УИД 32RS0010-01-2020-000010-64
Дело № 2-137/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 марта 2020 года г. Жуковка Брянской области
Жуковский районный суд Брянской области в составе председательствующего Арестовой О.Н.,
при секретаре Фединой С.С.,
с участием: истца - ФИО1, представителя ответчика государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Жуковском муниципальном районе Брянской области (межрайонное) (далее - УПФР в Жуковском муниципальном районе Брянской области (межрайонное) - ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к государственному учреждению - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Жуковском муниципальном районе Брянской области (межрайонное) о возложении обязанности включить в страховой стаж период прохождения военной службы по контракту, произвести перерасчет размера страховой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с указанным иском, ссылаясь, что с ДД.ММ.ГГГГ является получателем страховой пенсии. В связи с тем, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу по контракту в частях Балтийского флота Вооруженных Сил СССР, дислоцировавшихся в Эстонской ССР, ДД.ММ.ГГГГ обратился в УПФР в Жуковском муниципальном районе Брянской области (межрайонное) с заявлением о включении в страховой стаж данного периода и о перерасчете страховой пенсии. Ответчиком в перерасчете страховой пенсии было отказано, так как данный период был рассмотрен как период работы на территории Эстонской Республики, а не на территории Российской Федерации. Полагает, что спорный период подлежит включению в страховой стаж для перерасчета страховой пенсии по старости как период работы на территории Российской Федерации.
Ссылаясь на данные обстоятельства, истец просил суд, возложить на УПФР в Жуковском муниципальном районе Брянской области (межрайонное) обязанность включить в общий страховой стаж ФИО1 периоды трудовой деятельности, то есть военной службы в частях Балтийского флота Вооруженных Сил СССР в войсковой части 26829, место дислокации о. Найссаар Эстонской ССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и в войсковой части 27033, место дислокации г. Таллин Эстония с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, как периоды работы на территории Российской Федерации; произвести перерасчет размера страховой пенсии по старости с учетом данного периода, с момента обращения в УПФР в Жуковском муниципальном районе Брянской области (межрайонное) - ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании ФИО1 исковые требования поддержал, пояснил суду, что периоды его трудовой деятельности до распада СССР в декабре 1991 года, не могут рассматриваться как периоды деятельности за границей, эти периоды относятся к российскому страховому стажу. Указал, что на постоянное место жительство на территорию Эстонии он не выезжал. Его занятость в спорные периоды осуществлялась в войсковых частях Балтийского флота Вооруженных Сил СССР с дислокацией в Эстонской ССР. Все архивные документы за эти периоды находятся на хранении в Центральном архиве Военно-Морского Флота Министерства Обороны РФ, которые подтверждают факт его работы и получение им заработной платы в спорные периоды именно от Министерства обороны РФ (РСФСР). Несмотря на то, что войсковые части, дислоцировались на территории Эстонской ССР (Эстонии), на них распространялась юрисдикция СССР, а в дальнейшем РСФСР. На военную службу он был направлен не Эстонским государством, а Министерством обороны СССР, что позволяет сделать вывод о приобретении им стажа на территории СССР (РСФСР). Полагает, что в соответствии с действующим законодательством, международными актами, он имеет право на пенсионное обеспечение по старости наравне с другими гражданами Российской Федерации. Просил суд удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика ФИО2, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ№, сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ, которой предусмотрены все полномочия стороны по делу, исковые требования не признал. Пояснил, что истцу было отказано во включении в страховой стаж спорных периодов, поскольку в соответствии с Договором заключенным между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 14.07.2011 каждая Договаривающаяся страна назначает и исчисляет пенсию за страховой (трудовой) стаж, приобретенный на ее территории. Вопрос об учете спорных периодов при установлении Российской пенсии по Договору с Эстонией решается в зависимости от места прохождения военной службы. Согласно военному билету, ФИО1 призывался на военную службу Жуковским райвоенкоматом Брянской области. Однако в спорные периоды проходил военную службу в войсковых частях, дислоцировавшихся на территории Эстонии, а не на территории Российской Федерации. В этой связи учесть спорные периоды, как стаж, имевший место на территории Российской Федерации (РСФСР), при исчислении размера страховой пенсии по российскому законодательству не представляется возможным. Указал, что включение спорного периода повлечет увеличение размера страховой пенсии истца.
Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется ст. 39 Конституции Российской Федерации. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Положения ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. ст. 18, 19, ч. 1 ст. 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
В соответствии с письмом Минсоцзащиты Российской Федерации от 31.01.1994 № 1-369-18 «О пенсионном обеспечении граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств, ранее входивших в состав СССР» пенсионное обеспечение граждан, прибывших на территорию России из государств, не являющихся участниками Соглашения от 13.03.1992 «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» (в том числе Эстонская Республика) производится в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. При назначении пенсий гражданам, прибывшим на территорию России из государств, не являющихся участниками Соглашения от 13.03.1992, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 01.12.1991.
Положениями ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом (ч. 2). В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации (ч. 3).
Согласно ч. 3 ст. 36 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
В силу с п. 1 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитывается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» (далее – Закон РФ от 12.02.1993 № 4468-1).
Согласно п. «а» ст. 1 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1, условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств …; лиц офицерского состава, прапорщиков и мичманов, проходивших военную службу в Вооруженных Силах, войсках и органах Комитета государственной безопасности, внутренних и железнодорожных войсках, других воинских формированиях бывшего Союза ССР….
14.07.2011 между Российской Федерацией и Эстонской Республикой был заключен Договор о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения, ратифицированный Российской Федерацией Федеральным законом от 31.01.2012 № 1-ФЗ и вступивший в силу с 01.04.2012 (временно применялся с 16.10.2011) (далее - Договор).
Данный Договор применяется к лицам, проживающим на территориях Договаривающихся Сторон и являющимся их гражданами или лицами без гражданства, на которых распространяется или ранее распространялось действие законодательства каждой из Договаривающихся Сторон в соответствии со ст. 2 Договора (ст. 3).
В соответствии с п. 1 ст. 5 Договора при назначении пенсии в соответствии с настоящим Договором учитываются периоды пенсионного стажа, приобретенные на территориях Договаривающихся Сторон, в том числе на территориях бывших РСФСР и ЭССР.
Каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет размер пенсии, соответствующий пенсионному стажу, приобретенному на ее территории, согласно положениям своего законодательства. Периоды пенсионного стажа, приобретенные на территории бывшего СССР, кроме территорий бывших РСФСР и ЭССР, не учитываются при определении размера пенсии (п. 1 ст. 6 Договора).
В соответствии с п. 3 ст. 5 Договора, если право на назначение пенсии на основании законодательства одной Договаривающейся Стороны возникает в результате суммирования пенсионного стажа, приобретенного на основании законодательства обеих Договаривающихся Сторон, то при определении права на пенсию согласно законодательству Договаривающихся Сторон и при конвертации пенсионных прав согласно законодательству Российской Федерации учитывается пенсионный стаж, приобретенный на территории обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения. Если право на пенсию не возникает в результате трудовой деятельности по определенной специальности, или на определенной должности, или в определенных условиях, то пенсионный стаж, приобретенный на территориях Договаривающихся Сторон, суммируется как общий пенсионный стаж.
Порядок зачета в стаж периода военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации в войсковых частях, дислоцированных на территории Эстонской республики нормами Договора не урегулирован.
Как следует из материалов дела, истец с ДД.ММ.ГГГГ является получателем страховой пенсии (л.д. 53).
19.11.2019 обратился в УПФР в Жуковском муниципальном районе Брянской области (межрайонное) с заявлением о перерасчете страховой пенсии по старости, с учетом периода с 05.11.1981 по 12.02.1991 служба по контракту в частях Балтийского флота Вооруженных Сил СССР, дислоцировавшихся в Эстонской ССР, за периоды до 01.01.2015 в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (за счет изменения сумм расчетного пенсионного капитала), в связи с предоставлением документов о стаже и заработке до 01.01.2002 (л.д. 10, 12).
Решением УПФР в Жуковском муниципальном районе Брянской области (межрайонное) от 22.11.2019 в перерасчете страховой пенсии отказано, поскольку в спорные периоды ФИО1 проходил военную службу в войсковых частях, дислоцировавшихся на территории Эстонии, а в соответствии с Договором каждая Договаривающаяся страна назначает и исчисляет пенсию за страховой (трудовой) стаж, приобретенный на ее территории. В этой связи учесть спорные периоды, как стаж, имевший место на территории Российской Федерации (РСФСР), при исчислении размера страховой пенсии по российскому законодательству не представляется возможным (л.д. 10).
