дело № 2-137/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Енисейск 10 июля 2017 г.
Енисейский районный суд Красноярского края в составе
председательствующего судьи Ларионовой Н.М.
при секретаре Толкушкиной Т.А.
с участием ответчика – ФИО2, его представителя по доверенности ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Военного прокурора – войсковая часть 56681, действующего в защиту интересов Российской Федерации в лице ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации к Семериченко ФИО18 о расторжении договора найма служебного жилого помещения, возложении обязанности сдать жилое помещение, выселении без предоставления другого жилого помещения, снятии с регистрационного учета,
УСТАНОВИЛ:
Военный прокурор - войсковая часть 56681 обратился в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации в лице ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации к ФИО2 о расторжении договора найма служебного жилого помещения, возложении обязанности сдать жилое помещение, выселении без предоставления другого жилого помещения, снятии с регистрационного учета.
Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ начальником ФГУ «Красноярская квартирно-эксплуатационная часть района» в нарушение действующего законодательства, с ФИО2 был заключен договор от ДД.ММ.ГГГГ№ найма служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. На момент вселения в указанное служебное жилое помещение, ФИО2 военную службу по контракту не проходил и не проходит в настоящее время, в трудовых отношениях с воинскими частями, дислоцированными в Енисейском (местном) гарнизоне не состоял и не состоит до настоящего момента.
Прокурорской проверкой в деятельности должностных лиц войсковой части 14058, ФГУ «Красноярская КЭЧ района» Министерства обороны РФ выявлены нарушения законодательства о сохранности федеральной собственности при предоставлении ФИО2 служебного жилого помещения.
Так, на момент вселения в служебное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, ФИО2 в трудовых отношениях с войсковой частью 14058 не состоял и не состоит до настоящего времени, а начальник
ФГУ «Красноярская КЭЧ района» при заключении с ФИО2 договора от ДД.ММ.ГГГГ№ найма служебного жилого помещения нарушил требования Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах
Российской Федерации, утвержденной приказом Минобороны России от ДД.ММ.ГГГГ№, действовавшей до ноября 2010 г.
С учетом действовавшего на тот период порядка признания нуждающимися в обеспечении жильем от Минобороны России, для получения соответствующего разрешения от собственника такого помещения, предусмотренного статьями 99 и
100 ЖК РФ, кандидатура ФИО2 жилищной комиссией войсковой части 14058, осуществлявшей полномочия жилищной комиссии гарнизона, рассматривалась, но принятое решение не соответствует требованиям действовавшего на тот период времени законодательства по порядку предоставления служебных жилых помещений гражданскому персоналу ВС РФ.
При этом единственным на тот момент времени уполномоченным органом Минобороны России по признанию военнослужащих нуждающимися в обеспечении жильем и заключении с ними договоров найма жилых помещений являлась
ФКУ «Красноярская КЭЧ района» Министерства обороны РФ. 01 апреля 2011 г. при присоединении федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, ФГУ «Красноярская квартирно-эксплуатационная часть района» Минобороны России передало имущество, документацию, а также все права и обязанности ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации.
В соответствии с вышеуказанным, ФИО2 не законно был вселен в служебное жилое помещение, по адресу: <адрес>, и до настоящего момента ФИО2 в нарушение действующего законодательства незаконно продолжает удерживать служебную квартиру, что подтверждается открытым финансово-лицевым счётом и периодичным внесением платы за коммунальные услуги и отсутствием акта о сдачи служебного жилого помещения.
ДД.ММ.ГГГГ начальником отделения (территориальное, г. Красноярск) ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны России, в адрес ФИО2 направлялось письменное уведомление об освобождении служебного жилого помещения Министерства обороны Российской Федерации (ДД.ММ.ГГГГ уведомление прибыло в место вручения). До настоящего времени указанное письмо ФИО2 не получено. Письменное уведомление о вручении ФИО2, либо возврате уведомления за истечением срока хранения в адрес начальника отделения (территориальное, <адрес>) ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны России не поступало.Добровольно возвратить незаконно полученное им жилое помещение в собственность
Российской Федерации и во владение МО РФ ответчик ФИО2 отказывается.
По изложенным основаниям, истец просит расторгнуть договор от ДД.ММ.ГГГГ№ найма служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, заключенный между наймодателем - ФКУ «Красноярская квартирно-эксплуатационная часть района» Минобороны России и нанимателем ФИО2; обязать ФИО2 сдать жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.; выселить ФИО2 из указанного жилого помещения без предоставления ему другого жилого помещения, а также снять ответчика с регистрационного учета по месту жительства по адресу: <адрес>.
09 января 2017 г. в адрес суда от третьего лица - войсковой части 14058, поступил отзыв на исковое заявление, врио командира войсковой части 14058, в котором просили удовлетворить требования к ФИО2 в полном объеме, по доводам, аналогичным доводам изложенным в исковом заявлении.
