РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Приморско-Ахтарск 15 апреля 2014 года
Приморско-Ахтарский районный суд Краснодарского края в составе:
судьи Ковешникова В.И.,
с участием адвоката Хохлова Б.Б.,
при секретаре Асташовой В.Н.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к ФИО1, администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район о признании недействительным постановления администрации района, договора аренды земельного участка и применении последствий недействительности ничтожной сделки,
УСТАНОВИЛ:
Азово-Черноморский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации обратился в Приморско-Ахтарский районный суд с иском к ФИО1, администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район о признании недействительным постановления администрации района, договора аренды земельного участка и применении последствий недействительности ничтожной сделки, мотивируя его тем, что на основании постановления главы муниципального образования Приморско-Ахтарский район от 20 сентября 2011 года № 1986 «О предоставлении земельного участка в аренду крестьянскому (фермерскому) хозяйству главой которого является ФИО1 и заключении договора аренды на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> между администрацией муниципального образования Приморско-Ахтарский район и ФИО1 был заключен договор аренды земельного участка от 20.09.2011 года № №. Согласно пункту 1 указанного договора «Арендодатель» предоставил, а «Арендатор» принял в аренду земельный участок площадью <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, для рыборазведения. Пунктом 6.2 указанного договора аренды срок действия договора аренды установлен в 49 лет, то есть до 20 сентября 2060 года.
В тоже время, при предоставлении в аренду вышеуказанного земельного участка администрацией муниципального образования Приморско-Ахтарский район были нарушены требования природоохранного и земельного законодательства.
Так, в соответствии с Рамсарской конвенцией от 02 февраля 1971 года «О водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом в качестве местообитания водоплавающих птиц» болота относятся к водно-болотным угодьям. В рамках Рамсарской конвенцией от 02 февраля 1971 года «О водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом в качестве местообитания водоплавающих птиц» болота относятся к водно-болотным угодьям. В рамках Рамсарской конвенции создан список водно-болотных угодий международного значения (Рамсарских угодий), находящихся под особой охраной конвенции.
В целях обеспечения выполнения обязательств Российской Федерации, вытекающих из вышеуказанной Конвенции о водно-болотных угодьях, Правительством Российской Федерации издано постановление от 13.09.1994 № 1050 «О мерах по обеспечению выполнения обязательств российской стороны, вытекающих из Конвенции о водно-болотистых угодьях, имеющих международное значением главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, от 2 февраля 1971г.», которым определен список находящихся на территории Российской Федерации водно-болотных угодий, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц.
В соответствии с вышеуказанным постановлением, в список таких территорий включена группа лиманов между реками Кубань и Протокой и Ахтаро-Гривенская система лиманов Восточного Приазовья, включая государственный заказник «Приазовский».
Во исполнение указанного постановления, главой администрации Краснодарского края 24.07.1995 издано постановление № 413 «О выполнении постановления Правительства Российской Федерации от 13.09.1994 № 1050 «О мерах по обеспечению выполнения обязательств российской стороны, вытекающих из Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значением главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, от 2 февраля 1971 г.», которым определено, что группа лиманов между р. Кубань и р. Протокой Восточного Приазовья имеет международное значение в качестве местообитания водоплавающих птиц и выделена в особо охраняемую природную территорию с особым режимом охраны и использования природных ресурсов.
Указанным постановлением также определены границы водно-болотных угодий Краснодарского края, имеющих международное значение.
Режим использования данной территории определен пунктом 11 положения, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 24.07.1995 № 413, в соответствии с которым регламентация хозяйственной деятельности, сроки и способы ее проведения, а также отвод земли под все виды хозяйственной деятельности может осуществляться только по согласованию с краевым комитетом охраны окружающей среды и природных ресурсов (в настоящее время Управление Росприроднадзора по краю). Такого согласования при формировании и предоставлении участка получено не было.
Кроме того, в соответствии с ч. 6 ст. 2 Федерального закона № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти.
