ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1376 от 27.06.2011 Ханты-мансийского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

                                                                                    Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                       Вернуться назад                                                                                           

                                    Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры — Судебные акты

  Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

  27 июня 2011 года г. Ханты-Мансийск

  Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры Тюменской области в составе председательствующего судьи Литвиновой А.А.,

при секретаре Нечаевой А.Ю.,

с участием истца, представителя ответчика Департамента управления делами Губернатора ХМАО-Югры ФИО6, предоставившей доверенность от ДД.ММ.ГГГГ № №

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1376/11 по исковому заявлению Шагут ФИО9 к Департаменту управления делами Губернатора ХМАО-Югры, к Аппарату Губернатора ХМАО-Югры о взыскании задолженности по заработной плате,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с иском к ответчику о взыскании денежных средств, мотивируя требования тем, что он с ДД.ММ.ГГГГ проходил государственную гражданскую службу в ХМАО-Югре в должности  Администрации Губернатора ХМАО-Югры. В соответствии с ч.1 ст.11 Закона Ханты-Мансийского автономного округа от 04 апреля 2005 года №20-оз, денежное содержание лиц, замещающих должности гражданской службы автономного округа состоит из оклада месячного содержания, а также ежемесячных и иных дополнительных выплат, к дополнительным по мимо прочего относится премия по результатам работы за год. В соответствии с ч.5 п.3.5 раздела Положения (утвержденного Постановлением Губернатора автономного округа от 25 апреля 2005 года №55), действующего в период его работы, премия выплачивается гражданским служащим, проработавшим неполный календарный год определенной категории работников, в том числе в связи с прекращением служебного контракта по п.6 ст.33 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Со своей стороны истец выполнил обозначенные в положении о премировании условия, в течение 2010 года дисциплинарных взысканий не имел, каких-либо замечаний со стороны руководства не высказывалось, при которых премия не назначается. По служебному контракту ответчик обязался выплачивать денежное содержание, которое состоит из оклада месячного денежного содержания, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, к которым помимо прочего относится премия по результатам работы за год. Ответчик обязан исполнить свои обязательства, выплатить премию по итогам работы за ДД.ММ.ГГГГ год, до настоящего времени указанная выплата не произведена.

Просит суд взыскать с ответчика Департамента управления делами Губернатора ХМАО-Югры взыскать денежные средства в счет премии за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 70 747 рублей 78 копеек, денежную компенсацию за просрочку выплаты премии в размере 1 264 рубля 02 копейки, компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей.

В судебном заседании истец Шагут Г.К. настаивает на заявленных требованиях, поддержав доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика Департамента управления делами Губернатора ХМАО-Югры ФИО6 в судебном заседании исковые требования не признала, поддержав позицию, изложенную в тексте возражения на исковое заявление. Согласно возражения, представитель ответчика указывает, что постановлением Губернатора автономного округа от 19.02.2011 года № 22 «О внесении изменений в постановление Губернатора автономного округа от 25.04.2005 года № 55, порядок выплаты премии по итогам работы за год изменен, и выплата премии производится тем работникам, которые состоят в списочном составе по состоянию на 31 декабря соответствующего года, лицам, замещавшим должности гражданской службы автономного округа, и лицам, замещавшим должности гражданской службы автономного округа, проработавшим не полный календарный год в связи с их переводом по их просьбе или с их согласия в другой государственный орган, исполнительный орган государственной власти автономного округа. Постановление Губернатора вступило в силу до принятия решения о премировании.

Представитель соответчика Аппарата Губернатора ХМАО-Югры ФИО7 полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению, просит рассмотреть дело в отсутствии их представителя.

Заслушав стороны, исследовав и проанализировав письменные материалы дела, суд счел требования иска подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения Губернатора автономного округа от ДД.ММ.ГГГГ № между ХМАО-Югра, в лице представителя нанимателя Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, и истцом был заключен служебный контракт №, в соответствии с которым на истца возложена обязанность по должности  Администрации Губернатора ХМАО-Югры.

Служебным контрактом гражданскому служащему устанавливается денежное содержание, которое включается в себя и премии по результатам работы за год в соответствии с положением о премировании.

Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ № в связи с отказом от предложенной должности начальника информационно-методического отдела управления по вопросам кадровой политики Департамента внутренней политики ХМАО-Югры при сокращении с истцом был расторгнут служебный контракт.

Финансовое, хозяйственное, материально-техническое, социально-бытовое, транспортное и иное обеспечение деятельности Администрации Губернатора автономного округа, ассигнования, предусмотренные в бюджете автономного округа на содержание Администрации автономного округа, обеспечение денежного содержания государственных служащих и работников всех категорий Администрации автономного округа, в том числе и должности помощника Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, было возложено и осуществлялось Управлением делами Губернатора автономного округа, как органом исполнительной государственной власти автономного округа пунктами 1.2., 2.1., 3.1., 3.2.1., 3.3.,4.3., 4.11 Положения об Управлении делами Губернатора автономного округа (постановление Губернатора автономного округа об Управлении делами Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 15 декабря 2000г. № 311 (с изм. на 30 декабря 2005 г.).

