ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-13761/2016 от 07.06.2016 Советского районного суда г. Казани (Республика Татарстан)

Копия Дело № 2 – 980/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 февраля 2017 года город Казань

Советский районный суд города Казань в составе:

председательствующего судьи Пичуговой О. В.

при секретаре судебного заседания Саягфаровой Д. Д.,

с участием:

истца ФИО1 и его представителя - адвоката Куликовой Г. И., действующей на основании ордера <номер изъят> от 19 января 2017 года,

представителя ответчика – Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан (далее – МЧС РТ) – ФИО2, действующего на основании простой доверенности <номер изъят> от 07 июня 2016 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении зала № 119 Советского районного суда города Казань гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан о признании действий (бездействия) незаконными, признании участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции (далее – ЧАЭС), взыскании убытков и компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 (далее также истец) в суд с иском к МЧС РТ (далее также ответчик) о признании действий (бездействия) незаконными, признании участником ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, взыскании убытков и компенсации морального вреда.

В обоснование своих требований истец указал, что в период с 26 августа 1985 года по 30 июня 1988 года он работал в Производственном объединении (далее – ПО) «Камгэсэнергострой» машинистом автоскрепера и был направлен работодателем в командировку в город Вышгород Украинской ССР для участия в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в период с 23 августа по 21 сентября 1986 года.

27 октября 2011 года истец обратился к ответчику с заявлением о выдаче удостоверения участника ликвидации аварии на ЧАЭС. 20 ноября 2012 года истец получил ответ на свое заявление, в котором содержался отказ в выдаче соответствующего удостоверения в связи с не подтверждением факта нахождения в зоне отчуждения протяженностью 30 км от места аварии. Разъяснений о том, какие документы следует представить для подтверждения этого факта, истцу дано не было.

21 ноября 2013 года истец повторно обратился к ответчику с аналогичным заявлением и приложил к нему следующие документы: справку Открытого акционерного общества (далее – ОАО) «Укрэнергостроймеханизация» <номер изъят> от 28 октября 2013 года, содержащую сведения о работе истца в зоне отчуждения на русском языке на фирменном бланке и с печатью предприятия на украинском языке, справку от 25 апреля 1991 года, выписку из приказа <номер изъят>-к от 04 сентября 1986 года, изданного ПО «Камгэсэнергострой», копию приказа <номер изъят>-к от 28 августа 1986 года того же работодателя, копию паспорта и копию трудовой книжки. 25 июня 2014 года истец вновь получил от ответчика письмо с отказом в выдаче удостоверения со ссылкой на отсутствие сведений о работе в зоне отчуждения.

Не согласившись с ответом, истец направил те же документы в МЧС России, на что получил ответ о необходимости перевода текста бланка и печати с украинского языка на русский и его нотариального удостоверения.

19 ноября 2014 года истец в третий раз обратился к ответчику с заявлением о выдаче ему удостоверения, представив документы, которые ранее прилагал к заявлению от 21 ноября 2013 года, и нотариально удостоверенный перевод. 19 декабря 2014 года истцу было выдано удостоверение.

По мнению истца, ответчик нарушил сроки рассмотрения его заявлений, намеренно затянул процесс проверки документов, что выразилось в несвоевременном получении истцом причитавшихся ему льгот и выплат.

Истец просил признать действия (бездействие) ответчика по вынесению решения об отказе в выдаче удостоверения участника ликвидации аварии на ЧАЭС незаконными, признать его право как участника ликвидации аварии на период подачи заявления, взыскать убытки в виде неполученной ежемесячной денежной выплаты в размере 28 318 рублей 92 копеек, ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в размере 6 583 рублей 22 копеек, ежегодной компенсации на оздоровление в размере 1 410 рублей 78 копеек за период с 21 ноября 2013 года по 19 декабря 2014 года, взыскать компенсацию морального вреда в размере 1 000 000 рублей.

В судебном заседании 19 января 2017 года истец уточнил и увеличил свои требования: просил признать его участником ликвидации последствий аварии на ЧАЭС с 27 октября 2011 года и взыскать с ответчика «материальный вред за несвоевременное получение пенсии» в размере 446 387 рублей. В остальной части свои требования истец оставил без изменения.

В судебном заседании 16 февраля 2017 года истец уменьшил размер материального требования, просил взыскать с ответчика «убытки за несвоевременное получение пенсии» в размере 362 460 рублей 37 копеек, поддержал уменьшенные и ранее заявленные требования.

Представитель ответчика возражал против удовлетворения иска, представил письменный отзыв.

