ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1378/2022 от 07.07.2022 Колпинского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело №

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес> 07.07.2022

Колпинский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего Чуба И.А.

при секретаре ФИО2

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> Санкт-Петербурга в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации <адрес> Санкт-Петербурга об обязании совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

<адрес> Санкт-Петербурга обратился в суд иском, в котором просит:

- обязать администрацию <адрес> Санкт-Петербурга в тридцатидневный срок с момент вступления в законную силу решения суда произвести работы по вызову строительного и бытового мусора из внутренних помещений объекта культурного наследия федерального значения «Мастерская модельная и гвоздильная», входящего в состав объекта культурного наследия федерального значения «Заводы Ижорские Адмиралтейские», расположенного по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, Ижорский завод, д. б/н, лит. АВ;

- обязать администрацию <адрес> Санкт-Петербурга в двухсотпятидесятидневный срок с момент вступления в законную силу решения суда произвести работы по сохранению и приспособлению для современного использования объекта культурного наследия федерального значения «Мастерская модельная и гвоздильная», входящего в состав объекта культурного наследия федерального значения «Заводы Ижорские Адмиралтейские», расположенного по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, Ижорский завод, д. б/н, лит. АВ.

В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой района проведена проверка администрации <адрес> Санкт-Петербурга (далее — Администрация) соблюдения законодательства в сфере распоряжения и использования государственной законодательства об охране объектов культурного законодательства, в ходе которой выявлены нарушения, требующие принятия мер к их устранению.

Согласно Постановлению Правительства от 10.07.2001 № нежилые помещения, расположенные по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, Ижорский завод, д. б/н, лит. АВ, являются объектом культурного наследия федерального значения «Мастерская модельная и гвоздильная» (далее — Объект), входящим в состав объекта культурного наследия федерального значения «Заводы Ижорские Адмиралтейские».

Здание объекта построено в 1818 году по проекту инженера ФИО3.

На основании Распоряжения Комитета по управлению городским имуществом от ДД.ММ.ГГГГ №-рк за администрацией закреплены на праве оперативного управления помещения, находящиеся в государственной собственности Санкт-Петербурга и являющиеся имуществом казны Санкт-Петербурга, расположенные по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, Ижорский завод, д. б/н, лит. АВ, пом. 7-Н, 31-Н, 4-Н, 5-Н, 30-Н, 8-Н, 9-Н, 23-Н, 24- Н, 13-Н по 29-Н.

ДД.ММ.ГГГГ Администрацией зарегистрировано право оперативного управления указанными нежилыми помещениями.

На основании изложенного, ДД.ММ.ГГГГ Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (далее - КГИОП) Администрации выдано охранное обязательство от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому Администрация обязана выполнить ремонт помещений Объекта по согласованной с КГИОП документацией в течении 24-х месяцев со дня заключения охранного обязательства, т.е. не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

Работы в установленный КГИОП срок Администрацией выполнены не были, в связи с чем между КГИОП и Администрацией заключено соглашение № от ДД.ММ.ГГГГ об установлении новых сроков выполнения ремонта помещений по согласованной с КГИОП документации в течении 27 месяцев со дня заключения соглашения №, то есть не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

Задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия № получено <адрес> лишь спустя год после заключения Соглашения № - ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому необходимо выполнить комплекс научно- исследовательских, изыскательских, проектных и производственных работ по приспособлению Объекта для современного использования с учетом ранее согласованной проектной документаций от 2011-2012 гг., разработанной ООО «Союзпроф».

В 2017 году Администрацией заключен государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ № с ООО «СвязьСтройСервис» на выполнение работ по корректировке проектной документации 2011-2012 гг., выполненной ранее ООО «Союзпроф», со сроком окончания выполнения работ ДД.ММ.ГГГГ.

Проектно-сметная документация передана ООО «СвязьСтройСервис» <адрес> с нарушением срока, установленного контрактом, а именно ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п. 5.10 Ведомственных строительных норм, утвержденных Приказом Госкомархитектуры от ДД.ММ.ГГГГ №, интервал времени между утверждением проектно-сметной документации и началом ремонтно-строительных работ не должен превышать 2 года.

Таким образом, проектно-сметная документация, разработанная ООО «СвязьСтройСервис» на выполнение работ по корректировке проектной документации, утратила свою актуальность ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем для дальнейшего ее использования необходимо дополнительное финансирование на повторную корректировку с целью ее актуализации в соответствии с действующим законодательством и доведения технического уровня до современных требований.