10 января 2017 г. в адрес суда поступил отзыв отделения ФКГУ «Центррегионжилье» МО РФ (территориальное г. Красноярск) на исковое заявление, в котором представитель начальника отделения ФИО5 указал, что постановлением администрации г. Енисейска Красноярского края от 14.07.2000 г. жилой <адрес>, расположенный на территории военного городка, признан служебным. Ответчик проходил военную службу с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; уволен с военной службы приказом командира войсковой части 32103 (по личному составу) от ДД.ММ.ГГГГ№ по истечении срока контракта о прохождении военной службы; исключён из списков личного состава воинской части приказом командира войсковой части 14058 (по строевой части) от ДД.ММ.ГГГГ№ с ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ работал в ФГУП «Российский научно-исследовательский институт космического приборостроения». ДД.ММ.ГГГГ между ФГУ «Красноярская КЭЧ района» Минобороны России, действующее от имени собственника жилого помещения и ответчиком заключён договор найма служебного жилого помещения №, на основании которого последнему предоставлено служебное жилое помещение по адресу: <адрес>. На момент вселения в указанное служебное жилое помещение ответчик военную службу в Вооружённых Силах Российской Федерации не проходил, в трудовых отношениях с воинскими частями Вооружённых Сил Российской Федерации не состоял и не состоит в настоящее время. На основании действовавшей в период заключения указанного выше договора найма жилого помещения Инструкции, утверждённой приказом Министра обороны Российской Федерации от 15.02.2000 г. № 80 (далее - Инструкция) жилые помещения в домах государственного, муниципального жилищного фонда, закрепляемые за Минобороны России, предоставлялись как военнослужащим, так и гражданам, состоящим в трудовых отношениях с воинскими частями непосредственно связанными с обслуживанием и эксплуатацией казарменно-жилищного фонда и коммунальных сооружений. Ни к одной из указанных категорий граждан ответчик в период заключения договора найма служебного жилого помещения не относился. Тем самым, при заключении указанного договора найма жилого помещения начальник ФГУ «Красноярская КЭЧ района» требования Инструкции нарушил. На основании пункта 35 Инструкции в целях правильного и экономного распределения жилых помещений в гарнизонах и воинских частях создавались жилищные комиссии. На основании пункта 37 Инструкции распределение поступающих в воинскую часть жилых помещений между военнослужащими производилось жилищной комиссией воинской части в порядке очерёдности исходя из времени принятия их на учёт и включения в списки нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий). На основании данных ФГУ «Красноярская КЭЧ района» ответчик принят на учёт нуждающихся в предоставлении служебного жилого помещения ДД.ММ.ГГГГ Снят с учёта ДД.ММ.ГГГГ в связи предоставлением служебного жилого помещения по адресу: <адрес> военный городок №, <адрес>. В последующем ответчик выехал из жилого помещения, которое установленным порядком не сдал. Сведения о признании ответчика нуждающимся в жилых помещениях после ДД.ММ.ГГГГ в отделении отсутствуют. Следовательно, жилищная комиссия приняла решение о предоставлении спорного жилого помещения гражданину, не состоящему на учёте нуждающихся в жилых помещениях и ответчик незаконно приобрёл право владения и пользования спорным жилым помещением. Спорное жилое помещение является федеральной собственностью, находится в оперативном управлении Министерства обороны Российской Федерации, передано на баланс ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации. На основании статьи 301 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник вправе истребовать своё имущество из чужого незаконного владения. В соответствии с частью 2 статьи 302 ГК РФ имущество, приобретённое безвозмездно, собственник имеет право истребовать во всех случаях. Начальником отделения (территориальное, г. Красноярск) ФГКУ «Центррегионжилье» в адрес ответчика направлялось письменное уведомление об освобождении жилого помещения Минобороны России. ДД.ММ.ГГГГ уведомление прибыло в место вручения. ДД.ММ.ГГГГ уведомление возвратилось в отделение с отметкой «истёк срок хранения». Данный факт свидетельствует об отказе ответчика освободить незаконно занимаемое им спорное жилое помещение. Ответчик обязан освободить занимаемое жилое помещение, но поскольку добровольно этого не сделал и не относится к категории лиц, которые не могут быть выселены из служебного жилого помещения без предоставления другого жилья, то он подлежит выселению без предоставления другого жилого помещения. В связи с тем, что ответчик занимает служебное жилое помещение Минобороны России в отсутствие законных оснований вселения, положения части 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) на него не распространяются. На основании части 1 статьи 35 ЖК РФ в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда. Следовательно, требования Минобороны России, о расторжении договора найма служебного жилого помещения, обязании сдать жилое помещение, о выселении без предоставления другого жилого помещения и снятии с регистрационного учёта обоснованы. На основании изложенного, просил исковое заявление военного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации, к Семериченко
ФИО19 о расторжении договора найма служебного жилого помещения, обязании сдать жилое помещение, о выселении без предоставления другого
жилого помещения и снятии с регистрационного учёта удовлетворить.
