ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1377/2013 от 26.12.2013 Новодвинского городского суда (Архангельская область)

  Дело № 2-1377/2013                   26 декабря 2013 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Новодвинский городской суд Архангельской области

в составе председательствующего судьи Поршнева А.Н.,

при секретаре Петрушиной Е.В.,

с участием представителя ответчика МУП «Сети» - Чепак П.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Новодвинске Архангельской области гражданское дело по иску Багана С.Н. к МУП "Сети" о возложении обязанности заключить договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам горячего, холодного водоснабжения и водоотведения, взыскании судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

Баган С.Н. обратился в суд с иском к МУП "Сети" о возложении обязанности заключить договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам горячего, холодного водоснабжения и водоотведения, взыскании судебных расходов. В обоснование указал, что он обладает правом пользования двумя земельными участками, площадью <данные изъяты> кв.м каждый, расположенными в кадастровом квартале <данные изъяты> и имеющими кадастровые номера <данные изъяты>, на основании договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности, от ДД.ММ.ГГГГ № и <данные изъяты>. На территории <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ организацией, осуществляющей холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, является МУП «Сети». ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с заявлением о заключении договоров о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам горячего, холодного водоснабжения и водоотведения в отношении указанных земельный участков. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ответчик отказал в заключении договоров в ближайшее время, мотивировав отказ отсутствием в районе расположения земельных участков централизованных систем горячего, холодного водоснабжения и водоотведения, нахождением плана развития инженерной инфраструктуры на стадии разработки. В связи с изложенным истец просит суд обязать МУП «Сети» в течение 14 дней, исчисляемых со дня вступления в законную силу решения суда, заключить с Баганом С.Н. договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам горячего, холодного водоснабжения и водоотведения, взыскать <данные изъяты>. судебных расходов по государственной пошлине.

В судебное заседание истец Баган С.Н., извещенный о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, не явился.

Представитель ответчика Чепак П.О. с иском Багана С.Н. не согласен, поскольку инвестиционные программы мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения) к централизованным системам холодного и горячего водоснабжения, а также водоотведения у МУП «Сети» отсутствуют, утвержденных схем централизованных систем холодного и горячего водоснабжения, а также водоотведения, расположенных на территории г.Новодвинска, не имеется, сами централизованные системы холодного и горячего водоснабжения, а также водоотведения в районе участков истца отсутствуют, у истца отсутствует разрешение на строительство жилого дома (объекта), к которому требуется подключение централизованных систем водоснабжения и водоотведения. Просит в иске отказать.

Третьи лица администрация МО «<адрес>», Агентство по тарифам и ценам <адрес> о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в суд представителей не направили, самостоятельных требований на предмет спора не заявили.

Дело рассмотрено судом в отсутствие истца и представителей третьих лиц на основании статьи 167 ГПК РФ.

Суд, заслушав объяснения представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела и оценив представленные доказательства в совокупности, приходит к следующему.

Между Баганом С.Н. и администрацией муниципального образования «<адрес>» заключены договоры аренды земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ № и <данные изъяты>, в соответствии с условиями которых, администрация МО «<адрес>» (арендодатель) предоставляет, а Баган С.Н. (арендатор) принимает в аренду земельные участки из категории земель поселений с кадастровыми номерами <данные изъяты> Месторасположение участков: примерно в <данные изъяты> по направлению на юго-запад и <данные изъяты> м по направлению на юг от ориентира - жилого дома, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <адрес>. Площадь каждого участка 1000 кв.м. Разрешенное использование: для строительства индивидуального жилого дома.

ДД.ММ.ГГГГ Баган С.Н. обратился к ответчику с заявлением заключить договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам горячего, холодного водоснабжения и водоотведения в отношении указанных земельных участков. МУП «Сети» в письме от ДД.ММ.ГГГГ предложило истцу направить выкопировку из топосъемки города с указанием инженерных сетей участков с кадастровыми номерами <данные изъяты>, потребные нагрузки на тепло, холодную воду и водоотведение проектируемого жилого дома. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился с повторным заявлением о технологическом присоединении в отношении шести земельных участков, в том числе и с кадастровыми номерами <данные изъяты>. В ответ МУП «Сети» сообщило, что район, в котором расположены участки, не обустроен централизованными системами холодного, горячего водоснабжения и водоотведения, следовательно, МУП «Сети» не может предоставить точки подключения к инженерным сетям; план развития инженерной инфраструктуры района не утвержден и находится в стадии разработки, в декабре 2013 года планируется утверждение генерального плана МО «<адрес>». После монтажа внутриквартальных сетей водоснабжения и водоотведения и передачи их на баланс предприятия станет возможным заключение договоров о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам водоснабжения и водоотведения объектов, расположенных на земельных участках, переданных в аренду истцу.

