ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-137/2014 от 13.05.2014 Волгоградского гарнизонного военного суда (Волгоградская область)

 2-137/2014

             Р Е Ш Е Н И Е

               ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 13 мая 2014 г.                                                                                                   г. Волгоград

 Волгоградский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего - судьи Боховко В.А., при секретаре Гурбенко Т.В., с участием заявительницы ФИО1 и представителя командира войсковой части № – ФИО2, рассмотрев гражданское дело по заявлению военнослужащей войсковой части № <данные изъяты> ФИО1 об оспаривании действий командира войсковой части №, командира войсковой части № и руководителя Федерального казённого учреждения «Единый расчетный центр Министерства обороны РФ», связанных с невыплатой заявительнице надбавки за особые условия военной службы,

                 у с т а н о в и л :

 В своём заявлении и судебном заседании ФИО1 пояснила, что она проходит военную службу по контракту в должности оператора радиолокационной станции № радиотехнического батальона в войсковой части № дислоцированной в посёлке <адрес> <адрес>, входящей на правах структурного подразделения в состав войсковой части № В связи с тем, что занимаемая ею воинская должность относится, по её мнению, к должностям, замещаемым военнослужащими - наземными авиационными специалистами, обеспечивающими безопасность полётов самолетов и вертолетов, она имеет право на получение надбавки за особые условия военной службы в размере 20% оклада по воинской должности, предусмотренной подп. «д» п. 53 «Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации», утвержденного приказом Министра обороны РФ от 30 декабря 2011 года N 2700. Несмотря на это, вышеуказанная надбавка ей не выплачивается. Поскольку исполнение ею служебных обязанностей связано с несением боевого дежурства, указанная надбавка ей выплачивается в размере до 30% оклада по воинской должности по другому основанию, предусмотренному подп. «г» п. 53 вышеназванного Порядка.

 Обращаясь в суд, заявительница просит признать незаконным бездействие командира войсковой части №, выразившееся в не установлении ей надбавки за особые условия военной службы, как проходящей военную службу в должности, замещаемой военнослужащими – наземными авиационными специалистами, обеспечивающими безопасность полётов самолетов и вертолетов; обязать командира войсковой части № установить ей, ФИО1, данную надбавку в размере 20 % оклада по воинской должности с 1 января 2012 года, а Федеральное казённое учреждение «Единый расчетный центр Министерства обороны РФ» произвести выплату данной надбавки ей, ФИО1, за период с 1 января 2012 года по 30 апреля 2014 года в размере <данные изъяты> рубля.

 С учётом того, что в соответствии с «Порядком реализации правовых актов по вопросам назначения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на воинские должности, освобождению их от воинских должностей, увольнению с военной службы и присвоению им воинских званий», утвержденного приказом Министра обороны РФ от 17 декабря 2012 года N 3733, денежное довольствие военнослужащим войсковой части № выплачивается на основании приказов, издаваемых командиром войсковой части №, имеющим в своём подчинении кадровые органы, оснащенные программным изделием ресурсного обеспечения «Алушта», при подготовке дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве лица, чьи действия оспариваются, привлечена войсковая часть №.

     Командир войсковой части № в письменном возражении на заявление ФИО1 требования последней не признал. Он пояснил, что право на получение вышеуказанной надбавки заявительница не имеет, поскольку не проходит военную службу в авиационной воинской части и исполнение ею должностных обязанностей не связано с обеспечением безопасности полётов самолетов и вертолетов. ФИО1 как несущей боевое дежурство (дежурство в дежурных боевых сменах) ежемесячно производится выплата надбавки за особые условия военной службы, предусмотренной подп. «г» п. 53 Порядка, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 30 декабря 2011 года N 2700.

     Представитель командира войсковой части №, действуя на основании доверенности и не признавая требования заявительницы, пояснил, что войсковая часть № является радиотехническим батальоном, входящим в состав радиотехнических войск ПВО Военно-воздушных сил МО РФ, общими задачами которого являются охрана воздушных границ РФ, проведение радиолокационной разведки воздушного пространства и обеспечение радиолокационной информацией о воздушной обстановке органов военного управления. Войсковая часть № не осуществляет радиотехническое обеспечение полётов воздушных судов, не выполняет задач, связанных с безопасностью воздушного движения, и не относится к авиационным воинским частям, авиационным и авиационно-технических подразделениям, служба в которых даёт право на получение надбавки, оспариваемой ФИО1.

