ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1376/14 от 06.05.2014 Советского районного суда г. Орла (Орловская область)

 №2-1376/14

 РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 06 мая 2014 года город Орел

 Советский районный суд города Орла в составе

 председательствующего судьи Самойловой Ю.С.,

 при секретаре Сумаковой М.М.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании в здании районного суда гражданское дело по иску Бокаевой Н.И., Левочкина М.В. к Администрации г. Орла, Департаменту образования и молодежной политики Орловской области об обязании перечислить социальную выплату на приобретение жилья,

 УСТАНОВИЛ:

 Бокаева Н.И., Левочкин М.В. обратились в суд с иском к Администрации г. Орла об обязании перечислить социальную выплату на приобретение жилья.

 В обоснование требований указав, что истцы являются участниками долгосрочной областной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 годы», что подтверждается свидетельством о праве получения социальных выплат на приобретение жилья серии <данные изъяты> №№***. В соответствие с условиями этой программы им предоставляется социальная выплата в размере <данные изъяты> для улучшения жилищных условий. ДД.ММ.ГГ истцами был открыт банковский счет для получения социальной выплаты на приобретение жилья.

 ДД.ММ.ГГ между Бокаевой Н.И., Левочкиным М.В. и Морозовой Р.Н. был заключен договор купли-продажи квартиры, а ДД.ММ.ГГ истцам были выданы свидетельства о государственной регистрации права собственности на указанную квартиру. Согласно п. 2.2 договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГ, сумма в размере <данные изъяты> оплачивается за счет средств социальных выплат на приобретение жилья согласно свидетельству о праве получения социальных выплат от ДД.ММ.ГГ серия <данные изъяты> №№***, в течение 30 дней после регистрации перехода права собственности.

 До настоящего времени ответчик не перечислил денежные средства, в связи с чем истцы обратились с заявлением в администрацию г. Орла о производстве выплаты. В ответе №№*** от ДД.ММ.ГГ Бокаевой Н.И. и Левочкину М.В было отказано в перечислении социальной выплаты на основании того, что денежные средства возвращены на счет Департамента образования и молодежной политики Орловской области.

     Просят суд признать отказ Администрации г. Орла о невозможности
перечислить социальную выплату на приобретение жилья незаконным. Обязать Администрацию г. Орла перечислить социальную выплату на приобретение жилья в размере <данные изъяты> на расчетный счет №№*** в ОАО «<данные изъяты>».

 В судебном заседании представитель истцов по ордеру Кузяшин А.В. исковые требования поддержал в полном объеме. Истцы Бокаева Н.И., Левочкин М.В. просили суд удовлетворить заявленные требования, признать действия администрации г. Орла незаконными и обязать администрацию г. Орла перечислить социальную выплату на приобретение жилья в размере <данные изъяты> на расчетный счет №№*** в ОАО «<данные изъяты>».

 Представитель ответчика администрации г. Орла, представитель третьего лица Финансового управления администрации г. Орла по доверенности в деле Карасева Е.В. исковые требования не признала, пояснив, что администрация города Орла неоднократно информировала о необходимости в неиспользованных в ДД.ММ.ГГ межбюджетных трансфертах, о чем свидетельствуют письма в Департамент образования и молодежной политики Орловской области от ДД.ММ.ГГ от ДД.ММ.ГГ Департамент финансов Орловской области от ДД.ММ.ГГ г., и обращение на имя врио Губернатора и Председателя Правительства Орловской области В.В. Потомского от ДД.ММ.ГГ и.о заместителя Председателя Правительства Орловской области, руководителя блока финансово-экомического развития М.М. Бабкина от ДД.ММ.ГГ Однако, Департаментом образования и молодежной политики Орловской области, Департаментом финансов Орловской области, несмотря на потребность муниципального образования «Город Орел», данное решение в отношении средств областного бюджета не приняли, субсидия не возращена в бюджет г. Орла, в связи с чем, возможность перечислить средства субсидии в банк в полном объеме (с учетом средств федерального и областного бюджета) у органам местного самоуправления отсутствует. Указанные денежные средства носили целевой характер и не могли быть использованы на иные цели, кроме того, перераспределение денежных средств возможно только на основании соответствующего закона о бюджете.