По общему правилу граждане и юридические лица свободны в заключении договора, понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством (статья 421 ГК РФ).

В соответствии со статьей 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).

Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.

При необоснованном уклонении коммерческой организации от заключения публичного договора применяются положения, предусмотренные пунктом 4 статьи 445 ГК РФ, а именно: если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.

Согласно статьям 18, 19 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения, к централизованным системам горячего водоснабжения осуществляется на основании заявления в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, правилами горячего водоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам горячего, холодного водоснабжения и водоотведения являются публичными.

При наличии технической возможности подключения (технологического присоединения) к централизованным системам горячего, холодного водоснабжения и водоотведения и при наличии свободной мощности, организация, осуществляющая горячее, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, не вправе отказать заявителю в заключении договора о подключении (технологическом присоединении).

При отсутствии технической возможности подключения (технологического присоединения) вследствие отсутствия свободной мощности, необходимой для осуществления холодного водоснабжения и (или) водоотведения на момент обращения заявителя, но при наличии в утвержденной в установленном порядке инвестиционной программе мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения), организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, не вправе отказать заявителю в заключении договора о подключении (технологическом присоединении). Сроки подключения (технологического присоединения) такого объекта устанавливаются с учетом плановых сроков реализации соответствующих мероприятий инвестиционной программы.

При отсутствии технической возможности подключения (технологического присоединения) вследствие отсутствия свободной мощности и при отсутствии в инвестиционной программе мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения), организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в течение 30 дней со дня поступления обращения заявителя обращается в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления в случае передачи полномочий по утверждению инвестиционных программ) с предложением о включении в инвестиционную программу мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя, и об учете расходов, связанных с подключением (технологическим присоединением), при установлении тарифов этой организации на очередной период регулирования. Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления в случае передачи полномочий по утверждению инвестиционных программ) в течение 30 дней с даты поступления указанного обращения рассматривает такое обращение и принимает решение о включении в инвестиционную программу мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения), финансовые потребности, необходимые для обеспечения технической возможности подключения (технологического присоединения), или решение об отказе во включении в инвестиционную программу указанных мероприятий с обоснованием принятого решения и направляет уведомление о принятом решении в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение и (или) водоотведение. В случае принятия уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органом местного самоуправления в случае передачи полномочий по утверждению инвестиционных программ) решения о включении в инвестиционную программу мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения), финансовые потребности организации, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимые для обеспечения технической возможности подключения (технологического присоединения), учитываются при установлении тарифов такой организации на очередной период регулирования, сроки осуществления подключения (технологического присоединения) устанавливаются в соответствии со сроками завершения реализации этих мероприятий.

Если в течение 30 дней с даты обращения организации, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, о корректировке инвестиционной программы и об учете расходов, связанных с подключением (технологическим присоединением), при установлении тарифов этой организации на очередной период регулирования от уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органа местного самоуправления в случае передачи полномочий по утверждению инвестиционных программ) не получено уведомление о принятом решении, обращение такой организации считается согласованным. В таком случае организация, осуществляющая холодное водоснабжение (или) водоотведение, не вправе отказать заявителю в заключении договора о подключении (технологическом присоединении). Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления в случае передачи полномочий по утверждению инвестиционных программ) отказывает во включении в инвестиционную программу организации мероприятий, связанных с подключением (технологическим присоединением) к системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, при существовании одновременно следующих оснований:

1) если нет свободной мощности на момент обращения заявителя и если отсутствуют в утвержденной инвестиционной программе организации мероприятия по развитию системы и снятию технических ограничений, позволяющие обеспечить техническую возможность подключения (технологического присоединения) к системе объекта капитального строительства;

2) если есть определение органа регулирования тарифов, вынесенное в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, о недоступности для потребителей предоставляемых организацией товаров и услуг в случае внесения изменений в инвестиционную программу с учетом необходимости реализации мероприятий, связанных с подключением (технологическим присоединением) к системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

В случае принятия решения об отказе во включении в инвестиционную программу мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения), уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления в случае передачи полномочий по утверждению инвестиционных программ) обязан обосновать отказ и предоставить заявителю информацию об иных возможностях обеспечения холодного водоснабжения и (или) водоотведения, а организация, в которую обратился заявитель, вправе отказать заявителю в подключении (технологическом присоединении).