При формировании в 2018 году дополнительных ассигнований к проекту бюджета для поэтапного выполнения ремонтных работ на 2019-2021гг. средства предусмотрены не были. Бюджетом Санкт-Петербурга на 2021 год и плановые периоды 2022 и 2023 гг. финансирование работ по сохранению Объекта не предусмотрены.

Также, ДД.ММ.ГГГГ Распоряжением КГИОП № утверждены охранные обязательства объекта культурного наследия федерального значения «Мастерская модельная и гвоздильная», включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия «памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - Обязательства).

Согласно п. 17 Обязательств при содержании и использовании <адрес> обязана:

- осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержания его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии;

- не использовать Объект под склады предметов и веществ, загрязняющих интерьер объекта культурного наследия, его фасад;

- не допускать уничтожения или повреждения объекта культурного наследия, а также действий, создающих угрозу уничтожения, повреждения Объекта или причинения ему иного вреда.

- обеспечивать условия, препятствующие уничтожению, повреждению объекта культурного наследия или его территории со стороны третьих лиц, не являющихся собственником Объекта.

<адрес> совместно со специалистом КГИОП проведено обследование Объекта, в ходе которого установлено следующее.

В ходе визуального осмотра Объекта установлено, что фасады объекта, а также его помещения находятся в неудовлетворительном техническом, санитарном и противопожарном состоянии.

На фасадах Объекта имеются многочисленные загрязнения и биопоражения, повреждения штукатурного и окрасочного слоев фасада. Вывалы кирпичной кладки и разрушения карнизов. По фасаду проложены многочисленные линии инженерных сетей. В нарушение предмета охраны установлены металлопластиковые ворота в уровне первого этажа южного ризалита, все окна заменены на металлопластиковые, местами белого цвета, без сохранения исторического рисунка, что изменяет внешний и внутренний архитектурный облик памятника.

Во всех помещениях Объекта происходит отслоение и разрушение окрасочных и штукатурных слоев стен и потолков помещений, вывалы кирпичной кладки стен, происходит разрушение потолочных конструкций, отсутствует напольное покрытие.

В ходе осмотра помещений Объекта установлено, что ранее при проведении ремонтных и реставрационных работ по сохранению и приспособлению для современного использования объекта культурного наследия федерального значения «Контора заводская», также находящегося на праве оперативного управления Администрации, в нарушение требований санитарно-эпидемиологического законодательства, требований пожарной безопасности и требований по охране объектов культурного наследия должностными лицами Администрации было допущено проживание рабочих в Объекте, о чем свидетельствуют сохранившиеся спальные места в помещениях и места для приготовления пищи, рабочая одежда и обувь, отходы жизнедеятельности в помещениях.

Установлено, что в нарушение требований законодательства об отходах производства и потребления, санитарно-эпидемиологического законодательства, требований пожарной безопасности и требований по охране объектов культурного наследия должностными лицами Администрации помещения Объекта содержатся в неудовлетворительном состоянии, а именно помещения повсеместно захламлены строительными и бытовыми отходами (обрезками металлоконструкций, фанеры, досок, тарой от лакокрасочных изделий, поломанной мебелью и сантехникой, рабочей одеждой, картоном, автомобильными шинами и прочим).

Требуется проведение работ по ремонту и реставрации Объекта, а также по вывозу строительного и бытового мусора из внутренних помещений Объекта с целью поддержания _ объекта культурного наследия федерального значения, входящим в состав объекта культурного наследия федерального значения «Заводы Ижорские Адмиралтейские», включённого в реестр объектов культурного наследия «памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.

Неудовлетворительное состояние здания, являющегося государственным имуществом и собственностью казны города, влечет за собой его дальнейшее разрушение и создает угрозу безопасности находящихся поблизости лиц, а также причинение убытков собственнику имущества в лице Российской Федерации.

Учитывая изложенное, администрацией <адрес> Санкт-Петербурга не реализованы в полном объеме полномочия в части охраны объекта культурного наследия федерального значения.

Истец в суд явился, исковые требования поддержал по изложенным в иске основаниям.

Представитель ответчика в суд явился, исковые требования не признал в полном объеме, в письменных возражения на исковое заявление пояснил, что спорный объект является собственностью Санкт-Петербурга, администрации передан в оперативное управление.

