ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1377/2022 от 28.09.2022 Ленинскогого районного суда г. Костромы (Костромская область)

КОПИЯ Дело № 2-1377/2022

44RS0002-01-2022-001024-88

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 сентября 2022 года г. Кострома

Ленинский районный суд г. Костромы в составе судьи Королевой Ю.П.,

с участием истца Ферапонтова В.Н., представителей ответчиков Киселевой Е.С., Матчановой Ю.В.,

при секретаре Павловой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ферапонтова В. Н. к ПАО «Территориальная генерирующая компания № 2», ООО «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства № 1» об обязании произвести перерасчет платы за тепловую энергию, признании недействительным сделанного перерасчета платы за тепловую энергию, признании недействительными платежных документов для внесения платы за тепловую энергию, обязании направить оферту для заключения публичного договора на теплоснабжение, взыскании компенсации морального вреда,

установил:

Ферапонтов В.Н. обратился в суд к Управлению по сбыту тепловой энергии г. Костромы ГУ ПАО «Территориальная генерирующая компания № 2» по Верхневолжскому региону, к начальнику Управления Немчиновой Е.А. с иском, в котором просил обязать Управление по сбыту тепловой энергии г. Костромы ГУ ПАО «Территориальная генерирующая компания » по Верхневолжскому региону произвести перерасчет произведенных им (истцом) за период с dd/mm/yy по текущее время поэтапных платежей за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению принадлежащего ему жилого помещения по адресу: ...; обязать начальника Управления Немчинову Е.А. произвести расчет величины конкретных поэтапных (ежемесячных) возвратных сумм (перерасчет) с указанием конкретных нормативных обоснований с привязкой к внутренним бухгалтерским документам и в последующем оформить решение о порядке возврата согласованных поэтапных денежных сумм перерасчета; обязать начальника Управления Немчинову Е.А. в срок 1 календарный месяц разработать методику формирования и заполнения платежного документа для внесения платы за предоставление коммунальных услуг с учетом особенностей теплопотребления жилыми и коммерческими помещениями многоквартирного дома.

Требования мотивировал тем, что он является собственником жилого помещения по адресу: ... потребителем коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению в данном доме. Он регулярно оплачивает коммунальные услуги по платежному документу. Советом собственников помещений многоквартирного дома (далее также – МКД) в 2019 году было организовано комиссионное обследование внутридомовых систем отопления и горячего водоснабжения на предмет их технического соответствия условиям действующих договоров на теплоснабжение: публичного и коммерческих с юридическими лицами для выяснения степени добросовестности и полноты исполнения поставщиком коммунальных услуг, его собственных обязанностей по этим договорам. Члены комиссии и он (истец) в качестве приглашенного без статуса члена комиссии в ходе обследования выявили существенные нарушения основополагающих условий договоров: публичного с индивидуальными потребителями и коммерческих с АО «Корпорация» и ИП Савиновым Н.В. Официальный представитель ответчика признал, что в связи с выявленными фактами несанкционированного вмешательства в технологические схемы внутренних систем отопления и горячего водоснабжения дома собственникам жилых помещений будет произведен перерасчет с возвратом излишне истребованных сумм оплаты за коммунальные услуги. dd/mm/yy был оформлен акт о выявленных недостатках при вводе в эксплуатацию узла учета тепловой энергии. Данное обстоятельство позволило установить причины неправомерного формирования ответчиком платежных документов, значительно завышающих объемы коммунальных услуг для индивидуальных потребителей многоквартирного дома. Таким образом, собственникам жилых помещений причинен значительный материальный, финансовый и моральный вред. Старшая по дому в 2020 г. обратилась к руководителю ответчика с коллективной претензией, на которую был получен отказ в удовлетворении требований и выполнении перерасчета, а также в возмещении причиненных индивидуальным потребителям материальных убытков. Члены Совета дома повторно обратились с претензией к руководителю Управления с просьбой произвести перерасчет коммунальных платежей за период в пределах исковой давности. Решением начальника Управления от dd/mm/yy индивидуальным потребителям был произведен перерасчет, однако, лишь частично и некорректно. Для осуществления перерасчета необходимо расход теплового ресурса, ежемесячно использованного на подогрев сетевой воды для нежилых помещений № и 62 дома за период с сентября 2016 года и по настоящее время выделить путем создания в разделе платежного документа отдельной строки «ГВС (подогрев для нежилых помещений)» и по каждому этапу (месяцу) определить объем этого теплового ресурса, а затем уменьшить на величину этого объёма общий объем теплового ресурса в натуральных показателях по строке «отопление». В теплосезонные месяцы за исковой период времени в коммерческих помещениях №, 62 работники также пользовались сетевой водой, подогретой в общедомовом бойлере. Ввиду отсутствия в поэтапных (ежемесячных) платежных требованиях строки «ГВС (подогрев дли нежилых помещений)» этот тепловой ресурс с сентября 2016 г. учитывался по строке «ГВС (подогрев)» и стоимость этого объема теплового ресурса взыскивалась с собственников жилых помещений. Для индивидуальных потребителей коммунальных услуг эти объемы оказались неправомерно завышенными.

В ходе рассмотрения дела с согласия истца надлежащим ответчиком по делу определено считать ПАО «Территориальная генерирующая компания № 2» (далее также – ПАО «ТГК-2»).

Истец при рассмотрении дела неоднократно уточнял и дополнял исковые требования.

Исходя из характера спора и уточненных требований к участию в деле в качестве ответчика привлечено также ООО «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства № 1» (далее также - ООО «УК ЖКХ № 1»), в качестве третьих лиц привлечены Разумова Я.Е. (старшая дома), АО «Корпорация», ИП Савинов Н.В.

В судебном заседании Ферапонтов В.Н. вновь уточнил и дополнил исковые требования. В окончательной редакции исковых требований истец просит суд обязать ПАО «Территориальная генерирующая компания № 2» произвести перерасчет платы за услугу «отопление» с dd/mm/yy по сентябрь 2022 г.; признать недействительными платежные документы за эти периоды; признать недействительным произведенный перерасчет в связи с выявленным фактом незаконной врезки в тепловой узел дома; обязать ПАО «Территориальная генерирующая компания № 2» произвести перерасчет платы по услуге «ГВС (подогрев)» за период с dd/mm/yy по сентябрь 2022 г. с учетом норматива в размере 0,05997 Гкал. на 1 куб.м.; обязать ПАО «Территориальная генерирующая компания № 2» и ООО «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства № 1» в срок 1 календарный месяц подготовить и направить в адрес общего собрания дома оферту публичного договора на теплоснабжение, взыскать с ответчиков компенсацию морального вреда в размере 200 000 руб. в равных долях.

Дополнительно требования мотивированы тем, что управляющей компанией дома в адрес ресурсоснабжающей организации были переданы неверные данные о составе общего имущества дома, в связи с чем ПАО «Территориальная генерирующая компания № 2» неправомерно при начислении платы по услуге «ГВС (подогрев)» использовало завышенный норматив. ООО «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства № 1» ненадлежащим образом исполняет обязанности по договору управления многоквартирным домом, в частности по содержанию общего имущества, допустив незаконную врезку в тепловой узел дома. Для понимания расчётов за тепловую энергию и контроля их правильности между сособственниками дома, управляющей компанией и ресурсоснабжающей организацией должен быть заключен трехсторонний договор теплоснабжения.

Представитель ответчика ПАО «Территориальная генерирующая компания № 2» по доверенности Киселева Е.С. в судебном заседании исковые требования с учетом их уточнения не признала, указав, что исходя из выявленной врезки в тепловой узел учета дома, собственникам помещений дома был произведен перерасчет платы по услуге теплоснабжения в соответствии с нормами действующего законодательства. Относительно примененного норматива по услуге «ГВС (подогрев)» ресурсоснабжающая организация руководствовалась данными, представленными управляющей компанией. Кроме того, Киселева Е.С. заявила о необоснованности требований истца об обязании направить оферту для заключения трехстороннего договора теплоснабжения, о взыскании компенсации морального вреда, а также о пропуске истцом срока исковой давности.

Представитель ответчика ООО «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства № 1» по доверенности Матчанова Ю.В. в судебном заседании исковые требования с учетом их уточнения не признала, указав, что неверные данные о составе общего имущества МКД для начисления платы по услуге «ГВС (подогрев)» управляющей компанией в адрес ПАО «Территориальная генерирующая компания № 2» были переданы ошибочно. Реконструкция теплового узла дома не требует согласования с общим собранием собственников МКД.

Остальные участники процесса в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать, в том числе, благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом.

Как следует из части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса РФ, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных и жилых домах.

Согласно ч. 3 ст. 39 Жилищного кодекса РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Такие правила утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491 (далее – Правила № 491).

В соответствии с п. 42 Правил № 491 управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.

Состав общего имущества многоквартирного дома определен ст. 36 Жилищного кодекса РФ, пунктом 2 Правил № 491, в соответствии с которыми в состав общего имущества включаются, в том числе, крыши, места общего пользования, придомовая территория, ограждающие несущие конструкции данного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны) и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.

Согласно пп. «к» п. 11 Правил № 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.), за исключением случаев, когда обязанность по установке и вводу в эксплуатацию приборов учета электрической энергии возложена на гарантирующего поставщика в соответствии с Федеральным законом «Об электроэнергетике».

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения.

В силу п. 9 ст. 2 названного Закона потребитель тепловой энергии - лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления.

Согласно п. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

В силу п. 1 ст. 540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок и может быть изменен или расторгнут по основаниям, предусмотренным статьей 546 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 542 ГК РФ качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с обязательными правилами, или предусмотренным договором энергоснабжения. В случае нарушения энергоснабжающей организацией требований, предъявляемых к качеству энергии, абонент вправе отказаться от оплаты такой энергии. При этом энергоснабжающая организация вправе требовать возмещения абонентом стоимости того, что абонент неосновательно сберег вследствие использования этой энергии (пункт 2 статьи 1105).

Обязанность по оборудованию многоквартирных домов общедомовыми приборами учета определена ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утверждены Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354).

Согласно п. 2 Правил № 354 коллективный (общедомовый) прибор учета - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), устанавливаемое в многоквартирном доме при наличии технической возможности и используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.

Таким образом, объемы потребления тепловой энергии всех жилых и нежилых помещений, расположенных в многоквартирном доме, в которых предусмотрено централизованное отопление, должны учитываться единым общедомовым прибором учета тепловой энергии.

В соответствии со ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребленных коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, Ферапонтов В.Н. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: ....

Собственниками помещений многоквартирного дома выбран способ управления домом - управляющей организацией ООО «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства № 1», заключён договор управления домом, по условиям которого собственники, имеющие на праве собственности жилые и нежилые помещения и доли в праве общей долевой собственности на общее имущество в доме в размере, пропорциональном размеру общих площадей поручают, а управляющая организация обязуется от своего имени и за счет собственников в течение согласованного срока за плату выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом в соответствии с Правилами осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 № 416, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и текущему ремонту общего имущества согласно Перечню услуг и работ из числа включенных в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290.

Согласно п. 2.1 договора управления границей эксплуатационной ответственности между общим имуществом в многоквартирном доме и личным имуществом - помещением собственника является на системах отопления, горячего и холодного водоснабжения - до отсекающей арматуры (первый вентиль) от стояковых трубопроводов, расположенных в помещении (квартире), при отсутствии вентилей – по первым сварным соединениям на стояках.

Также из материалов дела видно, что собственники помещений МКД по адресу: ... приняли решение о заключении с dd/mm/yy прямых договоров на поставку коммунальных услуг по горячему и холодному водоснабжению, водоотведению, отоплению, электроснабжению, газоснабжению с ресурсоснабжающими организациями и внесении изменений в договор управления МКД в части нового порядка оплаты коммунальных услуг собственниками МКД, что подтверждается протоколом общего собрания от dd/mm/yy.