При отсутствии технической возможности подключения (технологического присоединения) вследствие отсутствия свободной мощности, необходимой для осуществления горячего водоснабжения, и при отсутствии в инвестиционной программе мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения), организация, осуществляющая горячее водоснабжение, в пятнадцатидневный срок направляет запрос в орган местного самоуправления поселения, городского округа о возможностях подключения (технологического присоединения) объекта заявителя к системам горячего водоснабжения. Орган местного самоуправления поселения, городского округа в течение 15 дней со дня поступления указанного запроса определяет в соответствии со схемой водоснабжения и водоотведения организацию, обязанную осуществить подключение (технологическое присоединение) объекта заявителя к централизованной системе горячего водоснабжения, или в случаях, предусмотренных правилами горячего водоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, отказывает в определении такой организации и предоставляет информацию о других возможностях обеспечения горячего водоснабжения. Указанная информация направляется органом местного самоуправления поселения, городского округа заявителю и в организацию, направившую соответствующий запрос, на основании которого организация, осуществляющая горячее водоснабжение, имеет право отказать заявителю в подключении (технологическом присоединении).

Договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам водоснабжения, договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам водоотведения заключаются в соответствии с типовым договором о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоснабжения, типовым договором о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе горячего водоснабжения заключаются в соответствии с типовым договором о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе горячего водоснабжения, утвержденным Правительством Российской Федерации.

Из вышеизложенного следует, что организация, осуществляющая горячее, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, вправе отказать заявителю в заключении публичного договора о подключении (технологическом присоединении) в случае отсутствия технической возможности подключения (технологического присоединения) к централизованным системам горячего, холодного водоснабжения и водоотведения и свободной мощности, а также при отсутствии мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения), в утвержденной в установленном порядке инвестиционной программе.

Как установлено судом, предметом деятельности МУП «Сети» в соответствии с Уставом, утвержденным постановлением администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты>, является выполнение работ, оказание услуг в сфере теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения, удаления и обработки сточных вод.

Район, в котором расположены участки с кадастровыми номерами <данные изъяты>, не обустроен централизованными системами холодного, горячего водоснабжения и водоотведения, план развития инженерной инфраструктуры района не утвержден и находится в стадии разработки, техническая возможность подключения (технологического присоединения) к централизованным системам горячего, холодного водоснабжения и водоотведения объектов, как находящихся на указанных земельных участках, так и планируемых, отсутствует, что лицами, участвующими в деле, не оспаривается и обратное не доказано.

Инвестиционные программы мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения) к централизованным системам горячего, холодного водоснабжения и водоотведения, предусматривающие перечень мероприятий по строительству новых, реконструкции и (или) модернизации существующих объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, включая мероприятия, необходимые для подключения (технологического присоединения) новых абонентов, у МУП «Сети» отсутствуют, утвержденных схем централизованных систем холодного и горячего водоснабжения, а также водоотведения, расположенных на территории <адрес>, не имеется.

Данные обстоятельства подтверждаются ответом администрации МО «<адрес>» на судебный запрос (<данные изъяты>), письмом директора МУП «Сети» <данные изъяты>, сообщением Агентства по тарифам и ценам <адрес> (<данные изъяты>). Обратное истцом не доказано.

Следовательно, в заключении договоров о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам водоснабжения и водоотведения объектов, расположенных на земельных участках с кадастровыми номерами <данные изъяты>, отказано правомерно.

Отсутствие инвестиционной программы мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения), позволяющей присоединить нового абонента, не препятствует ему самому выполнить работы по развитию сетей (инфраструктуры). Осуществление заявителем самостоятельно работ по развитию сетей (инфраструктуры), необходимых для подключения его объекта к сетям, не может противоречить закону, в том числе Градостроительному кодексу Российской Федерации, не нарушает прав других лиц, в т.ч. тех, которые заинтересованы в подключении нового абонента для оказания ему соответствующих услуг.

С учетом установленных по делу обстоятельств, оснований для понуждения ответчика к заключению договоров о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам горячего, холодного водоснабжения и водоотведения у суда не имеется. В иске следует отказать.

Судебные расходы относятся на истца.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

исковые требования Багана С.Н. к МУП "Сети" о возложении обязанности заключить договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам горячего, холодного водоснабжения и водоотведения, взыскании судебных расходов оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде путем подачи апелляционной жалобы через Новодвинский городской суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья                                А.Н. Поршнев

Мотивированное решение изготовлено 30.12.2013