Финансирование выполнение работ по сохранению и приспособлению для современного использования Объекта осуществляется за счет бюджета Санкт-Петербурга на соответствующий финансовый год по целевой статье 19900000800 «Расходы на проведение капитального ремонта объектов нежилого фонда».

В 2017 году при планировании проекта бюджета на 2018-2020 годы администрацией была сформирована и направлена в Комитет финансов Санкт-Петербурга (далее - Комитет финансов) дополнительная потребность в сумме 58 044,2 руб. по целевой статье 9900000800 «Расходы на проведение капитального ремонта объектов нежилого фонда».

В соответствии с Законом Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ № «О бюджете Санкт-Петербурга на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» Администрации было выделено 4 094,3 тыс. руб. на проведение общестроительных работ.

В связи с существенным недостатком выделенных средств на проведение работ на Объекте при исполнении бюджета 2018 года указанные ассигнования были перераспределены на нужды <адрес> Санкт-Петербурга.

В 2018 году при планировании проекта бюджета на 2019-2021 годы Администрацией была сформирована и направлена в Комитет финансов дополнительная потребность на 3-летний период по целевой статье 9900000800 «Расходы на проведение капитального ремонта объектов нежилого фонда»:

В соответствии с Законом Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ № «О бюджете Санкт-Петербурга на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» Администрации ассигнования не выделены.

В 2019 году при планировании проекта бюджета на 2020-2022 год Администрацией была сформирована и направлена в Комитет финансов дополнительная потребность на 3-летний период по целевой статье 9900000800 «Расходы на проведение капитального ремонта объектов нежилого фонда»:

В соответствии с Законом Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ № «О бюджете Санкт-Петербурга на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» Администрации было выделено 52 158,0 тыс. руб.

Выделенные бюджетные ассигнования при корректировке бюджета Санкт Петербурга на 2020 год ДД.ММ.ГГГГ были сняты в связи с сокращением бюджета Санкт-Петербурга.

В 2020 году при планировании проекта бюджета на 2021-2023 годы Администрацией была сформирована и направлена в Комитет финансов к 1-му чтению бюджета дополнительная потребность:

- по целевой статье 9900000800 «Расходы на проведение капитальной ремонта объектов нежилого фонда» на 2-летний период:

- по целевой статье 9910000090 «Содержание исполнительного органа государственной власти СПб» на 2021 год в размере 2 535,2 тыс. руб. (выполнение проектных работ ОКН «Заводы Ижорские Адмиралтейские» для современное использования в части благоустройства земельного участка по адресу СПб, Колпино, ИЗ, уч.30).

Повторно, ко 2-му чтению бюджета, сформирована и направлена в Комитет финансов дополнительная потребность:

- по целевой статье 9900000800 «Расходы на проведение капитального ремонта объектов нежилого фонда» на 2-летний период:

- по целевой статье 9910000090 «Содержание исполнительного органа государственной власти СПб» на 2021 год в размере 3 231,5 тыс. руб. (2 535,2 тыс. руб. — выполнение проектных работ ОКН «Заводы Ижорские Адмиралтейские» для современного использования в части благоустройства земельного участка по адресу СПб, Колпино, ИЗ, уч.30; 696,3 тыс. руб. — разработка ПСД по приспособлению для современного использования помещений Администрации № и №).

В соответствии с Законом Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ № «О бюджете Санкт-Петербурга на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» Администрации ассигнования не выделены.

В 2021 году при планировании проекта бюджета на 2022-2024 годы Администрацией была сформирована и направлена в Комитет финансов к 1-му чтению бюджета дополнительная потребность:

- по целевой статье 9900000800 «Расходы на проведение капитального ремонта объектов нежилого фонда» на 2022 год в сумме 11 741,0 тыс. руб.,

- по целевой статье 9910000090 «Содержание исполнительного органа государственной власти СПб» на 2022 год в сумме — 2 642,1 тыс. руб. (выполнение проектных работ ОКН «Заводы Ижорские Адмиралтейские» для современного использования в части благоустройства земельного участка).

Повторно сформирована и направлена в Комитет финансов ко 2-му чтению бюджета дополнительная потребность по целевой статье 9900000800 «Расходы на проведение капитального ремонта объектов нежилого фонда» на 2022 в размере 11 741,0 тыс. руб.

В соответствии с Законом Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ № «О бюджете Санкт-Петербурга на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» Администрации заявленные ассигнования в сумме 11 741,0 тыс. руб. не выделены.

