ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-137/2014 от 17.01.2014 Вельского районного суда (Архангельская область)

  Дело № 2-137/2014 17 января 2014 года

РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации    Вельский районный суд Архангельской области в составе:

 председательствующего Латфуллина И.Г.,

 при секретаре Брагиной А.Б.,

 с участием прокурора Русиновой К.О.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Вельске гражданское дело по заявлению ФИО1 об оспаривании постановления Вельской территориальной избирательной комиссии №* от 28 декабря 2013 года о регистрации кандидата на должность главы муниципального образования «Вельское» ФИО2,

 установил:

 ФИО1 обратился в суд с заявлением об оспаривании постановления Вельской территориальной избирательной комиссии №* от 28 декабря 2013 года о регистрации кандидата на должность главы муниципального образования «Вельское» ФИО2. В обоснование указал, что 10 декабря 2013 года Совет депутатов МО «Вельское» принял решение №* о назначении даты выборов главы муниципального образования «Вельское» на 02 марта 2014 года. 13 декабря 2013 года данное решение было опубликовано в газете «Вельские вести». Комиссией, организующей выборы главы муниципального образования «Вельское» является Вельская территориальная комиссия. 25 декабря 2013 года кандидатом на должность главы муниципального образования «Вельское» (далее МО «Вельское») выдвинут ФИО2 Постановлением избирательной комиссии от 28 декабря 2013 года ФИО2 зарегистрирован в качестве кандидата на должность главы МО «Вельское». Считает данное постановление не законным, так Вельская территориальная избирательная комиссия нарушила ст.38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а именно зарегистрировала ФИО2 в качестве кандидата на должность главы МО «Вельское» без представления заявления в письменной форме о согласии баллотироваться с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом главы муниципального образования, а предоставленное заявление не было подписано ФИО2 Данное нарушение препятствовало избирательной комиссии принять решение о регистрации ФИО2 в качестве кандидата на должность главы МО «Вельское».

 В судебном заседании заявитель ФИО1 и его представитель ФИО3 изменили основания отмены регистрации кандидата на должность главы муниципального образования «Вельское» ФИО2, указав, что согласно выписок из протоколов политсоветов Партии «Единая Россия» при выдвижении кандидата ФИО2 протоколы были изготовлены задолго до начала периода избирательной компании. Указанное обстоятельство свидетельствует о том, что «Вельское местное отделение Партии «Единая Россия» проявило инициативу в определении кандидата на выборную должность заранее. Документы о выдвижении составлены с нарушениями, в выписке из протокола отсутствуют данные о числе участников, необходимом для принятия решения о выдвижении кандидата. В заявлении ФИО2 о согласии баллотироваться в нарушение нормы Областного закона неправильно указано основное место работы или службы, занимаемая должность. Также не представлены копии документов, подтверждающие указанные в заявлении сведения об основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом. В справке, выданной ВПП «Единая Россия» о том, что ФИО2 действительно является членом Всероссийской политической партии «Единая Россия» и состоит на учете в Архангельском региональном отделении партии нет даты выдачи справки, не понято, является ли ФИО2 членом партии. Сведения о размере и об источниках доходов кандидата ФИО2, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности ( в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах, представленные по форме, которая отличается от формы, установленной Областным законом. В нарушении норм Областного закона документы на кандидата ФИО2 в Вельскую территориальную избирательную комиссию не представлены в электронном виде. Заявленные требования ФИО1 и его представитель ФИО3 поддержали по новым основаниям.

 Представитель Вельской территориальной избирательной комиссии ( далее по тексту ТИК) ФИО4, являющийся председателем ТИК, заявленные требования не признал, указав, что 25 декабря 2013 года в Вельскую ТИК уполномоченным представителем избирательного объединения Вельское местное отделение ВПП Партии Единая Россия представлены документы для выдвижения кандидата на должность главы МО «Вельское» ФИО2 25 декабря 2013 года в Вельскую ТИК ФИО2 представлено заявление о согласии баллотироваться с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом главы муниципального образования с приложением необходимых документов для выдвижения кандидатом. В заявлении ФИО2 сообщил о себе все необходимые сведения, предусмотренные законом. 26 декабря 2013 года ФИО2 в Вельскую ТИК предоставил уведомление об открытии специального избирательного счета для формирования своего избирательного фонда. После проверки всех условий выдвижения 28 декабря 2013 года постановлением Вельской ТИК №* ФИО2 был зарегистрирован кандидатом на должность главы МО «Вельское». Постановление является законным и обоснованным, оснований для отмены нет. Все основания указанные ФИО1 и его представителям не соответствуют действительности, заявление ФИО2 и предоставленные документы соответствуют требованиям закона. Кандидат на должность главы МО «Вельское» ФИО1 зарегистрирован постановлением Вельской ТИК №* от 13 января 2014 года. Фактически на момент подачи заявления о признании незаконным постановления Вельской ТИК о регистрации кандидата на должность главы МО «Вельское» ФИО2, то есть на 9 января 2014 года, ФИО1 не являлся зарегистрированным кандидатом на должность главы МО «Вельское» и не обладал правом обжалования решения о регистрации кандидата на должность главы МО «Вельское» ФИО2

 Заинтересованное лицо ФИО2 заявленные требования не признал, указав, что оснований для отмены его регистрации в качестве кандидата нет.

 Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

 Постановлением Избирательной комиссии Архангельской области от 25 ноября 2010 года назначен состав Вельской территориальной избирательной комиссии, председателем которой назначен ФИО4

 Решением Совета депутатов МО «Вельское» от 10 декабря 2013 года назначена дата выборов главы МО «Вельское» на 02 марта 2014 года.

 Данное решение было опубликовано в газете «Вельские Вести» 13 декабря 2013 года.

 Постановлением Вельской ТИК №* от 28 декабря 2013 года ФИО2 зарегистрирован кандидатом на должность главы МО «Вельское».

 В силу п.3 ст. 259 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с заявлением в суд об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов) вправе обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата (список кандидатов), кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, а также в случаях, установленных федеральным законом, прокурор.

 Постановлением Вельской ТИК от 13 января 2014 года №* ФИО1 зарегистрирован кандидатом на должность главы МО «Вельское».

 Таким образом, на момент рассмотрения дела ФИО1 зарегистрирован кандидатом на должность главы МО «Вельское» и поэтому в силу п.3 ст.259 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации он вправе обратиться в суд с заявлением об отмене регистрации кандидата ФИО2 В связи с чем ссылка представителя Вельской ТИК на данное обстоятельство является несостоятельной.

 В соответствии с пунктом 2 статьи 78 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее по тексту Федеральный закон) жалоба на решение комиссии о регистрации, об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть подана в течение десяти дней со дня принятия обжалуемого решения. Указанный срок восстановлению не подлежит.

 Согласно пункту 1 статьи 11.1 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ если какое-либо действие может (должно) осуществляться со дня наступления какого-либо события, то первым днем, в который это действие может (должно) быть осуществлено, является календарная дата наступления соответствующего события, но не ранее времени наступления этого события.

 При исчислении срока по правилам пункта 1 статьи 11.1 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ первым днем десятидневного срока для подачи в суд заявления об отмене решения избирательной комиссии о регистрации кандидата является день принятия решения избирательной комиссией.

 Между тем, в соответствии с положениями статьи 112 Трудового кодекса Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации с 1 по 8 января 2014 года является нерабочими праздничными днями в Российской Федерации.

 В силу части 2 статьи 108 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если последний день процессуального срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается следующий за ним рабочий день.

 Пресекательный десятидневный срок обращения в суд с указанным заявлением, исчисляемый со дня принятия избирательной комиссией постановления о регистрации кандидата, заявителем ФИО1 соблюден, поскольку заявление об отмене регистрации кандидата, зарегистрированного постановлением Вельской ТИК 28 декабря 2013 года подано им в суд в первый рабочий день, т.е. 09 января 2014 года, что подтверждено штемпелем на почтовом конверте.

 В соответствии с п.2 ст.33 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и официально заверенного постоянно действующим руководящим органом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным на то уставом политической партии, иного общественного объединения постоянно действующим руководящим органом структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения. Вместе с заявлением кандидат представляет копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.

 В судебном заседании установлено, что 25 декабря 2013 года в Вельскую ТИК ФИО2 представлено заявление о согласии баллотироваться должность главы МО «Вельское» с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом главы муниципального образования с приложением документов для выдвижения, предусмотренных Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Данное заявление подписано ФИО2

 Согласно пункту 6 ст. 76 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона.