Таким образом, с dd/mm/yy исполнителем коммунальных услуг по отоплению для жителей указанного МКД является ПАО «ТГК-2».

Между ОАО «Территориальная генерирующая компания № 2» (ресурсоснабжающая организация) и ООО «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства № 1» (исполнитель) был заключен договор теплоснабжения , по условиям которого ресурсоснабжающая организация поставляет исполнителю, а исполнитель принимает и оплачивает тепловую энергию для целей оказания коммунальных услуг отопление и горячее водоснабжение собственникам (пользователям) помещений многоквартирных домов в порядке, количестве и сроки, предусмотренные настоящим договором.

При этом исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы приобретающее ресурсы в целях обеспечения граждан коммунальными услугами по отоплению и горячему водоснабжению и поставки ресурсов субабонентам (арендаторам, собственникам, иным законным владельцам нежилых помещений многоквартирных домов) и отвечающее за обслуживание внутридомовых инженерных систем многоквартирных домов.

В силу п. 4.1 договора теплоснабжения количество (объем) ресурса, отпускаемого ресурсоснабжающей организацией, определяется на основании данных общедомового прибора учета, установленном в соответствии с выданными ресурсоснабжающей организацией техническими условиями и принятыми ей в качестве коммерческих приборов учета, а также отвечающими требованиями действующего законодательства с добавлением к этим показания величины тепловых потерь по тепловым сетям, принадлежащим потребителю (до места установки приборов узла учета). Величина тепловых потерь определяется ресурсоснабжающей организацией расчетным путем.

Согласно п. 4.4 договора теплоснабжения количество (объем) коммунального ресурса, принятого исполнителем в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний этого прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) за вычетом объемов поставки коммунального ресурса потребителям нежилых помещений в этом многоквартирном доме по договорам, заключенным ими непосредственно с ресурсоснабжающей организацией (в случае, если объемы поставок таким собственникам фиксируются коллективным (общедомовым) прибором учета).

В судебном заседании установлено, что МКД по адресу: ... оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии (далее также – ОДПУ), допущенным в эксплуатацию на основании акта повторного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя с dd/mm/yy по dd/mm/yy, который включал отопление жилых помещений дома и нежилого помещения , принадлежащего Рудько В.С.

В течение 2016-2017 гг. в данном МКД самостоятельно использовалась вторая внутренняя система отопления с индивидуальным тепловым узлом и пунктом учета расхода теплового ресурса – система отопления нежилых помещений №, 64, принадлежащих АО Корпорация», и нежилого помещения , принадлежащего ИП Савинову Н.В.

Из материалов дела видно, что dd/mm/yy между ОАО «Территориальная генерирующая компания » и ЗАО «Корпорация» был заключен договор на отпуск тепловой энергии в горячей воде , а dd/mm/yy аналогичный договор был заключен между ОАО «Территориальная генерирующая компания » и ИП Савиновым Н.В.

В 2017 г. ПАО «Территориальная генерирующая компания № 2» неоднократно направляло в адрес управляющей компании письма с предложением решить вопрос о переносе общедомовых приборов учета таким образом, чтобы учитывалось потребление всех потребителей тепловой энергии жилых и нежилых помещений.

dd/mm/yy в ходе комиссионной проверки с участием представителей собственников МКД, представителей ПАО «Территориальная генерирующая компания № 2» и ООО «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства № 1» была выявлена новая врезка на тепловой узел АО «Корпорация», входящая в учет общедомового узла учета, которой нет в Проекте на установку узла учета тепловой энергии жилого дома.

На основании пп. «д» п. 75 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 № 1034 «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя», вышеуказанный теплосчетчик был выведен их коммерческого учета.

В связи с выводом ОДПУ из коммерческого учета в платежных документах собственников/нанимателей жилых помещений в МКД начисления по коммунальной услуге «отопление» за октябрь, ноябрь 2019 года выполнены исходя из норматива потребления коммунальной услуги.

В соответствии с письмом ООО «УК ЖКХ № 1» от dd/mm/yy в платежных документах за январь 2020 года был выполнен и отражен перерасчет по коммунальной услуге «отопление» за октябрь и ноябрь 2019 года на основании показаний ОДПУ.

В августе 2020 г. в адрес ПАО «ТГК-2» поступило заявление от ИП Савинова Н.В. – собственника нежилого помещения МКД о включении нежилого помещения с dd/mm/yy в действующий договор теплоснабжения . На основании данного заявления между ПАО «ТГК-2» и ИП Савиновым Н.В. заключено дополнительное соглашение от dd/mm/yy к договору теплоснабжения от dd/mm/yy.

В платежных документах за август 2020 г. собственникам помещений МКД был выполнен и отражен перерасчет платы за услугу «отопление» с учетом площади данного нежилого помещения за период с октября 2019 г. по май 2020 г. Истцу указанный перерасчет согласно истории начислений и платежей по его жилому помещению был сделан на сумму 2 149,97 руб.

Таким образом, прибор учета, установленный в тепловом узле МКД по адресу: ... учитывает потребление тепловой энергии всех жилых и нежилых помещений, расположенных в доме.

dd/mm/yy ООО «Управляющая компания ЖКX № 1» обратилось в ПАО «ТГК-2» за согласованием схемы переноса действующих узлов учета тепловой энергии с установкой запорной арматуры на границе балансовой ответственности, в том числе и в МКД по Рабочему проспекту.

dd/mm/yy был составлен акт периодической проверки узла учета тепловой энергии после переноса теплового узла с участием представителей управляющей компании, ПАО «ТГК-2» и подрядной организации, осуществляющей реконструкцию.

dd/mm/yy узел учета был введен в эксплуатацию после поверки прибора учета.

dd/mm/yy ПАО «ТГК-2» в адрес ООО «УК ЖКХ № 1» направило письмо с просьбой представить документально подтверждённую информацию о точной дате проведения выявленной незаконной врезки для выявления периода некорректных начислений и проведения перерасчёта жильцам дома и собственникам нежилых помещений.

В ответ на данный запрос ООО «УК ЖКХ № 1» направило в адрес ПАО «ТГК-2» копию акта о приемке выполненных работ на реконструкцию теплового узла дома от dd/mm/yy, в соответствии с которым работы по реконструкции теплового узла проводились с dd/mm/yy по dd/mm/yy организацией ООО «Город мастеров» по заказу управляющей компании.

Однако, данный акт не принят ресурсоснабжающей организацией в качестве документального подтверждения точной даты проведения выявленной незаконной врезки, в связи с чем перерасчет платы за услугу «отопление» потребителям за период до октября 2019 г. не произведен.

Пунктом 62 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 № 1034 «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя», установлено, что ввод в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя, осуществляется комиссией в следующем составе: а) представитель теплоснабжающей организации; б) представитель потребителя; в) представитель организации, осуществлявшей монтаж и наладку вводимого в эксплуатацию узла учета.

Таким же образом, по смыслу указанных Правил, а также исходя из общепринятого понятия реконструкции, предполагающего изменение параметров первоначального объекта, должно производиться и принятие ОДПУ после его реконструкции.

В судебном заседании установлено, что в предусмотренном порядке произведенная по заказу управляющей компании реконструкция ОДПУ тепловой энергии в спорном МКД осуществлена не была, что послужило основанием для вывода прибора учета из коммерческих расчетов.

При выявлении незаконной врезки фактически были установлены недостатки общедомового имущества, ответственность по содержанию которого несет управляющая компания.

Также суд приходит к выводу о том, что ПАО «ТГК-2», обладая надлежащей информацией о периоде проведения выявленной незаконной врезки из представленного управляющей компанией акта о приемке выполненных работ на реконструкцию теплового узла дома от dd/mm/yy, в нарушение приведенных выше норм не произвело перерасчет размера платы по услуге «отопление» за период до октября 2019 г.

Представителем ПАО «ТГК-2» заявлено о пропуске истцом срока исковой давности.

В силу п. 1 ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.

Если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (п. 1 ст. 200 ГК РФ).

Согласно п. 2 ст. 200 ГК РФ по обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения.

Исходя из установленных по делу обстоятельств, истец узнал о незаконной врезке в тепловой узел учета дома из акта от dd/mm/yy о выявленных недостатках при вводе в эксплуатацию узла учета тепловой энергии.

В суд с настоящим иском Ферапонтов В.Н. обратился dd/mm/yy

По договору управления плата за жилое помещение и коммунальные услуги сносится на основании платежных документов ежемесячно не позднее 25 числа месяца, следующего за расчётным.

Согласно постановлению администрации города Костромы от dd/mm/yy начать отопительный период 2019-2020 годов в жилищном фонде на территории города Костромы определено с dd/mm/yy

С учетом изложенного, применения срока исковой давности, исковые требования Ферапонтова В.Н. об обязании произвести перерасчет платы за услугу «отопление» подлежат частичному удовлетворению, и на ПАО «ТГК-2» подлежит возложению обязанность произвести Ферапонтову В.Н. по лицевому счету перерасчет платы за услугу «отопление» за период с февраля 2019 г. по сентябрь 2019 г. по факту выявленной врезки теплового узла с учетом площади жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме по адресу: ....

Размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, согласно пунктам 42(1) и 43 Правил определяется по формуле 3:

где:

Vi - объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящийся на i-е помещение (жилое или нежилое) в многоквартирном доме и определенный по формуле 3(6);

Si - общая площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме;

Vд - объем (количество) потребленной за расчетный период в многоквартирном доме тепловой энергии, определенный при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, а при оплате равномерно в течение календарного года - исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление в многоквартирном доме по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии за предыдущий год;

Sоб - общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме;

TТ - тариф (цена) на тепловую энергию, установленный (определенная) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

ПАО «ТГК-2» в материалы дела представлены расчеты перерасчета платы по услуге «отопление» собственникам спорного МКД в связи с выявленным фактом незаконной врезки теплового узла, представлены отчеты о распределении ОДПУ, о показаниях прибора учета, расчет начислений платы коммунальной услуги по отоплению собственникам нежилых помещений ИП Рудько В.С. и АО «Корпорация» за период с августа 2019 г. по январь 2020 г., ИП Савинова Н.В. за период с августа 2019 г. по октябрь 2020 г.

Указанные расчеты с документами судом проверены и признаны правильными, соответствующими нормативному порядку регулирования и выполненными с учетом площадей жилых и нежилых помещений МКД. Каких-либо конкретных обоснованных возражений относительно произведенного ответчиком перерасчета за услугу истцом в отношении его жилого помещения не представлено.

Также суд отмечает, что каких-либо нарушений в перерасчете платы за услугу в связи с выявленным фактом незаконной врезки не установил и надзорный орган по обращению Разумовой Я.Е. и Ферапонтова В.Н., что подтверждается ответами ГЖИ Костромской области от dd/mm/yy и от dd/mm/yy.

По вопросу наличия горячего водоснабжения в нежилых помещениях МКД в судебном заседании установлено, что в соответствии с актом комиссионного обследования от dd/mm/yy горячее водоснабжение в нежилых помещениях АО «Корпорация» (магазин «Высшая Лига») осуществляется от электрического водонагревателя, врезок в систему горячего водоснабжения МКД не выявлено. Горячее водоснабжение в нежилых помещениях ИП Савинова Н.В. осуществляется от системы горячего водоснабжения жилого. Договор теплоснабжения по поставке тепловой энергии на горячее водоснабжения заключен между ПАО «ТГК-2» и Савиновым Н.В., начисления платы за услугу горячее водоснабжение осуществляются на основании показаний индивидуального прибора учета горячего водоснабжения.

В этой связи оснований для признания произведенного перерасчета в связи с выявленным фактом незаконной врезки в тепловой узел дома недействительным у суда не имеется.

Пунктом 67 Правил № 354 предусмотрено, что плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья или кооператива (при предоставлении коммунальных услуг товариществом или кооперативом) не установлен иной срок представления платежных документов.

Содержание платежного документа приведено в п. 69 Правил № 354.

Выставленные Ферапонтову В.Н. платежные документы по услуге теплоснабжения соответствуют требованиям, установленным в Правилах № 354.

Правилами № 354 не предусмотрено согласование объемов и сумм перерасчетов по коммунальным услугам с собственниками помещений МКД. Все методики расчета платы за коммунальные услуги изложены в указанных Правилах и не требуют отдельного отражения в платежных документах.

Кроме того, предоставление платежных документов за прошлое время, действующим законодательством не предусмотрено.

В этой связи исковые требования о признании недействительными платежных документов за спорные периоды и об обязании направить платежные документы с отражением поэтапного (помесячного) перерасчета не обоснованы и не подлежат удовлетворению.

Также в судебном заседании установлено, что потребителям, проживающим в многоквартирном ... предоставляется коммунальная услуга горячее водоснабжение с использованием водоподогревателя, входящего в состав общего имущества. Поскольку приготовление горячей воды в доме осуществляется с помощью индивидуального теплового пункта, исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению является ООО «Управляющая компания ЖКХ № l».

dd/mm/yy ООО «УК ЖКХ » в адрес ПАО «ТГК-2» направлена информация по размеру применяемого норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в многоквартирных домах, в том числе в доме по ... в размере 0,06496 Гкал. на 1 куб.м.

Данный норматив согласно постановлению департамента топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области от dd/mm/yy-НП соответствует нормативу расхода тепловой энергии для системы горячего водоснабжения без наружной сети горячего водоснабжения с неизолированными стояками с полотенцесушителями.

Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела установлено, что в спорном МКД функционирует система горячего водоснабжения без наружной сети горячего водоснабжения с неизолированными стояками без полотенцесушителей, то есть полотенцесушители работают от общедомовой системы отопления, что подтверждается актом обследования от dd/mm/yy, выполненным ООО «УК ЖКХ » по поручению суда (Т. 1 л.д. 165-166).

Для такой системы отопления названным постановлением департамента топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области норматив предусмотрен в размере 0,05997 Гкал. на 1 куб.м.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что плата за услугу «ГВС (подогрев)» истцу начислялась с нарушением действующего порядка.

С учетом срока исковой давности плата за данную услугу подлежит перерасчету истцу за период с февраля 2019 г. по сентябрь 2022 г., исходя из норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в многоквартирных и жилых домах на территории Костромской области, утвержденного постановлением департамента топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области от dd/mm/yy-НП, в размере 0,05997 Гкал. на 1 куб.м.

Согласно ч. 6 ст. 157.2 Жилищного кодекса РФ договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами между собственником помещения в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами заключаются на неопределенный срок в соответствии с типовыми договорами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Заключение договора в письменной форме не требуется.

Тепловая энергия для приготовления горячей воды, в том числе на общедомовые нужды, приобретается управляющей компанией в рамках договора теплоснабжения, при наличии которого заключение дополнительных договоров не требуется.

С учетом приведенных норм, установленных по делу обстоятельств в части взаимоотношений между собственниками помещений спорного МКД, ПАО «ТГК-2» и ООО «УК ЖКХ № 1» по оказанию услуги по теплоснабжению дома, суд приходит к выводу о том, что действующее законодательство не содержит обязательного к исполнению предписания о необходимости заключения трехстороннего публичного договора на теплоснабжение. При таких обстоятельствах, в удовлетворении исковых требований в этой части также должно быть отказано.

Отношения, одной из сторон которых выступает гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних, бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а другой - организация либо индивидуальный предприниматель (изготовитель, исполнитель, продавец, импортер), осуществляющие продажу товаров, выполнение работ, оказание услуг, являются отношениями, регулируемыми Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон о защите прав потребителей), другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с преамбулой Закона о защите прав потребителей исполнитель - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.

Согласно ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения уполномоченной организацией прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

По смыслу приведенной нормы Закона моральный вред компенсируется потребителю в случае установления самого факта нарушения его прав.

Поскольку судом установлено нарушение прав истца как потребителя со стороны ответчиков, то с ответчиков в пользу Ферапонтова В.Н. подлежит взысканию компенсация морального вреда.

Требование истца о взыскании с ответчиков компенсации морального вреда в размере 200 000 руб. в равных долях, то есть по 100 000 руб. с каждого, суд считает завышенным, не соответствующим фактическим обстоятельствам дела и характеру и степени нравственных страданий, причиненных истцу.

При определении размера компенсации морального вреда суд принимает во внимание конкретные обстоятельства дела, характер нравственных страданий, причиненных истцу, который из-за ненадлежащего исполнения ответчиками принятых на себя обязательств испытывал определенные неудобства, в связи с нарушением своих прав вынужден был обратиться в суд, а также с учетом требований разумности и справедливости (ст.ст. 151, 1101 ГК РФ) считает необходимым определить размер компенсации морального вреда, причиненного истцу, в сумме по 4 000 руб. с каждого ответчика, во взыскании остальной суммы должно быть отказано.

Согласно п. 6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

С учетом указанной нормы размер штрафа составит по 2 000 руб. (4 000* 50%) с каждого ответчика.

В соответствии с требованиями ст. 103 ГПК РФ и ст. 333.19 НК РФ с ответчиков подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец в силу требований закона при подаче иска был освобожден.

Руководствуясь ст.ст. 194, 198, 199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Ферапонтова В. Н. к ПАО «Территориальная генерирующая компания № 2», ООО «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства № 1» удовлетворить частично.

Обязать ПАО «Территориальная генерирующая компания № 2» (ИНН ) произвести Ферапонтову В. Н. (<данные изъяты>) по лицевому счету перерасчет платы за услугу «отопление» за период с февраля 2019 г. по сентябрь 2019 г. по факту выявленной врезки теплового узла с учетом площади жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме по адресу: ....

Обязать ПАО «Территориальная генерирующая компания № 2» (ИНН ) произвести Ферапонтову В. Н. (<данные изъяты>) по лицевому счету перерасчет платы за услугу «ГВС (подогрев)» за период с февраля 2019 г. по сентябрь 2022 г., исходя из норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в многоквартирных и жилых домах на территории ..., утвержденного постановлением департамента топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства ... от dd/mm/yy-НП, в размере 0,05997 Гкал. на 1 куб.м.

Взыскать с ПАО «Территориальная генерирующая компания № 2» (ИНН ) в пользу Ферапонтова В. Н. (<данные изъяты>) компенсацию морального вреда в размере 4 000 руб., штраф в сумме 2 000 руб., а всего взыскать 6 000 руб. (шесть тысяч руб.).

Взыскать с ООО «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства № 1» (ИНН ) в пользу Ферапонтова В. Н. (<данные изъяты>) компенсацию морального вреда в размере 4 000 руб., штраф в сумме 2 000 руб., а всего взыскать 6 000 руб. (шесть тысяч руб.).

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Взыскать с ПАО «Территориальная генерирующая компания № 2» (ИНН ) в доход бюджета муниципального образования городской округ город Кострома государственную пошлину в размере 600 руб. (шестьсот руб.).

Взыскать с ООО «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства № 1» (ИНН ) в доход бюджета муниципального образования городской округ город Кострома государственную пошлину в размере 300 руб. (триста руб.).

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Костромской областной суд через Ленинский районный суд г. Костромы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Ю.П. Королева

Мотивированное решение суда изготовлено 5 октября 2022 года