Вместе с тем, ДД.ММ.ГГГГ Администрацией был заключен государственный контракт на оказание услуг по сбору, транспортировке и утилизации отходов с Объекта.

Работы по контракту выполнены в полном объеме, что подтверждается Актом об утилизации от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, администрацией <адрес> Санкт-Петербурга Объект полностью очищен от строительного и бытового мусора.

Закупка работ по сохранению и приспособлению для современного использования Объекта, финансируемых за счет средств бюджета, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В целях сохранения и приспособления объекта культурного наследия федерального значения «Мастерская модельная и гвоздильная», входящем в состав объекта культурного наследия федерального значения «Заводы Ижорские Адмиралтейские», расположенного по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, Ижорский завод, д. б/н, лит.АВ, необходимым осуществление двух конкурентных закупок в порядке, установленном законом:

По первому этапу:

В соответствии с пунктом 5.10 Ведомственных строительных норм ВСН 58-88 (р) «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения», интервал времени между утверждением проектно-сметной документации и началом ремонтно-строительных работ не должен превышать 2 лет.

С учетом вышеизложенных требований нормативной документации имеется необходимость корректировки ПСД, разработанной в 2017 году ООО «СвязьСтройСервис».

Сроки выполнения работ по сохранению и приспособлению для современного использования объекта по первому этапу – корректировка имеющийся проектно-сметной документации на выполнение работ по сохранению и приспособлению для современного использования объекта составляют 495 рабочих дней + 21 календарный день; по второму этапу – выполнение работ по сохранению и приспособлению для современного использования объекта составляют 661 календарный день.

При этом, указанные сроки являются минимальными, без учета возможного обжалования действий и (или) бездействий государственного заказчика, членов комиссии государственного заказчика участниками закупок в контрольном органе в сфере закупок.

Исследовав материалы дела, суд находит заявленные исковые требования подлежащими частичному удовлетворению.

Как усматривается из материалов дела, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № нежилые помещения, расположенные по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, Ижорский завод, д. б/н, лит. АВ, являются объектом культурного наследия федерального значения «Мастерская модельная и гвоздильная», входящим в состав объекта культурного наследия федерального значения «Заводы Ижорские Адмиралтейские».

На основании распоряжения Комитета по управлению городским имуществом от ДД.ММ.ГГГГ №-рк за администрацией <адрес> Санкт-Петербурга зарегистрировано право оперативного управления помещениями, расположенными по адресу Санкт-Петербург, <адрес>, Ижорский завод, д. б/н, лит. АВ, пом. 7-Н, 31-Н, 4-Н, 5-Н, 30-Н, 8-Н, 9-Н, 23-Н, 24- Н, 13-Н по 29-Н, находящимися в государственной собственности Санкт-Петербурга.

ДД.ММ.ГГГГ Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры выдано охранное обязательство от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому администрация обязана выполнить ремонт помещений объекта по согласованной с КГИОП документацией в течении 24-х месяцев со дня заключения охранного обязательства, т.е. не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

Дополнительным соглашением № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между КГИОП и администрацией, установлен новый срок выполнения ремонта помещений - в течении 27 месяцев со дня заключения соглашения, то есть не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ администрацией получено задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия №, определяющее комплекс научно-исследовательских, изыскательских, проектных и производственных работ по приспособлению объекта для современного использования с учетом ранее согласованной проектной документаций от 2011-2012 годов, разработанной ООО «Союзпроф».

В 2017 году администрацией заключен государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ № с ООО «СвязьСтройСервис» на выполнение работ по корректировке проектной документации 2011-2012 годов, выполненной ранее ООО «Союзпроф», со сроком окончания выполнения работ ДД.ММ.ГГГГ.

Проектно-сметная документация передана ООО «СвязьСтройСервис» администрации ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с пунктом 5.10 ВСН (Приказ Госкомархитектуры от ДД.ММ.ГГГГ N 312 "Об утверждении ведомственных строительных норм Госкомархитектуры "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения" (вместе с "ВСН 58-88 (р). Ведомственные строительные нормы. Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения") интервал между утверждением проектно-сметной документации и началом ремонтно-строительных работ не должен превышать 2 лет. Устаревшие проекты должны перерабатываться проектными организациями по заданиям заказчиков с целью доведения их до технического уровня до современных требований и переутверждаться в порядке, установленном до утверждения вновь разработанных проектов.

Доказательств выполнения работ, предусмотренных скорректированной ООО «СвязьСтройСервис» проектно-сметной документацией, как в течение 2 лет с момента ее утверждения, так и в последующий период, при рассмотрении дела не представлено.