Согласно п. 6 Положения о водно-болотных угодьях Ахтаро- Гривенской системы лиманов и группы лиманов между р. Кубань и р. Протокой Восточного Приазовья Краснодарского края Российской Федерации, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, утвержденного, постановлением главы администрации Краснодарского края от 24.07.1995 №413, контроль за состоянием, использованием и охраной природного комплекса, на территории которого расположены водно-болотные угодья международного значения, возлагается на Минприроды Российской Федерации и его территориальные органы.
В соответствии с ч. 2 ст. 94 Земельного кодекса РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли природоохранного назначения, которые по своей правовой природе являются неотъемлемой частью охраняемых объектов и составляют с ним единое целое как природный комплекс, обеспечивая их сохранность, путем использования природоохранной территории в особо установленном режиме.
Согласно ч. 2 ст. 95 Земельного кодекса РФ земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности.
Пункт 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предоставляет возможность органам местного самоуправления муниципальных районов, городских округов распоряжаться теми земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Одним из критериев, позволяющим разграничить публичную собственность на земельные участки, является отнесение к конкретному уровню собственности в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации все водные объекты, за исключением таких, как пруд или обводненный карьер, расположенные в границах принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу или юридическому лицу земельного участка, находятся в федеральной собственности.
В силу ч. 1 ст. 65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Водоохранная зона является неотъемлемой частью охраняемого объекта, связана с ним территориально и функционально и составляет с ним единое целое как природный комплекс, обеспечивая сохранность водного объекта, путем использования водоохраной зоны в особо установленном режиме.
В силу ч. 8 ст. 65 Водного кодекса РФ ширина водоохраной зоны Азовского моря составляет пятьсот метров. Согласно ст. 5 Водного кодекса РФ, лиман - является отдельной частью моря.
Проверкой установлено, что предоставленный участок расположен в границах водно-болотных угодий, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитания водоплавающих птиц. Кроме того, согласно схеме расположения спорного участка на местности, выполненной МУП «Приморско-Ахтарский ИКЦ», участок расположен в непосредственной близости от водного объекта.
Таким образом, из системного толкования положений вышеуказанных норм законодательства следует, что земельный участок с кадастровым номером № входит в границы особо охраняемой территории международного значения и располагается в водоохранной зоне, т.е. в силу прямого указания закона является федеральной собственностью.
Следовательно, распоряжение главой муниципального образования Приморско-Ахтарский район вышеуказанным земельным участком - неправомерно, в связи с нарушением пределов полномочий, предоставленных законодательством.
Вышеуказанные нарушения свидетельствуют о существенных нарушениях требований земельного и природоохранного законодательства, направленных на сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, а также грубо нарушают права неопределенного круга лиц.
В соответствии с пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным норма), действующим в момент его заключения.
Согласно статье 168 Гражданского кодекса РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Пунктом 11 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ закреплен принцип земельного законодательства - сочетание интересов общества и законных интересов граждан и юридических лиц в сфере оборота и использования земель, то есть интересы неопределенного круга лиц.
Статьей 45 ГПК РФ предусмотрено право прокурора обратиться в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц, поэтому Азово-Черноморский межрайонный прокурор обратился в суд с настоящим иском, в котором просит суд признать недействительным постановление главы муниципального образования Приморско-Ахтарский район от 20 сентября 2011 года № 1986 «О предоставлении земельного участка в аренду крестьянскому (фермерскому) хозяйству главой которого является ФИО1 и заключении договора аренды на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>», признать недействительным (ничтожным) договор аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения от 20.09.2011 года № №, заключенный между администрацией муниципального образования Приморско-Ахтарский район и ФИО1, а также погасить регистрационную запись в Едином государственном реестре прав о регистрации договора аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения от 20.09.2011 года № №, применить последствия недействительности ничтожной сделки в виде возврата сторон в первоначальное состояние, а именно обязать ФИО1 освободить и вернуть администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район земельный участок, площадью <данные изъяты> расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, а администрацию муниципального образования Приморско-Ахтарский район обязать возвратить ФИО1 доходы бюджета муниципального образования Приморско-Ахтарский район, полученные в виде арендной платы за земельный участок по договору аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от 20.09.2011 года № за период действия договора, признать недействительным и прекратить запись о регистрации права ФИО1 на земельный участок, площадью <данные изъяты> расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №.