Представитель третьего лица – Государственного учреждения Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан в судебное заседание не явился, направил ходатайство о рассмотрении дела без его участия.

Изучив материалы дела, выслушав стороны, суд приходит к следующим выводам.

В силу абзаца 1 статьи 3 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее – Закон) гражданам Российской Федерации гарантируются установленные настоящим Законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки.

Согласно абзацу 1 статьи 8 Закона зона отчуждения (именовавшаяся в 1986 - 1987 годах 30-километровой зоной, а с 1988 года до 15 мая 1991 года - зоной отселения) - территория вокруг Чернобыльской АЭС, а также часть территории Российской Федерации, загрязненные радиоактивными веществами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, из которых в соответствии с Нормами радиационной безопасности в 1986 и в 1987 годах население было эвакуировано.

В соответствии со статьей 13 Закона к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся:

…3) граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС…

В силу статьи 15 Закона гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются специальные удостоверения инвалидов, а гражданам, указанным в пунктах 3 и 4 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки. Эти документы дают право на меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, с момента их предъявления.

Порядок и условия оформления и выдачи удостоверений определяются органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 4 Порядка и условий оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденных Приказами МЧС РФ № 727, Минздравсоцразвития РФ № 831, Минфина РФ № 165н от 8 декабря 2006 года, для оформления и получения удостоверения по форме согласно приложениям № 1 или № 2 к настоящему Порядку участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС обращаются в уполномоченный орган по месту жительства (работы, службы) с письменным заявлением, к которому прилагаются:

паспорт гражданина Российской Федерации;

удостоверение установленного образца, подтверждающее факт участия в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В случае первичного обращения гражданина за получением удостоверения, а также при отсутствии в уполномоченном органе личного дела с материалами, послужившими основанием для выдачи ему ранее удостоверения либо при отсутствии в его личном деле, подлежащем постоянному хранению в органах (их правопреемниках), оформивших и выдавших ему ранее удостоверение союзного (российского) образца, документов, подтверждающих выполнение работ в зоне отчуждения, заявителем представляется кроме вышеперечисленных один или несколько документов (оригиналы либо заверенные в установленном порядке копии) из числа документов, предусмотренных пунктом 6 настоящего Порядка.

Как следует из пункта 6 названного Порядка, документами, подтверждающими участие граждан в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения, являются:

командировочное удостоверение с отметками о пребывании в населенных пунктах (пункте), находящихся в зоне отчуждения;

справка об участии в работах в зоне отчуждения, выданная в 1986 - 1990 годах предприятием, организацией, учреждением, воинскими частями, выполнявшими работы непосредственно в зоне отчуждения; Штабом Гражданской обороны СССР, соответствующими архивами;

трудовая книжка (раздел "Сведения о работе") с записью о работе в зоне отчуждения;

табель учета рабочего времени в зоне отчуждения;

справка о праве на повышенный размер оплаты труда (о выплате денежного содержания в повышенных размерах) за работу в зоне отчуждения (в зонах опасности внутри зоны отчуждения);

задания (заявка) на полет в зону отчуждения, летная книжка и полетные листы летно-подъемного состава с записью о полетах в зону отчуждения;

военный билет (разделы "Прохождение учебных сборов" и "Особые отметки") с записью о работе по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС (в зоне отчуждения);

выписка из приказа по личному составу воинской части, принимавшей участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, о прибытии, убытии и работе в зоне отчуждения;

выписка из приказа по личному составу начальника органа безопасности (государственной безопасности) о командировании военнослужащих КГБ СССР для участия в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и сроках пребывания в зоне отчуждения в 1986 - 1990 годах.

В соответствии с пунктом 7 Порядка уполномоченные органы:

осуществляют прием от граждан документов, указанных в пунктах 4, 5 и 6 настоящего Порядка;

снимают и заверяют копии с представленных документов (оригиналы возвращаются заявителю);

проводят проверку представленных документов.

Для подготовки решения о выдаче (отказе в выдаче) удостоверения, проверки документов, представленных гражданами в соответствии с настоящим Порядком, в уполномоченных органах по распоряжению руководителей (заместителей руководителей) этих органов создаются комиссии и утверждается их персональный состав.

Решение о выдаче (отказе в выдаче) удостоверения принимается уполномоченным органом в месячный срок с момента принятия от гражданина заявления (при необходимости подтверждающих документов) при соблюдении заявителем условий, указанных в пункте 4 либо 5 настоящего Порядка, и оформляется распоряжением руководителя (заместителя руководителя) уполномоченного органа.

