Решение принято в окончательной форме 13 июля 2018 г.
Дело № 2-1377/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 июля 2018 г. г. Ярославль
Дзержинский районный суд г. Ярославля в составе председательствующего судьи Фоминой Т.Ю., при секретаре Паутовой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ярославской областной общественной организации «Центр защиты прав потребителей» в интересах неопределенного круга потребителей к Акционерному обществу «Яргорэлектротранс», Государственному предприятию Ярославской области «Ярославское АТП», индивидуальному предпринимателю ФИО1, индивидуальному предпринимателю ФИО2 о защите прав потребителей, иску ФИО3 к Акционерному обществу «Яргорэлектротранс», Государственному предприятию Ярославской области «Ярославское АТП», индивидуальному предпринимателю ФИО1, индивидуальному предпринимателю ФИО2 о защите прав потребителей,
У С Т А Н О В И Л:
Ярославская областная общественная организация «Центр защиты прав потребителей» в интересах неопределенного круга потребителей обратилась в суд с иском к АО «Яргорэлектротранс», ГП ЯО «Ярославское АТП», ИП ФИО1, ИП ФИО2 о защите прав потребителей, ссылаясь на то, что с 01 января 2016 г. ответчиками, осуществляющими перевозку пассажиров на территории г. Ярославля, введена система оплаты проезда посредством персонифицированных электронных транспортных карт, нарушающая права потребителей транспортных услуг, имеющих льготы по оплате проезда в общественном транспорте, в том числе в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах».
Истец просил признать противоправными действия ответчиков в части оплаты предоставляемых услуг по перевозке пассажиров без выдачи билетов, обязать ответчиков прекратить указанные противоправные действия, обеспечить возможность оплаты услуг потребителями, имеющими право на льготный проезд, путем использования транспортной карты или наличного расчета по их выбору, выдавать льготные билеты, в трехдневный срок после вступления решения суда в законную силу довести до сведения потребителей резолютивную часть решения путем опубликования в печатном издании «Губернские новости» сообщение о признании действий ответчиков противоправными.
Привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица ФИО3 предъявил самостоятельные требования к АО «Яргорэлектротранс», ГП ЯО «Ярославское АТП», ИП ФИО1, ИП ФИО2 о защите прав потребителей, взыскании компенсации морального вреда, мотивируя тем, что является ветераном боевых действий и имеет право на меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 16 Федерального закона «О ветеранах», ст. 58 Закона Ярославской области от 19 декабря 2008 г. № 65-з «Социальный кодекс Ярославской области». Введенная ответчиками система электронной оплаты, не предусматривающая выдачу билета, противоречит положениям Закона РФ от 07 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», нарушает права истца на выбор способа оплаты услуг по перевозке пассажиров, право на получение документа (билета), подтверждающего заключение договора о предоставлении транспортных услуг. Существующая форма пополнения транспортной карты увеличивает стоимость услуг.
В судебном заседании представитель ЯООО «Центр защиты прав потребителей» по доверенности ФИО4, представитель ФИО3 по доверенности Безгласный Д.А. исковые требования поддержали по выше изложенным основаниям.
Представитель третьего лица, Департамента социально-экономического развития города мэрии г. Ярославля, по доверенности ФИО5 исковые требования не признал, мотивируя тем, что департамент не имеет отношения к организации перевозок пассажиров на территории г. Ярославля.
Представитель третьего лица, ГБУ ЯО «Яроблтранском» по доверенности ФИО6 возражала против удовлетворения иска, ссылаясь на его необоснованность. Пояснила, что условия оплаты транспортных услуг установлены нормативно-правовыми актами, принятыми Ярославской областной Думой и Правительством Ярославской области. Действия ответчиков соответствуют указанным нормативно-правовым актам, в том числе ст. 58 Закона Ярославской области от 19 декабря 2008 г. № 65-з «Социальный кодекс Ярославской области», Порядку оформления, выдачи и использования персонифицированных электронных транспортных карт на территории Ярославской области, утвержденному постановлением Правительства Ярославской области от 30 октября 2015 г. № 1170-п, сами по себе не повлекли нарушения каких-либо прав потребителей транспортных услуг, имеющих право на освобождение от оплаты проезда в транспорте общего пользования.
Другие участвующие в деле лица в судебное заседание не явились. О времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено судом в их отсутствие.
Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
В обоснование требований истец и третье лицо ссылались на нарушение ответчиками прав потребителей, имеющих право на меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 16 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», ст. 58 Закона Ярославской области от 19 декабря 2008 г. № 65-з «Социальный кодекс Ярославской области», права на освобождение от оплаты стоимости проезда в транспорте общего пользования при оплате проезда наличными денежными средствами, указывали на то, что при оплате проезда посредством персонифицированных электронных транспортных карт перевозчиком не выдается документ (билет), подтверждающий факт заключения договора о предоставлении транспортной услуги.
Статьей 10 Федерального закона «О ветеранах» предусмотрено, что в дополнение к мерам социальной поддержки, установленным статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, субъекты Российской Федерации могут устанавливать иные меры социальной поддержки законами субъектов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами. Дополнительные меры социальной поддержки, установленные в соответствии с настоящим пунктом, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 58 Социального кодекса, социальная услуга по освобождению от оплаты 50 процентов стоимости проезда в городском, пригородном и междугородном сообщении предоставляется постоянно на всей территории Ярославской области следующим категориям граждан: ветеранам труда; ветеранам военной службы; труженикам тыла; ветеранам труда Ярославской области; реабилитированным лицам; гражданам пожилого возраста; инвалидам; лицам, сопровождающим в поездке инвалида, которому установлена I группа инвалидности, или ребенка-инвалида; почетным донорам; гражданам, имеющим право на дополнительную социальную поддержку.
На основании ч. 7 ст. 58 Социального кодекса, социальные услуги, предусмотренные частями 1 и 3, а также 4 и 5 (при проезде в пригородном и междугородном сообщении) настоящей статьи, предоставляются гражданину при условии предъявления документа, подтверждающего отнесение его к категории, имеющей право на получение соответствующей меры социальной поддержки.
Социальные услуги, предусмотренные частями 2 и 4 (при проезде в городском сообщении) настоящей статьи, предоставляются при условии автоматизированной регистрации и оплаты проезда с использованием персонифицированной электронной транспортной карты.
Социальные услуги, предусмотренные частями 2<1> и 5 (при проезде в городском сообщении) настоящей статьи, предоставляются при условии автоматизированной регистрации проезда с использованием персонифицированной электронной транспортной карты.
Подтверждение права граждан на получение персонифицированной электронной транспортной карты осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Ярославской области в сфере социальной защиты и социального обслуживания населения в порядке, установленном Правительством Ярославской области.
Порядок оформления, выдачи и использования персонифицированных электронных транспортных карт устанавливается Правительством Ярославской области.
В силу ст. 58 Социального кодекса предоставление льготного проезда отдельным категориям граждан является дополнительной мерой социальной поддержки. Следовательно, определение оснований, порядка и условий реализации такой меры социальной поддержки относится к полномочиям субъекта Российской Федерации и зависит от финансовых возможностей его бюджета.
Порядок оформления, выдачи и использования персонифицированных электронных транспортных карт на территории Ярославской области утвержден постановлением правительства Ярославской области от 30 октября 2015 г. № 1170-п (далее - Порядок).
Согласно пункту 1.1 Порядка персонифицированная электронная транспортная карта является единым проездным билетом долговременного пользования, предназначенным для автоматизированной регистрации и оплаты проезда отдельных категорий граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с частями 4 и 5 статьи 58 Социального кодекса.
Пункт 1.2 Порядка предусматривает, что необходимыми условиями предоставления отдельным категориям граждан социальных услуг по освобождению от оплаты 50 процентов стоимости проезда на внутреннем водном транспорте общего пользования, а также в автомобильном и наземном городском электрическом транспорте общего пользования (кроме транспорта, осуществляющего перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок) в городском сообщении являются автоматизированная регистрация и оплата проезда с использованием транспортной карты.
Апелляционным определением Верховного суда Российской Федерации от 12 апреля 2017 г. по делу № 8-АПГ17-4 установлено, что перечисленные нормы приняты законодательным органом и правительством Ярославской области в пределах полномочий, предоставленных федеральным законодателем субъекту Российской Федерации, требованиям действующего федерального законодательства не противоречит.
Таким образом, доводы истца и третьего лица, по сути, сводятся к оспариванию перечисленных выше нормативно-правовых актов, регулирующих порядок предоставления социальной услуги по освобождению от оплаты стоимости проезда в городском, пригородном и междугородном сообщении, введенной на территории города Ярославля. Действия ответчиков, осуществляющих перевозки пассажиров на транспорте общего пользования, на которые ссылались истец и третье лицо в исковых заявлениях, соответствуют указанным выше нормам, сами по себе не повлекли нарушения каких-либо прав потребителей, положений Закона РФ от 07 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей». Доводы истца и третьего лица о нарушении ответчиками прав потребителей являются несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
С учетом изложенного, правовых оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Ярославской областной общественной организации «Центр защиты прав потребителей» в интересах неопределенного круга потребителей к Акционерному обществу «Яргорэлектротранс», Государственному предприятию Ярославской области «Ярославское АТП», индивидуальному предпринимателю ФИО1, индивидуальному предпринимателю ФИО2 о защите прав потребителей, иск ФИО3 к Акционерному обществу «Яргорэлектротранс», Государственному предприятию Ярославской области «Ярославское АТП», индивидуальному предпринимателю ФИО1, индивидуальному предпринимателю ФИО2 о защите прав потребителей оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд с подачей жалобы через Дзержинский районный суд г. Ярославля в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Т.Ю. Фомина