 Представитель привлеченного к участию в деле в качестве соответчика Департамента образования и молодежной политики Орловской области по доверенности в деле Беляков А.В. исковые требования не признал, пояснив, что Департамент образования и молодежной политики Орловской области в рамках своей компетенции и в соответствии с Правилами в правовые отношения с истцом не вступал, соответственно Департамент не нарушал прав истца в получении социальной выплаты.

 Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы гражданского дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

 Подпрограммой «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГ №№***, долгосрочной областной программой «Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 годы», утвержденной постановлением Правительства Орловской области от ДД.ММ.ГГ.    №№*** долгосрочной муниципальной целевой
программой «Обеспечение жильем молодых семей в городе Орле на 2011-
2015 годы», утв. постановлением администрации города Орла от ДД.ММ.ГГ №№***, регламентирован порядок предоставления меры государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.

 Согласно программе, основными источниками финансирования являются:

 -средства федерального бюджета (софинансирование мероприятий подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы),

 -средства бюджета Орловской области и местных бюджетов;

 -средства кредитных и других организаций, предоставляющих молодым семьям кредиты и займы на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья, в том числе ипотечные жилищные кредиты;

 -средства молодых семей, используемые для частичной оплаты стоимости приобретаемого жилья или строящегося индивидуального жилья.

 В соответствии с разделом VI. Долгосрочной областной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 годы» субсидия из бюджета Орловской области местным бюджетам предоставляются на софинансирование расходных обязательств местных бюджетов на предоставление социальных выплат молодым семьям - участникам программы.

 Распределение субсидий утверждается правовым актом высшего органа исполнительной власти Орловской области.

 В силу п. 35 Постановления Правительства Орловской области от 03.08.2010 г. N 286 (ред. от 10.06.2013 г.) "Об утверждении долгосрочной областной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей на 2011 -2015 годы" для оплаты приобретаемого жилого помещения распорядитель счета представляет в банк договор банковского счета, договор на жилое помещение, свидетельство о государственной регистрации права собственности на приобретаемое жилое помещение и документы, подтверждающие наличие достаточных средств для оплаты приобретаемого жилого помещения в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, или договор с уполномоченной организацией, осуществляющей оказание услуг для молодых семей - участников программы по приобретению жилого помещения (жилых помещений) экономического класса на первичном рынке жилья.

 В договоре купли-продажи указываются реквизиты свидетельства (серия, номер, дата выдачи, орган, выдавший свидетельство) и банковского счета (банковских счетов), с которого будут осуществляться операции по оплате жилого помещения, приобретаемого на основании этого договора, а также определяется порядок уплаты суммы, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

 В договоре с уполномоченной организацией, осуществляющей оказание услуг для молодых семей - участников программы, указываются реквизиты свидетельства (серия, номер, дата выдачи, орган, выдавший свидетельство) уполномоченной организации и ее банковского счета (банковских счетов), а также определяется порядок уплаты суммы, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, необходимой для приобретения жилого помещения экономического класса на первичном рынке жилья».

 В соответствии с п. 40 Постановления Правительства Орловской области от ДД.ММ.ГГ N 286 (ред. от 10.06.2013) "Об утверждении долгосрочной областной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей на 2011 - 2015 годы", орган местного самоуправления в течение 5 рабочих дней с даты получения от банка заявки на перечисление средств из местного бюджета на банковский счет проверяет ее на соответствие данным о выданных свидетельствах и при их соответствии перечисляет средства, предоставляемые в качестве социальной выплаты, банку. При несоответствии данных перечисление указанных средств не производится, о чем орган местного самоуправления в указанный срок письменно уведомляет банк.

 В соответствии с п-п 2-3 Правил предоставления социальных выплат в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Орловской области «Молодежь Орловщины на 2013 — 2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Орловской области от 29 декабря 2012 года № 520 «Об утверждении государственной программы Орловской области «Молодежь Орловщины на 2013 - 2020 годы» право молодой семьи - участника подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей на 2014-2015 годы» государственной программы «Молодежь Орловщины на 2013-2020 годы» на получение социальной выплаты удостоверяется именным документом — свидетельством о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья, которое не является ценной бумагой.

 Выдача свидетельства осуществляется органом местного самоуправления на основании решения о включении молодой семьи в список участников в соответствии с выпиской из утвержденного Правительством Орловской области списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.

 В соответствии с пп. 34-35 Правил Молодая семья - распорядитель счета имеет право использовать социальную выплату для приобретения у любых физических и (или) юридических лиц жилого помещения или создания объекта индивидуального жилищного строительства, отвечающих установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенных применительно к условиям населенного пункта, выбранного для постоянного проживания, в котором приобретается (строится) жилое помещение.

 Приобретаемое жилое помещение (создаваемый объект индивидуального жилищного строительства) должно находиться на территории муниципального образования, орган местного самоуправления которого включил молодую семью - участника в список участников на получение социальной выплаты.

 Общая площадь приобретаемого жилого помещения (создаваемого объекта индивидуального жилищного строительства) в расчете на каждого члена молодой семьи, учтенного при расчете размера социальной выплаты, не может быть меньше учетной нормы общей площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в месте приобретения (строительства) жилья.

 Молодые семьи — участники могут привлекать в целях приобретения жилого помещения (создания объекта индивидуального жилищного строительства) собственные средства, средства материнского (семейного) капитала, а также средства кредитов или займов, предоставляемых любыми организациями и (или) физическими лицами.

 Для оплаты приобретаемого жилого помещения распорядитель счета представляет в банк договор банковского счета, договор на жилое помещение, свидетельство о государственной регистрации права собственности на приобретаемое жилое помещение и документы, подтверждающие наличие достаточных средств для оплаты приобретаемого жилого помещения в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, или договор с уполномоченной организацией, осуществляющей оказание услуг для молодых семей — участников по приобретению жилого помещения (жилых помещений) экономического класса на первичном рынке жилья.

 В судебном заседании установлено, что истцы являются участниками долгосрочной областной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 годы», что подтверждается свидетельством о праве получения социальных выплат на приобретение жилья серии <данные изъяты> №№***.

 ДД.ММ.ГГ постановлением администрации города Орла №№*** утвержден список молодых семей-участников долгосрочной муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе на 2011-2015 годы», имеющих прав на получение социальной выплаты. Согласно данному списку (п.34) семья Бокаевой Н.И., Лёвочкина М.В. имеет право на получение субсидии за счет средств областного бюджета в размере <данные изъяты>., и средств городского бюджета- <данные изъяты>.ДД.ММ.ГГ истцами был открыт банковский счет в ОАО «<данные изъяты>» для получения социальной выплаты на приобретение жилья.

 Заявка на перечисление бюджетных средств от ОАО «<данные изъяты>» в администрацию города Орла была направлена ДД.ММ.ГГ

 ДД.ММ.ГГ между Бокаевой Н.И., Левочкиным М.В. и Морозовой Р.Н. был заключен договор купли-продажи квартиры, а ДД.ММ.ГГ истцам были выданы свидетельства о государственной регистрации права собственности на указанную квартиру.

 Согласно п. 2.2 договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГ, сумма в размере <данные изъяты> оплачивается за счет средств социальных выплат на приобретение жилья согласно свидетельству о праве получения социальных выплат от ДД.ММ.ГГ серия <данные изъяты> №№***, в течение 30 дней после регистрации перехода права собственности.

 До настоящего времени ответчик не перечислил денежные средства, в связи с чем истцы обратились с заявлением в администрацию г. Орла о производстве выплаты.

 В ответе №Б-1542 от ДД.ММ.ГГ Бокаевой Н.И. и Левочкину М.В было отказано в перечислении социальной выплаты на основании того, что денежные средства возвращены на счет Департамента образования и молодежной политики Орловской области.

 Между тем, согласно материалов гражданского дела, а также пояснениям участников процесса, во исполнение постановления Правительства Орловской области от ДД.ММ.ГГ № №*** «О распределении субсидий, предоставляемых из областного и федерального бюджетов на софинансирование расходных обязательств местным бюджетам на предоставление социальных выплат молодым семьям - участникам долгосрочной областной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 годы» на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, в ДД.ММ.ГГ» Департаментом образования и молодежной политики Орловской области были доведены лимиты бюджетных обязательств администрации города Орла в сумме <данные изъяты> в том числе <данные изъяты> - средства федерального бюджета для софинансирования социальных выплат молодым семьям.

 В соответствии с соглашением № №*** от ДД.ММ.ГГ «О предоставлении в ДД.ММ.ГГ субсидии Департаментом образования и молодежной политики Орловской области из областного бюджета бюджету муниципального образования «Город Орёл» Орловской области на реализацию долгосрочной муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Орле на 2011-2015 годы» Департамент перечислил из областного бюджета бюджету г. Орла на единый счет территориального органа Федерального казначейства, открытый для кассового обслуживания исполнения бюджета г. Орла, субсидию в размере <данные изъяты>, в том числе <данные изъяты> за счет средств федерального бюджета. Указанные средства были перечислены на счет Администрации города Орла в полном объеме.

 На основании пп. 3.3. п. 3. Соглашения Администрация обязуется произвести выдачу свидетельств молодым семьям в ДД.ММ.ГГ и обеспечить целевое, своевременное и полное использование средств областного и федерального бюджета в соответствии с условиями Программы.

 В ДД.ММ.ГГ свидетельства о праве получения социальных выплат на приобретение (строительства) жилья по г. Орлу получили 35 молодых семей.

 По условиям Программы срок действия свидетельства о праве получения социальных выплат на приобретение (строительство) жилья в рамках Программы составляет 9 месяцев с даты его выдачи и заканчивается по г. Орлу ДД.ММ.ГГ.

 Срок действия свидетельств, полученных молодыми семьями в рамках Программы в ДД.ММ.ГГ разделяется на 2 периода: освоение бюджетных средств в рамках ДД.ММ.ГГ финансового года и освоение средств социальных выплат в рамках ДД.ММ.ГГ финансового года. По состоянию на ДД.ММ.ГГ 24 молодые семьи освоили средства социальной выплаты в полном объеме. 11 молодых семей планировали освоение средств после ДД.ММ.ГГ.

 В соответствии с бюджетным законодательством остатки целевых средств, не использованные в текущем финансовом году, могут быть возвращены в очередном финансовом году в доход бюджета, которому они были предоставлены, для финансового обеспечения расходов бюджета, соответствующих целям предоставления указанных межбюджетных трансфертов по согласованию с Департаментом финансов Орловской области.

 Остаток средств субсидии, предоставленной администрации г. Орла в ДД.ММ.ГГ, для софинансирования социальных выплат молодым семьям, получившим свидетельства в ДД.ММ.ГГ и не реализовавшим свое право по состоянию на ДД.ММ.ГГ составил <данные изъяты>, в том числе <данные изъяты> средства бюджета Орловской области.

 В соответствие со статьей 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации, завершение операций по исполнению бюджета в текущем финансовом году осуществляется в порядке, установленном финансовым органом. Финансовым органом Орловской области, устанавливающим порядок завершения операций по исполнению областного бюджета в ДД.ММ.ГГ является Департамент финансов Орловской области.

 В целях утверждения порядка завершения операций по исполнению областного бюджета в ДД.ММ.ГГ Департаментом финансов Орловской области был утвержден приказ Департамента финансов Орловской области от ДД.ММ.ГГ № №*** «Об утверждении Порядка завершения операций по исполнению областного бюджета в ДД.ММ.ГГ».

 Согласно пп. 4 п. 2. Порядка завершения операций по исполнению областного бюджета в ДД.ММ.ГГ, утвержденного Приказом Департамента финансов Орловской области от 9 декабря 2013 года № 712, финансовые органы муниципальных образований в течение первых пяти рабочих дней 2014 года возвращают межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий и субвенций, имеющих целевое назначение и неиспользованные в текущем финансовом году, на лицевые счета главных администраторов доходов бюджета от возврата неиспользованных остатков целевых средств, из бюджета которого были предоставлены целевые средства.

 В нарушение вышеуказанной нормы, администрация города Орла осуществила возврат средств субсидии на обеспечение жильем молодых семей ДД.ММ.ГГ.

 В результате возврата, кассовое исполнение лимитов бюджетных обязательств, доведенных Департаменту образования и молодежной политики Орловской области в ДД.ММ.ГГ, было произведено не в полном объеме. Бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования 2013 года, не подтвержденные кассовыми расходами, прекратили свое действие ДД.ММ.ГГ.

 Предоставление Администрации дополнительной субсидии в размере <данные изъяты> в пределах бюджетных ассигнований ДД.ММ.ГГ, утвержденных Департаменту, в настоящее время не представляется возможным по причине того, что средства областного бюджета в ДД.ММ.ГГ предусмотрены для предоставления социальных выплат молодым семьям, изъявившим желание получить социальную выплату в ДД.ММ.ГГ.

 ДД.ММ.ГГ за № №*** в адрес Департамента финансов Орловской области поступило письмо заместителя главы администрации г. Орла А. С. Бойко с просьбой возврата остатка субсидии Администрации г. Орла в сумме <данные изъяты>, в том числе <данные изъяты> средства федерального бюджета, <данные изъяты> - средства областного бюджета.

 В ответ на данное письмо администрации г. Орла были даны письменные разъяснения о нарушении порядка завершения финансового года и невозможности перечисления средств областного бюджета в сумме <данные изъяты>.

 ДД.ММ.ГГ администрация г. Орла в обращается в адрес временно исполняющего обязанности Губернатора Орловской области В. В. Потомского с просьбой вернуть остаток субсидии.

 Главе администрации г. Орла был направлен официальный ответ Департамента (письмо Департамента образования и молодежной политики Орловской области от ДД.ММ.ГГ № 6-2628) с разъяснениями о нарушении, допущенном администрацией г. Орла и о невозможности возврата остатка субсидии за счет средств областного бюджета.

 Таким образом, организация работы по выдаче свидетельств молодым семьям, а так же перечисление средств социальных выплат на банковские счета участников Программы в счет оплаты части договора купли-продажи семьи истца находится в компетенции администрации г. Орла. Право на получение социальных выплат на приобретение (строительство) жилья в рамках Программы предоставила истцу администрация г. Орла.

 Департамент образования и молодежной политики Орловской области в рамках своей компетенции и в соответствии с Правилами в правовые отношения с истцом не вступал, соответственно не нарушал прав истца в получении социальной выплаты. Обязанность по перечислению Администрации г. Орла субсидии из областного бюджета на софинансирование расходных обязательств по предоставлению социальных выплат семье истца Департамент выполнил в полном объеме, субсидия была перечислена на счет администрации в полном объеме в установленном порядке.

 В соответствии с пп. 6.1. п. 6. Соглашения ответственность за нецелевое использование выделенных субсидий и другие нарушения бюджетного законодательства несет получатель субсидии в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 Следовательно, нарушение законного права истца заключается в бездействии администрации г. Орла, выраженном в неперечислении средств социальной выплаты на банковский счет истца в счет погашения части цены договора купли-продажи.

 В связи с чем заявленные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

 В соответствии со ст. 212 ГПК РФ, суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.

 С учетом конкретных обстоятельств дела, позиции истцов, суд полагает необходимым обратить настоящее решение к немедленному исполнению.

 На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

 РЕШИЛ:

 Исковые требования Бокаевой Н.И., Левочкина М.В. к Администрации г. Орла, Департаменту образования и молодежной политики Орловской области об обязании перечислить социальную выплату на приобретение жилья, - удовлетворить.

 Признать отказ Администрации г. Орла о невозможности перечислить социальную выплату на приобретение жилья Бокаевой Н.И., Левочкину М.В. незаконным.

     Обязать Администрацию г. Орла перечислить социальную выплату на приобретение жилья Бокаевой Н.И., Левочкину М.В. в размере <данные изъяты> на расчетный счет №№*** в ОАО «<данные изъяты>», открытый на имя Бокаевой Н.И..

 Решение обратить к немедленному исполнению.

 Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Орловский областной суд в месячный срок со дня изготовления полного текста решения.

 Полный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГ.

 Председательствующий:

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>