Азово-Черноморский межрайонный природоохранный прокурор в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом. От и.о. Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора Мигачева И.В. поступило заявление, в котором он просит рассмотреть дело в отсутствии представителя Азово-Черноморской межрайонной природоохранной прокуратуры. При таких обстоятельствах, суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ответчика ФИО1 – адвокат Хохлов Б.Б., действующий на основании ордера и нотариально удостоверенной доверенности, исковые требования не признал и суду пояснил, что в силу положений ГПК РФ заявления об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих подлежат рассмотрению в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений. Однако прокурор в нарушении требований глав 23, 25 ГПК РФ обратился с требованием о признании Постановления № недействительным в порядке искового производства. Постановление № было принято администрацией муниципального образования Приморско-Ахтарский район в пределах ее компетенции. В соответствии с кадастровым паспортом земельного участка от 29.08.2011 года земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> относится к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, право государственной собственности на который, не разграничено. Соответственно, в силу ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» право распоряжения таким Земельным участком отнесено к компетенции органов местного самоуправления. Кроме того прокурор обратился с требованием о признании Постановления № недействительным, за пределами установленного ст. 256 ГПК трехмесячного срока. При таких обстоятельствах, требования прокурора о признании недействительным Постановления № не подлежат удовлетворению. В обоснование своих требований прокурор ссылается на положения Постановления главы администрации Краснодарского края от 24.07.1995 года № 413 «О выполнении постановления Правительства Российской Федерации от 13.09.1994 года № "О мерах по обеспечению выполнения обязательств Российской Стороны, вытекающих из Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, от 02 февраля 1971 года, не подлежащее применению в силу следующего. В соответствии со ст. 45 Закона Краснодарского края от 6 июня 1995 г. N 7-КЗ "О правотворчестве и нормативных правовых актах Краснодарского края" никто не может быть подвергнут правоограничениям на основании нормативного правового акта края, который официально не опубликован для всеобщего сведения. В силу ст. 51 указанного Закона нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти края вступают в силу на следующий день после их официального опубликования. Пунктом 3 ст. 46 Закона установлено, что официальным опубликованием нормативного правового акта исполнительного органа государственной власти Краснодарского края считается первая публикация его полного текста в газете "Кубанские новости" или первое размещение (опубликование) на официальном сайте администрации края в информационнотелекоммуникационной сети "Интернет". Однако до настоящего времени Постановление главы администрации Краснодарского края от 24.07.1995 года № 413 «О выполнении постановления Правительства Российской Федерации от 13.09.1994 года № 1050 "О мерах по обеспечению выполнения обязательств Российской Стороны, вытекающих из Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, от 02 февраля 1971 года" ни в газете «Кубанские новости», ни на официальном сайте администрации края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", не опубликовано. В силу п. 3. ст. 15 Конституции РФ законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Как указал Конституционный суд РФ в Определении от 2 марта 2006 г. N 58-0 "в силу прямых указаний Конституции Российской Федерации, иных актов, определяющих порядок опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов и юридические последствия его несоблюдения, нормативный правовой акт органа исполнительной власти, не зарегистрированный и не опубликованный в установленном порядке, не должен влечь правовые последствия, как не вступивший в силу, и не подлежит применению, а его устранение из системы законодательства осуществляется судами в соответствии с предусмотренной Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации подсудностью". Таким образом, в силу положений Конституции РФ, ФЗ от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Закона Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ N 7-КЗ "О правотворчестве и нормативных правовых актах Краснодарского края" положения Постановления № 413 не подлежат применению. Также положения п. 5 Постановления №413 устанавливающего, что отвод земли под все виды хозяйственной деятельности может осуществляться только по согласованию с краевым комитетом охраны окружающей среды и природных ресурсов (в настоящее время Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Краснодарскому краю) противоречат положениям ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». В силу п. 5 ст. 1 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» принятие субъектами Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, содержащих дополнительные правила и ограничения оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, не допускается. Соответственно, положения пункта 5 Постановления главы администрации Краснодарского края от 24.07.1995 г. №413 о необходимости получения согласия Росприроднадзора на отвод земельного участка, в силу прямого указания ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», не подлежат применению при предоставлении в аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. Таким образом, учитывая что: Постановление главы администрации Краснодарского края от 24.07.1995 г. №413 до настоящего времени не вступило в силу, и соответственно надлежащим образом не определены границы водно-болотных угодий Краснодарского края для целей исполнения Рамсарской конвенции; ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» не допускает принятие субъектами Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, содержащих дополнительные правила и ограничения оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, каких-либо ограничений прав Администрации муниципального образования Приморско- Ахтарский район по распоряжению земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, расположенными в границах муниципального образования Приморско-Ахтарский район, не установлено. В силу ст. 95 Земельного кодекса РФ к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов, территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов. Соответственно Земельный кодекс РФ не относит водно-болотные угодья к особо охраняемым природным территориям.
Пункт 1 ст. 2 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» также не относит водно-болотные угодья к особо охраняемым природным территориям. В силу п.2. ст.2 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» правительство Российской Федерации, соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления могут устанавливать и иные категории особо охраняемых природных территорий (территории, на которых находятся памятники садово-паркового искусства, охраняемые береговые линии, охраняемые речные системы, охраняемые природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники и другие). В силу п. 7 ст. 2 ФЗ «Об особо охраняемых территориях» территории государственных природных заповедников и национальных парков относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. Территории государственных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов могут быть отнесены либо к особо охраняемым природным территориям федерального значения, либо к особо охраняемым природным территориям регионального значения. Природные парки являются особо охраняемыми территориями регионального значения. Лечебно-оздоровительные местности и курорты могут объявляться особо охраняемыми природными территориями местного значения. Особо охраняемые природные территории федерального и регионального значения определяются соответственно Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Таким образом, в силу прямого указания закона, к особо охраняемым природным территориям федерального значения относятся только территории государственных природных заповедников и национальных парков. Согласно правовой позиции, высказанной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.02.2012 г. №13763/11, отнесение природных объектов и территорий к особо охраняемым природным территориям осуществляется согласно ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" принятием нормативного правового акта органов государственной власти (федеральных или региональных) или органов местного самоуправления. Для присвоения таким природным территориям статуса особо охраняемой природной территории федерального значения, необходимо принятие Правительством Российской Федерации соответствующего акта. Однако до настоящего времени Правительством РФ не приняты какие-либо акты, относящие водно-болотные угодья Ахтаро-Гривенской системы лиманов Восточного Приазовья и группы лиманов между рекой Кубань и рекой Протока к особо охраняемым природным территориям федерального значения (данный вывод подтверждается судебной практикой, например Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 29 января 2013 года (дело №33-630/2013)). Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.1994 года № 1050 "О мерах по обеспечению выполнения обязательств Российской Стороны, вытекающих из Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, от 2 февраля 1971 года" в список находящихся на территории Российской Федерации водно-болотных угодий, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц включены водноболотные угодья Ахтаро-Гривенской системы лиманов Восточного Приазовья и группы лиманов между рекой Кубань и рекой Протока, включая государственный заказник "Приазовский". При этом указанное постановление не присваивают водно-болотным угодьям, имеющим международное значение, правовой статус особо охраняемой природной территории федерального значения. К особо охраняемым природным территориям федерального значения, в установленном порядке отнесен только государственный заказник "Приазовский", включенный распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 года № 2055-р в перечень особо охраняемых природных территорий федерального значения, находящихся в ведении Минприроды России. В отношении же остальных территорий водно-болотных угодий подобных решений не принималось. Таким образом, территории, которым в установленном порядке Правительством РФ не присвоен особый статус особо охраняемых природных территорий федерального значения, в соответствии с Федеральным законом от 14 марта 1995 г. № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», не могут рассматриваться в качестве особо охраняемых природных территорий федерального значения. Каких-либо доказательств отнесения Земельного участка к землям особо охраняемых природных территорий Прокурором не представлено. Поэтому, положения ст.ст. 5, 8 и 65 Водного кодекса РФ на которые прокурор ссылается, как на обоснование своих требований не подлежат применению при разрешении спора в силу следующего. Как видно из материалов дела, на спорном Земельном участке отсутствуют какие-либо водные объекты, как они определены в Водном кодексе РФ. Также Земельный участок не находится в водоохранной зоне, т.к. до ближайшего пруда Ахтарский рыбопитомник не менее 1,5 км, до ближайшего лимана Безымянный не менее 4 км, до береговой линии Азовского моря не менее 30 км. Кроме того нахождение Земельных участков в водоохранных зонах водных объектов не является безусловным основанием для отнесения таких участков к собственности Российской Федерации. Поэтому представитель ответчика просит в удовлетворении иска отказать.