ДД.ММ.ГГГГ распоряжением КГИОП № утверждены охранные обязательства объекта культурного наследия федерального значения «Мастерская модельная и гвоздильная», включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия «памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Согласно п. 17 обязательств при содержании и использовании объекта администрация обязана:

- осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержания его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии;

- не использовать Объект под склады предметов и веществ, загрязняющих интерьер объекта культурного наследия, его фасад;

- не допускать уничтожения или повреждения объекта культурного наследия, а также действий, создающих угрозу уничтожения, повреждения Объекта или причинения ему иного вреда.

- обеспечивать условия, препятствующие уничтожению, повреждению объекта культурного наследия или его территории со стороны третьих лиц, не являющихся собственником Объекта.

Проведенным прокуратурой района совместно со специалистом КГИОП обследованием объекта установлено, что фасады объекта, а также его помещения находятся в неудовлетворительном техническом, санитарном и противопожарном состоянии. На фасадах объекта имеются многочисленные загрязнения и биопоражения, повреждения штукатурного и окрасочного слоев фасада. Вывалы кирпичной кладки и разрушения карнизов. По фасаду проложены многочисленные линии инженерных сетей. В нарушение предмета охраны установлены металлопластиковые ворота в уровне первого этажа южного ризалита, все окна заменены на металлопластиковые, местами белого цвета, без сохранения исторического рисунка, что изменяет внешний и внутренний архитектурный облик памятника. Во всех помещениях объекта происходит отслоение и разрушение окрасочных и штукатурных слоев стен и потолков помещений, вывалы кирпичной кладки стен, происходит разрушение потолочных конструкций, отсутствует напольное покрытие. В ходе осмотра помещений объекта установлено, что ранее при проведении ремонтных и реставрационных работ по сохранению и приспособлению для современного использования объекта культурного наследия федерального значения «Контора заводская», также находящегося на праве оперативного управления администрации, в нарушение требований санитарно-эпидемиологического законодательства, требований пожарной безопасности и требований по охране объектов культурного наследия должностными лицами администрации было допущено проживание рабочих в объекте, о чем свидетельствуют сохранившиеся спальные места в помещениях и места для приготовления пищи, рабочая одежда и обувь, отходы жизнедеятельности в помещениях. Установлено, что в нарушение требований законодательства об отходах производства и потребления, санитарно-эпидемиологического законодательства, требований пожарной безопасности и требований по охране объектов культурного наследия должностными лицами администрации помещения объекта содержатся в неудовлетворительном состоянии, а именно помещения повсеместно захламлены строительными и бытовыми отходами (обрезками металлоконструкций, фанеры, досок, тарой от лакокрасочных изделий, поломанной мебелью и сантехникой, рабочей одеждой, картоном, автомобильными шинами и прочим). Требуется проведение работ по ремонту и реставрации объекта, а также по вывозу строительного и бытового мусора из внутренних помещений объекта с целью поддержания объекта культурного наследия федерального значения, входящим в состав объекта культурного наследия федерального значения «Заводы Ижорские Адмиралтейские», включённого в реестр объектов культурного наследия «памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии. Неудовлетворительное состояние здания, являющегося государственным имуществом и собственностью казны города, влечет за собой его дальнейшее разрушение и создает угрозу безопасности находящихся поблизости лиц, а также причинение убытков собственнику имущества в лице Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ) объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

В соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 45 Закона N 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

Согласно п. 11 ст. 47.6 Закона N 73-ФЗ в случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, предоставлен на праве оперативного управления учреждению, охранное обязательство подлежит выполнению учреждением.

В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями; односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных названным Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.

Из материалов дела усматривается, что нежилые помещения, составляющие объект культурного наследия федерального значения - «Мастерская модельная и гвоздильная», находятся в оперативном управлении ответчика, которому ДД.ММ.ГГГГ выдано охранное обязательство, предусматривающее выполнение ремонта помещений объекта, ДД.ММ.ГГГГ выдано задание на проведение работ по сохранению объекта.

До настоящего времени указанные работы не выполнены, разработанная проектно-сметная документация на выполнение работ подлежит корректировке с учетом давности ее утверждения.