Представитель ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ ФИО4 в представленных в материалы дела пояснениях указала, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, предоставлено на основании договора найма служебного жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ на период трудовых отношений. В соответствии со ст. 102 ЖК РФ договор найма специализированного жилого помещения прекращается в связи с утратой (разрушением) такого жилого помещения или по иным предусмотренным настоящим Кодексом основаниям. В случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи (ст. 103 ЖК РФ). В силу ст. 104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной, должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения. Жилые помещения жилого фонда Вооружённых Сил Российской Федерации предназначены исключительно для обеспечения жильём (служебным или постоянным - по избранному месту жительства) военнослужащих. Обеспечение жилыми помещениями лиц гражданского персонала, иных граждан, не имеющих связи с Министерством обороны Российской Федерации, не является обязанностью Министерства обороны Российской Федерации, и такие граждане не имеют права проживать в жилых помещениях жилого фонда Вооружённых Сил Российской Федерации, за исключением случаев, когда жилые помещения предоставляются на основании договоров служебного найма на период работы в воинских частях и организациях Вооружённых Сил Российской Федерации. По изложенным основаниям, просила исковые требования военного прокурора – войсковая часть 56681, действующего в защиту интересов Российской Федерации в лице ФГКУ «Сибирское ТУИО» МО РФ, ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ к Семериченко ФИО20 – удовлетворить.
ДД.ММ.ГГГГ ответчиком ФИО2 представлены возражения на исковое заявление, в которых он возражал против удовлетворения заявленных требований. Указал, что он проходил воинскую службу в войсковой части 14058 с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г. в должности <данные изъяты>, в ДД.ММ.ГГГГ г. прекратил трудовые отношения в связи с выходом на пенсию. В период прохождения службы в ДД.ММ.ГГГГ г. ему было предоставлено служебное жилье – комната в общежитии, в ДД.ММ.ГГГГ г. служебная трехкомнатная квартира по адресу: <адрес>. Так как служебное жилье ему в собственность не могло быть предоставлено, то при оформлении его на пенсию, работодатель обязан был предоставить ему жилищный сертификат, так как ФИО2 выразил желание на участие в Федеральной целевой программе «Государственные жилищные сертификаты» и подлежал включению в список участников программы. До ДД.ММ.ГГГГ г. он был включен в перечень по отселению граждан из закрытых военных городков в составе семьи он, супруга и дети. Сертификат так и не был предоставлен по настоящее время. В ДД.ММ.ГГГГ г. после расторжения брака ответчик освободил квартиру по адресу: <адрес>, оставив квартиру жене и детям, а ему на основании решения жилищной комиссии взамен сданного жилого помещения была предоставлена однокомнатная квартира по адресу: <адрес>ДД.ММ.ГГГГ г., где он и проживает по настоящее время, оплачивает все коммунальные услуги. При предоставлении указанного жилья по решению жилищной комиссии с ним заключен договор служебного жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ, который действует по настоящее время. При этом ФИО2 указал, что состоит в трудовых отношениях с войсковой частью 14058 в должности <данные изъяты> АО «Российские космические системы» с ДД.ММ.ГГГГ г. и по настоящее время. Полагал, что не имеется оснований для его выселения, так как перечень причин для выселения без предоставления другого помещения согласно ст. 91 ЖК РФ является исчерпывающим. Полагал, что обрел право на жилье и в соответствии со ст. 40 Конституции РФ выселение его без предоставления другого жилого помещения незаконно.
21 февраля 2017 г. определением Енисейского районного суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ФГУП «Российский научно-исследовательский институт космического приборостроения».
В судебном заседании ответчик ФИО2, его представитель по доверенности от 21.02.2017 г. ФИО3, исковые требования не признали, просили отказать в их удовлетворении в полном объеме по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление. Дополнительно пояснили, что предоставление спорного жилого помещения в 2010 г. являлось законным и обоснованным, поскольку ответчик в указанный период времени, а также в настоящее время состоит в трудовых отношениях с ОАО «Российские космические системы», перед которым у Министерства обороны РФ, в силу заключенного государственного контракта, имеются обязательства по обеспечению работников ОАО «Российские космические системы», осуществляющих технический надзор, жилыми помещениями за плату на общих основаниях, что и было сделано в 2010 г., в связи с чем, оснований для расторжения договора найма служебного жилого помещения не имеется.
Военный прокурор – войсковая часть 56681, представители ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, надлежащим образом извещенные о дате и времени слушания дела, в судебное заседание не явились, ранее направляли ходатайства о рассмотрении настоящего дела в их отсутствие.
