Дело № 2-1377/2021
УИД 27RS0001-01-2021-000963-54
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
г. Хабаровск 16 марта 2021 года
Центральный районный суд г. Хабаровска в составе:
председательствующего судьи Королевой И.А.,
при секретаре Морозовой А.В.,
с участием:
представителя истца Кочиевой К.В.,
представителя ответчика администрации г. Хабаровска ФИО1,
представителя ответчика МУП г. Хабаровска НПЦОДД ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора города Хабаровска к администрации города Хабаровска, муниципальному унитарному предприятию г. Хабаровска «Научно-производственный центр организации дорожного движения» о возложении обязанностей по финансированию, организации работы аппаратно-программного комплекса «Безопасный город»,
установил:
прокурор города Хабаровска обратился в суд с иском к администрации города Хабаровска, МУП г. Хабаровска «Научно-производственный центр организации дорожного движения» о возложении обязанностей по финансированию, организации работы аппаратно-программного комплекса «Безопасный город», в обоснование, указав, что прокуратурой г. Хабаровска проведена проверка, в ходе которой установлено, что в 2012 году Правительством Хабаровского края в муниципальную собственность города Хабаровска передано имущество аппаратно-программного комплекса «Безопасный город», в последующем в 2018 году указанное имущество закреплено на праве оперативного управления за МУП г. Хабаровска «Научно-производственный центр организации дорожного движения» Потребность в финансировании на техническое обслуживание оборудования в настоящее время составляет <данные изъяты>., в т.ч. <данные изъяты>. на восстановление вышедшего из строя оборудования. В период 2012 по 2019 гг финансирование содержания аппаратно-программного комплекса выделено <данные изъяты> В рамках выделенных бюджетных средств приобретено 47 видеокамер, 47 адаптеров, 6 уличных коммутационных шкафов, 6 коммутаторов, 1 коммутатор агрегирующего узла связи, установлен кондиционер для охлаждения серверного оборудования на <адрес>. Прокурором г. Хабаровска в ходе ранее проведенной проверки по указанным фактам ДД.ММ.ГГГГ мэру г. Хабаровска внесено представление об устранении нарушений законодательства, однако, принятые администрацией г. Хабаровска меры по результатам его рассмотрения явились недостаточными и не позволили обеспечить работоспособность аппаратно-программного комплекса «безопасный город» в полном объеме. Таким образом, истец просит обязать МУП г. Хабаровска «Научно-производственный центр организации дорожного движения» организовать и провести работы по восстановлению работоспособности оборудования аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» в полном объеме.
В судебном заседании прокурор Кочиева К.В. заявленные в иске требования поддержала по доводам, в нем изложенным, просила иск удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика администрации г. Хабаровска ФИО1 с требованиями не согласился, ссылаясь на доводы, изложенные в письменных возражениях на исковые требования. Пояснил, что правовых оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
В судебном заседании представитель ответчика МУП г. Хабаровска НПЦОДД ФИО2 с требованиями не согласился, ссылаясь на доводы, изложенные в письменных возражениях, просил отказать.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов. Неудовлетворительное содержание дорог является существенным нарушением прав граждан на безопасность дорожного движения, а также на свободу передвижения, что недопустимо.
Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Как следует из ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 2446-р утверждена Концепции построения и развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный город», целью, которой является повышение общего уровня общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания за счет существенного улучшения координации деятельности сил и служб, ответственных за решение этих задач, путем внедрения на базе муниципальных образований (в соответствии с едиными функциональными и технологическими стандартами) комплексной информационной системы, обеспечивающей прогнозирование, мониторинг, предупреждение и ликвидацию возможных угроз, а также контроль устранения последствий чрезвычайных ситуаций и правонарушений с интеграцией по ее управлением действий информационно-управляющих подсистем дежурных, диспетчерских, муниципальных служб для их оперативного взаимодействия в интересах муниципального образования.
Из представленных материалов дела следует, что прокуратурой г. Хабаровска проведена проверка, в ходе которой установлено, что в 2012 году Правительством Хабаровского края в муниципальную собственность администрации города Хабаровска передано имущество аппаратно-программного комплекса «Безопасный город».
Согласно представленному представлению в материалы дела, установлено, что из 331 видеокамер, установленных в общественных местах городского округа «Город Хабаровск» отсутствует изображение у 186, в т.ч. из-за обрывов ВОЛС на 4 участках, требуется ремонт (замена 3 коммутаторов с локальных центров мониторинга).
В ходе проведенной проверки установлено, что период 2018-2020 гг. финансирование аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» из краевого бюджета не производилось. Бюджетные ассигнования из бюджета городского округа «Город Хабаровск» в период с 2012 по 2014 гг., а также в период с 2016 по 2019 год также не выделялись. На мероприятия по поддержанию работоспособности технических средств обеспечения безопасности граждан в общественных местах в 2020 году предусмотрены средства местного бюджета в размере <данные изъяты>. В рамках выделенных бюджетных средств приобретено 47 видеокамер, 47 адаптеров, 6 уличных коммутационных шкафов, 6 коммутаторов, 1 коммутатор агрегирующего узла связи, установлен кондиционер для охлаждения серверного оборудования на <адрес>.
Распоряжением Правительства Хабаровского края от 31.01.2012 № 27-рп в муниципальную собственность из государственной собственности Хабаровского края передано имущество аппаратно-программного комплекса «Безопасный город», указанное в приложении к настоящему распоряжению.
Решением Хабаровской городской Думы от 21.02.2012 № 553 утвержден перечень движимого имущества аппаратно-программного комплекса «Безопасный город», предлагаемого к передаче из государственной собственности Хабаровского края в муниципальную собственность городского округа «Город Хабаровск».
Согласно утвержденному перечню передаваемое имущество состоит из: видеокамер, передатчиков видеосигнала, стационарного комплекса видеофиксации нарушений правил дорожного движения, конвертовальной машины.
Распоряжением департамента муниципальной собственности администрации г. Хабаровска от 28.04.2012 № 212 вышеуказанное имущество включено в муниципальную казну, внесено в реестр муниципального имущества городского округа «Город Хабаровск» и закреплено на праве хозяйственного ведения за МУП «Научно-производственный центр организации дорожного движения».
Из указанных документов следует, что в муниципальную собственность передавалось обособленное имущество (камеры, передатчики и др.), а не имущественный комплекс АПК «Безопасный город» в целом.
В реестре муниципальной собственности имущество АПК «Безопасный город» не значится.
Кроме этого, в вышеуказанный комплекс на территории Городского округа «Город Хабаровск» включено оборудование, не находящееся в муниципальной собственности, в частности, находящееся на балансе: Парка Северного (12 камер), Кинотеатра Хабаровск 3 (18 камер), Детского Дома № (8 камер), КГАУ «Дирекции спортивных сооружений Хабаровского края (77 камер). Указанная информация подтверждается письмом УМВД России по Хабаровскому краю от ДД.ММ.ГГГГ№.
Согласно Концепции построения и развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный город», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 03.12.2014 № 2446-р АПК «Безопасный город» является совокупностью функциональных и технических требований к аппаратно-программным средствам, нормативных правовых актов и регламентов межведомственного взаимодействия, направленных на противодействие угрозам общественной безопасности, правопорядку и безопасности среды обитания и т.д. (абз. 9 раздела I Концепции).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 2446-р (ред. от 05.04.2019) утверждена Концепция построения и развития аппаратно- программного комплекса «Безопасный город».
Указанная Концепция утверждена распоряжением Правительства РФ, то есть является актом, не имеющим нормативного характера.
Согласно ст. 5 Федерального конституционного закона от 06.11.2020 № 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» акты Правительства Российской Федерации, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации. Акты Правительства Российской Федерации по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства Российской Федерации.
Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано руководствоваться положениями Концепции, которая не содержит императивных предписаний.
Нормативной обязанности установления в муниципальном образовании АПК «Безопасный город» действующим законодательством не предусмотрено, из чего следует, что указанный комплекс не является обязательным элементом городской инфраструктуры, его наличие носит рекомендательный характер.
Таким образом, органы местного самоуправления самостоятельно принимают решение о необходимости либо отсутствии необходимости установки оборудования, входящего в АПК «Безопасный город» на территории муниципального образования.
При этом муниципальное образование, как собственник имущества (камер, передатчиков и др.) обладает правом самостоятельного (по своему усмотрению) использования указанных объектов движимого имущества, в том числе самостоятельного принятия решения о его ремонте, что следует из анализа положения ст. 209 ГК РФ, а также правом самостоятельного определения расходования средств местного бюджета с учетом определенных законом принципов формирования бюджета (ст. 33, ст. 34, ст. 65 БК РФ).
Согласно разделу I Концепции целью построения и развития АПК «Безопасный город» является повышение общего уровня общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания за счет существенного улучшения координации деятельности сил и служб, ответственных за решение этих задач, путем внедрения на базе муниципальных образований (в соответствии с едиными функциональными и технологическими стандартами) комплексной информационной системы, обеспечивающей прогнозирование, мониторинг, предупреждение и ликвидацию возможных угроз, а также контроль устранения последствий чрезвычайных ситуаций и правонарушений с интеграцией под ее управлением действий информационно- управляющих подсистем дежурных, диспетчерских, муниципальных служб для их оперативного взаимодействия в интересах муниципального образования.
В силу раздела IX финансирование и ресурсное обеспечение мероприятий по построению и развитию комплекса «Безопасный город» будет осуществляться за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также внебюджетных источников, выделяемых и привлекаемых для построения и развития комплекса «Безопасный город». Финансирование указанных мероприятий осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Инструментом финансирования мероприятий по построению и развитию комплекса «Безопасный город» в рамках реализации комплекса "Безопасный город" является федеральная целевая программа.
До настоящего времени вышеуказанная федеральная целевая программа не принята.
В силу п. 7 распоряжения Правительства Хабаровского края от 31.01.2012 № 27-рп, управлению по вопросам безопасности Губернатора и Правительства края установлена необходимость разработки порядка предоставления субсидии местным бюджетам на содержание, эксплуатацию, инженерно-техническое обслуживание и развитие аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» на 2012 г. и последующие годы в рамках принимаемых и реализуемых программных мероприятий по профилактике правонарушений.
Таким образом, содержание и эксплуатация АПК «Безопасный город» осуществляется с учетом имеющихся бюджетных механизмов.
В силу положений подп. б п. 1 ст. 72 Конституции РФ, подп. 5, 5.1 п. 1 ст. 8, 11, Федерального закона от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации», ст. 10, 11, 12, Федерального закона от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности», п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999№ 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федерального закона от 07.02.2011 № З-ФЗ «О полиции», Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» обеспечение правопорядка и общественной безопасности, включая предупреждение и пресечение преступлений и правонарушений, профилактика терроризма, предупреждение чрезвычайных ситуаций, спасение и сохранение здоровья при чрезвычайных ситуациях и др. относится к полномочиям федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов.
Постановлением администрации г. Хабаровска от 11.06.2020 № 1903 «О межведомственной рабочей группе по развитию и поддержанию технических средств обеспечения безопасности граждан в общественных местах, в том числе сегментов аппаратно-программного комплекса «Безопасный город», связанных с правоохранительной деятельностью на территории городского округа «Город Хабаровск» утвержден состав межведомственной рабочей группы (далее - Постановление № 1903).
Согласно п. 1.2. Постановления № 1903 рабочая группа является экспертным коллегиальным органом, обеспечивающим координацию деятельности структурных подразделений администрации города Хабаровска, их взаимодействие с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти Хабаровского края, средствами массовой информации, заинтересованными учреждениями и организациями различных форм собственности, а также организациями, осуществляющими деятельность в области разработки и внедрения технических средств в сфере профилактики правонарушений и обеспечения безопасности дорожного движения.
В состав рабочей группы включены представители, в том числе УФСБ России, Следственного комитета РФ, ОГИБДД, УМВД и др. (приложение № 2 Постановления № 1903).
Задачами рабочей группы являются в частности вопросы развития и поддержания развития и поддержания работоспособности технических средств обеспечения безопасности граждан в общественных местах, в том числе сегментов АПК «Безопасный город», связанных с правоохранительной деятельностью, определения источников финансирования и ресурсного обеспечения данных мероприятий, определения приоритетных направлений и оценочной стоимости мероприятий по развитию и поддержанию работоспособности технических средств обеспечения безопасности граждан в общественных местах, в том числе сегментов АПК «Безопасный город», связанных с правоохранительной деятельностью (п. 2.2. Постановления № 1903).
В целях решения возложенных задач рабочей группой большинством голосов ее членов принимаются соответствующие решения (п. 2.18 Постановления № 1903).
Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований истца в полном объеме, поскольку требования прокурора города о возложении обязанности организовать и провести работы по восстановлению работоспособности оборудования АПК «Безопасный город» и возложении обязанности на администрацию города обеспечить финансирование указанных работ фактически направлены на вмешательство в компетенцию вышеуказанного коллегиального органа (рабочей группы).
Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Прокурора города Хабаровска к администрации города Хабаровска, муниципальному унитарному предприятию г. Хабаровска «Научно-производственный центр организации дорожного движения» о возложении обязанностей по финансированию, организации работы аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда, с подачей жалобы через Центральный районный суд г. Хабаровска.
Мотивированное решение суда составлено 23 марта 2021 года.
Председательствующий (подпись)
Копия верна: судья Королева И.А.
Секретарь Морозова А.В.
Решение суда не вступило в законную силу.
Уникальный идентификатор дела 27RS0001-01-2021-000963-54
Подлинник решения подшит в дело № 2-1377/2021 и хранится в Центральном районном суде г. Хабаровска