 В силу подпункта "в" пункта 24 статьи 38 названного закона основанием для отказа в регистрации кандидата является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.

 Аналогичное положение содержится в подпункте 3 пункта 6 статьи 46

 Закона Архангельской области от 08.11.2006 N 268-13-ОЗ (ред. от 22.11.2013)

 "О выборах в органы местного самоуправления в Архангельской области".

 Подпунктом "б" пункта 24 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ в качестве основания для отказа в регистрации кандидата, выдвинутого политической партией, названо несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных ФЗ от 11.07.2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях".

 Политическая партия в силу п. 3.1 ст. 36 ФЗ от 11.07.2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях" не вправе выдвигать кандидатами в депутаты, в том числе в составе списков кандидатов, и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления граждан Российской Федерации, являющихся членами иных политических партий. Гражданин Российской Федерации может быть членом только одной политической партии. Член политической партии может состоять только в одном региональном отделении данной политической партии - по месту постоянного или преимущественного проживания (п. 6 ст. 23).

 В ст. 2 Федерального закона "О политических партиях" указано, что право граждан Российской Федерации на объединение в политические партии включает в себя право создавать на добровольной основе политические партии в соответствии со своими убеждениями, право вступать в политические партии либо воздерживаться от вступления в политические партии, право участвовать в деятельности политических партий в соответствии с их уставами, а также право беспрепятственно выходить из политических партий.

 Условия и порядок приобретения и утраты членства в политической партии регламентируются уставом этой партии (подп. "в" п. 2 ст. 21).

 Согласно п. 4.3.1 Устава Всероссийской политической партии "Единая Россия" прекращение членства происходит на основании личного письменного заявления гражданина, принявшего решение о выходе из партии, которое подается в первичное (местное, региональное) отделение партии по месту постоянного или преимущественного проживания члена партии. Прекращение членства в партии наступает со дня регистрации этого письменного заявления в соответствующем первичном (местном, региональном) отделении.

 Судом установлено и материалами дела подтверждается, что ФИО2 на момент проведения собрания Вельским местным отделением Всероссийской политической партии "Единая Россия" по выдвижению его кандидатом на выборную должность главы МО «Вельское» и в настоящее время являлся членом данной партии. Доказательств обратного заявителем и его представителем в суд не предоставлено, отсутствие даты на справке о членстве в партии ФИО2 не указывает о прекращение членства. В связи с чем довод заявителя и его представителя о том, что последний не член названной партии является несостоятельным.

 В силу статьи 21 Федерального закона "О политических партиях" политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения действуют на основании устава политической партии и в соответствии с ним.

 Устав политической партии должен содержать положения, определяющие порядок выдвижения политической партией кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в том числе на повторных и дополнительных выборах.

 Пунктом 2 статьи 25 данного Федерального закона определено, что решения об избрании руководящих и контрольно-ревизионных органов региональных отделений политической партии, о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии. Решения о выдвижении иными структурными подразделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления принимаются общим собранием соответствующего структурного подразделения либо иным органом, предусмотренным уставом политической партии.

 Согласно п. 14.7.14.1 Устава Всероссийской политической партии "Единая Россия" местный политический совет выдвигает тайным голосованием по согласованию с Региональным политическим советом кандидатов (списка кандидатов) в депутаты и на иные выборных должности в органах местного самоуправления.
  В связи с избранием главы МО «Вельское» на должность главы МО «Вельский муниципальный район» образовалась вакансия на должность главы МО «Вельское» с 16 сентября 2013 года.

 11 декабря 2013 года Архангельское региональное отделение Всероссийской политической партии "Единая Россия" согласовала кандидатуру ФИО2 на должность главы МО «Вельское», о чем составлен соответствующий протокол.

 24 декабря 2013 года местный политический совет Вельского местного отделения Всероссийской политической партии "Единая Россия" тайным голосованием выдвинул члена партии "Единая Россия" ФИО2 кандидатом на должность главы муниципального образования «Вельское», о чем составлен соответствующий протокол. На заседании присутствовали 10 из 14 членов местного политического совета, которые указаны в протоколе поименно, при этом в протоколе указано о кворуме 7 членов и количество членов проголосовавших за кандидата, а именно 10. В связи с чем довод заявителя и его представителя об отсутствие в протоколе данных о числе участников заседания является несостоятельным.

 Дав анализ вышеуказанным документам, во взаимосвязи с положениями вышеназванных норм и устава Всероссийской политической партии "Единая Россия" суд приходит к выводу, что ФИО2 выдвинут кандидатом на должность главы муниципального образования «Вельское» после официального опубликования решения о назначении даты выборов главы муниципального образования «Вельское», поскольку согласование кандидата на должность является внутрипартийной процедурой и не является официальным выдвижением региональным отделением политической партии кандидата на выборную должность в органах местного самоуправления. В связи с чем довод заявителя и его представителя о том, что выдвижение кандидата произведено до начала избирательной компании является несостоятельным.

 Таким образом, в установленном законом порядке член партии "Единая Россия" ФИО2 выдвинут кандидатом на должность главы муниципального образования «Вельское».

 В заявление о согласии баллотироваться должность главы МО «Вельское» от 25 декабря 2013 года ФИО2 сообщил о себе все предусмотренные законом сведения, предоставив одновременно документы, подтверждающие сообщенные им в заявление сведения. В том числе об основном месте работы -* и должности - *, о принадлежности к политической партии "Единая Россия". В данном заявление не требовалось сообщать о том, что он *», поскольку ФИО2 являлся * на постоянной основе, а п.2 ст.33 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ требует указание только об исполнении обязанности депутата на непостоянной основе.

 Согласно Положения о представительном органе местного самоуправления, утвержденного 4 сессией Совета депутатов от 13.12.2005 г. №23-б, * является юридическим лицом, * возглавляет председатель.

 Распоряжением главы МО «Вельское» №* от 22 января 2013 года ФИО2 принять на основанную работу - на выборную должность *» на основание решения Совета депутатов МО «Вельское от * г. «*» и ему назначено денежное вознаграждение.

 В связи с чем доводы заявителя и его представителя о том, что в заявление неправильно указаны основное место работы, занимаемая должность, не указано об исполнении обязанности депутата, не представлены копии документов, подтверждающие указанные в заявлении сведения об основном месте работы или службы, о занимаемой должности, являются несостоятельными.

 В соответствии с п.3 ст.33 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ вместе с заявлением, указанным в пункте 2 настоящей статьи, в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону, которая может включать дополнительные сведения, если это предусмотрено федеральным законом.

 Аналогичное положение содержится в подпункте 2 пункта 3 статьи 40.1 Закона Архангельской области от 08.11.2006 N 268-13-ОЗ (ред. от 22.11.2013)"О выборах в органы местного самоуправления в Архангельской области".

 Совместно с заявлением о согласии баллотироваться на должность главы МО «Вельское» от 25 декабря 2013 года ФИО2 предоставил сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности). Сведения представлены по форме, которые соответствуют форме, указанной в приложении 1 к Федеральному закону и в приложении 4 к Закону Архангельской области. В связи с чем довод заявителя и его представителя о несоответствии формы документа является несостоятельным.

 Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Законом Архангельской области от 08.11.2006 N 268-13-ОЗ (ред. от 22.11.2013)"О выборах в органы местного самоуправления в Архангельской области" не предусмотрено требование о предоставлении кандидатом на должность главы муниципального образования в избирательную комиссию документов в электронном виде. В связи с чем довод заявителя и его представителя об этом является несостоятельным.

 Поскольку все необходимые документы, предусмотренные законом, ФИО2 в избирательную комиссию были представлены, оснований для отмены постановления Вельской ТИК о его регистрации кандидатом на должность главы муниципального образования не имеется.

 В соответствии с п.3 ст.246 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом проверены все обстоятельства, связанные с регистрацией ФИО2 в качестве кандидата на должность главы муниципального образования «Вельское» и оснований для признания его регистрации незаконной не установлено.

 При таких обстоятельствах постановление Вельской ТИК от 28 декабря 2013 года №*о регистрации ФИО2 в качестве кандидата на должность главы муниципального образования «Вельское» является законным и обоснованным и поэтому заявленные требования не подлежат удовлетворению.

 Руководствуясь статьями 194-199,261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

 решил:

 в удовлетворении заявления ФИО1 об оспаривании постановления Вельской территориальной избирательной комиссии №* от 28 декабря 2013 года о регистрации кандидата на должность главы муниципального образования «Вельское» ФИО2 - отказать.

 Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение 5 дней со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Вельский районный суд Архангельской области.

 Председательствующий И.Г.Латфуллин