ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-137/2012 от 05.04.2012 Губахинского городского суда (Пермский край)

Дело №2-137-2012 года

Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации

Губахинский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Волнухиной И.Н., при секретаре ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Губахи к Главному управлению федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю, ФБУ «Межрайонная уголовно-исполнительная инспекция №8» ГУФСИН России по Пермскому краю, Филиалу по <адрес> Федерального Казенного учреждения уголовно исполнительной инспекции ГУФСИН России по Пермскому краю об обязании устранить нарушения Федерального закона от 27.07.2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных»; постановления Правительства РФ от 17.11.2007 года № 781 «Об утверждении положения об обеспечении безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных» путем оборудования помещения филиала по Губахинскому муниципальному району ФКУ УИИ ГУФСИН России по Пермскому краю средствами охранной сигнализации; об обязании ГУФСИН по Пермскому краю привести помещение филиала по Губахинскому муниципальному району ФКУ УИИ ГУФСИН России по Пермскому краю в соответствие с Правилами пожарной безопасности, утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 года (ППБ 01-03) путем обеспечения помещении филиала инспекции: - автоматической пожарной сигнализацией (ППБ 01-03) п.З; НПБ 110- системой оповещения о пожаре 2-го типа (ППБ 01-03 п.З; НПБ 104-03), суд

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор города Губахи в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ответчикам об обязании устранить нарушения Федерального закона от 27.07.2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных»; постановления Правительства РФ от 17.11.2007 года № 781 «Об утверждении положения об обеспечении безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных»; Правил пожарной безопасности, утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 года №313 (ППБ 01-03), мотивируя тем что, в соответствии с заданием прокуратуры Пермского края от 19.12.2011 года прокуратурой города была проведена проверка степени защищенности помещения уголовно-исполнительной инспекции от проникновения, а также наличие систем пожарной и охранной сигнализации. В инспекции формируются личные дела осужденных, что является учетным документом осужденного. В автоматизированную базу данных вносятся сведения, содержащиеся в личном деле. Отсутствие в помещении инспекции систем пожарной и охранной сигнализации свидетельствует о незащищенности персональных данных осужденных. Помещение инспекции не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией. В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» определено, что руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.

В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора города Губахи ФИО3 исковые требования поддержала.

В судебное заседание представитель ответчика Главного управления по Пермскому краю Федеральной службы исполнения наказаний не явился, в ранее представленном возражении с иском не согласен, так как помещения не оборудованные противопожарной и охранной сигнализациями ему не принадлежат, для осуществления уставных функций, целей и задач не используются.

В судебное заседание представитель ответчика ФБУ «Межрайонной уголовно-исполнительной инспекции » не явился, представил объяснение по иску в котором сообщил, что в связи с реорганизацией путем слияния ФБУ «Межрайонные уголовно- исполнительные инспекции» в настоящее время это Федеральное казенное учреждение «Уголовно-исполнительная инспекция Главного управления федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю».

В судебное заседание представитель ответчика Филиала по Губахинскому району Федерального казенного учреждения Уголовно-исполнительной инспекции ГУФСИН по Пермскому краю в судебное заседание не явился, возражений и объяснений по иску не представил.

Представитель ответчика – Федерального казенного учреждения Уголовно-исполнительной инспекции – привлеченный к участию в деле определением суда от ДД.ММ.ГГГГ - в судебное заседание не явился, представил возражение, в котором с иском не согласен, так как для оборудования Губахинского филиала инспекции средствами пожарной и охранной сигнализации необходимо провести аукцион для выбора исполнителя данных работ, предварительные проекты и договоры согласовываются в ГУФСИНе Пермского края, для чего необходимо время от 6 до 12 месяцев.

Суд, выслушав сторону, исследовав материалы дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

Согласно статье 18 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Согласно статье 7 ФЗ от 27 июля 2006 года за №152-ФЗ «О персональных данных», операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно части 1, пункта 2 части 2 статьи 19 этого же Закона, оператор при обработке персональных данных обязан принимать необходимые правовые, организационные и технические меры или обеспечивать их принятие для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных.

Обеспечение безопасности персональных данных достигается, в частности:

применением организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, необходимых для выполнения требований к защите персональных данных, исполнение которых обеспечивает установленные Правительством Российской Федерации уровни защищенности персональных данных.

Согласно статье 8 Постановления Правительства РФ от 17 ноября 2007 года за №781 «Об утверждении положения об обеспечении безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных», размещение информационных систем, специальное оборудование и охрана помещений, в которых ведется работа с персональными данными, организация режима обеспечения безопасности в этих помещениях должны обеспечивать сохранность носителей персональных данных и средств защиты информации, а также исключать возможность неконтролируемого проникновения или пребывания в этих помещениях посторонних лиц.