В соответствии с постановлением Губернатора ХМАО-Югры № от ДД.ММ.ГГГГ года «О формировании исполнительных органов государственной власти и государственных органов ХМАО-Югры» Администрация Губернатора автономного округа реорганизована в Аппарат Губернатора ХМАО-Югры.

В соответствии с п.16 положения «Об аппарате Губернатора ХМАО-Югры», утвержденного постановлением Губернатора № от ДД.ММ.ГГГГ, финансовое обеспечение деятельности Аппарата осуществляется за счет средств бюджета автономного округа Департаментом управления делами Губернатора автономного округа.

Распоряжением Губернатора ХМАО-Югры № 83-рг от 02.03.2011 года в соответствии со ст.ст. 8, 19 Закона ХМАО-Югры от 04.04.2005 года № 20-оз «О денежном содержании лиц, замещающих государственные должности ХМАО-Югры, и лиц, замещающих должности государственной гражданской службы ХМАО-Югры», разделом 3 приложения к постановлению Губернатора ХМАО-Югры от 25.04.2005 года № 55 «О социальной защищенности и премировании лиц, замещающих государственные должности ХМАО-Югры, и лиц, замещающих должности государственной гражданской службы ХМАО-Югры», разделом 3 приложения 2 к постановлению Губернатора ХМАО-Югры от 25.04.2005 года № 52 «Об оплате труда и социальной защищенности лиц, занимающих должности, не отнесенные к должностям гражданской службы и осуществляющих техническое обеспечение деятельности государственных органов ХМАО-Югры, разделом 6 приложения 2 к постановлению Губернатора ХМАО-Югры от 25.04.2005 года № 54 «Об оплате труда и социальной защищенности рабочих государственных органов ХМАО-Югры», разрешено руководителям государственных органов ХМАО-Югры, исполнительных органов государственной власти ХМАО-Югры выплатить премии по результатам работы за 2010 года в размере 3 месячных фондов денежного содержания (месячных фондов оплаты труда) в пределах установленных лимитов на 2011 год.

ДД.ММ.ГГГГ вх. № истец обратился в Департамент управления делами Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа-Югры с заявлением о выплате задолженности по оплате премии по результатам работы за ДД.ММ.ГГГГ год (л.д.27-29).

Ответчиком в выплате премии по результатам работы за ДД.ММ.ГГГГ год было отказано по мотивам того, что в соответствии с постановлением Губернатора ХМАО-Югры от 25.04.2005 года № 55 «Об оплате труда и социальной защищенности лиц, занимающих должности, не отнесенные к должностям гражданской службы, и осуществляющих техническое обеспечение деятельности государственных органов ХМАО-Югры» (с изменениями на 19.02.2011 года) премия по результатам работы за год выплачивается работника, которые состояли в списочном составе по состоянию на 31 декабря соответствующего года, а также работникам, проработавшим неполный календарный год в связи с их переводом по их просьбе или с их согласия в государственный орган автономного округа, исполнительный орган государственной власти автономного округа, в связи с тем, что работник уволен по иным причинам, основания для выплаты премии по итогам работы за год отсутствуют.

Указанное решение не соответствует требованиям действующего законодательства по следующим основаниям.

Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», а также Законом ХМАО-Югры от 31.12.2004 года 97-оз «О государственной гражданской службе ХМАО-Югры», который, учитывая принципы соблюдения единства системы государственной службы Российской Федерации, разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, регулирует вопросы правового, организационного и финансово-экономического обеспечения государственной гражданской службы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

В соответствии со ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного содержания гражданского служащего, а также из месячных и иных дополнительных выплат. Гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Согласно ст.11 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры №20-оз от 04 апреля 2005 года «О денежном содержании лиц, замещающих государственные должности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, и лиц, замещающих должности государственной гражданской службы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры», в состав денежного содержания лиц, замещающих должности гражданской службы автономного округа входит премия по результатам работы за год.

В силу ст. 19 указанного нормативного правового акта лицам, замещающим должности гражданской службы автономного округа, может быть выплачена премия по результатам работы за соответствующий год в размере до трех месячных фондов оплаты труда.

Порядок и условия выплаты премии по результатам работы за год, определяются положениями, утверждаемыми постановлением Губернатора автономного округа, а для лиц, замещающих должности гражданской службы в аппарате Думы автономного округа и образуемых Думой автономного округа государственных органах, а также иным лицам, необходимым для обеспечения деятельности Председателя Думы автономного округа, его заместителей и других депутатов Думы автономного округа, - в соответствии с положением, утверждаемым постановлением Думы автономного округа.

Согласно п. 3.5 Положения о порядке установления и выплаты ежемесячного денежного поощрения и премий, утвержденным Постановлением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25 апреля 2005 года № 55 (в редакции действовавшей на 18 апреля 2010 года в момент прекращения служебных отношений между истцом и ответчиком), премия по итогам работы за год выплачивалась за фактически отработанное время лицам, замещавшим должности гражданской службы автономного округа, проработавшим неполный календарный год в связи с прекращением служебного контракта по п. 2 статьи 36 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Постановлением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры № 22 от 19 февраля 2011 года внесены изменения в Постановлением губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры № 55 от 25 апреля 2005 года, пункт 3.5 Положения о порядке установления и выплаты ежемесячного денежного поощрения и премий изложен в новой редакции, согласно которой гражданские служащие не проработавшие полный календарный год и уволенные по п. 2 статьи 36 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» лишены права на получение премии по итогам работы за год.