Третьи лица, войсковая часть 14058, АО «Российские космические системы», надлежащим образом извещенные о дате и времени слушания дела, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении слушания дела не заявляли, ранее заявляли ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие их представителя.
Суд, с учетом положений ст. 167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть настоящее дело при данной явке.
Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства, доводы и возражения сторон, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований ввиду следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 99 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) основанием предоставления специализированных жилых помещений гражданам является решение собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений.
При этом ч. 2 и 7 ст. 100 ЖК РФ предусмотрено заключение договора найма специализированного жилого помещения исключительно в письменной форме на основании решения о предоставлении такого помещения. Этой же статьей определены предмет, права и обязанности сторон по пользованию специализированным жилым помещением.
Согласно ст. 92 ЖК РФ, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся служебные жилые помещения. В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов.
В соответствии со ст. 93 ЖК РФ, служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Согласно действовавшей до ноября 2010 года Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Минобороны России от 15 февраля 2000 г. № 80 (далее - Инструкция), жилые помещения в домах государственного, муниципального жилищного фонда, закрепляемые за Министерством обороны, предоставляются военнослужащим и гражданскому персоналу ВС РФ.
Социальная гарантия, предусмотренная вышеперечисленными нормативными актами по обеспечению жилыми помещениями, как для постоянного проживания (в избранном после увольнения месте жительства), так на период трудовых отношений (военной службы), возложенная на Минобороны России, предусмотрена только для военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, и иных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба.
При этом служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
Граждане, обеспечиваемые служебными жилыми помещениями, заключают с Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) договор найма служебного жилого помещения. В указанном договоре определяется порядок предоставления служебного жилого помещения, пользования им и освобождения.
В соответствие с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. № 42 «Об утверждении правил отнесения жилых помещений к специализированному жилищному фонду и типовых договорах найма специализированных жилых помещений», жилищный договор прекращается наряду с иными основаниями и в случае окончания срока службы.
Согласно ст. 103 ЖК РФ, в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений.
По смыслу статей ЖК РФ допускается выселение граждан без предоставления другого жилого помещения в случае утраты, прекращения трудовых отношений, службы и так же имеются ограничения на выселение, но при определённых условиях.
В соответствии со ст. 301 ГК РФ, собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения. В соответствии с ч. 2 ст. 302 ГК РФ, имущество, приобретенное безвозмездно, собственник имеет право истребовать во всех случаях.
Согласно ч.1 ст. 288 ГК РФ собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением.
Положениями ст. 304 ГК РФ предусмотрено, что собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Как следует из материалов дела и установлено в ходе рассмотрения дела, ФИО2 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу; уволен с военной службы приказом командира войсковой части 32103 (по личному составу) от ДД.ММ.ГГГГ№ по истечении срока контракта о прохождении военной службы (на момент увольнения – начальник 174 отделения войсковой части 14058); исключён из списков личного состава воинской части приказом командира войсковой части 14058 (по строевой части) от ДД.ММ.ГГГГ№ с ДД.ММ.ГГГГ
В период прохождения службы в ДД.ММ.ГГГГ г. ФИО2 было предоставлено служебное жилье – комната в общежитии. ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 принят на учет нуждающихся в предоставлении служебного жилого помещения.
В ДД.ММ.ГГГГ г. ФИО2, его супруге ФИО6, его дочери ФИО7 на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ было предоставлено жилое помещение - служебная трехкомнатная квартира по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., в связи с чем ФИО2 был снят с учета нуждающихся в предоставлении жилого помещения.
Согласно выписке из домовой книги № от ДД.ММ.ГГГГ, финансово-лицевому счету №, выданному за номером 285 от ДД.ММ.ГГГГ в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, на регистрационном учете состояли ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ФИО6 с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО7 с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО8 с ДД.ММ.ГГГГ При этом, на момент получения выписки ДД.ММ.ГГГГ квартиросъемщиком являлась ФИО6 (супруга ответчика).
Судом из пояснений ответчика также установлено, что при выходе на пенсию в 2004 г. ФИО2 выразил желание на участие в Федеральной целевой программе «Государственные жилищные сертификаты» и подлежал включению в список участников программы. В подтверждение данного факта ответчиком в материалы дела были представлены оригиналы обязательств от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым, ФИО2 в связи с предоставлением жилой площади с помощью государственного жилищного сертификата в <адрес> принимает на себя обязательство занимаемую им жилую площадь из трех комнат общей площадью <данные изъяты> кв.м в <адрес> сдать в установленном действующим законодательством порядке и освободить указанную жилую площадь со всеми проживающими совместно с ним членами семьи в срок не позднее двух месяцев со дня получения свидетельства о собственности на квартиру (индивидуальный жилой дом), приобретенную с помощью государственного жилищного сертификата, а также не приватизировать с момента подписания настоящего обязательства. Командир войсковой части 14058 полковник ФИО9 обязуется предоставлять в соответствующие органы необходимые документы для получения с помощью государственного жилищного сертификата на приобретение жилья в <адрес> ФИО2 Начальник Красноярской КЭЧ подполковник ФИО10 обязуется принять от ФИО1 занимаемое ныне им жилое помещение в установленный настоящим обязательством срок. Обязательство подписано сторонами, а также совместно проживающей с ФИО2 супругой ФИО6 Также дано гарантийное обязательство ответчиком и членами его семьи о том, что в течение года, с момента получения жилищного сертификата, они обязуются сдать вышеуказанное жилое помещение.