Представитель ответчика - администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район, будучи надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. От него имеется отзыв на исковое заявление, в котором он просит в удовлетворении иска отказать и рассмотреть дело в отсутствии представителя ответчика. При таких обстоятельствах, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя ответчика.
Третье лицо – представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском краев (ТУ Росимущества в Краснодарском крае) в судебное заседание не явился. О месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом. От него имеется отзыв на исковое заявление, в котором он просит удовлетворить исковые требования Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора в полном объеме и рассмотреть дело в отсутствии третьего лица. При таких обстоятельствах, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии третьего лица.
Третье лицо – представитель Министерства природных ресурсов Краснодарского края в судебное заседание не явился. О месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом. От него имеется отзыв, в котором он поддерживает исковые требования и просит суд рассмотреть дело в отсутствии третьего лица. При таких обстоятельствах, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии третьего лица.
Третье лицо – представитель Приморско-Ахтарского отдела Управления Росреестра по Краснодарскому краю в судебное заседание не явился. О месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом. При таких обстоятельствах, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии третьего лица.
Третье лицо – представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю в судебное заседание не явился. О месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом. При таких обстоятельствах, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии третьего лица.
Суд, выслушав представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, пришел к выводу, что исковые требования прокурора удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
В соответствии с Рамсарской конвенцией от 02 февраля 1971 года «О водноболотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом в качестве местообитания водоплавающих птиц» болота относятся к водноболотным угодьям.
Согласно пункту 1 статьи 2 Конвенции участники Конвенции включают водноболотные угодья, расположенные на своей территории в Список водно-болотных угодий международного значения. Границы каждого водно-болотного угодья точно описываются и наносятся на карту.
Постановлением Правительства РФ от 13 сентября 1994 года № 1050 «О мерах по обеспечению выполнения обязательств Российской Стороны, вытекающих из Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, от 2 февраля 1971 года» утвержден Список находящихся на территории Российской Федерации водно-болотных угодий, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитания птиц, в состав которых в том числе отнесены Ахтаро-Гривенская система лиманов Восточного Приазовья, включая государственный заказник «Приазовский» (Краснодарский край).
В соответствии с пунктом 3 Постановления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации совместно с Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации поручено определить границы указанных в Списке водно-болотных угодий, а также разработать и утвердить положения о расположенных на их территориях водноболотных угодьях имеющих международное значение, определив в этих положениях порядок природопользования и охраны для указанных водно-болотных угодий.
Во исполнение вышеуказанного Постановления, было издано постановление главы администрации Краснодарского края от 24 июля 1995 года № 413 «О выполнении постановления Правительства РФ от 13 сентября 1994 года № 1050 «О мерах по обеспечению выполнения обязательств Российской Стороны, вытекающих из Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, от 2 февраля 1971 года», которым утверждено положение о водно-болотных угодьях Ахтаро- Гривенской системы лиманов и группы лиманов между р.Кубань и р.Протокой Восточного Приазовья Краснодарского края Российской Федерации, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитания водоплавающих птиц.
Указанным Положением утверждены условные границы угодий с указанием необходимости их уточнения, проведения инвентаризации и создания банка данных водно-болотных угодий.
Согласно п. 7 ст. 38 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Для установления границ земельного участка необходимо осуществить его государственный кадастровый учет в соответствии с требованиями Федерального закона № 221-ФЗ от 24.07.2007 года и с учетом Методических рекомендации по проведению межевания объектов землеустройства (утв. Росземкадастром 17 февраля 2003 г.).
По состоянию на дату рассмотрения искового заявления прокурора местоположение точных границ и площадь угодий не установлены и не нанесены на карту.
В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Статьёй 2 Закона Краснодарского края от 6 июня 1995 года № 7-КЗ «О правотворчестве и нормативных правовых актах Краснодарского края» (в редакции от 06 июня 1995 года), даны следующие определения:
нормативно правовой акт администрации края - это акт, принятый главой администрации края или органом управления администрации края в рамках их компетенции и содержащий правовые нормы;
правовая норма - официально установленное правотворческим органом края предписание, рассчитанное на многократное применение и обеспеченное юридической санкцией.
Таким образом, руководствуясь Законом Краснодарского края от 6 июня 1995 года № 7-КЗ «О правотворчестве и нормативных правовых актах Краснодарского края» (в редакции от 06 июня 1995 года) Постановление главы администрации Краснодарского края от 24 июля 1995 года № 413 является нормативно правовым актом, соответственно подлежащим официальному опубликованию.
В соответствии с частью 2 статьи 46 Закона Краснодарского края от 6 июня 1995 года № 7-КЗ «О правотворчестве и нормативных правовых актах Краснодарского края» (в редакции от 06 июня 1995 года) нормативные правовые акты, принятые органами государственной власти края, в обязательном порядке публикуются в газете «Кубанские новости».
На основании вышеизложенного, в связи с нарушением статьи 15 Конституции Российской Федерации, статьи 44 Закона Краснодарского края от 6 июня 1995 года № 7-КЗ «О правотворчестве и нормативных правовых актах Краснодарского края» (в редакции от 06 июня 1995 года), ограничения установленные Постановлением главы администрации Краснодарского края от 24 июля 1995 года № 413, на момент заключения спорного договора аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения, не применимы.
Ссылка прокурора на то, что спорный земельный участок находится в границах водно-болотных угодий, является необоснованной и несоответствующей действительности.
Таким образом, согласование предоставления спорного земельного участка для использования в сельскохозяйственных целях с Управлением Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республики Адыгея не требовалось. Выдача соответствующего согласования не входит в компетенцию Управления, так как такие полномочия не предусмотрены положением о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 года № 400 (редакция от 24 марта 2011 года).
Правовой статус особо охраняемых природных территорий определен Федеральным законом от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», в соответствии со статьей 1 которого, особо охраняемые природные территории - это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
Согласно пункту 1 статьи 2 указанного Федерального закона к особо охраняемым природным территориям относятся: государственные природные заповедники, в том числе биосферные, национальные парки, природные парки, государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты. Данный перечень категорий, относящихся к особо охраняемым природным территориям является закрытым и не содержит такой категории как водноболотные угодья, имеющие международное значение. Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение, что в свою очередь и является основанием для отнесения земельных участков особо охраняемых природных территорий к определенному уровню публичной собственности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.1994 года № 1050 «О мерах по обеспечению выполнения обязательств Российской Стороны, вытекающих из Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, от 2 февраля 1971 года» в список находящихся на территории Российской Федерации водно-болотных угодий, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц включен Ахтаро-Гривенская система лиманов Восточного Приазовья, включая государственный заказник «Приазовский».