При разрешении исковых требований ФИО1 судом установлено, что 23.10.1981 истец призван в Вооруженные Силы Жуковским райвоенным комиссариатом Брянской области (л.д. 13об.).
Из архивных справок, выданных филиалом архива Военно-Морского Флота ФГКУ «Центральный архив» от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ следует, что приказом командира войсковой части 26829 Балтийского флота от ДД.ММ.ГГГГ№ прапорщик ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения с ДД.ММ.ГГГГ зачислен, а с ДД.ММ.ГГГГ, приказом командира той же части от ДД.ММ.ГГГГ№ исключен из списков личного состава части, и всех видов обеспечения, выплачено единовременное денежное вознаграждение, предусмотренное приказом МО СССР № 0205 от 1982г.».
Приказом командира войсковой части 27033 Балтийского флота от ДД.ММ.ГГГГ№ прапорщик ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ зачислен в списки личного состава части и на все виды обеспечения». Приказом командира той же части от ДД.ММ.ГГГГ№ ФИО1 уволенный приказом Командующего Балтийского флота от ДД.ММ.ГГГГ№ ПМ в запас с ДД.ММ.ГГГГ исключен из списков личного состава, всех видов обеспечения (л.д. 23, 50, 51).
Согласно дислокационным спискам соединений, частей, кораблей, учреждений Балтийского флота войсковая часть 26829 в 1981-1987 гг. дислоцировалась - о. Найссаар (Эстонская ССР, СССР); войсковая часть 27033 в 1987-1991 гг. - г. Таллин (Эстонская ССР, СССР (л.д. 50, 51).
Архивными справками, выданными ФГКУ Центральным архивом архивным отделом на Балтийском флоте от ДД.ММ.ГГГГ подтверждено, что ФИО1, проходя службу по контракту в войсковой части 26829 в период с декабря 1981 года по декабрь 1987 года, включительно, в войсковой части 27033 в период с января 1988 года по январь 1991 года, включительно получал денежное довольствие (л.д. 24-27).
В спорный период истец был награжден медалью «За безупречную службу III степени» именно Министром Обороны СССР и юбилейной медалью «70 лет вооруженных сил СССР» от имени Президиума Верховного Совета СССР (л.д. 28-29).
Из трудовой книжки ФИО1 следует, что в спорный период он в Эстонии трудоустроен не был. После увольнения в запас, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в качестве строителя в кооперативном предприятии «Кревите» г. Таллин Эстонская Республика (л.д. 55-57).
Согласно формуляру о пенсионном стаже ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 43), уведомлений от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 52), от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 42), выданных Департаментом социального страхования Эстонской Республики, адресованных отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Брянской области, Эстонская Республика признает право истца на назначение и выплату части пенсии за счет средств Эстонской Республики за страховой стаж, приобретенный им на ее территории, лишь продолжительностью 0 года 9 месяцев 26 дней с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, работа строителем кооперативного предприятия «Кревите», г. Таллин, Эстонская республика, право на пенсию по возрасту у ФИО1 возникает в возрасте 63 года и 9 месяцев. При этом спорный период военной службы ФИО1 в пенсионный стаж по законодательству Эстонской республики не включен.
Доводы представителя ответчика о том, что спорный период не может быть включен в страховой стаж истца по российскому законодательству, в связи с тем, что войсковые части, в которых он проходил военную службу по контракту дислоцировались на территории Эстонии, а не на территории Российской Федерации, судом отклоняются, поскольку из материалов дела следует, что войсковые части, в которых истец проходил действительную военную службу, находились под юрисдикцией СССР.
Указом Президента Российской Федерации от 27.01.1992 № 52 «О переходе Северо-Западной группы войск и Балтийского флота под юрисдикцию Российской Федерации» Северо-Западная группа войск и Балтийский флот переведены под юрисдикцию Российской Федерации с подчинением главнокомандующему Вооруженными Силами СНГ (п. 1); установлено, что финансирование деятельности Северо-Западной группы войск и Балтийского флота осуществляется за счет бюджета Российской Федерации (п. 2).
Согласно ст. 17 Закона Российской Федерации от 24.09.1992 № 3531-1 «Об обороне» дислокация войск и сил флота осуществляется в соответствии с задачами обороны и социально-экономическими возможностями регионов Российской Федерации.
План дислокации войск и сил флота разрабатывается Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации при согласовании с Правительством Российской Федерации, органами государственного управления республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга и утверждается Президентом Российской Федерации по представлению министра обороны Российской Федерации.
Передислокация войск и сил флота в пределах территорий, выделенных в пользование Министерству обороны Российской Федерации, осуществляется Министром обороны Российской Федерации по согласованию с соответствующими органами государственной власти и управления, а в составе от соединения и выше - с разрешения Президента Российской Федерации.
Дислоцирование войск и сил флота за пределами Российской Федерации допускается только с санкции Верховного Совета Российской Федерации.
Таким образом, дислокация - это размещение воинских частей (объединений, соединений) Вооруженных Сил Российской Федерации, учреждений, военно-учебных заведений в отведенных для них местах (военных городках, лагерях, населенных пунктах и т.д.) в мирное время (а в военное время - также на фронте).
Спорные периоды трудовой деятельности истца до распада СССР в декабре 1991 года (декларация Верховного Совета СССР от 26.12.1991), когда не существовало самостоятельного Эстонского государства, не могут рассматриваться как периоды деятельности за границей, эти периоды относятся к страховому, а также и к общему страховому стажу, предусмотренным Российским законодательством.
ФИО1 на постоянное место жительства на территорию Эстонии не выезжал, все войсковые части Балтийского флота в настоящий момент переданы под юрисдикцию Российской Федерации, все архивные документы по личному составу за спорные периоды находятся на хранении в Центральном архиве Военно-Морского Флота Министерства Обороны РФ, которые подтверждают факт работы истца и получения им заработной платы.
Также, при разрешении настоящего спора имеет значение правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, изложенная в постановлении от 29.01.2004 № 2-П, согласно которой ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. ст. 18, 19, ч. 1 ст. 55 Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность, стабильность законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли предвидеть последствия своего поведения, а также сохранить возникшее на основе действующего законодательства право.
Периоды службы в Вооруженных Силах СССР и в Вооруженных Силах Российской Федерации подлежали включению в общий трудовой (страховой) стаж, как до установления нового правового регулирования, так и в соответствии с ранее действовавшими нормами (ст. ст. 89, 90 Закона Российской Федерации № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», пп. «к» п. 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 № 590). Ни законодательством СССР, ни действующим в настоящее время законодательством Российской Федерации право на включение в стаж периода военной службы не ставилось в зависимость от места прохождения такой службы.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что спорный период подлежит зачету в страховой стаж истца, учитываемый при расчете размера страховой пенсии на основании Российского законодательства, а также подлежит перерасчету размер страховой пенсии по старости с учетом этого периода.
При этом суд спорный период определяет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, так как данный период соответствует начислению и получению денежного довольствия ФИО1, что стороной истца не оспаривалось.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 23 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.
Поскольку ФИО1 обратился в УПФР в Жуковском муниципальном районе Брянской области (межрайонное) с заявление о перерасчете размера страховой пенсии по старости ДД.ММ.ГГГГ, то, с учетом положений п. 2 ч. 1 ст. 23 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» право на указанный перерасчет у истца возникло с ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск ФИО1 к государственному учреждению - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Жуковском муниципальном районе Брянской области (межрайонное) о возложении обязанности включить в страховой стаж период прохождения военной службы по контракту, произвести перерасчет размера страховой пенсии по старости – удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Жуковском муниципальном районе Брянской области (межрайонное) включить в общий страховой стаж ФИО1 периоды трудовой деятельности, то есть военной службы в частях Балтийского флота Вооруженных Сил СССР в войсковой части 26829, место дислокации о. Найссаар Эстонской ССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и в войсковой части 27033, место дислокации г. Таллин Эстония с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, как периоды работы на территории Российской Федерации.
Обязать Государственное учреждение - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Жуковском муниципальном районе Брянской области (межрайонное) произвести перерасчет страховой пенсии по старости с учетом трудовой деятельности, то есть военной службы в частях Балтийского флота Вооруженных Сил СССР в войсковой части 26829, место дислокации о. Найссаар Эстонской ССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и в войсковой части 27033, место дислокации г. Таллин Эстония с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с момента возникновения права, а именно с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Жуковский районный суд Брянской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято 06.03.2020.
Председательствующий О.Н. Арестова