В пункте 8 Порядка указано, что бланки удостоверения выдаются Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий представителям уполномоченных органов, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, на основании заявки, доверенности, оформленных в установленном порядке, и копий документов, послуживших основанием для принятия решений о выдаче гражданам удостоверения.

Согласно «Правилам предоставления гражданам компенсаций за вред, нанесенный здоровью вследствие чернобыльской катастрофы, компенсации на оздоровление, а также компенсаций семьям за потерю кормильца», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 года № 907 «О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»:

2. Для получения компенсации получатель компенсации подает по месту жительства в орган в сфере социальной защиты населения, уполномоченный органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган), заявление (с указанием почтового адреса или реквизитов счета, открытого получателем компенсации в кредитной организации), к которому прилагаются следующие документы:

а) заверенная копия удостоверения, дающего право на меры социальной поддержки;

в) копия справки, подтверждающей факт установления инвалидности вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, - для получения компенсаций, предусмотренных частями первой - третьей статьи 39 Закона.

8. Предоставление компенсации производится, начиная с месяца, следующего за месяцем подачи заявления, через организации федеральной почтовой связи либо через кредитные организации.

Согласно части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу статьи 196 ГПК РФ:

1. При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.

3. Суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Судом установлено, что 27 октября 2011 года истец обратился к ответчику с заявлением о выдаче ему удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, приложив к нему выписку из приказа по Строительному управлению механизации – I УМС «КГЭС» от 04 сентября 1986 года о направлении истца в командировку с 23 августа по 21 сентября 1986 года в город Вышгород в распоряжение «Южатомэнергострой» и справку о том, что он участвовал в ликвидации последствий аварии с 23 августа по 21 сентября 1986 года.

На указанное заявление истца 20 ноября 2012 года ответчиком был дан ответ, согласно которому республиканской комиссией при МЧС РТ было принято решение о выдаче истцу удостоверения, представленные им документы были направлены в Управление организации программно-целевого планирования МЧС России, которое отказало в выдаче бланка удостоверения по причине отсутствия в представленных документах сведений о работе истца в «зоне отчуждения». Истцу было разъяснено право на повторное обращение при наличии соответствующих документов.

21 ноября 2013 года, то есть спустя год после получения отказа в выдаче удостоверения, истец вновь обратился к ответчику по тому же вопросу, приложив копию паспорта, трудовой книжки, справку № 100 от 28 октября 2013 года ОАО «Укрэнергостроймеханизация» и справку той же организации без даты и номера (как указано в тексте самого заявления). Ответчиком для проверки достоверности сведений, представленных истцом, 26 и 27 ноября 2013 года были направлены запросы в различные организации и учреждения, расположенные на Украине и имевшие отношение к ликвидации последствий аварии, в том числе в Управление механизации строительных работ «Укрэнергостроймеханизация», которое согласно справке от 28 октября 2013 года, выданной ОАО «Укрэнергостроймеханизация», ранее входило в состав треста «Южатомэнергострой», а впоследствии было реорганизовано в акционерное общество открытого типа. Это опровергает довод истцовой стороны о том, что ответчик направил запрос «не по адресу»: не в ВАТ (ОАО) «Укрэнергостроймеханизация», а в Управление механизации строительных работ «Укрэнергостроймеханизация».

Ответчиком из муниципального бюджетного учреждения «Архив документов по личному составу» была получена копия приказа Управления механизации строительства ПО «Камэнергострой» <номер изъят>-к от 28 августа 1986 года, согласно которому истец и ФИО3 были командированы на один месяц в распоряжение треста «Южатомэнергострой». Сведений о направлении в «зону отчуждения» данный приказ не содержал. Из ДСП «ЧСК» ответчиком был получен ответ о том, что по вопросу предоставления сведений из архива предприятия об участии в работах по ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС ему необходимо обратиться в ВАТ (ОАО) «Укрэнергостроймеханизация». Как указано выше, ответчик направил запрос в Управление механизации строительных работ «Укрэнергостроймеханизация», правопреемником которого является указанное акционерное общество.

25 июня 2014 года ответчиком истцу был дан ответ об отсутствии оснований для выдачи ему удостоверения, в котором также указано, что представленные им документы не содержат сведений о его работе в «зоне отчуждения», и разъяснено право на повторное обращение при наличии соответствующих документов.

Все перечисленные выше факты были установлены вступившим в законную силу решением Советского районного суда города Казань от 19 мая 2016 года по гражданскому делу по иску ФИО1 к МЧС РТ, Государственному учреждению Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан и Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан о взыскании неполученной пенсии и компенсации, которое было оставлено без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 18 августа 2016 года.