При этом указанное постановление, так же как и постановление главы администрации Краснодарского края от 24.07.1995 года № 413 «О выполнении постановления Правительства Российской Федерации от 13.09.1994 года № 1050 «О мерах по обеспечению выполнения обязательств Российской Стороны, вытекающих из Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, от 02 февраля 1971 года» не присваивают водно-болотным угодьям, имеющим международное значение, правовой статус особо охраняемой природной территории. К особо охраняемым природным территориям федерального значения, в установленном порядке отнесен только государственный заказник «Приазовский», включенный распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 года № 2055-р в перечень особо охраняемых природных территорий федерального значения, находящихся в ведении Минприроды России. В отношении же остальных территорий Ахтаро-Гривенской системы лиманов Восточного Приазовья подобных решений не принималось.
Таким образом, территории, которым в установленном порядке не присвоен особый статус особо охраняемых природных территорий, в соответствии с Федеральным законом от 14 марта 1995 г. № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», не могут рассматриваться в качестве особо охраняемых природных территорий федерального или иного значения, и, как следствие, по данному критерию не могут быть отнесены к какому либо уровню публичной собственности. В силу статей 16-19 Земельного кодекса Российской Федерации, государственная собственность на данные земли не разграничена.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законом Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
На основании вышеизложенного, администрацией муниципального образования Приморско-Ахтарский район правомерно издано постановление от 20.09.2011 года № 1986 «О предоставлении земельного участка в аренду крестьянскому (фермерскому) хозяйству главой которого является ФИО1 и заключении договора аренды на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>» и заключен договор аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения от 20.09.2011 года № №, зарегистрированный в установленном порядке Управлением Росреестра по Краснодарскому краю (Приморско-Ахтарский отдел).
Кроме того, согласно государственному контракту № от 08 ноября 2013 года, министерством природных ресурсов поручено подрядчику - ООО «ДорСтройИнжиниринг» провести работы по экологическому обследованию территории водно-болотных угодий Ахтаро-Гривенской системы лиманов и группы лиманов между рекой Кубань и рекой Протокой Восточного Приазовья Краснодарского края, с целью установления границ и площади водно-болотных угодий и придания им статуса особо охраняемой территории. Срок исполнения контракта 25 декабря 2014 года, то есть данный факт служит доказательством того, что по состоянию на дату рассмотрения заявления прокурора территории Ахтаро-Гривенской системы лиманов и группы лиманов между рекой Кубань и рекой Протокой Восточного Приазовья в установленном порядке не присвоен особый статус особо охраняемых природных территорий, а также не установлены их границы и площадь.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод. В соответствии с пунктом 4 статьи 5 Водного кодекса РФ береговая линия (граница водного объекта) определяется для моря - по постоянному уровню воды, а в случае периодического изменения уровня воды - по линии максимального отлива; для канала - по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом.
Размер водоохранной зоны зависит от вида водного объекта и его протяженности.
Согласно пункту 18 статьи 65 Водного кодекса РФ порядок установления на местности границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос определяется Правительством РФ.
До настоящего времени сведения о границах водоохраной зоны, в которой, по мнению прокурора, расположен спорный земельный участок, не установлены, соответствующая информация в нарушение Постановления Правительства РФ от 10 января 2009 года №17 «Об утверждении Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов» не внесена в водный реестр, не установлены информационные знаки на протяжении водооранной зоны, в границах которой, расположен спорный земельный участок.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, обеспечивать полноту и аргументированность заявлений с представлением исчерпывающих доказательств.
В данном случае прокурором не представлены суду доказательства расположения спорного земельного участка, в границах водоохраной зоны водного объекта федерального значения.
Следовательно, оснований для признания указанного выше постановления администрации МО Приморско-Ахтарский район, договора аренды земельного участка и применении последствий ее недействительности ничтожной сделки не имеется, поэтому исковые требования удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
В иске Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к ФИО1, администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район о признании недействительным постановления администрации района, договора аренды земельного участка и применении последствий недействительности ничтожной сделки, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Приморско-Ахтарский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Ковешников В.И.