Согласно части 1,2 статьи 3 ФЗ от 21 декабря 1994 года за №69-ФЗ «О пожарной безопасности», система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.

Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 34 этого же закона, граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества; получение информации по вопросам пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке от органов управления и подразделений пожарной охраны.

Согласно статье 37 этого же закона, руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. При этом руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Согласно статье 38 этого же закона, ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.

Согласно статье 1 Постановления РФ от 16 июня 1997 года за №729 «Об утверждении Положения об уголовно-исполнительных инспекциях и норматива их штатной численности», уголовно-исполнительные инспекции (далее именуются - инспекции) являются учреждениями, исполняющими в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством уголовные наказания в отношении лиц, осужденных без изоляции от общества.

Согласно пункта 175 приказа Министерства юстиции РФ от 20 мая 2009 года за №142 «Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно правового характера без изоляции от общества», инспекция обеспечивает хранение личных дел осужденных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных".

Согласно части 1 Постановления Правительства РФ от 17 февраля 2000 года за №134 "О финансировании уголовно-исполнительных инспекций", установлено, что финансирование уголовно-исполнительных инспекций осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Согласно пункта 6 раздела 1 Положения о Главном управлении Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю, утвержденного приказом ФСИН России от 12 декабря 2008 года, Главное управление для подведомственных учреждений (бюджетополучателей) является распределителем средств федерального бюджета.

В судебном заседании установлено, что в результате проведенной прокуратурой города Губахи проверки, в филиале по Губахинскому муниципальному району ФКУ УИИ ГУФСИН России по Пермскому краю выявлено, что помещение Губахинской инспекции не защищено от проникновения, а также отсутствуют системы охранной и пожарной сигнализации. Данные системы до сих пор не установлены.

Изложенное подтверждается как пояснениями представителя истца, так и материалами дела:

письменным сообщением от ДД.ММ.ГГГГ начальника филиала по Губахинскому муниципальному району на имя руководителя ФКУ УИИ ГУФСИН России по <адрес> в городе Перми о размере стоимости установки в помещении Губахинского филиала уголовно-исполнительной инспекции охранной и пожарной сигнализации и о стоимости работ по их обслуживанию;

рапортом начальника Межрайонной уголовно-исполнительной инспекции от ДД.ММ.ГГГГ на имя начальника ГУФСИН России по <адрес> с просьбой выделить денежные средства в размере 52945 рублей 47 копеек для выполнения комплекса работ по оборудованию системами охранно-пожарной сигнализации в помещении уголовно-исполнительной инспекции в городе Губахе;

письменным сообщением главного управления ФСИН по <адрес> на имя прокурора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за /ТО/3/3 – 779, согласно которому в соответствии с Положением «О Главном управлении Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес>» распорядителем денежных средств федерального бюджета поступающих с целью финансирования уголовно-исполнительных инспекций <адрес> является ГУФСИН России по <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ ГУФСИН России по <адрес> получено обращение от руководителя ФКУ «УИИ ГУФСИН России по <адрес>» на предмет финансирования учреждения для установки охранной сигнализации в филиале по <адрес> ФКУ «УИИ ГУФСИН России по <адрес>, решение по которому будет принято в ближайшее время.

Оценивая изложенное, суд приходит к выводу, что помещение Губахинского филиала УИИ с момента проведения прокурорской проверки и на день рассмотрения иска не оборудовано охранной и пожарной сигнализацией, что влечет нарушение прав граждан на защиту персональных данных при исполнении приговоров, не связанных с лишением свободы.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что иск прокурора подлежит удовлетворению по отношению к Главному управлению ФСИН России по <адрес>, так как в судебном заседании установлено, что уголовно-исполнительные инспекции входят в состав ГУФСИН по <адрес> и в отношении инспекций ГУФСИН по <адрес> является главным распорядителем федеральных средств на их содержание.

Руководствуясь ст.198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать Главное управление федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю устранить нарушения Федерального закона от 27.07.2006 года №152 «О персональных данных»; постановления Правительства РФ от 17.11.2007 года №781 «Об утверждении положения об обеспечении безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных» путем оборудования помещения филиала по Губахинскому муниципальному району ФКУ УИИ ГУФСИН России по Пермскому краю средствами охранной сигнализации.

Обязать Главное управление федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю привести помещение филиала по Губахинскому муниципальному району ФКУ УИИ ГУФСИН России по Пермскому краю в соответствие с Правилами пожарной безопасности, утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 года №313 (ППБ 01-03 п.3; НПБ 110-03); системой оповещения о пожаре 2-го типа (ППБ 01-03 п.3; НПБ 104-03).

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд в апелляционном порядке через Губахинский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения.

Судья: