ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1378/20 от 07.08.2020 Абинского районного суда (Краснодарский край)

Дело № 2-1378/2020

УИД 23RS0001-01-2020-002006-16

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Абинск 07 августа 2020 г.

Абинский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего Хомченковой О.И.,

при секретаре Земцовой Е.А.,

с участием представителя истца ФИО1,

представителя ответчика – администрации

Абинского городского поселения ФИО2,

представителя третьего лица – администрации муниципального образования Абинский район ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО4 к администрации Абинского городского поселения о признании земельного участка, предоставленного в аренду по договору от 30.12.2010 г. непригодным для строительства и возложении обязанности по замене земельного участка равноценным,

у с т а н о в и л:

ФИО4 обратилась в Абинский районный суд Краснодарского края с иском к администрации Абинского городского поселения, в котором просит признать земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес> непригодным для строительства индивидуального жилого дома; обязать администрацию Абинского городского поселения заменить вышеуказанный земельный участок на равноценный.

Свои требования мотивировала тем, что 30.12.2010 г. между ней и администрацией Абинского городского поселения заключен договор аренды земельного участка площадью 753 кв.м. с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>. Срок действия договора до 22.12.2020г. Постановлением администрации Абинского городского поселения № 1717 от 05.12.2014 г. утвержден градостроительный план земельного участка, расположенного в <адрес>. Разрешение на строительство индивидуального жилого дома на вышеуказанном земельном участке ей не выдавалось. В 2014 г. она обратилась в ООО «РН-Краснодарнефтегаз» с заявлением о согласовании строительства жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. Согласно сообщению ООО «РН-Краснодарнефтегаз» от 15.09.2014 г. ей отказано в согласовании строительства жилого дома по вышеуказанному адресу, в связи с тем, что земельный участок находится в охранной зоне действующего нефтепровода «РП Новоукраинской – УПСН Бугундырь». Аналогичный ответ получен от ООО «РН-Краснодарнефтегаз» 05.03.2020 г. Из уведомления администрации Абинского городского поселения от 14.02.2020 г. так же следует, что размещение объекта ИЖС или садового домика на земельном участке с кадастровым номером недопустимо, ввиду его нахождения в охранной зоне действующего нефтепровода «РП Новоукраинской – УПСН Бугундырь». Таким образом, полагает, что администрация Абинского городского поселения в нарушение п.п. «а» п. 4.1.5 договора аренды от 30.12.2010 г. создает ей препятствие в использовании земельного участка, расположенного в <адрес>, поскольку изначально предоставлен непригодный для строительства индивидуального жилого дома земельный участок.

Представитель истца ФИО4 – ФИО1 в судебном заседании настаивал на исковых требованиях в полном объеме.

Представитель ответчика – администрации Абинского городского поселения ФИО2 в судебном заседании возражала против исковых требований, просила отказать. Пояснила, что между администрацией МО Абинский район и истцом заключен договор аренды земельного участка от 30.12.2010 г. Согласно пунктам 2 и 3 ст.3.3 ФЗ от 25.10.2001 г. №137-ФЗ распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления с 1 марта 2015 г. в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения. Правила землепользования и застройки Абинского городского поселения утверждены решением Совета Абинского городского поселения от 25.10.2012 г. №353-с. Администрация Абинского городского поселения является самостоятельным юридическим лицом и не является правопреемником администрации МО Абинский район, а, значит, не несет обязанности за предоставленные земельные участки ранее. Подпунктом 4 пункта 2 постановления администрации МО Абинский район о предоставлении ФИО4 земельного участка в <адрес> и пунктом 4.3.12 договора аренды земельного участка установлена обязанность арендатора получить в течение трех месяцев, после регистрации указанного договора аренды и переноса нефтепровода разрешение на строительство. Постановлением администрации Абинского городского поселения от 05.12.2014 г. №1717 утвержден градостроительный план земельного участка. В котором указано о параметрах разрешенного строительства, что к строительству объекта капитального строительства приступить после вынесения с земельного участка нефтепровода. Градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка. Таким образом носит рекомендательных характер с установлением всех ограничений. За получением уведомления о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства истец обратился в администрацию Абинского городского поселения 10.02.2020 г., а договор аренды спорного земельного участка заключен в 2010 г. Истцу было выдано уведомление от 14.02.2020 г. о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке в связи с его нахождением в охранной зоне нефтепровода «РП Новоукраинский – РП Бугундырь» ДУ – 159 мм. На основании писем ООО «РН-Краснодарнефтегаз» от 2014 г., 2020 г. следует, что спорный земельный участок находится в охранной зоне действующего нефтепровода «РП Новоукраинский –УПСП Бугундырь». Застройка земельного участка запрещена, в связи с чем законных оснований для выдачи разрешения на строительство индивидуального жилищного строительства по <адрес> администрация Абинского городского поселения не имеет. В соответствии с действующим законодательством органы местного самоуправления не наделены полномочиями по замене земельных участков. Пунктом 8.2 вышеуказанного договора предусмотрено право арендатора на его досрочное расторжение. До настоящего времени с предложением о расторжении договора аренды земельного участка от 30.12.2010 г. в администрацию Абинского городского поселения истец не обращалась, договор является действующим и запись государственной регистрации договора аренды не прекращена.

Представитель третьего лица - администрации МО Абинский район, ФИО3 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему выводу.

Согласно ч. 1,4 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается.

Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).

В силу ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Постановлением администрации МО Абинский район №1378 от 23.12.2010 г. ФИО4 предоставлен в аренду земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>. В постановлении указано о получении в администрации Абинского городского поселения разрешения на строительство в течение трех месяцев после переноса нефтепровода.

Из материалов дела следует, что 30.12.2010 г. между администрацией муниципального образования Абинский район и ФИО4 заключен договор аренды земельного участка для индивидуального жилищного строительства с кадастровым номером общей площадью 753 кв.м., расположенный в <адрес>. Вид разрешенного использования – индивидуальные и малоэтажные жилые дома.

Срок действия указанного договора – 22.12.2020 г. (п. 7.2).

Согласно пунктам 2 и 3 статьи 3.3. ФЗ от 25.10.2001 г. №137-ФЗ «О введение в действие Земельного кодекса РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления с 1 марта 2015 г. в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения.

Правила землепользования и застройки Абинского городского поселения утверждены решением Совета Абинского городского поселения от 25.10.2012 г. №353-с (в редакции решения Совета Абинского городского поселения от 24.10.2019 г. №20-с).

Администрация Абинского городского поселения является самостоятельным юридическим лицом и не является правопреемником администрации муниципального образования Абинский район.

В соответствии с п. 4.3.12 договора арендатор обязался получить в течение трех месяцев, после регистрации договора аренды земельного участка Абинским отделом управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю и переноса нефтепровода, в администрации поселения разрешение на строительство.

05.12.2014 г. на основании постановления администрации Абинского городского поселения № 1717 утвержден градостроительный план земельного участка с кадастровым номером , расположенный в <адрес> с видом разрешенного использования «индивидуальные и малоэтажные жилые дома».

В соответствии с п. 2.2.4 градостроительного плана, земельный участок находится в охранной зоне нефтепровода. К строительству объектов капитального строительства приступать после вынесения с земельного участка нефтепровода.

Таким образом, ФИО4 при заключении договора аренды и после утверждения градостроительного плана было известно, что через предоставленный ей земельный участок проходит нефтепровод и строительство индивидуального жилого дома, возможно, только после его вынесения.

В 2014 г. ФИО4 обратилась в ООО «РН-Краснодарнефтегаз» с заявлением о согласовании строительства жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.

Согласно ответу ООО «РН-Краснодарнефтегаз» от 15.09.2014 г. ФИО4 сообщено, что на земельном участке, расположенном в <адрес> находится действующий нефтепровод «РП Новоукраинской – УПСН Бугундырь» ДУ-159 мм, в связи с чем, земельный участок находится в охранной зоне трубопровода, где строительство жилого дома невозможно.

Аналогичный ответ ООО «РН-Краснодарнефтегаз» предоставлен истцу 05.03.2020 г.

Вступившим в силу 4 августа 2018 года Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 340-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" изменен разрешительный порядок строительства индивидуального жилого дома на уведомительную процедуру.

При этом в соответствии со статьей 51.1 ГрК РФ в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (ч. 1); которое подлежит проверке на соответствие установленным параметрам и допустимость размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке (ч. 10).

Установлено, что с момента заключения договора аренды и до внесения изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации ФИО4 разрешение на строительство индивидуального жилого дома не выдавалось.