В силу ст.73 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом.

В соответствии со ст.12 Трудового кодекса Российской Федерации закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, вступает в силу со дня, указанного в этом законе или ином нормативном правовом акте, либо законе или ином нормативном правовом акте, определяющем порядок введения акта данного вида.

Закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие.

Действия закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие лишь в случаях, прямо предусмотренных этим актом. К отношениям, возникшим до введения в действие закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, указанный закон или акт применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие (часть 2 статьи 120 Конституции РФ, часть 2 статьи 11 ГПК РФ, статья 5 ТК РФ).

В судебном заседании установлено, что правоотношения между ответчиком Аппаратом Губернатора ХМАО-Югры и истцом, связанные с прохождением государственной гражданской службы последним, прекращены ДД.ММ.ГГГГ, соответственно к ним не может быть применены правовые нормы Положения о порядке установления и выплаты ежемесячного денежного поощрения и премий с изменениями, внесенными Постановлением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры № 22 от 19 февраля 2011 года.

Из письменных пояснений стороны ответчика следует, что истцу отказано в начислении и выплате премии по итогам работы за ДД.ММ.ГГГГ год на основании распоряжения Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры № 83-рг от 02 марта 2011 года, поскольку отсутствуют основания для ее выплаты, при этом иные основания, препятствующие выплате премии за год, отсутствуют.

На момент увольнения, в соответствии с действующими нормативными правовыми актами, истец имел право на получение премии по итогам работы за ДД.ММ.ГГГГ год, распоряжением ответчика указанная премия выплачена гражданским служащим

Согласно представленного условного расчета подписанного директором, главным бухгалтером Департамента управления делами Губернатора ХМАО-Югры, сумма премии по результатам работы за 2010 года составляет 70 747 рублей 79 копеек.

Таким образом, с учетом положений ст.196 ГПК РФ, нарушенные права истца подлежат восстановлению путем взыскания с ответчика Департамента управления делами Губернатора ХМАО-Югры в его пользу 70 747 рублей 78 копеек.

Кроме того, истец просит суд взыскать с ответчика проценты за просрочку выплаты премии в размере 1 264 рубля 02 копейки.

В соответствии со ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором или трудовым договором. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.

Начисление и выплате премии по результатам работы за ДД.ММ.ГГГГ года производилась ответчиком ДД.ММ.ГГГГ.

На момент рассмотрения данного гражданского дела - ДД.ММ.ГГГГ ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, согласно указания банка России от ДД.ММ.ГГГГ № - У, составляет 8,25%.

Учитывая, что ответчик своевременно не выплатил истцу премию по итогам работы за год 70 747 рублей 79 копеек, указанная обязанность возникла у ответчика после ДД.ММ.ГГГГ, на момент рассмотрения дела просрочка выплаты составила 135 дней, в связи с чем, в пользу истца с ответчика подлежит взысканию компенсация за несвоевременную выплату премии по результатам работы за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 2 626 рублей 52 копейки (70 747 рублей 79 копеек x 8,25%/300 x 135).

Таким образом, суд считает возможным взыскать с ответчика в пользу истца денежную компенсацию за просрочку выплаты премии в размере 1 264 рубля 02 копейки с учетом положений ст.196 ГПК РФ.

Кроме этого, истцом заявлено требование о взыскании с ответчика компенсации морального вреда в размере 20 000,0 рублей.

В соответствии со ст. 237 Трудового кодекса Российской Федерации моральный вред, причинённый работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

В силу положений ч.1,2 ст.1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размере компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Неправомерными действиями ответчика, повлекшими невыплату денежных средств, истцу, был причинен моральный вред, выразившийся в его нравственных страданиях, с учетом степени нравственных страданий, фактических обстоятельств причинения морального вреда, требований разумности и справедливости, суд определяет размер компенсации морального вреда в сумме 2 000 рублей.

Истец на основании п.1 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ освобожден от уплаты государственной пошлины.

В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с п.19 ч. 1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ с ответчика не подлежит взысканию в местный бюджет государственная пошлина.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 56, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Шагут ФИО10 к Департаменту управления делами Губернатора ХМАО-Югры, к Аппарату Губернатора ХМАО-Югры удовлетворить.

Взыскать с Департамента управления делами Губернатора ХМАО-Югры в пользу Шагут ФИО11 денежные средства в счет премии за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 70 747 рублей 78 копеек, денежную компенсацию за просрочку выплаты премии в размере 1 264 рубля 02 копейки, компенсацию морального вреда 2 000 рублей. Всего к взысканию 74 011 рублей 80 копеек.

Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры через Ханты-Мансийский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения.

Судья Ханты-Мансийского

районного суда А.А. Литвинова

а