Из пояснений истца и содержания искового заявления судом установлено, что за разъяснением причин повторного отказа в выдаче ему удостоверения он обратился непосредственно в МЧС России, куда представил те же документы, что и ответчику 21 ноября 2013 года. На обращение истца 27 октября 2014 года МЧС России ему был дан ответ, в котором разъяснялся порядок выдачи удостоверений и необходимость перевода бланка справки ОАО «Укрэнергостроймеханизация» с украинского на русский язык. Ответчиком в ответе от 25 июня 2014 года такого разъяснения действительно дано не было, поскольку отказ в выдаче удостоверения был основан на других обстоятельствах. Указание на необходимость перевода бланка и печати было дано именно вышестоящим в порядке подчиненности органом, который принимает решение о выдаче бланка удостоверения и вправе отказать в этом.

19 ноября 2014 года истец обратился к ответчику с заявлением о выдаче ему удостоверения, к которому приложил указанные выше документы с переводом на русский язык, заверенным нотариально. На основании этого заявления истцу 19 декабря 2014 года было выдано удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. С 24 февраля 2015 года, то есть с момента обращения, истцу производится ежемесячная денежная выплата согласно справкам ГУ УПФ РФ в городе Набережные Челны Республики Татарстан, что также установлено вступившим в законную силу решением суда от 19 мая 2016 года.

Таким образом, лишь 19 ноября 2014 года истец представил ответчику все необходимые и надлежащим образом оформленные, отвечающие предъявляемым действующими нормативными актами требованиям документы для получения статуса участника ликвидации последствий аварии на ЧАЭС и соответствующего удостоверения. Получив удостоверение 19 декабря 2014 года, истец обратился в уполномоченный орган социальной защиты за назначением ежемесячной выплаты лишь 25 февраля 2015 года. Более того, полагая, что обладает правом на установленные специальным законом меры социальной защиты с сентября 1986 года, истец в течение почти тридцати лет не принимал мер к оформлению этого права. Для получения статуса участника ликвидации последствий аварии на ЧАЭС и удостоверения, социальных льгот и выплат предусмотрен заявительный порядок. Впервые обратившись к ответчику с заявлением о выдаче удостоверения 27 октября 2011 года и получив ответ на него после проверки документов МЧС России 20 ноября 2012 года, повторно истец обратился с таким заявлением лишь спустя год – 21 ноября 2013 года, а за получением ежемесячной выплаты – спустя два месяца после получения удостоверения. По мнению суда, довод истца и его представителя о намеренном затягивании процесса выдачи удостоверения ответчиком, нарушении им сроков, установленных приведенным выше Порядком, несостоятелен, объективных и допустимых доказательств совершения ответчиком умышленных незаконных действий или бездействия с целью затянуть выдачу удостоверения истцу или сделать ее невозможной суду представлено не было, поэтому требования истца в этой части удовлетворению не подлежат.

Не подлежит удовлетворению и требование истца о признании за ним «права участника ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС на момент подачи заявления 27 октября 2011 года», поскольку судом установлено и указано на это в решении выше, что наличие такого права истец доказал только при подаче заявления 19 ноября 2014 года. Все причитающиеся такой категории граждан выплаты производятся исключительно с момент обращения за ними, а не за прошедший период времени, поэтому оснований для удовлетворения требования истца о взыскании с ответчика «убытков за несвоевременное получение пенсии» у суда не имеется. Кроме того, истец требовал взыскания этих убытков с государственного органа, который не уполномочен назначать и производить какие-либо выплаты.

Таким образом, в силу приведенных выше норм действующего законодательства и подзаконных актов право на получение статуса участника ликвидации аварии возникает у лица только с момента предоставления им в уполномоченный орган всех необходимых и надлежащим образом оформленных документов, подтверждающих этот статус. Лишь после получения удостоверения участника ликвидации аварии и предъявления его в орган социальной защиты населения и в пенсионный орган у этих органов возникает обязанность назначить и выплачивать гражданину положенные ему денежные суммы.

С учетом всего изложенного выше суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.

Руководствуясь статьями 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска ФИО1 к Министерству по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан о признании действий (бездействия) незаконными, признании участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции, взыскании убытков и компенсации морального вреда отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение 10 дней со дня составления мотивированного судебного акта через Советский районный суд города Казани.

Судья: подпись.

Мотивированное решение составлено 21 февраля 2017 года.

Судья: подпись.

Копия верна. Судья: