ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1376/2014 от 10.04.2014 Волжского районного суда г. Саратова (Саратовская область)

     Дело № 2-1376/2014

 РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 10.04.2014 года                                                                                                       г. Саратов

 Волжский районный суд г. Саратова в составе председательствующего судьи Кондрашкиной Ю.А., при секретаре Дурновой М.С., с участием помощника прокурора Литвишко Е.В., представителя заявителя ФИО1, представителя Саратовской городской думы ФИО2, представителя администрации муниципального образования «Город Саратов» ФИО3, представителя комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Саратове гражданское дело по заявлению ФИО5 о признании нормативного правового акта представительного органа местного самоуправления Решения Саратовской городской думы от 29.06.2000 г. № 46-471 опубликованной в газете «Саратовская мэрия» № 28 (378) от 6-12 июля 2000 года недействующим,

 установил:

 заявитель обратился в суд с заявлением о признании правового акта представительного органа местного самоуправления (Решения Саратовской городской Думы от 29.06.2000 г. № 46-471 опубликованного в газете «Саратовская мэрия» № 28 (378) от 6-12 2000 года) недействующим, в обоснование которого ссылается на то, что 22 декабря 2011 года обратилась в Администрацию муниципального образования «Город Саратов» с заявлением № № о предоставлении права собственности на земельный участок общей площадью 152 кв.м. с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, предоставив полный перечень документов, предусмотренный Приказом Министерства экономического развития РФ от 13 сентября 2011 г. № 475 «Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок».

 Данный земельный участок принадлежит ФИО5 на праве аренды с 20 мая 2008 года, в силу договора аренды земельного участка № № от 22.11.2001 года и договора замены стороны в обязательстве от 20.05.2008 г.На данном земельном участке расположено нежилое одноэтажное здание, общей площадью 74,7 кв.м. № года постройки и принадлежащее заявителю на праве собственности.

 Своим Постановлением от 15 ноября 2012 года № 2641, руководствуясь ст. 28, п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ, Администрация МО «Город Саратов» отказала ФИО5 в предоставлении вышеуказанного земельного участка в собственность, мотивируя тем, что земельный участок частично расположен в границах территории общего пользования, а земельные участки, расположенные в границах территории общего пользования, приватизации не подлежат.

 С Постановлением от 15 ноября 2012 года № 2641 Администрации МО «Город Саратов» ФИО5 не согласилась и обратилась в Волжский районный суд г. Саратова с заявлением об оспаривании решения органа местного самоуправления. В ходе рассмотрения данного дела представители заинтересованных лиц пояснили, что Администрация МО «Город Саратов» вынесла свое решение в соответствии с Решением Саратовской городской Думы от 29.06.2000 г. № 46-471 «Об утверждении Плана красных линий центрального планировочного района города». Волжский районный суд г. Саратова принял данный довод убедительным и отказал ФИО5 в удовлетворении заявленных требований. Представитель Комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству Администрации МО «Город Саратов» представил суду фрагмент карты градостроительного зонирования, утвержденного Решением Саратовской городской Думы от 29 апреля 2008 г. №27-280 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов» и указанием места расположения красных линий, утвержденных решением Саратовской городской Думы от 29 июня 2000 года № 46-471 с указанием границ земельного участка с кадастровым номером №.

 Данный фрагмент наглядно показывает и является доказательством того, что планируемая граница (красная линия) территории общего пользования проходит непосредственно по земельному участку с кадастровым номером № и пересекает нежилое здание (офис нотариальной конторы), расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 74,7 кв.м., принадлежащее ФИО5 на праве собственности и зарегистрированное в установленном законом порядке.

 Как следует из кадастровой выписки о земельном участке от 30.01.2012 г. № №, земельный участок с кадастровым номером № имеет вид п. 9 разрешенного использования: для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии. Фактическое использование земельного участка: нежилое здание офиса нотариальной конторы. Фактическое использование земельного участка не нарушает вид разрешенного землепользования. Территория данного земельного участка не является местом общего пользования и исключает нахождение посторонних лиц на данном земельном участке. На текущую дату земельный участок с кадастровым номером № используется по его прямому назначению в соответствии с определенным видом разрешенного использования.

 Согласно акту осмотра от 26.12.2011 г. 15 ч. 30 мин. земельного участка площадью 152 кв.м. с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, на земельном участке расположено нежилое одноэтажное здание (нотариальной конторы). Осмотр произведен главным специалистом отдела муниципального земельного контроля и инвентаризации земель. В ходе осмотра не установлено самовольно возведенных объектов.

 Генеральный план, принятый в 2008 г. не содержит сведения о застройке спорного земельного участка. При нанесении красной линии на план красных линий в 2000 году фактическое назначение спорного земельного участка и факт нахождения на спорном участке объекта недвижимости не учитывался. Испрашиваемый земельный участок использовался в сложившихся границах собственниками данного объекта недвижимости с 1917 года в то время как план красных линий утвержден в 2000 году.

 Таким образом, нанесенная красная линия не может обозначать существующие границы территорий общего пользования в виду фактического отсутствия таковой в зоне №.

 Регистрация права собственности на здание расположенное на этом земельном участке была проведена ранее, чем принятие Решения Саратовской городской Думы от 29.06.2000 г. № 46-471 «Об утверждении Плана красных линий центрального планировочного района города»

 ФИО5 полагает, что Решение Саратовской городской Думы от 29.06.2000 г. № 46-471 «Об утверждении Плана красных линий центрального планировочного района города», опубликованного в газете «Саратовская мэрия» № 28 (378) от 6-12 июля 2000 года в части нанесения планируемых красных линий через объект недвижимости, принадлежащий ей на праве собственности, не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

 Тем самым Решение Саратовской городской Думы от 29.06.2000 г. № 46-471 «Об утверждении Плана красных линий центрального планировочного района города» нарушает ее право собственности, препятствуют реализации исключительного права на приватизацию земельного участка.

 В соответствии со статьей 1 Протокола № 1 от 20.03.1952 г. к Конвенции от
04.11.1950 г. «О защите прав человека и основных свобод» каждое физическое или
юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности. Никто не может быть
лишен своего имущества иначе как в интересах общества и на условиях,
предусмотренных законом и общими принципами международного права.
В соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международный договор РФ устанавливает иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются правила международного договора.

 Нормы Конвенции от 04.11.1950 г. «О защите прав человека и основных свобод», являющейся международным договором Российской Федерации применяются на территории Российской Федерации и являются частью ее правой системы.

 Частью 3 статьи 15 Конституции РФ предусмотрено, что любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

 В соответствии со ст. 45 Устава города Саратова от 22 декабря 1996 г., действующего на дату принятия Решения от 29.06.2000 г. № 46-471,нормативные акты органов городского самоуправления, непосредственно затрагивающие права, свободы и интересы граждан, вступают в юридическую силу с момента их официального опубликования, в средствах массовой информации, если иное не установлено действующим законодательством или в самом правовом акте.

 В соответствии с ч. 2, ст. 19 Федерального закона от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», действующего на дату принятия Решения от 29.06.2000 г. № 46-471, нормативные правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

 Вместе с тем, в нарушение требований вышеуказанных нормативных правовых актов оспариваемое заявителем Решением Саратовской городской Думы от 29.06.2000 г. № 46-471 «Об утверждении Плана красных линий центрального планировочного района города» в полном объеме не было опубликовано, а опубликование текстов рассматриваемого Решения без картографического материала необоснованно ограничивает заинтересованных лиц в возможности свободного ознакомления с местоположением красных линий.

 Часть 1 ст.1 Гражданского кодекса РФ гласит: гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

 В соответствии с ч.ч.1, 2 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

 Как следует из ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранений всякого нарушения его права, в том числе не соединенных с лишением владения. Таким образом, сфера права собственника распространяется как на осуществление действий, связанных с использованием объекта недвижимости, так и на действия, Г связанные с запретом другим лицам без правовых оснований пользоваться этим объектом.

 Согласно ч.1 ст. 2 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимого имущества и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

 Государственная      регистрация      является      единственным      доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

 Отображенные на фрагменте карты градостроительного зонирования красные
линии проходят по объекту недвижимости, принадлежащему заявителю на праве
собственности, при этом часть объекта недвижимости оказалась за чертой красных
линий, что нарушает права и законные интересы ФИО5, как собственника
объекта.

 В соответствии с ч. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

 Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.

 Согласно пункту 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации и пункту 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» не подлежат приватизации земельные участки в границах существующих мест общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон, тогда как красная линия, проходящая по спорному земельному участку, нежилым зданиям и сооружениям является планируемой. Данная норма не допускает приватизации земельных участков общего пользования уже занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования. В то время как, на момент регистрации права собственности зданий и сооружений, права бессрочного (постоянного) пользования на испрашиваемый земельный участок, указанные объекты не затрагивали территории общего пользования.

 Ограничение прав на используемый земельный участок возможно только в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд в порядке ст. 56.1., ст. 70.1. ЗК РФ. Информация о резервировании земельного участка с кадастровым номером 64:48:010315:11 для государственных или муниципальных нужд отсутствует.

 В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» до приведения в соответствие с Градостроительным кодексом Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территорий, архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции объектов капитального строительства и действующих на территории Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат Градостроительному кодексу Российской Федерации.

 Следовательно, все ранее принятые правовые акты должны быть приведены в соответствие с Градостроительным кодексом Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. В N190-ФЗ либо не должны применяться.

 В соответствии с пунктом 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены сети инженерно-технического обеспечения, линия электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

 Исходя из части 1 статьи 41 ГрК РФ, предусматривающей подготовку документации по планировке территории в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов, следует, что планировка территории является одним из этапов градостроительной деятельности и она не может осуществляться без оформленной надлежащим образом градостроительной документации.

 Части 2 - 6 статьи 42 ГрК РФ устанавливают обязательные требования к составу и содержанию проекта планировки. Так, основная часть проекта планировки включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии; линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства.

 Таким образом, План красных линий является составной частью градостроительной документации.

 Согласно п.1 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98), утвержденной Постановлением Госстроя РФ от 06.04.1998 № 18-30, данная Инструкция обязательна для соблюдения всеми субъектами градостроительной деятельности при проектировании и застройке.

 В соответствии с п. 3.1 Инструкции она определяет основные требования к порядку проектирования и установления красных линий в поселениях Российской Федерации.

 Из пункта 3.3 Инструкции следует, что красные линии - границы, отделяющие территории кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры от улиц, проездов и площадей в городских и сельских поселениях.

 Красные линии обязательны для соблюдения всеми субъектами градостроительной деятельности, участвующими в процессе проектирования и последующего освоения и застройки территорий городов и других поселений.

 Соблюдение красных линий также обязательно при межевании и инвентаризации застроенных или подлежащих застройке земель в границах города или другого поселения, при оформлении документов гражданами и юридическими лицами на право, собственности, владения, пользования и распоряжения земельными участками и другими объектами недвижимости, их государственной регистрации (п. 3.4 Инструкции).

 Проект красных линий разрабатывается, согласовывается и утверждается, как правило, в составе градостроительной документации, выполняемой на территорию поселения или части поселения в масштабе 1:2000 (генерального плана поселения, совмещенного с проектом детальной планировки, проекта детальной планировки), и является ее частью, а также на основе проектов планировки и застройки микрорайонов, площадей, улиц и других градостроительных объектов, выполняемых в масштабе 1:500, 1:1000 и 1:2000 (п. 4.1 Инструкции).

 Разбивочный чертеж красных линий выполняется на топографической основе в масштабе 1:2000 или на кальке с дециметровой сеткой. На разбивочном чертеже красных линий наносятся исходные данные для последующего расчета координат: протяженность прямых участков линий, радиусы закруглений на криволинейных участках, точки переломов, а также начала кривых (п.п. 5.2, 5.7 Инструкции).

 Концевые и поворотные точки красных линий закрепляются на местности геодезическими знаками постоянного типа и координируются с точностью 0,05 м относительно ближайших точек опорной геодезической сети (п. 5.10 Инструкции).

 Упомянутые нормы права позволяют сделать вывод о том, что целью составления документации по планировке территории является выделение как элементов существующей структуры, так и параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, в частности, нанесению подлежат как существующие красные линии, так и линии, обозначающие планируемые к строительству дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктуры.

 Таким образом, имеют существенное значение для правильного разрешения спора обстоятельства, связанные с тем, каким образом разрабатывались красные линии при утверждении оспариваемого Решения Саратовской городской Думы от 29.06.2000 г № 46-471.

 Оспариваемым Решением Саратовской городской Думы от 29 июня 2000 года № 46-471, утвержден План красных линий центрального планировочного района города без проекта межевания в его составе, что не соответствует требованиям Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов» применительно к единому земельному участку ФИО5, не разделенного на территории общего пользования.

 Однако, в подтверждение уже сказанного, Решение Саратовской городской Думы от 29.06.2000 г. № 46-471 «Об утверждении Плана красных линий центрального планировочного района города», опубликовано не в полном объеме. Данный факт подтверждается прилагаемой копией газеты «Саратовская мэрия» № 28 (378) от 6-12 июля 2000 года. Из данной публикации следует, что план красных линий (разбивочный чертеж), каталог (ведомость) координат точек красных линий, в нарушение пункта 3 статьи 15 Конституции РФ, ст. 45 Устава города Саратова от 22 декабря 1996 г.ч. 2, ст. 19 Федерального закона от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», официально не опубликованы.

 Заявитель полагает, любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не подлежат применению, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Поскольку оспариваемый нормативный акт, которым на территории <адрес> А установлены красные линии, не был принят и опубликован в установленном законом порядке, то его нормы применению не подлежат.

 Таким образом, Решение Саратовской городской Думы от 29.06.2000 г. № 46-471 «Об утверждении Плана красных линий центрального планировочного района города», опубликованного в газете «Саратовская мэрия» № 28 (378) от 6-12 июля 2000 года не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а именно не соответствуют статье 1 Протокола № 1 от 20.03.1952 г. к Конвенции от I 04.11.1950 г. «О защите прав человека и основных свобод», Конституции РФ, Уставу города Саратова от 22 декабря 1996 г., принятого на референдуме 22 декабря 1996 г., Федеральному закону от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Гражданскому кодексу РФ, Градостроительному кодексу РФ, Земельному кодексу РФ, Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98), утвержденной Постановлением Госстроя РФ от 06.04.1998 №18-30.

 Просит суд признать Решение Саратовской городской Думы от 29.06.2000 г. № 46-471 «Об утверждении Плана красных линий центрального планировочного района города», в части, касающегося прохождения красной линии по нежилому зданию (офису нотариальной конторы), расположенному по адресу: <адрес> общей площадью 74,7 кв.м. (свидетельство о государственной регистрации права серия <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, кадастровый паспорт здания от ДД.ММ.ГГГГ с инвентарным номером №) по земельному участку общей площадью 152 кв.м. с кадастровым номером 64:48:010315:11 не соответствующим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу: статье 1 Протокола № 1 от 20.03.1952 г. к Конвенции от 04.11.1950 г. «О защите прав человека и основных свобод», Конституции РФ, Уставу города Саратова от 22 декабря 1996 г., принятого на референдуме 22 декабря 1996 г., Федеральному закону от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Гражданскому кодексу РФ, Градостроительному кодексу РФ, Земельному кодексу РФ, Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98), утвержденной Постановлением Госстроя РФ от 06.04.1998 № 18-30.

 Признать Решение Саратовской городской Думы от 29.06.2000 г. № 46-471 «Об утверждении Плана красных линий центрального планировочного района города» недействующим со дня его принятия в части касающегося прохождения красной линии по нежилому зданию (офису нотариальной конторы), расположенному по адресу: <адрес>А,      литера А, общей площадью 74,7 кв.м. свидетельство о государственной регистрации права серия <адрес> от 02 июня 2008 г., кадастровый паспорт здания от 18.10.2008 г. с инвентарным номером №) по земельному участку общей площадью 152 кв.м. с кадастровым номером №.

 В ходе рассмотрения дела представитель заявителя дол дополнительные пояснения по иску, в которых указывает, что в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ (ч.3 ст. 30, ч.3 ст. 31, ч. 1 ст. 32) подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанному проекту и заключение о результатах таких публичных слушаний. Также в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ от 7 мая 1998 г. № 73-ФЗ ч. 2 ст. 58 проект планировки подлежит опубликованию, обсуждению с населением и утверждается органами местного самоуправления с учетом результатов такого обсуждения.

 В своих возражения и отзыве, заинтересованные лица ссылаются на то, что со стороны уполномоченного органа в принятии Решения № 46-471 от 29.06.2000 г. «Об утверждении Плана красных линий центрального планировочного района города» была выполнена процедура обсуждения с населением данного Плана. В качестве доказательства в материалы дела была представлена копия объявления, опубликованного в газете «Саратовская Мэрия» от 8-14 июня 2000 г. № 24 (374), в котором жителям г. Саратова предлагается ознакомиться с разработанным Планом и внести свои предложения. Предлагаемое объявление заинтересованные лица расценивают и как публикацию нормативного правового акта в полном объеме, и как правовой акт о подготовке к проведению к публичным слушаниям, и как правовой акт о результатах проведенных публичных слушаниях.

 Сторона заявителя считает, что подобное объявление не несет каких либо правовых последствий. В данном объявлении отсутствует указание на дату время и место проведения публичных слушаний по вопросу обсуждения, разработанного Плана красных линий центрального планировочного района города. На основании содержания данного объявления нельзя сделать вывод кому, когда и где можно внести свои предложения по разработки плана красных линий.

 Заинтересованной стороной в материалы дела была представлена копия Плана красных линий центрального планировочного района города. Из содержания данного документа, очевидно, что на титульном листе в правом верхнем углу имеется штамп с грифом «Для служебного пользования», который доказывает тот факт, что документ, с которым предлагает ознакомиться орган местного самоуправления является документом ограниченного доступа к его сведениям.

 Факт того, что План красных линий центрального планировочного района города является ограниченным в использовании, подтверждается и Концепцией реконструкции Центрального планировочного района города Саратова, утвержденной Решением Саратовской городской Думы от 15.10.2002 г. № 26-228, из которой следует, что «состав проекта все материалы для служебного пользования».

 Заверенная копия публикации Решения Саратовской городской Думы от 15.10.2002 г. № 26-228 в газете «Саратовская панорама» специальный выпуск от 25.10.2002 г. была представлена в материалы дела стороной заявителя.

 Пояснение заинтересованной стороны о том, что Решение Саратовской городской Думы от 15.10.2002 г. № 26-228 «Об утверждении Концепции реконструкции Центрального планировочного района города Саратова» отменено и не действует, не подтверждается материалами дела. Правовой акт, принятие которого регламентировано определенной процедурой и формой, подлежит изменению и отмене в том же порядке, что и его принятие. Заинтересованной стороной не представлено письменных доказательств об отмене Решения Саратовской городской Думы от 15.10.2002 г. № 26-228.

 Факт того, что План красных линий центрального планировочного района города не обсуждался с населением, подтверждается отсутствием протокола, который указывал бы на результаты такого обсуждения и который в обязательном порядке должен быть приложен к Плану красных линий центрального планировочного района города и опубликован в установленном законом порядке.

 Результаты публичных слушаний в материалах дела отсутствуют.

 Таким образом, на основании вышеуказанных правовых актов органа местного самоуправления, имеющихся в материалах дела и отсутствии тех актов, которые в обязательном порядке должны быть приложены к оспариваемому Решению, можно сделать однозначный вывод о том, что Саратовской городской Думой при принятии Решения от 29 июня 2000 года № 46-471 была нарушена процедура принятия. Не были проведены публичные слушания и обсуждение с населением г. Саратова по вопросу принятия Плана красных линий центрального планировочного района города, и тем самым, не соблюдены форма и правила введения нормативного правового акта в действие. Была нарушена ст. 130 Конституции РФ.

 В соответствии с п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности: полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы; форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты; предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования.

 Если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта.

 Необоснованным является довод заинтересованных сторон о том, что красная линия, проходящая по части здания заявителя не нарушает его право собственности на это здание.

 Как установлено материалами дала № 2-952/2013 Волжского районного суда г. Саратова по зданию заявителя нанесена красная линия отделяющая часть здания 1917 года постройки и часть сформированного земельного участка непосредственно под этим зданием к территории общего пользования. Территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары) (п. 12. ст. 1 Градостроительного кодекса РФ). Таким образом, без согласования с заявителем и предыдущим собственником данного здания его часть отнесена к территории, которой вправе пользоваться неограниченный круг лиц. Иными словами, неограниченный круг лиц на основании обжалуемого Решения Саратовской городской Думы вправе требовать от собственника здания устранения препятствий в использовании вновь образуемой части территории общего пользования, а собственник здания обязан устранить данные препятствия. Следовательно, при разрешении настоящего дела по существу необходимо решить принципиальный вопрос, чьи права нарушаются -собственника здания 1917 года постройки или неограниченного круга лиц, в связи с вновь образуемой частью территории общего пользования в виду принятия Решения Саратовской городской Думы № 46-471 от 29.06.2000 г. «Об утверждении Плана красных линий центрального планировочного района города».

 Очевидно, что нарушается право собственности собственника здания, так как
здание было построено значительно раньше, чем разработанный План красных линий
центрального планировочного района города, который обязан учитывать ранее
сформированную застройку города, а не отделять часть зданий к территории общего
пользования.

 Данной правовой позиции придерживаются Арбитражный суд Саратовской
области, суд кассационной и надзорной инстанции по делу А57-21799/2012, которые в
своих судебных актах указали, что «предоставление земельного участка, занятого
объектом недвижимости, должно осуществляться таким образом, чтобы собственник
этого объекта имел возможность осуществлять его обслуживание и эксплуатацию, то есть в границы передаваемого земельного участка должны входить как часть, которая занята недвижимостью, так и часть, необходимая для ее использования» (лист 12, абз.1 Постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 20 августа 2013 года).

 В определении об отказе в передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № ВАС-15232/13 от 06 ноября 2013 г. по делу № А57-21799/2012 по жалобе Администрации МО «Город Саратов» в частности указывается что, «установление красных линий по земельному участку, используемому под объекты недвижимости, принадлежащие заявителю на праве собственности, противоречит нормам Градостроительного и Земельного кодексов Российской Федерации и нарушает права и законные интересы общества.

 Кроме того, оспариваемое постановление принято с нарушением установленного порядка и опубликовано не в полном объеме, поскольку в официальной публикации отсутствуют: план красных линий (разбивочный чертеж), каталог (ведомость) координат точек красных линий» (лист 4 определения суда).

 Юридические значимые обстоятельства, рассматриваемые в деле А5 7-21799/2012 года также имеются и в настоящем деле. Это незаконное нанесение красной линии по ранее построенному зданию и сформированному земельному участку и тем самым нарушение прав собственника, это не опубликование нормативного правового акта в полном объеме (плана красных линий (разбивочного чертежа), каталога (ведомости) координат точек красных линий), которое влечет за собой нарушение прав на своевременное без ограничений ознакомление с его содержанием всех заинтересованных лиц, это нарушение в соблюдении процедуры обсуждения нормативного правового акта местного значения с население (проведения публичных слушаний), которое влечет за собой нарушение прав граждан на прямое волеизъявление и на участие в местном самоуправлении. Все перечисленные нарушения подтверждаются материалами дела.

 Довод заинтересованных лиц о том, что земельный участок, на котором расположено здание, находится в аренде у заявителя и, следовательно, отказ в предоставлении земельного участка в собственность заявителя, его прав не нарушает, является необоснованным.

 Право аренды на земельный участок не является препятствием для приобретения этого земельного участка в собственность. Право использовать земельный участок на праве аренды или приобрести его в собственность принадлежит собственнику здания, которое располагается на испрашиваемом земельном участке. Право на приобретение такого земельного участка может быть ограничено только лишь законом.

 Ссылка заинтересованных лиц на то обстоятельство, что оспариваемое Решение № 46-471 от 29.06.2000 г. «Об утверждении Плана красных линий центрального планировочного района города» было признано соответствующим действующему законодательству в рамках рассмотрения дела № 2-1632/2010 Волжского районного суда г. Саратова по заявлению ФИО9 о признании незаконным муниципального нормативного правового акта также является необоснованной по следующим основаниям.

 Заявитель ФИО9 обратился с вышеназванным заявлением в суд, указывая, что его права нарушены оспариваемым Решением № 46-471 от 29.06.2000 г. в части не предоставления испрашиваемого земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства. Из материалов данного дела следует, что испрашиваемый земельный участок не сформирован, не прошел кадастровый учет, на земельном участке нет зданий и сооружений, прошедших государственную регистрацию права собственности. Заявитель ФИО9 не просил признать оспариваемое решение не соответствующим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Он просил лишь признать Решение № 46-471 от 29.06.2000 г. недействующим.

 Довод заинтересованных лиц о том, что Инструкцией о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98), утвержденной Постановлением Госстроя РФ от 06.04.1998 № 18-30 в Приложении Б предусмотрено нанесение красных линий на часть здания также не обоснован.

 В пояснении п.1 Приложения Б (эталон разбивочного чертежа красных линий) к Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98), утвержденной Постановлением Госстроя РФ от 06.04.1998 № 18-30 указано, что с учетом сохранения административного здания установить красную линию по фасаду здания. Как известно фасад здания, это внешняя лицевая сторона здания, которая является внешней границей здания. Поэтому установленная по фасаду здания красная линия не нарушает существующей застройки, не относит часть этого здания к территории общего пользования и тем самым не нарушает право собственности на это здание. Вывод заинтересованной стороны о том, что действующим законодательством предусмотрено нанесение красных через объекты капитального строительства является неверным.

 Заявитель ФИО5 о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело с участием своего представителя.

 Представитель заявителя в судебном заседании поддержал все доводы, изложенные в заявлении и дополнениях изложенных в заявлении.

 Представитель Саратовской городской думы просил отказать в удовлетворении требований по основаниям, изложенным в возражениях на иск.

 Представитель администрации муниципального образования «Город Саратов» просила отказать в удовлетворении заявления по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск.

 Представитель комитет по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» просила отказать в удовлетворении исковых требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

 Суд, исследовав позиции сторон, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что в удовлетворении требований стоит отказать, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.

 В соответствии со ст.251, 253 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

 Заявление об оспаривании нормативного правового акта должно соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 131 ГПК РФ и содержать указание, какие права и свободы гражданина или неопределенного круга лиц нарушаются этим актом или его частью.

 Суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления. Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

 В ходе рассмотрения дела установлено следующее, решение Саратовской городской Думы от 29.06.2000 года № 46-471 «Об утверждении плана красных линий центрального планировочного района города» принято Саратовской городской Думой, на основании полномочий указанных в ст.23, 24, 34 Устава г.Саратова.

 Поскольку к исключительным полномочиям городской Думы относятся: 1) принятие Устава города и внесение в него изменений и дополнений; 2) утверждение бюджета города, внесение в него изменений и дополнений, утверждение отчета об исполнении бюджета города; 3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах; 4) принятие планов и программ развития города, утверждение отчетов об их исполнении; 5) определение порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью; 6) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления города; 7) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений; 8) определение порядка участия города в организациях межмуниципального сотрудничества; 9) контроль за исполнением органами местного самоуправления города и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.

 К иным полномочиям городской Думы относятся: 1) финансовый контроль; 2) избрание главы муниципального образования и его заместителя; 3) учреждение органов местного самоуправления города, отраслевых (функциональных) и территориальных органов администрации города с правами юридического лица и утверждение положений о них по представлению главы администрации города (в порядке, установленном статьей 22 Устава); 4) принятие решений о выборах в органы местного самоуправления города в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Саратовской области; 5) формирование избирательной комиссии города в соответствии с действующим законодательством; 6) принятие концепции развития, утверждение генерального плана города, правил землепользования и застройки на территории города; 7) внесение в органы государственной власти Саратовской области законодательных инициатив, оформленных в виде решений городской Думы; 8) определение порядка формирования, обеспечения размещения, исполнения и контроля за исполнением муниципального заказа и др. Городская Дума как представительный орган местного самоуправления обладает иными полномочиями, определенными федеральными законами, Уставом (Основным законом) Саратовской области, законами Саратовской области и Уставом г.Саратова.

 Таким образом, Саратовская городская Дума имела полномочия по принятию и утверждению Плана красных линий центрального планировочного района муниципального образования, что соответствует ст.43 ч.1 п.2 Федерального Закона от 16.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», ст.22, 23, 24,34 Устава г.Саратова.

 Заявитель указал, что оспариваемым нормативным правовым актом нарушено его право на приобретение земельного участка в собственность.

 В соответствии со ст.58 Градостроительного Кодекса РФ в редакции от 07.05.1998 г. № 73-ФЗ, проекты планировки - градостроительная документация, разработанная для частей территорий городских и сельских поселений и определяющая в соответствии с установленными в генеральных планах городских и сельских поселений элементами планировочной структуры: - красные линии и линии регулирования застройки; - границы земельных участков (при разработке проектов межевания территорий в составе проектов планировки); - размещение объектов социального и культурно - бытового обслуживания населения; - плотность и параметры застройки; - параметры улиц, проездов, пешеходных зон, а также сооружений и коммуникаций транспорта, связи, инженерного оборудования и благоустройства территории. Проект планировки может включать в себя эскиз застройки и благоустройства территории. Проект планировки подлежит опубликованию, обсуждению с населением и утверждается органами местного самоуправления с учетом результатов такого обсуждения. Проект планировки является основой для разработки проектов межевания территорий, проектов застройки кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры городских и сельских поселений.

 Комитетом по архитектуре и градостроительству Администрации муниципального образования «Город Саратов» представлен Проект детальной планировки центральной части города от 1982 года с пояснительной запиской. Также представлен план «Красных линий» центрального планировочного района. Из представленных материалов следует, что красные линии центрального планировочного района г.Саратова были установлены после опубликования соответствующей информации в номере газеты «Саратовская мэрия» от 08-14 июня 2000 года № 24 (374), что соответствует требованиям законодательства об обсуждении     данного вопроса с населением. План красных линий является приложением к решению Саратовской городской Думы № 46-471 от 29.06.2000 года и оспаривается заявителем одновременно с указанным решением.

 Суд учитывает, что ст.58 Градостроительного Кодекса РФ в указанной редакции регулировала вопросы градостроительной документации застройки - проекта планировки. Однако оспариваемое решение Саратовской городской Думы, утвердившее план красных линий центрального планировочного района города, принято во исполнение генерального плана, являющегося документом территориального планирования.

 Ст.2, 23, 58, 60 Градостроительного Кодекса РФ в редакции от 07.05.1998 г. № 73-ФЗ, предусматривают полномочия органов местного самоуправления по вопросам градостроительной деятельности. Органы местного самоуправления вправе принимать и изменять правила застройки, иные нормативные правовые акты органов местного самоуправления в области градостроительства. К таким полномочиям относится утверждение и реализация градостроительной документации о градостроительном планировании развития территорий городских и сельских поселений, других муниципальных образований и об их застройке, за исключением утверждения градостроительной документации, предусмотренной абзацем четвертым настоящего пункта, схем и проектов развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур и благоустройства указанных территорий; - разработка проектов черты городских и сельских поселений, черты других муниципальных образований и внесение в соответствующий орган государственной власти предложений об их утверждении; - организация и проведение инвентаризации земель, других объектов недвижимости городских и сельских поселений, других муниципальных образований; - принятие решений об обеспечении потребностей населения в земельных участках из земель, находящихся в муниципальной собственности или переданных в ведение органов местного самоуправления, для осуществления градостроительной деятельности; - финансирование разработки и реализации градостроительной документации о градостроительном планировании развития территорий городских и сельских поселений, других муниципальных образований и об их застройке, программ, проведения научно - исследовательских работ, а также разработки проектов нормативных правовых актов органов местного самоуправления в области градостроительства; - информирование населения о принимаемых и принятых решениях в области градостроительства, организация и проведение референдумов по вопросам в области градостроительства и тд.

 В соответствии с п.4.1- п.4.4 Инструкции о порядке     проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98), утв. постановлением Госстроя РФ от 06.04.1998 года № 18-30, проект красных линий разрабатывается, согласовывается и утверждается, как правило, в составе градостроительной документации, выполняемой на территорию поселения или части поселения в масштабе 1:2000 (генерального плана поселения, совмещенного с проектом детальной планировки, проекта детальной планировки), и является утверждаемой ее частью, а также на основе проектов планировки и застройки микрорайонов, площадей, улиц и других градостроительных объектов, выполняемых в масштабе 1:500, 1:1000 и 1:2000. Красные линии разрабатываются в составе: - плана красных линий в масштабе исходного проекта; - разбивочного чертежа красных линий в масштабе 1:2000. В отдельных случаях красные линии могут устанавливаться до разработки градостроительной документации, закрепляя исторически сложившуюся систему улично-дорожной сети застроенных и озелененных территорий. В этом случае чертеж и акт установления (изменения) красных линий сопровождается указанием на необходимость последующей детальной разработки.

 Проект красных линий в качестве самостоятельного проекта разрабатывается на основе генеральных планов поселений и проектов детальной планировки территории, и утверждается органами местного самоуправления по согласованию с органами государственного контроля и надзора, другими заинтересованными службами органов местного самоуправления.

 Суд считает, что Саратовской городской Думой и Комитетом по архитектуре и градостроительству Администрации муниципального образования «Город Саратов» представлены достаточные доказательства разработки согласования и утверждения проекта красных линий в составе градостроительной документации, на основе генерального плана, Проекта детальной планировки центральной части города, согласования с органами государственного контроля и надзора, другими заинтересованными службами органов местного самоуправления.

 Полномочия выборных и других органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в области градостроительства устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с законодательством Российской Федерации о местном самоуправлении. Указанные полномочия предусмотрены ст. 6 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28.08.1995 г. № 154-ФЗ. Проект детальной планировки центральной части города от 1982 года с пояснительной запиской, план «Красных линий» центрального планировочного района приняты в развитие основных положений Генерального плана г.Саратова.

 Согласно пункту 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации законы подлежат официальному опубликованию; неопубликованные законы не применяются, любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

 В соответствии с положениями статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации № 73-ФЗ от 07.05.1998 года (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого решения) красные линии - границы, отделяющие территории кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры от улиц, проездов и площадей в городских и сельских поселениях.

 Согласно статье 16 Градостроительного кодекса Российской Федерации № 73-ФЗ от 07.05.1998 года (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого решения) при осуществлении градостроительной деятельности использование земельных участков гражданами и юридическими лицами, являющимися соответственно собственниками, владельцами, пользователями и арендаторами земельных участков, проводится с соблюдением разрешенного использования объектов недвижимости в соответствии с градостроительными регламентами, предусмотренными правилами застройки, а также с соблюдением красных линий, которые установлены проектами планировки.

 Согласно п. 4.3 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-2-1-98) допускается возможность разработки плана красных линий как самостоятельного документа, с последующей детальной разработкой при отсутствии проекта планировки.

 В соответствии с пунктами 4.3, 4.4 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, принятой Постановлением Госстроя от 06.04.1998 г. (РДС 30-201-98), в отдельных случаях красные линии могут устанавливаться до разработки градостроительной документации, закрепляя исторически сложившуюся систему улично-дорожной сети застроенных и озелененных территорий. В этом случае чертеж и акт установления (изменения) красных линий сопровождается указанием на необходимость последующей детальной разработки.

 При разработке проекта красных линий в качестве самостоятельного проекта он разрабатывается на основе генеральных планов поселений и проектов детальной планировки территории и утверждается органами местного самоуправления по согласованию с органами государственного контроля и надзора другими заинтересованными службами органов местного самоуправления.

 Решением Волжского районного суда г. Саратова по делу № 2-1632/10 от 18.05.2010 года вступившего в законную силу 01.07.2010 года установлено, что решение об утверждении Плана красных линий принято на основе генерального плана застройки г. Саратова, который является документом территориального планирования.

 Саратовской городской Думой и Комитетом по архитектуре и градостроительству Администрации муниципального образования «Город Саратов» представлены достаточные доказательства разработки согласования и утверждения проекта красных линий в составе градостроительной документации, на основе генерального плана, Проекта детальной планировки центральной части города, согласования с органами государственного контроля и надзора, другими заинтересованными службами органов местного самоуправления, следовательно, разработанный в качестве самостоятельного проекта План красных линий центрального планировочного района г. Саратова, он не противоречит положением ст. 16 Градостроительного кодекса Российской Федерации № 73-ФЗ от 07.05.1998 года (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого решения).

 Пунктом 1 статьи 58 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 07.05.1998 № 73-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент издания оспариваемого решения) установлено, что проекты планировки являются градостроительной документацией и состоят из следующих элементов планировочной структуры: красных линий и линий регулирования застройки; границ земельных участков; размещения объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения; плотности и параметров застройки; параметров улиц, проездов и пешеходных зон, а также сооружений и коммуникаций транспорта, связи, инженерного оборудования и благоустройства территории. Проект планировки может включать в себя эскиз застройки и благоустройства территории.

 Пунктом 2 статьи 58 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 07.05.1998 № 73-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент издания оспариваемого решения) предусмотрено, что проект планировки подлежит опубликованию, обсуждению с населением и утверждается органами местного самоуправления с учетом результатов такого обсуждения.

 Решением Волжского районного суда г. Саратова по делу № 2-1632/10 от 18.05.2010 года вступившим в законную силу 01.07.2010 года установлено, что решение Саратовской городской думы № 46-471 от 29.06.2000 года было принято согласно требований ст.ст. 2, 58-60 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

 В соответствии пунктом 5 ст. 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона № 190-ФЗ от 29.12.2004 года), при подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.

 Согласно части 3 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона № 190-ФЗ от 29.12.2004 года), основная часть проекта планировки территории включает в себя: 1) чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются: а) красные линии; б) линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, проходы к водным объектам общего пользования и их береговым полосам; в) границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства; г) границы зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения;

 В силу пункта 14 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона № 190-ФЗ от 29.12.2004 года), документация по планировке территории, представленная уполномоченными органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, утверждается соответственно высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой местной администрации в течение четырнадцати дней со дня поступления указанной документации.

 Пункт 1 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона № 190-ФЗ от 29.12.2004 года) предусматривает, что решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории, а также на основании заявлений о принятии решений о подготовке документации по планировке территории от лиц, указанных в части 8.1 статьи 45 настоящего Кодекса.

 Пункт 2 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона № 190-ФЗ от 29.12.2004 года), устанавливает, что указанное в части 1 настоящей статьи решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение трех дней со дня принятия такого решения и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения) или на официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети "Интернет".

 Пункт 13 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона № 190-ФЗ от 29.12.2004 года), предусматривает, что глава местной администрации поселения или глава местной администрации городского округа с учетом протокола публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключения о результатах публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее в орган местного самоуправления на доработку с учетом указанных протокола и заключения.

 Подпунктом 4 пункта 3.2.1 подраздела 3.2 раздела 3 Инструкции о порядке разработки, согласования экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной Постановлением Госстроя Российской Федерации № 150 от 29.10.2002 года установлено, что графические материалы проекта планировки разрабатываются в масштабе 1:2000 или 1:1000 и включают: схему размещения проектируемой территории в структуре поселения (М 1:10000 -М 1:5000); план современного использования территории (опорный план); план красных линий (основной чертеж); разбивочный чертеж красных линий; схему организации транспорта и улично-дорожной сети; схему размещения инженерных сетей и сооружений; схему вертикальной планировки и инженерной подготовки территории.

