УИД №Дело №РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ г. Нижний Новгород
Приокский районный суд г. Нижнего Новгорода в составе:
председательствующего судьи Лебедевой А.Б.,
при секретаре Ягилевой Л.С.,,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Приокского района города Нижнего Новгорода, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации <адрес>, МБОУ «Школа №» о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Приокского района г. Нижнего Новгорода, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился с иском к администрации <адрес>, МБОУ «Школа №», о понуждении к совершению действий. В обоснование требований ссылается на то, что прокуратурой Приокского района города Нижнего Новгорода проведена проверка соблюдения требований об антитеррористической защищенности объектов образования, в ходе которой выявлены нарушения требований законодательства в МБОУ «Школа №». В ходе проверки установлено, что МБОУ «Школа №» на праве оперативного управления принадлежит нежилое здание школы, расположенное по адресу <адрес>, а также на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок по вышеуказанному адресу, площадью <данные изъяты> кв.м. В МБОУ «Школа №» обеспечение охраны объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций, отсутствует. Невыполнение указанных мероприятий отрицательно влияет на комплексную безопасность пребывающих в МБОУ «Школа №» граждан: обучающихся, педагогических работников, сотрудников, родителей. Также не позволяет обеспечить предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории учреждения. Данная мера является одной из профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности. Исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению соблюдения требований антитеррористического законодательства является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления. В соответствии с уставом МБОУ «Школа №» имеет статус некоммерческой организации, функции и полномочия учредителя от имени муниципального образования городской округ «<адрес> осуществляет департамент образования администрации <адрес>. Из приведенных норм права и положений устава образовательного учреждения следует, что департамент образования администрации <адрес> обязан финансировать профилактические мероприятия в области противодействий терроризму. При этом недостаточность бюджетных средств не освобождает от принятия необходимых мер для предотвращения преступлений террористической направленности, обеспечения безопасности учащихся и работников образовательного учреждения, поскольку в силу требований закона должны принимать все меры для надлежащего исполнения обязательств, в том числе, и решением вопроса о финансировании расходов органами местного самоуправления при отсутствии достаточных для этого собственных средств. Просит обязать администрацию <адрес>, МБОУ «Школа №» в течение 9 месяцев со дня вступления решения в законную силу выполнить мероприятия по антитеррористической защищенность МБОУ «Школа №», а именно: обеспечить охрану объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций.
В судебном заседании помощник прокурора ФИО3 исковые требования поддержала.
Представитель ответчика МБОУ «Школа №» - директор ФИО4, действующая по распоряжению № от ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, в заявлении просила рассмотреть дело в свое отсутствие, однако представила в материалы дела копии следующих документов: Договора № от ДД.ММ.ГГГГ на оказание охранных услуг образовательной организации, Обязанности сотрудника охраны, утвержденного ДД.ММ.ГГГГ ООО ЧОП <данные изъяты> Инструкции по охране объекта МБОУ Школа №, согласованной ДД.ММ.ГГГГ директором МБОУ «Школа №» и утвержденной ДД.ММ.ГГГГ ООО ЧОП <данные изъяты> Лицензии № от ДД.ММ.ГГГГ на предоставление ООО ЧОП <данные изъяты> на право оказание охранных услуг с приложением, Инструкции сотруднику охраны о порядке действия при возникновении экстремальных ситуаций, связанных с угрозами террористических актов на территории образовательного учреждения (ОУ).
Ответчик администрация города нижнего Новгорода о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, явку представителя в суд не обеспечила, ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации <адрес>, в материалы дела представлен письменный отзыв на исковое заявление, в котором в удовлетворении исковых требований прокурора Приокского района города Нижнего Новгорода отказать, ссылаясь на то, что администрацией <адрес> было выделено финансирование на выполнение мероприятий по антитеррористической безопасности в образовательных организациях <адрес>. Соответственно договор от ДД.ММ.ГГГГ№ на оказание охранных услуг по физической охране МБОУ «Школа №» заключен ДД.ММ.ГГГГ Таким образом, МБОУ «Школа №» обеспечило соблюдение требований антитеррористической защищенности объекта (территории) Учреждения в соответствии с действующим законодательством в полном объеме.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассматривается в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле.
Выслушав помощник прокурора, изучив доводы иска, проверив материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 2 с Федеральным законом от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" Противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: 1) обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; 2) законность; 3) приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; 4) неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности; 5) системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; 6) сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму; 7) приоритет мер предупреждения терроризма;
В соответствии с "Концепцией противодействия терроризму в Российской Федерации" (утв. Президентом РФ 05.10.2009г) 21. К основным мерам по предупреждению (профилактике) терроризма относятся: е) организационно-технические (разработка и реализация целевых программ и мероприятий по обеспечению критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей техническими средствами защиты, совершенствование механизма ответственности за несоблюдение требований обеспечения антитеррористической защищенности объектов террористической деятельности и улучшение технической оснащенности субъектов противодействия терроризму).
В соответствии со ст. 30 Федеральный закон от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" 13. Для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: 1) в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий;
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 N 1006 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)" 25. В отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия: а) оснащение объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной сигнализации; б) обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; в) оборудование на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); г) оборудование основных входов в здания, входящие в состав объектов (территорий), контрольно-пропускными пунктами (постами охраны); д) оснащение объектов (территорий) стационарными или ручными металлоискателями.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" 1. К вопросам местного значения муниципального района относятся: 6.1) участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" 1. В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают следующими полномочиями: 3) создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Материалами дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ прокурором Приокского района города Нижнего Новгорода ФИО1 вынесено представление об устранении нарушений №, согласно которому образовательное учреждение относится к 3 категории опасности, при этом к охране образовательного учреждения не привлечены сотрудники частных охранных организаций, либо подразделения вневедомственной охраны ФСВНГ. Указанные нарушенич стали возможными вследствие ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей ответственными работниками образовательного учреждения и влекут нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних лиц. В связи с чем, требует в установленный законом месячный срок принять конкретные меры, направленные на устранение допущенных нарушений, их причин и условий им способствующих.
Из Устава МБОУ «Школа №» следует, что учредителем и собственником имущества Учреждения является муниципальное образование городской округ «<адрес>».
ДД.ММ.ГГГГ заключен договор № на оказание охранных услуг образовательной организации между ООО ЧОП <данные изъяты> и МБОУ «Школа №», согласно которому заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательства по охране имущества заказчика сданного под охрану, обеспечение правопорядка и соблюдение правил внутреннего распорядка на охраняемой территории, обеспечение безопасности при проведении массовых мероприятий, консультирование и подготовка рекомендаций заказчику по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств (п.1.1. Договора).Исполнитель оказывает услуги, предусмотренные в. п.1.1., а также содействует с правоохранительными органами в обеспечении правопорядка в помещениях заказчика и на прилегающей территории (далее - объект) по адресам: <адрес>, используя средства, не причиняющие вреда здоровью граждан и окружающей среде (п.1.2. Договора).
Условия и объем оказываемых услуг охраны определены настоящим Договором и иными документами, предусмотренными настоящим Договором (инструкция по охране объекта - приложение №) (п. 1.3. Договора).
Таким образом, из материалов дела усматривается, что ответчик в нарушение требований антитеррористической защищенности не выполнил следующие мероприятия: предусмотреть охрану объектов сотрудниками частных охранных организаций.
Следовательно, имелись предусмотренные законом основания для возложения на ответчиков обязанности устранить нарушения.
Поскольку требования законодательства ответчиками по выполнению мероприятий по антитеррористической защищенности МБОУ «Школа №»: обеспечить охрану объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций до обращения прокурора в иском в суд не устранены, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора Приокского района города Нижнего Новгорода.
Вместе с тем, после поступления иска в суд охранные мероприятия МБОУ «Школа №» выполнены, заключен договор между ООО ЧОП «Глобал-Безопасность» и МБОУ «Школа №» на организацию и осуществление охраны МБОУ «Школа №».
В связи с изложенным, решение суда о возложении обязанности на администрацию <адрес>, МБОУ «Школа №» в течение 9 месяцев со дня вступления решения в законную силу выполнить мероприятия по антитеррористической защищенности МБОУ «Школа №»: обеспечить охрану объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций не подлежит обращению к исполнению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора Приокского района города Нижнего Новгорода, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Обязать администрацию <адрес> (ИНН №), МБОУ «Школа №» (ИНН №) в течение 9 месяцев со дня вступления решения в законную силу выполнить мероприятия по антитеррористической защищенность МБОУ «Школа №»: обеспечить охрану объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций.
Решение к исполнению не обращать.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение месяца через Приокский районный суд г. Нижнего Новгорода.
Судья А.Б. Лебедева