Согласно представленной ответчиком информации, финансирование выполнения работ по сохранению и приспособлению для современного использования объекта осуществляется за счет бюджета Санкт-Петербурга на соответствующий финансовый год по целевой статье 19900000800 «Расходы на проведение капитального ремонта объектов нежилого фонда». При планировании проектов бюджетов на 2017-2024 года администрацией направлялись в комитет финансов Санкт-Петербурга сведения о наличии потребности в средствах на проведение капитального ремонта объектов нежилого фонда, однако ассигнования в необходимом размере администрации не выделялись.

Учитывая изложенное, поскольку охранное обязательство ответчика исполняется им ненадлежащим образом, работы по сохранению объекта культурного наследия до настоящего времени не выполнены, при этом техническое состояние фасада и помещений объекта культурного наследия находится в неудовлетворительном состоянии, что подтверждается материалами проведенной прокуратурой проверки и не опровергнуто ответчиком, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований прокурора об обязании администрации произвести работы по сохранению и приспособлению для современного использования объекта культурного наследия.

Принимая во внимание представленные ответчиком сведения о комплексе мероприятий, подлежащих выполнению в рамках организации и осуществления вышеуказанных работ в отношении объекта культурного наследия, и сроках их реализации, которые согласуются с данными подготовленной ранее проектной документации по сохранению объекта культурного наследия, суд приходит к выводу о необходимости установлении срока исполнения решения суда - не позднее трех лет с момента вступления его в законную силу.

Также, суд полагает возможным удовлетворить требования истца о возложении на ответчика обязанности произвести в тридцатидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу работы по вызову строительного и бытового мусора из внутренних помещений объекта культурного наследия, поскольку при рассмотрении дела ответчиком не представлено доказательств, с достоверностью свидетельствующих о добровольном исполнении требования прокурора в полном объеме.

Администрацией представлены документы о заключении ДД.ММ.ГГГГ государственного контракта на оказание услуг по сбору, транспортировке и утилизации отходов с объекта, и его исполнении в период до ДД.ММ.ГГГГ.

Вместе с тем, из представленного в материалы дела рапорта старшего помощника прокурора <адрес> Санкт-Петербурга ФИО4 следует, что исполнителем указанных работ по очистке объекта от отходов – ООО «Промэкобезопасность», вывезена лишь часть отходов, находившихся на объекте, соответствующая предусмотренному контракту объему работ; остальная часть отходов, выходящая за пределы указанного объема, оставлена на объекте.

Ответчиком указанные сведения не опровергнуты, доказательств вывоза отходов в полном объеме из помещений объекта культурного наследия не представлено.

Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с требованиями главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных арбитражным судом исковых требований.

На основании подпункта 2 пункта 2 статьи 333.17 НК РФ ответчики признаются плательщиками государственной пошлины в случае, если решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от ее уплаты.

В силу подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 названного Кодекса государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков освобождены от уплаты государственной пошлины.

Данное положение распространяется на органы, входящие в структуру органов государственной власти, и означает освобождение от уплаты государственной пошлины в целом по любому делу, по которым эти органы или соответствующее публично-правовое образование выступали в качестве как истцов, так и ответчиков.

<адрес> является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга и в силу подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ освобождена от уплаты государственной пошлины при участии в качестве ответчика в деле, рассматриваемом судом общей юрисдикции.

Поскольку прокурором фактическая уплата государственной пошлины при подаче иска не осуществлялась, а ответчик освобожден от ее уплаты, у суда отсутствуют основания для взыскания с администрации в доход бюджета Санкт-Петербурга государственной пошлины в размере 300 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования удовлетворить частично.

Обязать администрацию <адрес> Санкт-Петербурга в тридцатидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу произвести работы по вывозу строительного и бытового мусора из внутренних помещений объекта культурного наследия федерального значения «Мастерская модельная и гвоздильная», входящего в состав объекта культурного наследия «Заводы Ижорские Адмиралтейские», расположенного по адресу Санкт-Петербургу, <адрес>, Ижорский завод, д. б/н, лит. АВ.

Обязать администрацию <адрес> Санкт-Петербурга в срок не позднее трех лет с момента вступления решения суда в законную силу произвести работы по сохранению и приспособлению для современного использования объекта культурного наследия федерального значения «Мастерская модельная и гвоздильная», входящего в состав объекта культурного на следия «Заводы Ижорские Адмиралтейские», расположенного по адресу Санкт-Петербургу, <адрес>, Ижорский завод, д. б/н, лит. АВ.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд через Колпинский районный суд Санкт-Петербурга в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий

Мотивированное решение составлено 14.07.2022