 Командир войсковой части № в письменном возражении на заявление ФИО1 требования последней не признал. Он пояснил, что 30 октября 2012 года Министр обороны РФ утвердил «Перечень воинских должностей, <данные изъяты> <данные изъяты> военная служба в которых даёт право на получение ежемесячной надбавки за особые условия военной службы в размере 20% оклада по воинской должности» (далее – Перечень воинских должностей). Данный Перечень предусматривает выплату указанной надбавки, в частности, военнослужащим отдельных батальонов связи и радиотехнического обеспечения, пунктов наведения, авиационных и авиационно-технических подразделений, в которых ФИО1 военную службу не проходит. В связи с этим законных оснований для удовлетворения требований заявительницы не имеется.

 Представитель руководителя ФКУ ЕРЦ, действующая на основании доверенности и просившая заявление ФИО1 рассмотреть в её отсутствие, в своём возражении требования заявительницы не признала. Она пояснила, что расчет и выплату военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, денежного довольствия руководство ФКУ ЕРЦ производит с использованием электронной базы данных, в которую необходимые сведения для производства расчётов с военнослужащими по денежному довольствию вносятся кадровыми органами, оснащенными программным изделием ресурсного обеспечения «Алушта» в соответствии с «Порядком реализации правовых актов по вопросам назначения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на воинские должности, освобождению их от воинских должностей, увольнению с военной службы и присвоению им воинских званий», утвержденным приказом Министра обороны РФ от 17 декабря 2012 года N 3733. Согласно сведениям, содержащимся в электронной базе ФКУ ЕРЦ, решение о выплате ФИО1 надбавки за особые условия военной службы в размере 20% оклада не принималось, в связи с чем оснований для удовлетворения её требований не имеется.

 Командир войсковой части №, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства по делу, в судебное заседание не явился по неизвестным причинам и не просил об отложении судебного разбирательства на более поздний срок, что в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 257 ГПК РФ не является препятствием для рассмотрения данного дела по существу.

     Суд, выслушав заявительницу и представителя командира войсковой части №, а также исследовав письменные доказательства по делу, приходит к выводу, что требования ФИО1 удовлетворению не подлежат.

 В соответствии с приказом Министра обороны РФ от 3 октября 2011 г. № 1771 в целях реализации государственной, социальной, финансовой и налоговой политики в сфере деятельности Вооруженных Сил РФ с 1 февраля 2012 г. обязанность за своевременное начисление денежного довольствия, удержание и перечисление денежных средств военнослужащим Министерства обороны РФ возложена на ЕРЦ.

 По смыслу положений Временного порядка взаимодействия органов военного управления в ходе работ по обеспечению расчета денежного довольствия, заработной платы в ЕРЦ (утвержден Министром обороны РФ 27 июля 2011 г.), на данный финансовый орган возложена ответственность за выполнение централизованного своевременного расчета денежного довольствия военнослужащим и заработной платы гражданскому персоналу Министерства обороны РФ, а на командиров воинских частей возложена ответственность за полноту и достоверность предоставленных ими по команде сведений (документов), связанных с установлением личному составу надбавок, доплат, выплат компенсационного и стимулирующего характера.

 Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 7 ноября 2011 года N 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» денежное довольствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, состоит из месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием (далее - оклад по воинскому званию) и месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью (далее - оклад по воинской должности), которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащего (далее - оклад денежного содержания), и из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).

 Пунктами 18 ст. 2 этого же закона предусмотрена выплата военнослужащим ежемесячной надбавки за особые условия военной службы в размере до 100 процентов оклада по воинской должности, Правила выплаты которой определяются Правительством Российской Федерации в зависимости от условий прохождения военной службы соответствующими категориями военнослужащих.

 В соответствии с подп. «д» п.п. 53 и 55 «Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации», утвержденного приказом Министра обороны РФ от 30 декабря 2011 года N 2700, в авиационных воинских частях (авиационно-спасательных центрах) военнослужащим, проходящим военную службу на воинских должностях, замещаемых военнослужащими - наземными авиационными специалистами, обеспечивающими безопасность полетов самолетов и вертолетов, по перечню воинских должностей, утверждаемому Министром обороны Российской Федерации, выплачивается надбавка за особые условия военной службы в размере 20% оклада по воинской должности. Военнослужащим, имеющим право на получение надбавки по двум и более основаниям, размер надбавки определяется путем суммирования процентов по каждому основанию, но не более 100 процентов оклада по воинской должности.

 Из приведённых выше правовых норм следует, что условиями выплаты надбавки за особые условия военной службы по вышеуказанному основанию являются прохождение службы в авиационных воинских частях (авиационно-спасательных центрах) и замещение одной из воинских должностей наземных авиационных специалистов, обеспечивающих безопасность полетов самолетов и вертолетов, по перечню, утверждаемому Министром обороны РФ,

 Из представленных заявительницей расчётных листков видно, что надбавка за особые условия военной службы, предусмотренная подп. «д» п. 53 Порядка, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 30 декабря 2011 года N 2700, ей не выплачивается.

 В соответствии с «Федеральными авиационными правилами производства полетов государственной авиации», утверждёнными приказом Министра обороны РФ от 24 сентября 2004 года N 275, под обеспечением безопасности полетов понимается комплекс мероприятий, проводимых авиационным персоналом, направленный на создание условий для проведения полетов без авиационных происшествий и авиационных инцидентов.

 Согласно выписке из приказа командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ № (<данные изъяты> ФИО1 проходит военную службу в должности оператора радиолокационной станции № войсковая часть № №

 Из справок, составленных командиром и начальником штаба войсковой части № на основании штата, утвержденного ДД.ММ.ГГГГ начальником Генерального штаба Вооружённых Сил РФ, следует, что войсковая часть № является радиотехническим батальоном и не относится к авиационным воинским частям (авиационно-спасательным центрам). Из этого следует, что занимаемая заявительницей воинская должность к авиационному персоналу не относится.

 Согласно справке, составленной командиром войсковой части №, должность, замещаемая ФИО1, не относится к должностям авиационного персонала - авиационных специалистов, обеспечивающих безопасность полетов самолетов и вертолетов.

 Сведения, изложенные в данной справке, подтверждаются Инструкцией дежурного оператора и Инструкцией по действиям оператора РЛС при радиолокационном обеспечении полётов, которыми руководствуется заявительница при исполнении должностных обязанностей. Согласно данным Инструкциям на ФИО1 возложены обязанности радиолокационного оператора и не содержится сведений о том, что в связи с исполнением должностных обязанностей она является наземным авиационным специалистом, непосредственно обеспечивающим безопасность полетов самолетов и вертолетов.

 В судебном заседании ФИО1 пояснила, что других обязанностей, помимо тех, что указаны в вышеназванных инструкциях, она как оператор <данные изъяты> не выполняет. При этом заявительница не оспаривала, что войсковая часть № не является авиационной и замещаемая ею должность оператора радиолокационной станции не относится к авиационному персоналу.

 Вместе с тем, по мнению заявительницы, её требования подлежат удовлетворению на том основании, что в Примечании к вышеупомянутому Перечню воинских должностей содержится указание на то, что право на получение надбавки за особые условия военной службы, предусмотренной подп. «д» п. 53 Порядка, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 30 декабря 2011 года N 2700, имеют военнослужащие, проходящие службу в отдельных батальонах радиотехнического обеспечения и пунктах наведения. К числу таких военнослужащих относится и она, ФИО1.

 Однако исследованные доказательства по делу показывают, что такое утверждение заявительницы является необоснованным.

 Согласно п. 1 Наставления радиотехнических войск ВВС, утвержденного приказом Главнокомандующего <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ радиотехнические войска являются родом войск Военно-воздушных сил. Они предназначены для ведения радиолокационной разведки воздушного противника и обеспечения радиолокационной информацией о воздушной обстановке органов управления ВВС и других видов и родов Вооружённых Сил РФ, систем управления боевыми средствами авиации, ПВО и РЭБ при решении ими задач мирного и военного времени. Задачи, которые возложены на радиотехнические войска, изложены в п. 2 данного Наставления, из которого следует, что данные войска не осуществляют радиотехническое обеспечение полётов воздушных судов, связанное с безопасностью воздушного движения. Такие выводы вытекают также из вышеупомянутой Инструкции по действиям оператора радиолокационной станции, которой ФИО1 как проходящая службу в радиотехнических войсках руководствуется при исполнении должностных обязанностей, а также выписок из приказов командира войсковой части № о допуске заявительницы к радиолокационному обеспечению полётов авиации, согласно которым на ФИО1 при обеспечении полётов авиации возложена обязанность по осуществлению только радиолокационного обеспечения.

 Между тем, из содержания «Руководства по предотвращению авиационных происшествий с государственными воздушными судами в Российской Федерации», утвержденного приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ N №, следует, что радиолокационное и радиотехническое виды обеспечений полётов авиации не являются тождественными, поскольку задачами первого из них является радиолокационная разведка воздушного пространства и передача радиолокационной информации о воздушной обстановке органам военного управления, а радиотехническое обеспечение заключается в непосредственном управлении воздушным движением.

 Как пояснил представитель командира части, радиотехническое обеспечение полётов авиации заключается в непосредственном и непрерывном контроле с земли за воздушным движением воздушного судна со стадии взлёта до его посадки и его сопровождении.

 Вопреки объяснениям ФИО1, в войсковой части № она проходит службу в радиолокационном узле, а не в пункте наведения авиации, являющемся отдельным структурным подразделением этой воинской части. Это подтверждается представленными лицами, чьи действия оспариваются, документами (справками, выданными командирами войсковых частей № выписками из приказов, изданных ими, выписками из приказов командира войсковой части №, а также выпиской из схемы <данные изъяты> авиационной эскадрильи – войсковой части № и выпиской из схемы <данные изъяты> воинской части). Доказательством тому, что заявительница проходит службу именно в радиолокационном узле является также её рапорт, поданный 14 апреля 2014 года по команде на имя начальника радиолокационного узла войсковой части №

 Принимая во внимание, что военную службу ФИО1 проходит не в авиационной воинской части (авиационно-спасательном центре) и не замещает воинскую должность наземного авиационного специалиста, обеспечивающего безопасность полетов самолетов и вертолетов, по Перечню, утвержденному Министром обороны РФ (с учётом воинского подразделения, указанного в Примечании к данному Перечню), оснований для выплаты ей надбавки за особые условия военной службы по основанию, предусмотренному подп. «д» п. 53 «Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации», не имеется.

 То обстоятельство, что Перечень воинских должностей содержит должность оператора, которой соответствует военно-учётная специальность по должности, занимаемой ФИО1, не может повлиять на выводы суда о законности требований последней, поскольку само по себе замещение такой должности не является единственным основанием для получения оспариваемой надбавки, для производства которой необходимы и другие условия.

 Поскольку невыплатой надбавки за особые условия военной службы лицами, чьи действия оспариваются права ФИО1 не нарушены, суд в соответствии с ч. 4 ст. 258 ГПК РФ отказывает в удовлетворении требований заявительницы.

     Руководствуясь ст.ст. 194, 197, 198, 199 ГПК РФ, военный суд

 р е ш и л :

 В удовлетворении заявления военнослужащей войсковой части № <данные изъяты> ФИО1 об оспаривании действий командира войсковой части №, командира войсковой части № и руководителя Федерального казённого учреждения «Единый расчетный центр Министерства обороны РФ», связанных с невыплатой заявительнице надбавки за особые условия военной службы в размере 20 % оклада по воинской должности, отказать.

 Решение в апелляционном порядке может быть обжаловано течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме в судебную коллегию по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда через Волгоградский гарнизонный военный суд.

 Председательствующий по делу                                                                  В.А. Боховко