Гражданское дело №
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 апреля 2019 года <адрес>
Октябрьский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Шутилина В.Ю.,
с участием помощника прокурора <адрес>ФИО2,
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес>, действующего в интересах субъекта Российской Федерации к ФИО1 о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> обратился в суд в интересах субъекта Российской Федерации к ФИО1 о взыскании в бюджет <адрес> денежных средств в размере 600000 рублей.
В обосновании исковых требований указал, что Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении государственной программы <адрес> «Экономическое развитие и инновационная экономика» была утверждена указанная государственная программа на 2014 - 2020 г.г. (в ред. постановлений администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№). Данной Программой была предусмотрена реализация соответствующих мероприятий в рамках нескольких государственных подпрограмм, в том числе подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства».
В период с августа 2016г. по ДД.ММ.ГГГГ подпрограмма «Развитие малого и среднего предпринимательства» на 2014-2020 годы действовала в редакции постановления администрации <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ. Ответственным исполнителем подпрограммы являлось управление экономической политики администрации области, а соисполнителем - управление по развитию промышленности и предпринимательства области.
В соответствии с подразделом 4.3 Подпрограммы «Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства» предусматривала выделение субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим деятельность, направленную на решение социальных проблем, при условии обеспечения ими занятости инвалидов, граждан пожилого возраста, лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, женщин, имеющих детей в возрасте до 7 (семи) лет, при условии, что среднесписочная численность указанных категорий граждан, среди их работников составляет не менее 50%, а доля в фонде оплаты труда - не менее 25%.
В соответствии с ГК РФ, Бюджетным кодексом РФ, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ», постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении государственной программы <адрес> «Экономическое развитие и инновационная экономика» на 2014-2020г.г. (в ред. постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№), постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ был утвержден Порядок предоставления субсидий субъектам социального предпринимательства (далее - Порядок) (в ред. постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№).
Согласно разделу 1 Порядка субсидирование части указанных затрат субъектов малого и среднего предпринимательства осуществлялось на безвозмездной и безвозвратной основе за счет средств бюджета <адрес>, в том числе за счет средств бюджета, поступивших из федерального бюджета, предусмотренных в сводной бюджетной росписи бюджета <адрес> Управлению, на которое были возложены функции главного распорядителя средств бюджета <адрес> по субсидированию и организатора отбора субъектов социального предпринимательства.
Основной целью субсидирования, согласно абзацу 2 пункта 1.3 Раздела 1 Порядка, являлась финансовая поддержка субъектов социального предпринимательства при выполнении ими такого условия, как обеспечение занятости инвалидов, граждан пожилого возраста, лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, женщин, имеющих детей в возрасте до 7 (семи) лет, при условии, что среднесписочная численность указанных категорий граждан среди их работников составляет не менее 50%, а доля в фонде оплаты труда - не менее 25%.
Согласно пункту 2.1 Раздела 2 Порядка в качестве условий субсидирования для субъектов социального предпринимательства было предусмотрено, в том числе, предоставление бизнес-проекта и принятие на себя обязательства по обеспечению прироста среднесписочной численности работников в период его реализации.
В соответствии с Разделом 5 Порядка, субъекты социального предпринимательства, претендующие на участие в отборе (далее - Претенденты) обязаны были представить организатору отбора, в том числе, заявку по форме согласно приложению № к Порядку, сведения о численности и заработной плате работников за истекший квартал текущего года, копию расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за истекший квартал текущего года, утвержденные Претендентом бизнес-проект и смету расходов, необходимых для реализации бизнес-проекта за счет бюджетных средств с подробной расшифровкой всех статей затрат.
Претенденты, обеспечивающие занятость граждан пожилого возраста, женщин, имеющих детей в возрасте до 7 (семи) лет, в зависимости от категории работников дополнительно представляли: копии трудовых договоров с вышеуказанными категориями работников, копии свидетельств о рождении ребенка, копии паспортов (для граждан пожилого возраста).
Кроме того, согласно пункту 5.2 Порядка в число документов, прилагаемых к Заявке, входили: - справка налогового органа об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах, подтверждающая отсутствие задолженности;- справка о состоянии расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам Пенсионного фонда РФ, подтверждающая отсутствие задолженности по их уплате на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в ПФР, и страховых взносов, пеней и штрафов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых: в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; - справка о состоянии расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам Фонда социального страхования РФ, подтверждающая отсутствие задолженности по их уплате на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в ФСС РФ.
В соответствии с пунктом 6.2 Порядка претендент признавался победителем отбора в случае, если им было набрано не менее 185 баллов. При этом согласно пункту 6.1.2 Порядка предусмотрены критерии оценки заявок при отборе Претендентов, в соответствии с которыми максимальным количеством баллов (100) оценивалось наличие в штате Претендента социально незащищенных групп граждан, в том числе граждан пожилого возраста, женщин, имеющих детей в возрасте до 7 (семи) лет, если среднесписочная численность этой категории граждан среди остальных работников составляла свыше 50%, а доля в фонде оплаты труда - свыше 25%.
Согласно пункту 6.1.3 Порядка также максимальным количеством баллов (100) оценивалось, если предполагаемый размер среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников Претендента в период реализации бизнес-проекта составлял свыше 20000 руб.
ДД.ММ.ГГГГФИО8 - генеральный директор и единственный учредитель ООО «ИТ-Технологии», имеющий право действовать и представлять интересы общества без доверенности, самостоятельно подготовил от своего имени в установленной форме заявку ООО «ИТ-Технологии» на участие в отборе субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих социально ориентированную деятельность, с просьбой субсидирования части затрат, предусмотренных бизнес-проектом, в размере 600000 рублей, и прилагаемые к ней необходимые для получения субсидий. Документы, в том числе бизнес-план с приложением сметы расходов, необходимых для реализации бизнес-проекта, за счет бюджетных средств, согласно которой предполагалось на приобретение основных средств (компьютеров, мониторов, планшетов, периферийного оборудования, офисного кресла) потратить 251400 руб., на арендные платежи за арендуемые помещения - 48600 руб., на расходы по оплате труда работников, относящихся к социально незащищенным группам граждан - 300000 рублей, копию расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования ООО «ИТ-Технологии» за 1 полугодие 2016 от ДД.ММ.ГГГГ с нулевыми показателями, копию трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ с дополнительным соглашением № к нему, согласно которому ООО «ИТ-Технологии» в лице генерального директора ФИО1 приняло ФИО4 на работу в должности инженер-программист с должностным окла<адрес> рублей, с неполным рабочим днем, копию приказа №а без даты генерального директора ООО «ИТ-Технологии» ФИО1 об установлении программисту ФИО4 с 01.08.2016г. неполного рабочего дня, соответствующего 0,5 ставки.
В указанные документы ФИО8 внес заведомо ложные и недостоверные сведения, в подтверждение своих намерений, о том, что Общество соответствует условиям субсидирования и планирует их выполнять в дальнейшем. Так в заявке на участие в отборе - в графах «предполагаемая среднесписочная численность работников в период реализации бизнес-проекта (с поквартальной разбивкой)» за 9 месяцев 2016г. указал 0,11 человека, что соответствовало одному работнику на 0,5 ставки, за 12 месяцев 2016г. - 0.33 человека, что соответствовало бы двум работникам на 0,5 ставки, за 1, 2, 3. 4 кварталы 2017г. - 1 человек, что соответствовало бы двум работникам на 0,5 ставки; в графе «предполагаемая среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников Претендента в период реализации бизнес- проекта (с поквартальной разбивкой)» за 9, 12 месяцев 2016г., за 1, 2, 3, 4 кварталы 2017г. - 25000 рублей.
В оригиналы трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ с ФИО4 дополнительного соглашения № к этому же договору, с которых были изготовлены копии, приложенные к заявке, ФИО8 самостоятельно внес весь рукописный текст, касающийся условий приема на работу, и расписался от имени ФИО4
Таким образом, указанные в заявке ложные сведения создали видимость того, что ООО «ИТ-Технологии» является субъектом малого и среднего предпринимательства, осуществляющим социально ориентированную деятельность, и соответствует условиям субсидирования.
31.08.2016г. ФИО8, представил в Управление по развитию промышленности и предпринимательства <адрес>, расположенное по адресу: <адрес>, заявку на участие в отборе, а также необходимые для получения субсидий документы, в том числе и вышеуказанные документы, содержащие заведомо ложные и недостоверные сведения. При этом, согласно пункта 5 поданной заявки, ФИО8 гарантировал достоверность предоставленных в заявке сведений и прилагаемых к ней документах.
По итогам рассмотрения поступивших от ООО «ИТ-Технологии» заявки и прилагаемых к ней документов, 04.10.2016г. на заседании комиссии по отбору субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих социально монтированную деятельность, работавшей на базе Управления по развитию промышленности и предпринимательства <адрес>, уполномоченные члены которой были введены в заблуждение относительно достоверности информации, предоставленной этой коммерческой организацией, согласно протоколу №-соц от ДД.ММ.ГГГГ, было принято решение признать победителем отбора ООО «ИТ-Технологии» и произвести данному Обществу субсидирование расходов, предусмотренных бизнес-планом «Реализация предпринимательской деятельности в сфере IT-технологий и создание рабочих мест для социально незащищенных групп граждан» в размере 600000 рублей.
15.11.2016г. между Управлением по развитию промышленности и предпринимательства <адрес> в лице начальника ФИО5 и ООО «ИТ-Технологии» в лице генерального директора ФИО1 заключен договор №-соц о субсидировании части затрат в сумме 600000 рублей.
16.11.2016г. указанные денежные средства были перечислены на расчетный счет ООО «ИТ-Технологии» №, открытый в филиале № Банк ВТБ 24 (ПАО).
Согласно пункта 3.1 заключенного Договора, генеральный директор ООО «ИТ-Технологии», помимо прочего, в период реализации бизнес-проекта обязался поддерживать среднесписочную численность своих работников на уровне не менее: 2016 г. - 0,33 человек; 1 квартал 2017 г. - 1 человек; 1 полугодие 2017 г. - 1 человек; 9 месяцев 2017 г. - 1 человек; 12 месяцев 2017 г. - 1 человек, обеспечивать выплату среднемесячной номинальной начисленной заработной платы в размере не менее 25000 рублей в 2016 г., в 1, 2, 3 и 4 кварталах 2017г., в срок до 15 числа месяца, следующего за окончанием отчетного квартала, представлять в Управление отчет о финансировании бизнес-проекта за счет бюджетных средств, в срок до 15 числа месяца, следующего за окончанием отчетного квартала, представлять в Управление сведения о численности и заработной плате работников за истекший квартал текущего года, в срок до 25 января года, следующего за отчетным годом, представлять в Управление копию сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год.
Таким образом, генеральный директор ООО «ИТ-Технологии» ФИО8, путем предоставления заведомо ложных и недостоверных сведений, в нарушение указанных выше требований Подпрограммы, Порядка и договора, совершил хищение денежных средств федерального бюджета в общей сумме 600000 рублей, которыми распорядился по своему усмотрению. В результате его преступных действий Управлению, как главному распорядителю средств бюджета <адрес> по субсидированию, был причинен имущественный вред на указанную сумму, что является крупным размером.
Приговором Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ по делу №ФИО8 признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 159 УК РФ.
Данное преступление в соответствии с п. 3.6 Перечня статей УК РФ, используемых при формировании статистической отчетности, введенного в действие Указанием Генеральной прокуратуры РФ и МВД России от ДД.ММ.ГГГГ№ относится к преступлениям коррупционной направленности.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» предусматривает, что коррупция - это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.
В соответствии с пунктом ДД.ММ.ГГГГ Договора о субсидировании части затрат №-соц от 15.11.2016г., расходование средств субсидии Общество обязано производить в строгом соответствии со сметой расходов, необходимых для реализации бизнес-проекта. В случае неисполнения обязательств по указанному Договору, Управление по развитию промышленности и предпринимательства <адрес> обязано было потребовать возврата в областной бюджет предоставленной субсидии.
Справкой № от ДД.ММ.ГГГГ по результатам экономического исследования документов в отношении ООО «ИТ-Технологии», установлено, что обществом неправомерно получена субсидия в сумме 600 000 рублей.
Учитывая, что ФИО8 не исполнил надлежащим образом условия договора, в соответствии с п.3.1.5 договора, он обязан вернуть полученную субсидию в размере 600 000 рублей в бюджет области, в связи с чем прокуратура <адрес>, действующая в интересах субъекта Российской Федерации обратилась с данным иском в суд.