 Подпункт 6 пункта 3.2.1 подраздела 3.2 раздела 3 Инструкции о порядке разработки, согласования экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной Постановлением Госстроя Российской Федерации № 150 от 29.10.2002 года предусматривает, что на плане современного использования территории (опорном плане) показываются: существующая застройка с характеристикой зданий и сооружений по назначению, этажности и капитальности; границы землевладений и землепользовании; планировочные ограничения, границы охраняемых территорий; источники загрязнения среды и санитарно-защитные зоны; уличная сеть с указанием типов покрытия проезжих частей; транспортные сооружения; сооружения и коммуникации инженерной инфраструктуры; границы территорий по формам собственности; границы отвода участков под все виды строительства и благоустройства; действующие и проектируемые красные линии, линии регулирования застройки.

 Подпункт 7 пункта 3.2.1 подраздела 3.2 раздела 3 Инструкции о порядке разработки, согласования экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной Постановлением Госстроя Российской Федерации № 150 от 29.10.2002 года предусматривает, что на плане красных линий (основном чертеже) должны быть показаны перечисленные в пункте 6 элементы сохраняемой застройки всех видов, сохраняемые участки природного ландшафта и проектные предложения по: проектируемым красным линиям, линиям регулирования застройки и другим линиям градостроительного регулирования; функциональному использованию территории с выделением зеленых насаждений и элементов благоустройства; архитектурно-планировочному и объемно-пространственному решению застройки; развитию улично-дорожной сети, транспортным сооружениям, сооружениям и коммуникациям инженерного оборудования; границам территорий по формам собственности; скотопрогоны и иные проектные решения.

 При разработке проекта межевания территорий в составе проекта планировки на основном чертеже показываются границы проектируемых и сохраняемых земельных участков.

 На основном чертеже должны быть выделены зоны первоочередного инвестиционного развития.

 Таким образом, как следует из приведённых выше норм права, положения части 5 ст. 41, части 3 ст. 42, части 14 ст. 45 и частям 1, 2 и 13 ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации (2004 года), а также подпункты 4, 6 и 7 пункта 3.2.1 подраздела 3.2 раздела 3 Инструкции о порядке разработки, согласования экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной Постановлением Госстроя Российской Федерации № 150 от 29.10.2002 года, не действовали в период принятия оспариваемого Решения Саратовской городской думы № 46-471 от 29.06.2000 года, так как были приняты позже.

 Названные нормы права регулируют процедуру разработки проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков при подготовке документации по планировке территории, а также порядок их разработки и принятия. Однако, учитывая то, что указанные нормы не действовали в период принятия Решения Саратовской городской думы № 46-471 от 29.06.2000 года, так как были приняты позже, в связи с чем, суд пришёл к выводу о том, что при принятии оспариваемого Решения, уполномоченный орган не мог руководствоваться вышеприведёнными нормами права.

 Пункт 4.3 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, утв. Постановлением Госстроя Российской Федерации № 18-30 от 06.04.1998 года предусматривает, что в отдельных случаях красные линии могут устанавливаться до разработки градостроительной документации, закрепляя исторически сложившуюся систему улично-дорожной сети застроенных и озелененных территорий. В этом случае чертеж и акт установления (изменения) красных линий сопровождается указанием на необходимость последующей детальной разработки.

 Согласно пункту 4.4 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, утв. Постановлением Госстроя Российской Федерации № 18-30 от 06.04.1998 года, при разработке проекта красных линий в качестве самостоятельного проекта он разрабатывается на основе генеральных планов поселений и проектов детальной планировки территории и утверждается органами местного самоуправления по согласованию с органами государственного контроля и надзора, другими заинтересованными службами органов местного самоуправления.

 Решением Волжского районного суда г. Саратова по делу № 2-1632/10 от 18.05.2010 года установлено, что Саратовской городской Думой и Комитетом по архитектуре и градостроительству Администрации муниципального образования «Город Саратов» представлены достаточные доказательства разработки согласования и утверждения проекта красных линий в составе градостроительной документации, на основе генерального плана, Проекта детальной планировки центральной части города, согласования с органами государственного контроля и надзора, другими заинтересованными службами органов местного самоуправления, следовательно, разработанный в качестве самостоятельного проекта План красных линий центрального планировочного района г. Саратова, не противоречит положением пункта 4.3 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, утв. Постановлением Госстроя Российской Федерации № 18-30 от 06.04.1998 года.

 Пункт 5.1 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, утв. Постановлением Госстроя Российской Федерации № 18-30 от 06.04.1998 года устанавливает, что План красных линий и разбивочный чертеж красных линий выполняются и оформляются в соответствии с требованиями "Инструкции о составе, порядке разработки, согласования и утверждения градостроительной документации", утвержденной Госстроем России Постановлением от 22.12.1993 г. № 18-58.

 Инструкция о составе, порядке разработки, согласования и утверждения градостроительной документации, утв. Госстроем России Постановлением от 22.12.1993 г. № 18-58, не была опубликована, в связи с чем, не может являться нормативным актом, имеющим большую юридическую силу, на соответствие которой может быть проверено оспариваемое Решение Саратовской городской думы № 46-471 от 29.06.2000 года.

 В связи с чем, суд приходит к выводу, что Инструкция о порядке     проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98), утв. постановлением Государственного Комитета РФ по жилищной и строительной политике от 06.04.1998 года № 18-30,       является отраслевым методическим документом. Требования данной инструкции учитывались при принятии документов территориального планирования. План красных линий является приложением к оспариваемому решению, и следовательно оспаривается заявителем одновременно с указанным решением Саратовской городской Думы.    

 Учитывая вышеизложенное суд не находит предусмотренных законом оснований для удовлетворения заявления в полном объеме.

 Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

 решил:

 в удовлетворении заявления ФИО5 о признание нормативного правового акта представительного органа местного самоуправление Решения Саратовской городской думы от 29.06.2000 г. № 46-471 опубликованной газете «Саратовская мэрия» № 28 (378) от 6-12 июля 2000 года недействующим - отказать.

 Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Волжский районный суд г. Саратова в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

 Судья