может обратиться в территориальный орган ПФР по месту выплаты пенсии для направления запроса о подтверждении факта работы в указанных органиазциях, в случае положительного исполнения запроса он будет уведомлен о необходимости предоставления заявления о перерасчете размера пенсии.
Согласно копии трудовой книжки /л.д.63-74/ истец с 16.05.200 был зачислен <данные изъяты> в <данные изъяты> уволен 11.08.2001 по собственному желанию. 11.09.2001 зачислен <данные изъяты> по контракту, уволен 01.02.2003 по ст. 99 ТК Респ. Узб.. Также имеется запись о переименовании <данные изъяты> от 25.06.2002 / л.д. 69-70/.
Перед записью о приеме на работу с 11.09.2001 не указано наименование организации, осуществившей запись. Записи в трудовой книжке заверены печатями с оттисками не на русском языке, в том числе печать на записи по организации <данные изъяты> частично нечитаема в копии, частично выполнена не на русском языке.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного Федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
13 марта 1992 г. между государствами - участниками СНГ Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной, Республикой Молдова подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения.
В соответствии со статьей 1 указанного Соглашения пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В соответствии частью 2 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Законодательством Российской Федерации не предусмотрен иной порядок зачета периодов работы за пределами территории Российской Федерации в стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости.
В силу пункта 2 статьи 6 вышеназванного Соглашения от 13 марта 1992 года для установления права на пенсию гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения, то есть до 13 марта 1992 года.
Поскольку в соответствии с Соглашением от 8 декабря 1991 года "О создании Содружества Независимых Государств", ратифицированным Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года N 2014-1, СССР прекратил свое существование 12 декабря 1991 года, то из буквального толкования пункта 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 года следует, что для установления права на пенсию гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный за весь период существования СССР вплоть до распада 12 декабря 1991 года, а после распада этих государств - до 13 марта 1992 года.
Никаких изменений, дополнений, касающихся возможности учета трудового стажа, приобретенного на территории любого из государств-участников этого Соглашения, за иной период в данное Соглашение не вносилось.
В соответствии с пунктом 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР, прилагаемых к распоряжению Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 г. N 99р, периоды работы по найму после 1 января 2002 г. (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства-участника Соглашения подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Из изложенного следует, что при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Узбекситан) и которые включаются в страховой стаж, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 г. стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
В соответствии с положениями ч.1 ст. 9 ГПК РФ гражданское судопроизводство осуществляется на русском языке.
Согласно положений ст. 408 ГПК РФ документы, выданные, составленные или удостоверенные в соответствии с иностранным правом по установленной форме компетентными органами иностранных государств вне пределов Российской Федерации в отношении российских граждан или организаций либо иностранных лиц, принимаются судами в Российской Федерации при наличии легализации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или федеральным законом (часть1).
Документы, составленные на иностранном языке, должны представляться в суды в Российской Федерации с надлежащим образом заверенным их переводом на русский язык (часть 2).
Согласно п.4 вышеуказанных Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Соглашений, принимаются на территории Российской Федерации без легализации. При этом документы, выданные на иностранном языке, принимаются для указанных целей при условии, если верность их перевода засвидетельствована нотариусами, занимающимися частной практикой, нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, а также консульскими учреждениями Российской Федерации.
Истцом суду представлена архивная справка от 04.05.2010 № /л.д. 142-143/, подтверждающая спорный период его работы в 2001-2003 годах в <данные изъяты> на территории Республики Узбекистан. Однако данная архивная справка в части выполнена на иностранном языке – наименование выдавшей организации, текст оттиска печати. Справка содержит перевод на русский язык, однако перевод удостоверен нотариусом <адрес>, оттиск печати нотариуса частично стерт, начитаем. Кроме того в справке не указана дата зачисления электромехаником 6 разряда по ремонту рентген аппаратуры, указан только номер приказа и дата - № от 13.10.2001, аналогично указаны сведения об увольнении – без указания даты увольнения, со ссылкой на приказ.
Кроме того содержание указанной архивной справки не идентично представленной ранее истцом из ведомственного архива министерства здравоохранение Республики Узбекистан в ГУ УПФР г.Ишима при назначении пенсии архивной справке о периодах работы в той же согласно доводов истца организации – <данные изъяты> от 12.04.2017 / л.д.54-55/. Последняя архивная справка от 12.04.2017 не содержит сведений о работе истца в данной организации после его увольнения с 01.05.2000 года, при этом содержит ссылку на основание выдачи справки- архивные фонды, описи, личные карточки, приказы.
Истцом суду представлен перевод оттиска печати из трудовой книжки на странице 15 /л.д. 139-141/, удостоверяющей спорный период работы с 11.09.2001 по 01.02.2003, данный перевод выполнен переводческой фирмой и нотариально не удостоверен в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Относительно оттиска печати в трудовой книжке под записью о работе в <данные изъяты> суду не представлен заверенный нотариально перевод оттиска печати, текст оттиска печати в копии частично не читаем, подлинная трудовая книжка суду не предоставлялась.
Ввиду изложенного представленные истцом доказательства не могут быть приняты в качестве подтверждения спорных периодов работы.
Истцу при подготовке к судебному разбирательству и в судебном заседании предлагалось представить надлежащим образом выполненный перевод оттисков печатей трудовой книжки по спорным периодам, предоставленной им дополнительно справки, а также представить доказательства уплаты страховых взносов по спорным периодам, однако истцом таких доказательств и надлежащим образом удостоверенных переводов не представлено.
Ввиду изложенного, суд полагает, что основания для удовлетворения требований не имеется и в иске надлежит отказать.
Руководствуясь ст. ст. 56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ишиме Тюменской области (межрайонное) о возложении обязанности включить периоды работы в страховой стаж и произвести перерасчет страховой пенсии по старости отказать в полном объеме.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тюменский областной суд через Ишимский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 12 февраля 2021 года.
Председательствующий /подпись/ Т.С.Турсукова
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>