Представитель истца помощник прокурора <адрес>ФИО2 в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме и по основаниям, изложенным в заявлении.
Ответчик ФИО8 в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенным о времени, месте и дате его проведения, сведений об уважительности причин не явки, возражений на иск, суду не представил, в связи с чем, в соответствии со ст. 233 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в порядке заочного судопроизводства.
Представитель третьего лица «ИТ-Технологии» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом, причина неявки суду неизвестна.
Представитель Управления по развитию промышленности и торговли <адрес>ФИО6 в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства по делу, суд считает необходимым заявленные исковые требования удовлетворить.
В соответствии со ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Статья 1068 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.
Судом установлено, что Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении государственной программы <адрес> «Экономическое развитие и инновационная экономика» была утверждена указанная государственная программа на 2014 - 2020 г.г. (в ред. постановлений администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№). Данной Программой была предусмотрена реализация соответствующих мероприятий в рамках нескольких государственных подпрограмм, в том числе подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства».
ДД.ММ.ГГГГФИО8 - генеральный директор и единственный учредитель ООО «ИТ-Технологии», имеющий право действовать и представлять интересы общества без доверенности, самостоятельно подготовил от своего имени в установленной форме заявку ООО «ИТ-Технологии» на участие в отборе субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих социально ориентированную деятельность, с просьбой субсидирования части затрат, предусмотренных бизнес-проектом, в размере 600000 рублей.
По итогам рассмотрения поступившей от ООО «ИТ-Технологии» заявки и прилагаемых к ней документов, 04.10.2016г., согласно протоколу №-соц было принято решение признать победителем отбора ООО «ИТ-Технологии» и произвести данному Обществу субсидирование расходов, предусмотренных бизнес-планом «Реализация предпринимательской деятельности в сфере IT-технологий и создание рабочих мест для социально незащищенных групп граждан» в размере 600000 рублей.
15.11.2016г. между Управлением по развитию промышленности и предпринимательства <адрес> в лице начальника ФИО5 и ООО «ИТ-Технологии» в лице генерального директора ФИО1 заключен договор №-соц о субсидировании части затрат в сумме 600000 рублей.
16.11.2016г. указанные денежные средства были перечислены на расчетный счет ООО «ИТ-Технологии» №, открытый в филиале № Банк ВТБ 24 (ПАО).
В связи с тем, что ФИО8, путем предоставления заведомо ложных и недостоверных сведений, в нарушение требований подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства», порядка предоставления субсидий субъектам социального предпринимательства и договора №-соц от 15.11.2016г., совершил хищение денежных средств федерального бюджета в общей сумме 600000 рублей, которыми распорядился по своему усмотрению. В результате чего Управлению, как главному распорядителю средств бюджета <адрес> по субсидированию, был причинен имущественный вред на указанную сумму, что является крупным размером.
Приговором Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ по делу №ФИО8 признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 159 УК РФ.
Данное преступление в соответствии с п. 3.6 Перечня статей УК РФ, используемых при формировании статистической отчетности, введенного в действие Указанием Генеральной прокуратуры РФ и МВД России от ДД.ММ.ГГГГ№ относится к преступлениям коррупционной направленности.
В соответствии с пунктом ДД.ММ.ГГГГ Договора о субсидировании части затрат №-соц от 15.11.2016г., расходование средств субсидии ООО «ИТ-Технологии» обязано производить в строгом соответствии со сметой расходов, необходимых для реализации бизнес-проекта. В случае неисполнения обязательств по указанному Договору, Управление по развитию промышленности и предпринимательства <адрес> обязано было потребовать возврата в областной бюджет предоставленной субсидии.
Справкой № от ДД.ММ.ГГГГ по результатам экономического исследования документов в отношении ООО «ИТ-Технологии», установлено, что обществом неправомерно получена субсидия в сумме 600 000 рублей.
Учитывая изложенное, суд считает необходимым взыскать с ФИО1 в пользу бюджета субъекта Российской Федерации денежные средства в размере 600000 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194-198, 233-235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора <адрес> удовлетворить.
Взыскать с ФИО1 в бюджет субъекта Российской Федерации – <адрес> денежные средства в размере 600000 рублей.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тамбовский областной суд в течение месяца по истечению срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья В.Ю. Шутилин