С указанного времени по настоящее время жилищный сертификат не был предоставлен ответчику, что подтверждается ответом ФГКУ «Центррегионжилье» №нс от ДД.ММ.ГГГГ на обращение ФИО2 из которого следует, что в соответствии с пунктом 5 «б» Подпрограммы граждане, утратившие связь с Министерством обороны Российской Федерации и проживающие на территории закрытых военных городков отнесены к категории «граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков» и имеют право на переселение путем реализации государственного жилищного сертификата. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.10.2011 № 1779-р «О внесении изменений в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.06.2000 № 752-р», г. Енисейск-4 исключен из перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков. Переселение граждан из военных городков, которые утратили статус «закрытых» путем реализации государственного жилищного сертификата, действующим законодательством не предусмотрено. В связи с чем, ФИО2 не может быть обеспечен жилыми помещениями по категории граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков посредством реализации государственного жилищного сертификата. Вопрос его жилищного обеспечения подлежит разрешению органами местного самоуправления по месту жительства в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.
Из материалов дела также следует, что ДД.ММ.ГГГГ Врио командира части ФИО11 обратился к начальнику ФГУ Красноярская КЭЧ района с просьбой выделить служебное жилое помещение ФИО2 в связи с расторжением брака и невозможностью совместного проживания с бывшей супругой ФИО6
ДД.ММ.ГГГГ начальник домоуправления ФИО12 обратился к начальнику ФГУ Красноярская КЭЧ района с просьбой выделить служебное жилое помещение ФИО2 на период его работы в В/Ч 14058, в связи с большим количеством пустующего жилищного фонда в ЗГВ Енисейск-4.
На заседании жилищной комиссии войсковой части 14058 от ДД.ММ.ГГГГ было принято решение о предоставлении служебной жилой площади, однокомнатной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, ФИО2, на состав семьи из одного человека.
ДД.ММ.ГГГГ между ФГУ «Красноярская квартирно-эксплуатационная часть района» и ФИО2 был заключен договора найма служебного жилого помещения №, расположенного по адресу: <адрес>.
Как следует из содержания данного договора найма служебного жилого помещения, спорная квартира, являющаяся государственной собственностью, и находящаяся на праве оперативного управления у Красноярской КЭЧ района, предоставлена ФИО2 (нанимателю) Красноярской КЭЧ (наймодателем) на основании решения жилищной комиссии войсковой части 14058 от ДД.ММ.ГГГГ№, для временного в ней проживания, в связи с трудовыми отношениями с войсковой частью 14058. Данный договор заключен на период действия трудовых отношений ФИО2 с войсковой частью 14058.
Согласно выписке из домовой книги, выданной ООО «ГУЖФ» обособленное подразделение «Красноярский» в жилом помещении, расположенном по адресу:
<адрес>, ФИО2 состоит на регистрационном учете с ДД.ММ.ГГГГ
Согласно представленной МО МВД России «Енисейский» в материалы дела адресной справке ФИО2 состоит на регистрационном учете по адресу:
<адрес>. Из ответа на судебный запрос МУ МВД России по ЗАТО г. Железногорск Пункт полиции №2 (дислокация в г. Енисейске) следует, что ФИО2 в настоящее время фактически проживает в жилом помещении по адресу: <адрес>.
Из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и справки ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ подтверждено, что другого жилья в собственности, ФИО2 не имеет.
Согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ФИО2 войсковой частью 14058, ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ работал во ФГУП «РНИИ КП» в должности <данные изъяты> и являлся представителем промышленности в войсковой части 14058 <адрес> на постоянной основе.
Согласно справки от ДД.ММ.ГГГГ ФГУП «Российский научно-исследовательский институт космического приборостроения», на момент ее выдачи ФИО2 работал с ДД.ММ.ГГГГ во ФГУП «РНИИ КП» в должности <данные изъяты>
2 категории.
Согласно записям в трудовой книжке ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ принят на должность <данные изъяты> ФГУП «РНИИ КП», ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 переведен на должность <данные изъяты> ФГУП «РНИИ КП». ДД.ММ.ГГГГ начальником отдела кадров ФГУП «РНИИ КП» ФИО13 внесена запись о том, что ФИО2 работает в той же должности по настоящее время.
Согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 в войсковой части 14058 <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время военную службу по контракту не проходил, в качестве гражданского персонала войсковой части 14058 не числился. Согласно учетных данных отделения кадров войсковой части 14058, послужного списка ФИО2 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу в различных должностях в войсковой части 14058 и был уволен по истечении срока контракта о прохождении военной службы.
Обращаясь в суд с требованиями о расторжении договора найма служебного жилого помещения, заключенного с ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности сдать жилое помещение, выселении без предоставления другого жилого помещения, снятии с регистрационного учета, истец указывает на отсутствие правовых оснований для заключения данного договора, поскольку в указанный период ответчик ФИО2 в трудовых отношениях с войсковой частью 14058 не состоял и не состоит до настоящего времени, а начальник ФГУ «Красноярская КЭЧ района» при заключении с ФИО2 договора от 22.03.2010 № 58 найма служебного жилого помещения нарушил требования Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Минобороны России от 15 февраля 2000 г. № 80, действовавшей до ноября 2010 г., в связи с чем ответчику ФГКУ «Центррегионжилье» (отделение (территориальное г. Красноярск) было направлено уведомление № 07-8/2584от 07.11.2016 г., об освобождении служебного жилого помещения МО РФ, в 2-х недельный срок со дня получения уведомления, которое не было исполнено ответчиком добровольно.
Проверяя доводы истца о наличии между сторонами трудовых отношений, судом было установлено, что ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время выполняет работы постоянного технического надзора в войсковой части 14058, расположенной в <адрес>, что подтверждается справкой с места работы от ДД.ММ.ГГГГ и копией трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ФГУП «Российский научно-исследовательский институт космического приборостроения» и ФИО2, из которого следует, что последний был принят на работу на должность инженера-исследователя 3 категории в отдел 75 ФГУП «РНИИ КП», местом работы определено: <адрес>-4, в/ч 14058. В целях полного и объективного рассмотрения дела, судом к участию в деле в качестве третьего лица было привлечен работодатель ответчика ФГУП «Российский научно-исследовательский институт космического приборостроения».
В ответ на запрос 30 марта 2017 г. в адрес суда поступили письменные пояснения АО «Российские космические системы» о том, что в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, федеральными законами от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», на основании Указа Президента Российской Федерации от 25.04.2006 № 426 «Об открытом акционерном обществе «Российская корпорация ракетно-космического приборостроения и информационных систем», постановления Правительства Российской Федерации от 02.06.2006 № 347 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 25.04.2006 № 426 «Об открытом акционерном обществе «Российская корпорация ракетно-космического приборостроения и информационных систем», распоряжения Правительства Российской Федерации от 25.08.2006 № 1184-р, приказа Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 04.07.2006 № 159, распоряжений Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в городе Москве от 16.10.2009 № 2161 и от 29.12.2007 № 2166 путем преобразования ФГУП «РНИИ КП» было создано Открытое акционерное общество «Российская корпорация ракетно-космического приборостроения и информационных систем» (ОАО «Российские космические системы», которое является правопреемником ФГУП «РНИИ КП». На основании Федерального закона от 29.06.2015 № 210-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» ОАО «Российские космические системы» изменило наименование на Акционерное общество «Российская корпорация ракетно-космического приборостроения и информационных систем» (АО «Российские космические системы»). 09.10.2006 г. между «Федеральным государственным унитарным предприятием «Российский научно-исследовательский институт космического приборостроения» (ФГУП «РНИИ КП») и Семериченко ФИО21 заключен трудовой договор. ФИО2 принят на работу на должность <данные изъяты> в отдел 75. Место работы: <адрес>, в/ч 14058. В настоящее время ФИО2 занимает должность <данные изъяты> 75 АО «Российские космические системы». Место работы не изменилось. В должностные обязанности ФИО2 входит выполнение работ по организации эксплуатации закрепленной аппаратуры, техническому контролю, поиску и устранению неисправностей, проведение анализа технического состояния курируемых средств, участие в проведении рекламационной работы на объекте эксплуатации, участие в проведении доработок и модернизации аппаратуры, отслеживание соблюдения требований эксплуатационной документации при применении изделий по целевому назначению. Данные трудовые функции ФИО2 осуществляет на территории войсковой части 14058, расположенной по адресу: <адрес>-4. На протяжении многих лет ФГУП «РНИИ КП», а в последующем АО «Российские космические системы» непрерывно получает от Министерства обороны Российской Федерации государственный оборонный заказ для нужд Министерства обороны Российской Федерации на сервисное обслуживание (технический и авторский надзор) и обеспечение штатной эксплуатации оборудования Министерства обороны Российской Федерации, находящегося, в том числе, на территории войсковой части 14058. Так, в частности, в период с 2010 года заключены следующие государственные контракты: государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ № СО 1-04-10 (срок выполнения работ с 01.12.2009 по 25.11.2010) (далее - Контракт 1); государственный контракт от 26.02.2011 № Р/2/1/01К-11-ДОГОЗ (срок выполнения работ с 26.11.2010 по 25.11.2013) (далее - Контракт 2); государственный контракт от 30.12.2013
№ ЕП/1/03/Р/0794/2014(срок выполнения работ с 26.11.2013 по 25.11.2016) (далее - Контракт 3). Наименование, объем и место выполнения работ указаны в Годовых план-графиках, являющихся неотъемлемой частью указанных государственных контрактов. В настоящее время оформляется проект государственный контракт на очередной период, что подтверждается письмом Министерства обороны Российской Федерации от 23.11.2016 № 235/2/1/13349. При этом Годовые план-графики по выполнению государственного оборонного заказа утверждены Министерством обороны Российской Федерации и согласованы АО «Российские космические системы» в октябре 2016 г. Указанными контрактами предусмотрено, что представители Исполнителя (АО «Российские космические системы») обеспечиваются военной частью необходимыми для выполнения работ (услуг) техникой, транспортными средствами и подъемными механизмами, энергетическим и паросиловым оборудованием, штатно эксплуатационной документацией, служебными и складскими помещениями и мастерскими, штатными агрегатами, измерительной аппаратурой, приспособлениями и средствами связи и другими услугами в соответствии с пунктом 4.3 ГОСТ РВ 15.1.709-92 (абзац семнадцатый приложения № 4 к Контракту 1, абзац третий приложения 4 к Контракту 2, пункт 5.3.2 Контракта 3). Согласно пункту 4.3 Государственного стандарта Российской Федерации «Военная техника. Технический надзор предприятиями промышленности в процессе эксплуатации изделий» (ГОСТ РВ 15.1 709-92) воинская часть, участвующая в проведении технического надзора, должна обеспечивать специалистов предприятий жилыми помещениями за плату на общих основаниях. Разделом I указанного государственного стандарта предусмотрено, что требования данного стандарта являются обязательными для предприятий, организаций, объединений, министерств (ведомств) и других органов управления, имеющих прямое и (или) непосредственное отношение к проведению технического надзора предприятиями промышленности в процессе эксплуатации. В соответствии со статьями 4 и 6 Федерального закона от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» и подпункта «а» пункта 5 Положения о стандартизации в отношении оборонной продукции (товаров, работ, услуг) по государственному оборонному заказу, а также процессов и иных объектов стандартизации, связанных с такой продукцией, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.12.2016 № 1567, стандартизация в Российской Федерации основывается на принципе обязательности применения и исполнения требований документов по стандартизации в отношении оборонной продукции (товаров, работ, услуг) по государственному оборонному заказу. Таким образом, в сложившейся ситуации, а также принимая во внимание, что ФИО2 является жителем г. Енисейск, а не командированным в данную местность работником, на АО «Российские космические системы» законодательством в области государственного оборонного заказа, жилищным и трудовым законодательством не возложена обязанность по обеспечению работника жилым помещением в месте постоянной работы. Коллективным договором АО «Российские космические системы» на 2015-2018 годы также не установлено обязанности работодателя по жилищному обеспечению работников. Локальные нормативные акты АО «Российские космические системы» по вопросу жилищного обеспечения работников не принимались. ФИО2, непосредственно осуществляющий работы по указанным государственным контрактам на территории войсковой части 14058, правомерно был обеспечен учреждением Министерства обороны Российской Федерации жилым помещением по договору найма (т.е. за плату) на срок действия государственных контрактов. Неисполнение воинской частью обязательств по жилищному обеспечению работника АО «Российские космические системы», осуществляющие работы на объектах Министерства обороны Российской Федерации, может являться причиной неисполнения обязательств по государственному оборонному заказу. Также указали, что содержащийся в статьях 83 и 101 Жилищного кодекса Российской Федерации перечень оснований для расторжения договора найма служебного жилого помещения в судебном порядке является исчерпывающим, и не одно из них не явилось поводом для подачи искового заявления. Предоставленное ФИО2 жилое помещение продолжает находиться в федеральной собственности, не обременено правами третьих лиц и используется нанимателем по целевому назначению. Таким образом, заявленные истцом требования о расторжении договора от ДД.ММ.ГГГГ№ найма служебного жилого помещения, обязании сдать жилое помещение, выселении из жилого помещения, снятии с регистрационного учета по месту жительства не основаны на нормах материального и процессуального права, в связи с чем, АО «Российские космические системы» просит суд отказать Военному прокурору - войсковая часть 56681 в удовлетворении заявленных исковых требований.
Согласно приложению № 4 к контракту от 15 марта 2010 г., заключенному между Министерством обороны РФ (заказчик) и ФГУП «РНИИ КП» (исполнитель), представители исполнителя обеспечиваются воинской частью необходимыми для выполнения работ (услуг) техникой, транспортными средствами и подъемными механизмами, энергетическим и паросиловым оборудованием, штатно эксплуатационной документацией, служебными и складскими помещениями и мастерскими, штатными агрегатами, измерительной аппаратурой, приспособлениями и средствами связи и другими услугами в соответствии с пунктом 4.3 ГОСТ РВ 15.1.709-92, аналогичные положения содержатся в государственном контракте от 26 февраля 2011 г., 30 декабря 2013 г.
В соответствии с пунктом 4.3 ГОСТ РВ 15.1.709-92 воинская часть, участвующая в проведении технического надзора должна организовывать доставку специалистов (бригад) предприятий до места расположения (дислокации в/ч), базирования изделий в случае отсутствия регулярного транспортного сообщения, обеспечивать жилыми помещениями, питанием, бытовыми услугами и автотранспортом за плату на общих основаниях, а также предоставлять необходимые помещения, площади для выполнения мероприятий (работ) по техническому надзору.
Учитывая, что в ходе рассмотрения дела достоверно установлен факт осуществления ответчиком с 09 октября 2006 г. по настоящее время работы постоянного технического надзора в войсковой части 14058, расположенной в <адрес>, что подтверждается справкой с места работы от ДД.ММ.ГГГГ и копией трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ, суд, оценив в совокупности все вышеизложенные обстоятельства, приходит к выводу о том, что в силу сложившихся отношений между Министерством обороны РФ и АО «Российские космические системы» (ранее ФГУП «РНИИ КП»), на основании государственных контрактов и трудовых отношений между ответчиком и АО «Российские космические системы», ФИО2 имел право на обеспечение в 2010 г. жилым помещением по договору найма служебного жилого помещения, как лицо, осуществляющее технический надзор за оборудованием в/ч 14058 в рамках договорных отношений между ФГУП «РНИИ КП» и Министерством обороны РФ, на период действия государственных контрактов и трудовых отношений, а поскольку договорные отношения на настоящий момент между АО «Российские космические системы» и Министерством обороны РФ, а также трудовые отношения между АО «Российские космические системы» и ФИО2 не прекращены, последний не утратил право пользования спорным жилым помещением.
Принимая во внимание, что требования истца о расторжении договора найма служебного жилого помещение основано только на отсутствии трудовых отношений с войсковой частью 14058, иных оснований, которые бы могли повлечь право истца на расторжение в одностороннем порядке договора найма служебного жилого помещения, истцом не приведено, суд приходит к выводу о наличии у ответчика права на проживание в спорном жилом помещении в период действия государственных контрактов и трудовых отношений с АО «Российские космические системы», в связи с чем не усматривает оснований для удовлетворения заявленных требований.
При этом суд считает необходимым отменить, что факт указания в договоре найма служебного помещения на его предоставление ввиду наличия трудовых отношений с в\ч 14058, не может являться безусловным основанием для расторжения договора найма и выселении ответчика без предоставления другого жилого помещения, при наличии у него права на предоставление жилого помещения на основании договора найма, по иным основаниям, в данном случае, связанным с исполнением трудовых обязанностей в АО «Российские космические системы».
Конституционное право граждан на жилище, как отмечается в преамбуле к Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации).
Как следует из ответа на судебный запрос № 09-06/1487 от 27.06.2017 г., в котором ФГКУ «Центррегионжилье» (отделение (территориальное <адрес>) ФИО2, указало, что на учете нуждающихся в предоставлении жилых помещений в отделении (территориальное, <адрес>) Федерального государственного казенного учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации ответчик не состоит, сведения о предоставлении ФИО2 государственного жилищного сертификата в отделении (территориальное, <адрес>) Федерального государственного казенного учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации отсутствуют. Из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и справки ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ следует, что другого жилья в собственности, ФИО2 не имеет. Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что спорное жилое помещение является для ответчика единственным жилым помещением.
Ранее предоставленное ответчику и его семье жилое помещение по адресу:
<адрес>, на основании решения Енисейского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ было передано в собственность супруге ответчика ФИО15 и несовершеннолетним ФИО8 и ФИО14 в порядке приватизации по 1/3 доли каждому. При этом из решения суда следует, что ФИО2 отказ от участия в приватизации не писал. О рассмотрении данного дела был извещен в телефонном режиме, сказал, что не возражает против удовлетворения требований.
С учетом изложенного, руководствуясь положениями ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Военного прокурора – войсковая часть 56681, действующего в защиту интересов Российской Федерации в лице ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации к Семериченко ФИО22 о расторжении договора найма служебного жилого помещения, возложении обязанности сдать жилое помещение, выселении без предоставления другого жилого помещения, снятии с регистрационного учета, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, через Енисейский районный суд Красноярского края путем подачи апелляционной жалобы.
Председательствующий Н.М. Ларионова
мотивированное решение изготовлено 21 июля 2017 г.
Судья Н.М. Ларионова