10.02.2020 г. ФИО4 обратилась в администрацию Абинского городского поселения с уведомлением о планируемом строительстве объекта ИЖС на земельном участке в <адрес>.

14.02.2020 г. администрацией Абинского городского поселения ФИО4 выдано уведомление о недопустимости размещения объекта ИЖС на испрашиваемом земельном участке, поскольку данный участок находится в охранной зоне нефтепровода «РП Новоукраинской – УПСН Бугундырь» ДУ-159 мм.

Согласно ст. 56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным Земельного кодекса Российской Федерации, федеральными законами, при этом могут устанавливаться такие ограничения прав на землю, как особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах.

Согласно ст. 28 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" на земельных участках, отнесенных к землям транспорта, устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования таких земельных участков. Границы охранных зон объектов системы газоснабжения определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов.

В соответствии с п. п. 4.1 и 4.4 Правил охраны магистральных газопроводов, утв. Постановлением Гостехнадзора Российской Федерации от 24.04.1992 N 9, для исключения возможности повреждения трубопроводов устанавливаются охранные зоны вдоль трасс трубопроводов, транспортирующих нефть, природный газ, нефтепродукты, нефтяной и искусственный углеводородные газы, - в виде участка земли, ограниченного условными линиями, проходящими в 25 метрах от оси трубопровода с каждой стороны.

Земельные участки, входящие в охранные зоны трубопроводов, не изымаются у землепользователей и используются ими для проведения сельскохозяйственных и иных работ с обязательным соблюдением требований безопасности (п. 4.2 Правил охраны магистральных трубопроводов, утв. Постановлением Госгортехнадзора РФ от 22.04.1992 N 9).

В соответствии с п. 4.3 Правил охраны магистральных трубопроводов в охранных зонах трубопроводов запрещается производить всякого рода действия, могущие нарушить нормальную эксплуатацию трубопроводов либо привести к их повреждению.

Кроме того, в соответствии с п. п. 5.1, 5.2 Правил охраны магистральных трубопроводов любые работы и действия, производимые в охранных зонах трубопроводов, кроме ремонтно-восстановительных и сельскохозяйственных работ, могут выполняться только по получению разрешения на производство работ в охранной зоне магистрального трубопровода от предприятия трубопроводного транспорта.

В соответствии с разъяснениями Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (письмо от 10.08.2012 исх. N 11-23/12463 "Об охранных зонах магистральных трубопроводов"), Правила применяются для обеспечения сохранности, создания нормальных условий эксплуатации и предотвращения несчастных случаев на магистральных трубопроводах, транспортирующих нефть, природный газ, нефтепродукты, нефтяной и искусственный углеводородные газы, сжиженные углеводородные газы, нестабильный бензин и конденсат.

Таким образом, возведение строений на земельных участках, на которых наложено обременение в виде охранной зоны, должно осуществляться с соблюдением установленных охранных зон.

Учитывая то, что ФИО4 при заключении договора аренды от 30.12.2010 г. было известно, что через предоставленный ей земельный участок проходит нефтепровод, то она не вправе требовать замену предоставленного земельного участка равноценным, поскольку должна была понимать риск возникновения неблагоприятных последствий.

Согласно пункту 8.2. договора аренды арендатор вправе обратиться за его досрочным расторжением.

Истец в администрацию с предложением о расторжении договора аренды земельного участка от 30.12.2010 г. не обращалась.

Отношения по предоставлению земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентированы главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно статье 39.2 которой предоставление таких земельных участков осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.

В Федеральном законе №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления не наделены полномочиями по замене земельных участков.

В соответствии с п.1 ст.39.6 Земельного кодекса РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности заключается на торгах, проводимых в форме аукциона.

Истец не лишена права обратиться в администрацию в общем порядке для получения земельного участка для индивидуального жилищного строительства.

Анализируя вышеизложенное, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска ФИО4 о признании земельного участка, предоставленного в аренду по договору от 30.12.2010 г. непригодным для строительства и возложении обязанности по замене земельного участка равноценным.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

В удовлетворении иска ФИО4 к администрации Абинского городского поселения о признании земельного участка, предоставленного в аренду по договору от 30.12.2010 г. непригодным для строительства и возложении обязанности по замене земельного участка равноценным, - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Абинский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 12.08.2020 г.

Председательствующий О.И.Хомченкова