ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-137/20 от 08.06.2020 Михайловского районного суда (Амурская область)

Дело № 2-137/2020

УИД 28RS0013-01-2020-000208-90

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Поярково 08 июня 2020 года

Михайловский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Ершовой К.В.,

при секретаре Паньковой А.С.,

с участием:

помощника прокурора Михайловского района Мартынюка А.С.,

представителя ответчика ГАУ АО «ПЦСУ «Доверие» ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Михайловского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Государственному автономному учреждению Амурской области «Поярковский центр содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки и сопровождения замещающих семей «Доверие» о возложении обязанностей по устранению нарушений законодательства о противодействии терроризму,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Михайловского района, действуя в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с исковыми требованиями к Государственному автономному учреждению Амурской области «Поярковский центр содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки и сопровождения замещающих семей «Доверие» в обоснование которых указано, что прокуратурой Михайловского района проведена проверка исполнения требований законодательства о противодействии терроризму, в том числе антитеррористической защищенности ГАУ АО ПЦССУ «Доверие». В ходе проверки установлено, что мероприятия по антитеррористической защищенности ГАУ АО ПЦССУ «Доверие» в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.05.2016 № 410 (ред. от 07.02.2018) «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» в полной объеме не выполняются, а именно: объект (территория) не оснащен инженерно-техническими средствами и системами охраны и (или) обеспечение охраны объекта (территории) путем привлечения сотрудников охранных организаций. Не своевременное выявление фактов нарушения пропускного и внутриобъектового режимов, попыток проноса и провоза запрещенных предметов (радиоактивных, взрывчатых, отравляющих веществ, оружия, боеприпасов, наркотических й других опасных предметов и веществ) на объект (территорию). Вышеуказанные нарушения не способствуют соблюдению требований законодательства о противодействии терроризму, основных принципов о приоритете мер профилактики терроризма, защите прав и свобод человека и гражданина. В результате чего цели, задачи и принципы законодательства Российской Федерации о противодействии терроризму не достигаются, создается угроза безопасности неопределенного круга лиц, не обеспечивается защищенность ГАУ ДО ПЦССУ «Доверие». Безопасное функционирование образовательной организации возможно только с соблюдением требований норм антитеррористической защищенности, что будет гарантировать безопасность находящихся там лиц.. Поскольку вышеуказанными нарушениями создается угроза безопасности неопределенного круга лиц и не обеспечивается защищенность заявленного образовательного учреждения, в связи с чем, прокурор просил обязать ответчика устранить нарушения закона, путем: установки шлагбаума на въезде на территорию учреждения; обеспечить пропускной пункт (пост вахтёра, охраны) ручным стационарным или ручным металоискателем; модернизировать имеющейся систему видеонаблюдения, обеспечив полный (100%) видео контроль, со всех сторон территории и здания, обеспечивающими круглосуточную видеофиксацию, с соответствием зон обзора видеокамер целям идентификации и (или) различия (распознания), архивирование и хранение данных в течение одного месяца.

В судебном заседании помощник прокурора Михайловского района Мартынюк А.С. на удовлетворении исковых требований настаивал в полном объеме по доводам иска.

Представитель ответчика ГАУ АО «ПЦСУ «Доверие» ФИО1, действующая на основании доверенности, в судебном заседании, не оспаривала наличие выявленных в ходе проведения прокурорской проверки требований законодательства о противодействии терроризму, вместе с тем указала, что на устранение выявленных нарушений министерством социальной защиты населения Амурской области ГАУ АО «ПЦСУ «Доверие» выделено более 300 тыс. руб., в целях освоения которых, в настоящее время заключен договор на выполнение работ по монтажу требуемого шлагбаума, работы по установке которого временно приостановлено в связи с введением в ГАУ АО «ПЦСУ «Доверие» карантина по причине угрозы распространения коронавирусной инфекции на территории Михайловского района. Также указав, что после снятия всех ограничительных мер, работы по устранению нарушений будут продолжены. В связи с чем, просила с учетом данных обстоятельств, предоставить ГАУ АО «ПЦСУ «Доверие» разумный срок для их устранения.

Заслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Проверяя законность и обоснованность заявленных требований, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 2 и ст. 45 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита его прав и свобод - обязанностью государства.

Согласно п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании в РФ) образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

На основании ч. 2 ст. 41 Закона об образовании в РФ организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.

В п. 8 ч. 1 ст. 41 Закона об образовании в РФ закреплено, что охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

В силу п. 2, 15 ч. 3 ст. 28 Закона об образовании в РФ к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, а также создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.

Кроме того, ч. 7 ст. 28 Закона об образовании в РФ устанавливает, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Согласно постановлению Правительства РФ от 04.05.2008 № 333 «О компетенции федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, в области противодействия терроризму» Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Министерство просвещения Российской Федерации в соответствии со своей компетенцией в установленной сфере деятельности разрабатывают и обеспечивают реализацию комплекса мер, направленных на противодействие идеологии терроризма, пропаганде его идей, распространению материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности.

Указом Президента РФ от 15.05.2018 № 215 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» Министерство образования и науки Российской Федерации преобразовано в Министерство просвещения Российской Федерации и Министерство науки и высшего образования Российской Федерации с передачей указанным Министерствам соответствующих функций.

Также суд принимает во внимание положения ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее - Закона о противодействии терроризму), по которым противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, системного и комплексного использования политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых и иных мер противодействия терроризму, а также приоритета предупреждения терроризма.

Согласно ч. 3.1 ст. 5 Закона о противодействии терроризму юридические лица обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.

В соответствии с п.п. 6, 4 ст. 5.2. Закона о противодействии терроризму органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; осуществляют иные полномочия по решению вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений.

В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о противодействии терроризму противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

По смыслу пп. д. п. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утв. Президентом РФ 05.10.2009, основными задачами противодействия терроризму являются обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.

Общегосударственная система противодействия терроризму призвана обеспечить проведение единой государственной политики в области противодействия терроризму и направлена на защиту основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение национальной безопасности Российской Федерации. Субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму, негосударственные организации и объединения, а также граждане, оказывающие содействие органам государственной власти и органам местного самоуправления в осуществлении антитеррористических мероприятий.

Постановлением Правительства РФ от 13.05.2016 № 410 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» регламентирован комплекс мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - объекты (территории), включая вопросы инженерно-технической укрепленности этих объектов (территорий), их категорирования, контроля за выполнением настоящих требований и разработки паспорта безопасности объектов (территорий).

В силу п. 15 Требований антитеррористическая защищенность объектов (территорий) независимо от их категории опасности обеспечивается, в частности, путем осуществления комплекса мер, направленных: на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); на выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях); на минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы их совершения; на обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории) и иных документах объекта (территории), в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объекта (территории); на выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений.

В целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) Требования, предписывают необходимость оснащения объекта (территории) инженерно-техническими средствами и системами охраны и (или) обеспечение охраны объекта (территории).

Выполнение указанных обязанностей направлено на обеспечение безопасности лиц, пребывающих в учреждении, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данные меры являются профилактическими и направлены на противодействие террористической деятельности.

Согласно представления об устранении нарушений закона о противодействии терроризму от 10.12.2019 года, вынесенное прокурором Михайловского района Амурской области директору ГАУ АО ПЦССУ «Доверие» ФИО2, выявленные нарушения стали возможными ввиду грубого нарушения ГАУ АО ПЦССУ «Доверие» требований законодательства о противодействии терроризму.

Из ответа ГАУ АО ПЦССУ «Доверие» на представление об устранении нарушений закона о противодействии терроризму от 10.12.2019 года, вынесенное прокурором Михайловского района Амурской области следует, что представление рассмотрено. Во исполнение информации и соблюдение закона о противодействии терроризму приняты меры к устранению выявленных нарушений и недопущению подобного в дальнейшей деятельности. Осмотр территории ГАУАО ПЦССУ «Доверие» на предмет наличия посторонних и подозрительных предметов проводятся дежурным администратором, заведен Журнал. Заведен Журнал осмотра территорий с целью обнаружения посторонних лиц и подозрительных предметов в ночное время, осмотр проводят сторожа. Составлен и утвержден План тренировки по обеспечению безопасности и своевременной эвакуации детей, работников и посетителей, имеются акты проведения тренировок. Подана заявка на дополнительные средства в МСЗН АО для приобретения специализированных средств обнаружения запрещенных предметов (в том числе металлоискатель).

Исходя из акта проверки от 06.12.2019 года проведенной в отношении ГАУ АО ПЦССУ «Доверие» установлены следующие обстоятельства: паспорт безопасности не актуализирован, в части оснащения объекта дополнительными системами наружного и внутреннего видеонаблюдения, а также дополнительного освещения территории (объекта). Паспорт безопасности хранится в свободном доступе от посторонних лиц. Не разработан и не утвержден план по антитеррористической защищенности на 2019 год. Инструкции по антитеррористической защищенности два или более раз в год не проводятся с работниками. Осмотр территории на наличие посторонних и подозрительных предметов работниками не проводится. В ночное время осмотр территории ответственными лицами не проводились в целях выявления посторонних и остальных предметов. Тренировки по безопасности и своевременной эвакуации работников и посетителей из зданий и сооружений не проводятся.

Так, судом установлено, что прокуратурой Михайловского района проведена проверка исполнения требований законодательства о противодействии терроризму, в том числе антитеррористической защищенности объектов ГАУ АО ПЦССУ «Доверие», в ходе которой было выявлено, что по адресу: <...>, расположено Государственное автономное Учреждение Амурской области «Поярковский центр содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки и сопровождения замещающих семей «Доверие» (далее - ГАУ АО ПЦССУ «Доверие»). В ходе проверки установлено, что мероприятия по антитеррористической защищенности ГАУ АО ПЦССУ «Доверие» в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.05.2016 № 410 (ред. от 07.02.2018) «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» в полной объеме не выполняются, а именно: объект (территория) не оснащен инженерно-техническими средствами и системами охраны и (или) обеспечение охраны объекта (территории) путем привлечения сотрудников охранных организаций, что может привести к несвоевременному выявлению фактов нарушения пропускного и внутриобъектового режимов, попыток проноса и провоза запрещенных предметов (радиоактивных, взрывчатых, отравляющих веществ, оружия, боеприпасов, наркотических й других опасных предметов и веществ) на объект (территорию).

Поскольку в судебном заседании выявленные в ходе прокурорской проверки нарушения требования антитеррористической защищенности ГАУ АО ПЦССУ «Доверие», лицами, участвующими в деле не оспаривались, в то время, как доказательств полного их устранения ответчиками в порядке ст. 56 ГПК РФ, суду не представлено, и поскольку выявленные нарушения не позволяют обеспечить надлежащий контроль за доступом в здания указанных объектов образования посторонних лиц, отрицательно сказываются на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, и не обеспечивают надлежащую антитеррористическую защищенность образовательных учреждений, поэтому суд приходит к выводу об обоснованности требований прокурора.

В силу положений ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено.

Рассматривая требование истца о возложении на ГАУ АО ПЦССУ «Доверие», обязанностей по устранению нарушения закона, путем: установки шлагбаума на въезде на территорию учреждения; обеспечения пропускного пункта (пост вахтёра, охраны) ручным стационарным или ручным металоискателем; модернизирования имеющейся системы видеонаблюдения, учитывая объем необходимых мероприятий, направленных на обеспечение надлежащей антитеррористической защищенности заявленного учреждения, а также принятые министерством социальной защиты населения Амурской области меры по введению режима полной изоляции (карантина) в стационарных учреждениях, подведомственных данному министерству, в том числе в ГАУ АО ПЦССУ «Доверие», в связи с чем, суд полагает разумным установить срок для исполнения решения суда в полном объеме до 31 декабря 2020 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Михайловского района Амурской области удовлетворить.

Возложить на Государственное автономное учреждение Амурской области «Поярковский центр содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки и сопровождения замещающих семей «Доверие», расположенное по адресу: <адрес> обязанности в срок до 31 декабря 2020 года:

- установить шлагбаум на въезде на территорию учреждения;

- обеспечить пропускной пункт (пост вахтёра, охраны) ручным стационарным или ручным металлоискателем;

- обеспечить наличие системы видеонаблюдения с учетом количества камер и мест их размещения, позволяющих обеспечивать непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта (территории), а также архивирование и хранение данных в течение одного месяца.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Михайловский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья К.В. Ершова

Решение в окончательной форме принято 08 июня 2020 года.